Как проходит процесс изменения




Содержание

Введение

1. Определение и историческое развитие

2. Цель первичной интеграции и ее основные понятия

3. Как проходит процесс изменения

. Техники первичной интеграции

. Примеры упражнений

Заключение

Список литературы


Введение

 

До недавнего времени большинство психологов считали, что психологическое развитие начинается в первые месяцы после рождения. За последние 20 лет возросло признание значимости самых ранних этапов внутриутробной жизни. Значение перинатального периода (до и сразу после рождения) для психотерапевтов было убедительно проиллюстрировано Джоном Роуэном. Он ссылается на случай, в котором были выявлены: четкие признаки пупочного эффекта - другими словами, пациент вспоминал свою внутриутробную жизнь и сопровождавшие её травмирующие переживания. Все это перекликается с туннелями, голоданием и прочими явлениями, которые так хорошо описывает Лейк.

Но так как область эта была для Мэлана новой как с точки зрения теории, так и в практическом применении, он вынужден был фальсифицировать опыт. Он говорит, что такие переживания тесно связаны с грудным вскармливанием (курсив его) и что «любая аналогия с пуповиной не может быть ничем иным, кроме как психологическим анахронизмом»!

(Rowan and Dryden, 1988)

Первичная интеграция Уильяма Свартли является примером подхода, объединяющего пре- и перинатальный опыт. Кроме того она может служить образцом подхода, в основе которого лежит философия «Движения за развитие человеческого потенциала», давшая начало большинству новейших направлений гуманистической психологии. Основная идея этого философского течения заключается в том, что практик не лечит, но фасилитирует серии переживаний, чтобы помочь клиентам в их личностном росте и развитии. Клиенты должны принять на себя полную ответственность за то, что они делают и что происходит с ними в процессе терапии данного типа [1. 20-21].

1.
Определение и историческое развитие

 

Первичная интеграция - чрезвычайно свободная форма первичной работы, направленная на исследование глубинных уровней личностного опыта с тем, чтобы улучшить качество жизни и привести человека в большее согласие с самим собой. Она связана с восстановление и реинтеграцией расщепленных фрагментов «я» и в весьма эклектичной манере работает с очень ранними довербальными переживаниями периода внутриутробной жизни, рождения и младенчества, а так же с более поздними переживаниями. Упор в этой работе делается не на высокоструктурированную или управляемую программу, а на самонаправление, саморегуляцию и свободное течение спонтанного личностного роста [1. 28.]. Первичному материалу позволяют проявляться в соответствии с его собственной динамикой, однако цель его получения не ставится прямо.

Уильям Свартли проделал работу, в ходе которой он, приблизительно в 1962 году, создал специальный термин: «первичная интеграция». Подводя итог своей деятельности, он сделал это в следующих словах:

Первичная интеграция - одна из техник, развившихся в 1970-е годы и изначально ориентированных на становление человека как зрелой личности… Третьим «новшеством» в среде первичных техник является разработанный мною вариант, адаптированный для работы со взрослыми среднего возраста и называющийся «первичной интеграцией». Применительно к клиентам этой группы первичная интеграция использует регрессивные техники, оперируя ими в просветительском, а не в терапевтическом контексте.

Таким образом, первичная интеграция отвергает авторитарную медицинскую модель лечения и больше является просвещением, нежели терапией. Свой вклад в становление первичной интеграции внесло Движение групп встреч, которое возникло на Восточном и Западном побережье Соединенных Штатов в 1962 году и чьими прародителями были Маслоу и Перлз. Следовательно, в историческом плане первичную интеграцию можно рассматривать как общее дитя регрессивной психотерапии и Движения встреч. [4. 75]

Две линии исторического развития, сошедшиеся в этом «плоде любви», представляли собой растущее осознание важности пре- и перинатального опыта, признание огромной значимости самого процесса родов для ребёнка и наличия опыта внутриутробных переживаний, а так же возращение к катартическим методам.

Выдающимся приверженцем первой линии выступает Ранк, последователями которого стали Фодор и Мотт, сумевшие оценить важность родового опыта, исходя из толкований сновидений своих клиентов.

Развитие второй линии во многом можно проследить вплоть до влияния Вильгельма Райха, чей активный, телесно-ориетированный и катартический подход в 1960-е годы нашел горячих сторонников в Движении за развитие человеческого потенциала - движении, в котором видную роль сыграл один из учеников Райха, Фриц Перлз, родоначальник гештальт-терапии.

Эти две линии исторического развития берут свое начало в какой-то мере и от Фрейда. Ранк принадлежал к его кружку, и Фрейд по началу работал в русле абреакции - непосредственно с «начальным (первичным) процессом», - прежде чем отказаться от этого метода в пользу более рационального, который он назвал «психоанализом».

Свартли активно участвовал в движении за развитие человеческого потенциала и в 1962 году основал в Филадельфии один из первых центров личностного роста, Центр целостной личности, а позднее - Международную первичную ассоциацию.

В 1970 году Артур Янов выпустил свою книгу «Первый крик», а его первичную терапию впоследствии получал Джон Леннон из группы «Биттлз», благодаря чему она приобрела широкую известность.

Свартли признавал заслуги Янова в популяризации возраста к катартическим техникам, но не имел никаких прямых контактов ни с Яновым, ни с его первичной терапией и разработал первичную интеграцию самостоятельно [5. 105-107].

 

2. Цель первичной интеграции и ее основные понятия

Если говорить просто, то целью первичной интеграции является повышение осознанности «Я», подлинной природы человека, и интеграция этой возросшей осознанности в повседневную жизнь. Здесь нет конечной цели, а есть скорее путь, непрерывный процесс движения в направлении большей аутентичности, путешествие в поисках себя.

Первичная интеграция не ставит целью решение проблем или лечение психологических расстройств. То, что воспринимается как проблема, часто оказывается результатом, побочным продуктом роста, поскольку появление подобных проблем свидетельствует об оторванности от собственного «Я» и о потребности жить более аутентично. Поэтому целительные аспекты первичной интеграции предлагают «разбираться» с проблемами иным способом.

Что же касается понятия «первичная интеграция », то здесь под «первичной » понимается первое по времени, наиболее раннее, но так же первое по значимости - нечто центральное, стержневое глубинное. «Интеграция » означает осознание плодов первичного исследования, «сведение воедино», исцеление, восстановление целостности. Она так относится к активному привнесению усвоенного о себе самом в повседневную жизнь. Это является гарантией связности, обоснованности и актуальности первичной работы. Важной частью этой работы оказывается привязанность к настоящему и сохранение баланса между потребностью в исследовании «прошлого» и потребностью в укреплении, поддержании и развитии чувства «настоящего» [1. 33-36].

Первичная интеграция обращается к проблеме жизни со знанием глубинных сторон своей личности. Часто это приводит к высвобождению незавершенных травматических переживаний внутриутробного периода, момента рождения и младенчества, поскольку именно они зачастую всплывают на поверхность при попытке индивида жить более осознанно. Однако это явление - лишь один из элементов фундаментального процесса научения жить в согласии с собственным ядром, глубинным «я», каким бы оно не выглядело в данный момент [2. 7-7]. Кроме того, здесь вскрываются переживания как более поздних периодов жизни, так и трансперсональный и мистический опыт, и с ним - творческие порывы.

Регрессия, которой способствует практик в первичной интеграции, предполагает не путешествие во времени вспять, а осознание клиентом существующего состояния регрессии - понимание того, что отдельные части нас не претерпели развитие и перешли в настоящее. Как оказалось, большинство людей одновременно живут по двум временным шкалам - в прошлом и настоящем. Часть их будет жить здесь и теперь. Другие части будут реагировать на текущие события, как если бы они еще были «тогда», тем самым смешивая аспекты настоящего и минувшего.

Со временем как практик, так и клиент развивают чувство этих двух миров. Они учатся распознавать знаки, возникающие на поверхности, - в чувствах, языке, поступках, жестах и фантазиях, которые выдают присутствие бессознательных «воспоминаний», продолжающих играть активную роль в сегодняшней жизни.

Восстановление фактов личной истории предполагает откровение, которое может также повлечь за собой осознание трансперсонального. Это особенно относится к воспоминаниям о пре- и перинатальном опыте.

 

Как проходит процесс изменения

Любой человек располагает врожденным потенциалом для переживания процессов внутреннего развития, результатом которых является непрерывный процесс становления. Эти процессы носят стихийный характер и в каждом индивиде разворачиваются по-своему. У них есть собственное динамическое напряжение и собственный темп. Вопрос об изменениях связан с возможностью более полноценного развития этих естественных процессов. Первичная интеграция стремится создать для этого благоприятные условия.

Биологическое вынашивание плода и роды достаточно удачно помогают метафорически выразить этот процесс становления. клиент понимает, что он «беременный», - ощущение, будто внутри него нечто происходит. Постепенно он все больше и больше осознает природу этого состояния. Плод растет и продвигается в сторону некоего выхода наружу, в мир. Этот процесс может быть неприятным и даже болезненным. Он может быть драматичным. Он может вылиться в экстаз. В любом случае этот процесс направлен вперед и вовне [3. 237].

Роль специалиста сродни роли повитухи: он должен побудить клиента повиноваться инстинктивным процессам, которые приведут к естественному разрешению. При вызывании к жизни аспектов чьей-либо личности естественным образом проявится даже мимолетное воспоминание о травматических переживаниях - например, о застревании в родовых путях во время биологических родов. Восстановление травматических воспоминаний не требует психологического эквивалента акушерского пособия, которое «тогда», возможно, было необходимым для выживания. Эти переживания не нужно вытягивать щипцами! В практическом отношении специалист остается не акушером, а повитухой - повитухой сознания.

«Родам», включающим в себя возрождение травматических воспоминаний и «тяжелых» чувств, способствует конфигурация вмещенного, «свободного пространства». В первичной интеграции практик имеет высокую степень периферической структурированности, которая позволяет внутреннему пространству оставаться в значительной степени свободным. Это побуждает структуры внутри людей оставаться видимыми, переживаться в их формировании, а заключенные в них выраженные чувства - высвобождаться и получать заключение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: