Специальность 33.02.01 «Фармация»




Вопросы для подготовки к экзамену по учебной дисциплине

«Общая и неорганическая химия»

специальность 33.02.01 «Фармация»

 

1. Строение атома. Строение атомных ядер. Изотопы. Состояние электрона в атоме, квантовые числа, их физический смысл и значение. Принципы заполнения электронных оболочек атомов.

а) Укажите название элемента и заряд атома, если ядро атома элемента содержит 45 нейтронов, а электронная оболочка 34 электрона.

б) Напишите электронную формулу атома железа.

в) Напишите электронную формулу и энергетическую диаграмму атома хлора

2. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Современная формулировка периодического закона. Периодический закон и строение атома.

а) В периодической системе четыре пары элементов (укажите какие) размещены с нарушением принципа возрастания относительных атомных масс. Объясните это нарушение в свете современных представлений о строении атома.

б) Рассчитайте среднее значение относительной атомной массы хлора по следующим данным: 35 СI- 75% по массе распространенности в природе;

37 СI- 25% по массе распространенность в природе. Аr (СI) =?

3. Периодическая система химических элементов как графическое отображение периодического закона. Структура периодической системы.

а) Составьте полную электронную формулу атома ванадия (23). Дайте характеристику кислотно – основных свойств его оксида и гидроксида.

б) Сравните кислотно – основные свойства оксидов и гидроксидов магния, алюминия и кремния.

в) Сравните основные свойства оксидов и гидроксидов бериллия, магния и кальция.

4.Типы химической связи: полярная и неполярная ковалентные связи, ионная, водородная, металлическая связь.

а) Составьте электронные схемы строения молекул. В какой мо­лекуле связь ковалентная полярная:

1) СI2; 2) НСI; 3) NaCI.

б) Укажите, в какой из данных молекул полярность связи выше:

1) НСI; 2) HI; 3) НВr; 4) HF.

в) Составьте схемы строения молекул:

1) О2; 2) N2; 3) NH3.

В какой из этих молекул степень окисления 0, а валентность 3.

5. Основные классы неорганических соединений и их номенклатура генетическая связь между классами неорганических веществ.

а) Классифицируйте вещества, укажите класс и назовите каждое из веществ: H2S; NaI; CuOH; HNO2; SO3; KHCO3; Fe(OH)3; MgOHCI; H3PO4; Mg(OH)2; H3AsO4; HCI; CaO; BiOHCI2.

б) Укажите возможные пути перехода от серы к сульфату меди(II).

6. Оксиды, классификация, номенклатура, способы получения, физические и химические свойства, амфотерность оксидов.

а) Классифицируйте и назовите следующие оксиды: СО2; Li2О; Р2О5; Сr2О3;

ВаО; ZnO; PbО2; N2О3; Cu2О.

б) Приведите уравнения реакций, доказывающие амфотерный характер оксида цинка.

в) Какая соль образуется при взаимодействии 20г. СаО с 20г. СО2 ? Ответ обоснуйте соответствующими расчетами.

7. Гидроксиды, классификация, номенклатура, способы получения, физические и химические свойства, амфотерность гидроксидов на примере гидроксида хрома(III).

а) Напишите формулы оснований, которые соответствуют сле­дующим оксидам: Cu2О; Na2О; Сr2О3; МnО; ВаО.

б) Рассчитайте массу гидроксида калия, которая потребуется для взаимодействия с 1,02г. AI2O3 ?

8.Кислоты, классификация, номенклатура, способы получения, физические и

химические свойства.

а) Напишите формулы и названия кислот, которые соответствуют следующим кислотным оксидам: Р2О5; SiО2; СI2O; As2O5; SeO3; SO2; СI2O3. Укажите валентность кислотного остатка.

б) Напишите уравнения реакции и рассчитайте массу образующейся соли при взаимодействии 20г. NаОН с 30г. Н2SO4.

9. Соли, классификация, номенклатура, способы получения, физические и химические свойства.

а) Назовите следующие соли: Ba(NО3)2; (CuОH)24; Ca(HS)2; MgI2; FeOHCI; K2SiO3; NaNO2; K2MnO4; K2CrO4; Mg(HS)2.

б) Напишите шесть уравнений реакций получения СаВr2 из кальция, оксида кальция, гидроксида кальция и карбоната кальция, применяя в качестве реагентов Вr2 и НВr.

10. Комплексные соединения, состав, особенности строения, номенклатура

а) В комплексных соединениях: [Ag(NH3)2]CI; [Cu (NH3)4]SO4; Na4[NiF6];

укажите: а) внешнюю координационную сферу; б) внутреннюю коорди­национную сферу; в) комплексообразователь; г) лиганды.

б) Укажите комплексообразователь и координационное число в соединениях: K3[Fe(CN)6]; K4[Fe(CN)6]; K2 [PtCI6]; Na3[Co(NO2)6]; [Cu(NH3)4](OH)2

в) Определите величину и заряд комплексообразователя в ионах: [Zn(NH3)4]2+; [Cr(H2O)6]3+; [Co(NO2)6]3 - ; [Cr(H2O)4CI2]+; [Ni(CN)4]2 - .

11.Комплексные соединения, классификация. Свойства и значение комплексных соединений.

а) Существуют два комплексных соединения кобальта одинакового состава: CoCI SO4 • 5H2O. Раствор одной соли дает осадок с раствором хлорида бария, но не взаимодействует с раствором нитрата серебра. Раствор другой соли дает осадок с нитратом серебра, но не взаимодействует с хлоридом бария. Напишите координационные формулы обоих соединений и уравнения их диссоциации.

12. Дисперсные системы, основные понятия. Классификация дисперсных систем: суспензии, эмульсии, коллоидные и истинные растворы

а) Укажите размер частиц в коллоидных растворах: менее 1 нм; от 1 до 100 нм; более 100 нм.

б) Зубная паста - это: эмульсия; истинный раствор; аэрозоль; суспензия?

в) Охарактеризуйте понятие «золи». Дайте определения явлениям коагуляции и седиментации.

13. Растворы, практическое значение растворов. Понятие о растворимом веществе и растворителе. Гидратная теория растворов Д.И. Менделеева. Виды растворов. Коэффициент растворимости Кs.

а) В трех сосудах находятся ненасыщенный, насыщенный и пере­сыщенный растворы ацетата натрия. Как быстро определить, где какой раствор?

б) К раствору сульфата калия массой 200 г с массовой долей 8% добавили 6 г этой же соли. После насыщения раствора при 20 °С масса осадка уменьшилась до 1,58 г. Рассчитайте коэффициент растворимости Кs.

14. Электролиты. Свойства разбавленных растворов электролитов. Электролитическая диссоциация, основные положения теории. Механизм диссоциации кислот, оснований и солей.

а) Электролитической диссоциации подвергаются: 1) соединения с ковалентными неполярными связями; 2) соединения с ковалентными полярными связями;

3) соединения с ионными связями. Выберите неверное утверждение.

б) Из трех групп веществ выберите ту, которая содержит только сильные электролиты: 1) NaCI; Cu(OH)2; HNO3; 2) ВаСI2; H,CО3; NaOH; 3) K2SO4; HNO3; Ba(OH)2.

в) 1 моль фосфата натрия растворили в воде. Сколько молей ионов натрия образуется при полной диссоциации соли: 1) 1; 2) 2; 3)3.

15. Сильные и слабые электролиты. Степень электролитической диссоциации, факторы, влияющие на степень диссоциации.

а) Рассчитайте концентрации ионов в растворе хлорида калия с концентрацией 0,05 моль/л

б) Рассчитайте концентрации ионов в растворе уксус­ной кислоты с концентрацией 0,1 моль/л. Степень диссоциации а = 0,013.

16. Химические реакции в растворах электролитов. Молекулярные, ионные и сокращенные ионные уравнения реакций. Признаки течения реакций до конца.

а) Какая из приведенных ниже реакций обратима:

1) Cu (NO3)2 + H2SO4 2) H2SO4 + NaOH 3) FeSO4 + Na3PO4

б) Для уравнения реакции FeCI2 + H2S

сокращенное ионное уравнение запишется в виде: 1) Fe2+ + S2 - FeS;

2) Fe2+ + H2S Fe2+ + S2- + 2H+; 3) Fe2+ + H2S FeS + 2H+.

17. Вода как слабый электролит. Ионные произведение воды. Водородный показатель рН. Понятие об индикаторах.

а); б) Рассчитайте рН растворов соляной кислоты и гидроксида натрия с концентрациями 0,004моль/л

в) Раствор какой соли при прочих равных условиях будет иметь меньшее значение рН: СН3СООNН4 или СН3СООК? В какой цвет окрасится раствор каждой из этих солей при добавлении фенолфталеина? Ответ подтвердить уравнениями реакций.

18. Гидролиз солей. Типы гидролиза: по катиону, по аниону, по катиону и аниону. Факторы, влияющие на степень гидролиза.

а) Продуктом гидролиза каких солей будут являться основные соли?

1) Na3РО4; 2) К2СО3; 3) ZnCI2; 4) АI2(SO4)3; 5) (NH4)2SO4

Ответ мотивировать.

б) Расположите следующие соли по увеличению степени гидроли­за при одинаковой концентрации растворов: карбонат натрия, ацетат натрия, гипохлорит натрия, сульфат натрия.

в) Степень гидролиза карбоната натрия в растворе с концентраци­ей 0,1 моль/л по первой ступени составляет 4%. Рассчитайте pH раствора.

19. Типы химических реакций, их классификация. Обратимые и необратимые реакции.

а) Напишите выражение константы равновесия для процесса:

Fе(тв.)+Н2О(пар) FеО(тв.)+Н2(газ)

Изменится ли состояние равновесия: 1)при увеличении в системе концентрации железа?; 2)при изменении давления?

20. Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, катализатора.

а) Написать выражение скорости реакций: 1)2А + В = А2В 2) N2 + O2 = 2NO

б) Температурный коэффициент скорости некоторой реакции равен 1,5.

Во сколько раз увеличится скорость данной реакции при повышении темпера­туры на 30 °С?

в) На сколько градусов нужно повысить температуру, чтобы скорость реакции увеличилась в 81 раз, если температурный коэффициент скорости равен 3?

21. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Принцип

Ле- Шателье.

а) Как будут влиять увеличение давления и повышение температуры на смешение равновесия в системе:

СО2 +С 2СО - Q

б) В какую сторону сместится равновесие обратимой реакции при уве­личении: а) концентрации хлорида олова(II), б) хлорида олова (IV)?

SnCI +2FеCI3 SnCI4 +2FеCI2

в) Объясните, почему в системе Н2(газ)+I2(газ) 2НI (газ) измене­ние давления не смешает равновесия.

22. Окислительно – восстановительные реакции. Сущность и основные понятия. Степень окисления, правила определения. Окисление, восстановление, окислитель, восстановитель

а) Определите степень окисления хрома в веществах Сr2O3, К2СrO4, H2Cr2O7, Cr(OH)3;

б) Сколько электронов принято атомами при следующих превра­щениях:

Мn+4 + хе Мn+2; Сr+6 + хе Сr+3; Fe+3 + хе Fe+2;

23. Классификация окислительно-восстановительных реакций. Важнейшие окислители и восстановители.

а) Определите тип окислительно-восстановительной реакции:

1)FeCI2 + CI2 FeCI3; 2) NH4NO2 N2 + H2O; 3) KCIO3 KCI + KCIO4;

б) Укажите, какие из следующих веществ могут быть: а) только окислителями; б) только восстановителями; в) и окислителя­ми, и восстановителями:

CrО3; Mg3P2; Na2CrО4; SО2; KI; KNО2; LiCIO4; KH; Fe; NH3; H2O2; (NH4)2S.

24. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса на примере окислительно восстановительных реакций с участие перманганата калия.

Роль среды в окислительно – восстановительных реакциях.

а) В трех пробирках без этикеток содержатся равные объемы раствора перманганата калия. В одной пробирке среда кислая (добавлено 2-3 капли раствора Н24), в другой щелочная (добавить 2-3 капли раствора КОН), в третей – среда нейтральная. В каждую пробирку прилили по 1-2 мл раствора сульфита натрия. Как по изменению окраски растворов определить содержимое каждой пробирки. Ответ подтвердить уравнениями соответствующих реакций.

25. Электролиз расплавов и растворов электролитов. Практическое применение электролиза.

а) Почему при электролизе расплава NаСI можно получить металлический натрий. а при электролизе раствора NаСI его получить нельзя?

б) Составьте схему электролиза раствора КI.

в) Почему в прианодном пространстве появился бурый цвет, а в прикатодном пространстве после добавления фенолфталеина – малиновое окрашивание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: