Практическая работа № 1. Практическая работа № 2




Практическая работа № 1

«Норма, её динамика, вариантность»

1. Цели:

1.1. Изучить содержание тем: «Введение», «Фонетика».

1.2. Знать различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка, типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи, особенности русского ударения и произношения.

1.3. Уметь различать элементы нормированной и ненормированной речи, владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями

2. Литература:

2.1. И.Б. Голуб «Русский язык и культура речи». М.: Логос, 2013. Глава 5, приложение 4.

2.2. В.И. Максимов «Русский язык и культура речи». М., 2014. Глава 1.9, § 1,2.

В.И. Максимов «Русский язык». М., 2014. Приложение 3.

3. Задание:

3.1. Изучить п. 2.1., 2.2., 2.3.

3.2. Запишите транскрипцию следующих слов: всё, кружка, просьба, умыться.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3. Поставьте ударение

а) в кратких формах прилагательных:

 

весел -весела - веселы;

молод – молода – молоды;

прав – права – право – правы;

б) в глаголах прошедшего времени:

 

дал – дала – дало – дали;

взял – взяла – взяло – взяли;

начал – начала – начало – начали;

3.4. Поставьте ударения правильно.

Коклюш, обеспечение, творог, договор, жалюзи, ремень, кулинария, баловать, добыча, премировать. атлас, дремота, августовский, паралич, аристократия, каталог, процент, свекла, туфля, километр, красивее, намерение.

 

3.5. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

поминай как звали, рукой подать, вилами на воде писано, ни рыба ни мясо, от корки до корки.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.6. Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков, а затем те, в которых букв меньше, чем звуков.

Вокруг своей оси весь мир кружится:

Мы можем, восхваляя небеса,

Платить налоги, жить и веселиться,

Приспособляя к ветру паруса,

Чтить короля, у доктора лечиться,

С попами говорить про чудеса-

И мы за это получаем право

На жизнь, любовь и, может быть, на славу.

Д.Байрон.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.7. Просклоняйте существительные: вёдра, волк, серьги.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.8. Образуйте множественное число от следующих слов и поставьте в них ударение:

Директор, шофер, лектор, учитель, инженер, офицер, торт.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.9. Составьте словосочетания со словами в их разных значениях, зависящих от ударения:

 

мука – мука;

Острота – острота.

 

4. Контрольные вопросы:

4.1. Что такое язык, речь?

4.2. Назовите основные функции языка.

4.3. Что такое логическое ударение?

4.4. Что является важнейшим признаком литературного языка? Дайте определение понятию «культура речи».

4.5. Что такое норма литературного языка? С чем связан динамический характер нормы? Какие бывают нормы литературного языка?

 


Практическая работа № 2

«Фонетика. Графика. Орфоэпия»

1. Цели:

1.1. Изучить содержание темы «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

1.2. Знать фонетические единицы, уметь выполнять фонетический разбор слова.

1.3. Знать и уметь пользоваться орфоэпическими нормами, изучить особенности русского ударения.

2. Литература:

2.1. И.Б. Голуб «Русский язык и культура речи». М.: Логос, 2009.

2.2. В.И. Максимов «Русский язык»: Учебник для средних специальных учебных заведений, Москва: Гардарики, 2012.

3. Задание:

3.1. Изучить п. 2.1., 2.2.

3.2. Вставьте пропущенные гласные:

пл…тить, упл…чено, запл…чено, недопл…тит, перепл…ченный, од…лживать, присв…ивать, приур…чивать, обусл…вливать.

 

3.3. Напишите фонетическую транскрипцию данных слов, выполните фонетический разбор каждого слова.

Древняя, яркий, сугроб, убедиться, юг.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.4. Поставьте ударения в следующих словах:

Агент, арбуз, аристократия, баловать, буржуазия, верба, демократия, диспансер, договор, завидно, звонит, издавна, индустрия, катала, коклюш, комбайнер, премировать, простыня, ремень, средства, столяр, творог, фарфор, характерный танец, характерный человек, щавель.

3.5. Запишите словосочетания, заменяя выделенные слова словами-синонимами, в корне которых будут непроизносимые согласные.

Печальная песня, плохая погода, знаменитый артист, незнакомый прохожий, красивая девушка, очаровательный ребенок, веселый человек, замечательное событие.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.6. Измените слово или подберите родственное, с тем, чтобы проверить написание пропущенной согласной. Согласную в обоих случаях выделите.

Ни..кий пот..лок, бли..кий дру.., установить р..кор.., портовый гру..чик, сторо..ка л..сника, лесные поса..ки, ги..кий трос..ник, вя..кая глина, сла..кое п..ченье, фло..ский закон.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.7. Спишите, вставляя, где нужно, мягкий знак.

Пон(?)чик, мал(?)чик, пал(?)чик, нян(?)чить, конеч(?)но, мел(?)че, дал(?)ше, бол(?)ше, веч(?)ный, руч(?)ной, ноч(?)ной, руч(?)ка, печ(?)ка, смен(?)щик, хищ(?)ник, гон(?)щик, мел(?)ница, вин(?)тик, мощ(?)ный, сел(?)дь, вскол(?)зь.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.8. Распределите слова по двум группам:

 

а) слова, в которых произношение совпадает с написанием;

б) слова, в которых произношение отличается от написания;

 

асфальт, астматик, прачечная, яичница, грести, конечно, дикобраз, туристский, крыжовник.

 

 

4. Контрольные вопросы:

4.1. Что изучает фонетика? Назовите фонетические единицы языка.

4.2. В чем особенности русского ударения?

4.3. Что такое логическое ударение?

4.4. С помощью каких средств устная речь обозначается на письме?

4.5. Что изучает орфоэпия? Каковы правила произношения отдельных звуков


Практическая работа № 3

«Лексика и фразеология»

1. Цели:

1.1. Изучить содержание темы «Лексика и фразеология».

1.2. Уметь различать лексическое и грамматическое значение слов, различать исконно русскую и заимствованную лексику.

1.3. Знать и употреблять тропы, слова-синонимы, антонимы, омонимы.

1.4. Уметь пользоваться фразеологизмами в соответствии с речевой ситуацией.

2. Литература:

2.1. И.Б. Голуб «Русский язык и культура речи», глава 3, с. 275-293.

2.2. Б.И. Максимов «Русский язык», приложение 3, с. 312-324.

3. Задание:

3.1. Изучить п. 2.1., 2.2.

3.2. Определить лексическое значение выделенных слов. Как оно связано с грамматическим значением? Почему одно слово выражает разные значения?

1. Он ушел на работу. Работа оказалась интересной. Работу отправим на выставку. Работу оценили положительно.

2. Великая радость – работа,

В полях, за станком, за столом!

Работой до жаркого пота,

Работай без лишнего счета,-

Все счастье земли за!

В. Брюсов

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3. Составьте с каждым словом по два предложения так, чтобы слово употреблялось то в прямом, то в переносном значении. Укажите тип переноса.

Образец: Дует сильный ветер. – Веет ветер лебединый, небо синее в слезах. (Ахм.)

Дым, луна, молния, малиновый, бархатный, солнце, звезда.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.4. Прочитайте древнерусские афоризмы, запишите предложения, передающие их содержание современным литературным языком.

Капаяи яму под ближним своим въпадеться в ню.

Не остави друга древняго, новы ибо не будеть ему подобен.

Истиннаго друга в напастях не бойся.

Не сыпати бисера перед свиньями.

Бог бо когда хочеть показнити человека, отиметь у него ум.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.5. Запишите значения данных фразеологизмов, составьте с ними предложения.

Беречь как зеницу ока.

Глас вопиющего в пустыне.

Зарыть талант в землю.

Кесарю кесарево.

Нищие духом.

Соломоново решение.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.6. Составьте с этими парами слов словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Как называется это явление омонимии?

Прим..рять – прим..рять, ст..рожил – ст..рожил, плач? – плач?, пр..зрение – пр..зрение, с..деть - с..деть, брак – брак.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.7. Определите по словарю значение каждого из слов –паронимов. Составьте с ними предложения или словосочетания.

Духовный – душевный; величавый – величественный; одинарный – ординарный; практический – практичный; доверие – доверчивость.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.8. Перепишите слова, распределяя их по группам: а) общеупотребительные; б) устаревшие; в) неологизмы.

Дискотека, макияж, флорист, ранец, видеомагнитофон, инфляция, аккредитация, спонсор, купец, колледж, лицей, коммуна, райком, информатика, круиз, менеджер, соцсоревнование, милосердие, президент, трансляция, космос, фестиваль, сюртук, атомщик.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Контрольные вопросы:

4.1. Что изучает лексика? Что изучает фразеология

4.2. Объясните термин «полисемия».

4.3. Что такое омонимы, синонимы, антонимы, паронимы?

4.4. Каково происхождение двух основных пластов лексики словарного состава современного русского литературного языка?

4.5. Что такое социально ограниченная лексика?

 

 


Практическая работа № 4

«Словообразование»

1. Цели:

1.1. Изучить способы словообразования, стилистические возможности словообразования профессиональной лексики и терминов.

1.2. Уметь пользоваться нормами словообразования, использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях.

2. Литература:

2.1. И.Б. Голуб «Русский язык и культура речи», глава 3, с. 275-293.

2.2. В.И. Максимов «Русский язык», приложение 3, с. 312-324.

3. Задание:

3.1. Изучить п. 2.1., 2.2.

3.2. Прочитайте текст. Определите его основную мысль и стиль. Выпишите выделенные слова и рядом запишите те, от которых они образованы. Найдите слова, имеющие корень – свет.

Свечка.

Горела свечка в старом подсвечнике, горела да и отгорела. Погасла.

− Какая она недолговечная! – весело сказал таракан, выползая из щели. - Мало пожила свечка.

− Да, она мало пожила, - сказал, вздохнув, старый полисемия подсвечник. - Зато ярко горела.

Многим от неё было светло и радост−но.

Ничего на это не ответил таракан, уползая к себе в щель, потому что в подсвечник вставили новую свечку и зажгли. А таракан не любил света и боялся его.

(Е. Пермяк)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3. Выпишите слова с пропущенными буквами в начальной форме, обозначая в них морфемы. В скобках укажите, от какой части речи и каким способом образовано слово.

Образец: Приказание ←приказать (образовано от глагола суффиксальным способом).

Приказание прокуратора были и..полнены быстр..и точно, и солнце, с какою-то необыкновенн..ю яростью сж..гавшее в эти дни Ершалаим, не успело еще пр..близитьсяк своей наивысш..й точке, когда на верхней террасе сада у двух мрам..рных белых львов, стор..живших лестницу, встрет..лись прокуратор и исполня..щий обязан(?)ости президента Синедриона перв..священник иудейский Иосиф Каифа. (М. Булгаков)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.4. Прочитайте тексты. Выпишите слова, состав которых соответствует следующим схемам:

1) ÇÙ 2) Çœ
3) ÇÙٝ 4) ØÇÙ›  
Берегла-то меня матушка Что от ветру и вихорю; Что пустила меня матушка На чужу дальнюю сторонушку. Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! (русская народная песня) Спится мне, младенькой, дремлется Клонит голову на подушечку, Свекор-батюшка по сеничкам похаживает, Сердитый по новым погуливает. Стучит, гремит, стучит, гремит, Снохе спать не дает: Встань, встань, встань, ты – сонливая! Встань, встань, встань, ты – дремливая! Сонливая, дремливая, неурядливая!

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.5. Разберите по составу слова:

Впередсмотрящий, волгоградский, приземлиться, премудрый, подоконник, шумный.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.6. Из данных слов постройте словообразовательные гнезда.

1. Башмак, башмачница, башмачок, башмачник, башмачный.

2. Село, сельсовет, сельмаг, сельчанин, сельцо, сельчанка, по-сельски, сельский.

3. Светить, свет, светильник, светило, осветить, освещения, засветить, подсветка

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.7. Выпишите в три колонки существительные:

1) образованные префиксальным способом;

2) образованные суффиксальным способом;

3) образованный префиксально-суффиксальным способом.

Нарукавник, соратник, наручник, подпоручик, творожник, соученик, сапожник, горчичник, подзеркальник, подоконник, раскрасавица, привратник, пригород, рассадник, пододеяльник, подстаканник, справочник, цветни.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Контрольные вопросы:

4.1. Что изучает словообразование?

4.2. Морфемные способы словообразования.

4.3. Неморфемные способы словообразования.

4.4. Словообразовательное гнездо и его строение.

4.5. Дайте определение понятия «морфемика».


Практическая работа № 5

«Части речи»

1. Цели:

1.1. Изучить самостоятельные и служебные части речи, грамматические признаки самостоятельных и служебных частей речи, сложные вопросы морфологии: морфологические характеристики, различение частей речи.

1.2. Уметь пользоваться морфологическими нормами.

Литература:

2.1. И.Б. Голуб «Русский язык и культура речи», глава 2, часть 4.

2.2. В.И. Максимов «Русский язык», приложение № 3, с. 320.

3. Задание:

3.1. Изучить п. 2.1., 2.2.

3.2. Выпишите все существительные. Докажите, что выписанные слова по общему значению и грамматическим свойствам относятся именно к этой части речи. Определите способ образования существительных.

1. Летом курорт наводняли приезжие из Петербурга. 2. Ласточки-касатки гнездятся под крышами деревенских сараев, хлевов и овинов. 3. – Кулак! Кулак!- подумал Чичиков. – да еще и бестия впридачу. 4. Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. 5. С улицы доносился шум, который бывает только днем. 6. Но вот на скате пологого холма открылась, наконец, деревушка, где жили родители Базарова.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.3. Запишите словами числительные, комментируя их правописание.

1. 11,17, 79, 237, 888, 7004, 2/3, 7/8, 5 4/7. 2. 8-й, 17-й, 79-й, 327-й, 88-й, 23-тысяный, 250-милионный.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.4. Перепишите предложения раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните производные предлоги.

(В) следстви.. ранения Ибрагим носил повязку. Мне было лет двадцать пять,когда я начинал писать что-то (в) роде воспоминаний. (В) продолжени.. дороги мы два раза переехали через реку. Сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь (на) подобие лодки, но безуспешно. (В) течени.. двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям. Катер пошел со специальным заданием, и (в) виду бурной погоды за него беспокоились.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя устно написание Н или НН.

Кипячё..ая вода – вскипячё..ое молоко; краше..ый пол – покраше..ый забор- рама покраше..а; коше..ый – некошен..ый луг- скоше..ая трава; стреляя..ый воробей – подстреле..ая птица; балова..ый ребенок – избалова..ое дитя.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.6. Прочитайте отрывок из книги «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», запишите правила поведения за столом современным литературным языком. Какую роль выполняют глаголы в таком тексте?

Не хватай блюдо первым и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, егда яси. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай другому. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пий, пока пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обреж ножом. Хлеб, приложа к гружи, не режь; ешь что перед тобой лежит, а инде не хватай. Над ествою не чавкай как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и протчего.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.7. Перепишите, исправляя нарушения морфологических норм.

Маша купила 2 кг. абрикосов, 3 кг. Помидор, 1 кг. Баклажанов, 4 кг. яблок. Продавец упаковала 10 килограмм муки. В магазине нет в продаже носок. Я купил три пары сапог и две пары джинс.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.8. Образуйте родительный падеж множественного числа данных существительных:

Гольфы, шорты, патиссоны, сапоги, чулки, носки, очки, туфли, рельсы, эскимосы.

 

4. Контрольные вопросы:

4.1. Что изучает морфология? На какие группы делятся все части речи?

4.2. В чем отличие самостоятельных частей речи от служебных?

4.3. Что такое модальные слова, междометия?

4.4. Какие морфологические нормы русского языка вы знаете?

4.5. Что такое части речи?


Практическая работа № 6

«Синтаксис. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение»

1. Цели:

1.1. Изучить содержание темы «Синтаксис».

1.2. Уметь находить в тексте и классифицировать основные синтаксические единицы.

1.3. Изучить связь синтаксиса и пунктуации в сложных предложениях; связь синтаксиса и культуры речи.

Литература:

2.1. И.Б. Голуб «Русский язык и культура речи», глава 5.

2.2. В.И. Максимов «Русский язык», приложение № 2, с. 300.

3. Задание:

3.1. Изучить п. 2.1., 2.2.

 

3.2. Выделите словосочетания с главным словом существительным и прилагательным. Определите тип синтаксических отношений и вид связи между членами словосочетания.

Никогда я не видел блеска такой напряженности и чистоты. Венера переливалась, как капля алмазной влаги, не зеленеющем предрассветном небе. (Пауст.) Даша движением головы выразила одобрение разъяснению своей мысли. (Л.Т.). Весь воздух вокруг был полон влажного блеска. (Пауст.) Если вы склонны к простуде, можете поймать легкий насморк, а так вообще здесь местность довольно здоровая (С.-Ц). Всё это было невыразимо нудно и не возбуждало интереса к театру. (М.Г.) Мысль лишиться хотя бы одной из дочерей была для него несносна (А.Т).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.3. Распределите словосочетания в три колонки: согласование, управление и примыкание.

Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночевка в лесу, золоченое кольцо, три шофера, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, отвлеченный взгляд, говоришь шёпотом, раскорчеванные пни, совершить прыжок, говорил увлеченно.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.4. Выделите главные члены предложения, и проанализируйте их форму.

Стены вековых облетевших тополей опускались по склонам холмов. Все-таки какая чудесная вещь быть одетым! Штатские осмеливались даже навалиться сзади на стены. Вы – не отец. Родить ребенка – это еще не значит быть его отцом… Отец – это человек, но разве человек – вы?  

 

3.5. Выполните полный синтаксический разбор простых предложений.

Образец: Как нежно весной ночное небо! 1. Предложение повествовательное. 2. Восклицательное. 3. Простое, двусоставное. 4. Распространенное, полное. 5. Составное именное сказуемое: краткое прилагательное с нулевой формой связки быть. Именная часть грамматически согласуется с подлежащим в числе и роде. 6. Второстепенные члены: ночное -согласованное определение; весной - обстоятельство времени.
Где-то на улице застучали в ворота, и в сарайчике хрюкнула свинья. Тетка заскулила, протянула передние лапы и положила на них голову.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

3.6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 

 

В коридор выходило несколько дверей (1) и (2) пока мы сбивали снег с валенок (3) я услышал(4) как кто-то говорил вполголоса. 1) 1, 3; 2) 2, 3, 4; 3) 1, 2, 3, 4; 4) 1, 2, 3.

 

3.7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Запишите это предложение, исправив ошибку.

1) Вы оплатили проезд в автобусе? 2) Учёные хотели вникнуть и познать все тайны природы. 3) Эти люди не теряли уверенности в успехе даже в случае неудач. 4) Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.8. Найдите ошибки при согласовании подлежащего и сказуемого, напишите правильный вариант.

А) Дед с бабушкой уехал в родной город.

Б) Тысяча книг поступили в библиотеку.

В) Никто из наших спортсменок не получила золотую медаль.

 

4. Контрольные вопросы:

4.1. Что изучает синтаксис? Назовите основные синтаксические единицы.

4.2. Назовите типы словосочетаний и виды связи в данной синтаксической единице.

4.3. Дайте определение предложения, перечислите виды предложений.

4.4. ССП, его особенности, виды сочинительных союзов.

4.5. СПП, его особенности, виды придаточных.


Практическая работа № 7

«Нормы русского правописание»

1. Цели:

1.1. Изучить содержание темы «Нормы русского правописания».

1.2. Знать типы и виды орфограмм, функции знаков препинания, смысловую роль знаков препинания при общении.

Литература:

2.1. И.Б. Голуб «Русский язык и культура речи». М.: Логос. Раздел 2.

2.2. В.И. Максимов «Русский язык». М, Глава 2.

2.3. В.И. Максимов «Русский язык и культура речи». С. 64 – 75.

3. Задание:

3.1. Изучить п. 2.1., 2.2.

 

3.2. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. В выделенных словах подчеркните все орфограммы. Укажите, какому принципу соответствует каждая орфограмма: м- морфологическому, ф- фонетическому, т – традиционному. Цифры запишите словами.

В детстве меня пор..зили строки старой кни..ки о том, что «недавний лицеист Пушкин вместе с родителями летом 1817 а затем 1819 года прое..жали из Петербурга в сельцо Михайловское через Гатчину Порхов Ашево Бежаницы Новоржев – кратчайш..м и наиболее удобным путем которым (не) однократно пользовался и (в) последствии..» Пушкин ехал через мою деревню Верховинино мимо имения барыни Елагиной Успенье в которое мы бегали теперь в школу, через село Ашево куда (по) воскресень..м ездим мы с отцом на ярмарки. Целыми днями просиж..вал я на пыльном откосе и подстег..вая воображение силился представить к..рету запр..женную тройкой а в окне кареты курчавую голову поэта гл..девшегона мальчишку (подпаска) который возможно сидел на том же месте, где сижу я и который вся мож..т быть был моим дедом (И. Васильев).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.3. Вставьте пропущенные буквы.

Кожа..ый портфель, ветре..ый человек, густой мали..ик, божий посла..ик, говорит взволнова..о, масля..ая лампа, масле..ые руки, серебря..ая ложка, болезне..ый вид, явился немедле..о, Вошел степ..о, большой труже..ик, чугу..ая решетка

 

3.4. С каждым словом составьте словосочетание, раскрывающее смысл данных слов.

Джин- джинн; эмигрант - эммигрант; конфеты – конфетти; колос- колосс; каббала- кабала; странница – страница.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.5. Спишите слова, вставьте буквы, объясните графически орфограммы.

Скр..пить подписью, насл..ждаться стихами, буйная пор..сль, дать об..щание, унылая р..внина, прид..раться к мелочам, су(м, мм)а возн..гр..ждения, ур..внять в правах, (н..) (в) чем (н..) кому (н..) отказыватл, устойч..вые цены, ду..т, пов..лось и(?)тари, (полу)ноч(?)ный, (не) убра..ые поля, н..ктюрн, (изжелт..) красный.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: