1. Конструкция планера позволяет производить взлет и посадку с любого грунтового аэродрома как с убранным, так и с выпущенным шасси.
2. Отцепка от буксировочного троса надежна на всех допустимых скоростях полета, усилие н рукоятке отцепки от замка составляет приблизительно 3-5 кг. Отцепка из положения в пеленге требует значительных усилий.
3. В свободном планировании на всем допустимом диапазоне скоростей от 90 до 250 км/час планер устойчив по всем трем осям. Управляемость планера хорошая. Выпуск закрылков на скорости по прибору до 150 км/час на балансировку планера влияния не оказывает. Уборка закрылков создает просадку планера приблизительно 5÷8 м.
4. Выпуск воздушных тормозов заметного влияния на балансировку планера не оказывает.
5. При потере скорости планер сваливается на крыло с одновременным опусканием носа,
при этом на скорости, на 10 км большей скорости сваливания, ощущается слабая предсрывная тряска. В зависимости от положения механизации крыла и скорости полета сваливание может произойти:
а) с убранной механизацией на скорости по прибору 80 км/час;
б) с выпущенными закрылками на 8° при скорости по прибору 70 км/час;
в) с выпущенными закрылками на 18° при скорости по прибору 60 км/час;
г) с убранными закрылками и выпущенными интерцепторами на скорости 85 км/час;
д) с выпущенными закрылками на 18° и выпущенными интерцепторами на скорости по прибору 70 км/час.
6. Планер легко, без запаздывания выходит из сваливания при рулях, поставленных в нейтральное положение, потеря высоты при этом до перехода планера в режим планирования составляет 40-50 м.
Элероны планера до самого момента сваливания не теряют своей эффективности.
|
7. Ввиду возникающих вибраций консолей крыла выпуск воздушных тормозов на скоростях
по прибору более 200 км/час не рекомендуется.
8. Фигуры сложного пилотажа на планере А-15 выполнять не рекомендуется.
Г Л А В А II
ПРЕДПОЛЕТНЫЙ ОСМОТР ПЛАНЕРА ПИЛОТОМ
Перед полетом пилоту необходимо произвести внешний осмотр планера.
При этом осмотреть:
1. Фюзеляж
а) нет ли пробоин, вмятин, царапин и нарушения клеесварных соединений;
б) крепление лючков и носового кока;
в) остекление фонаря, его крепление и работу замка аварийного сброса;
г) крепление костыльной опоры;
д) исправность фиксирующего устройства привязных ремней на сиденьи пилота;
е) осмотреть буксировочный замок, надежность его открытия и уборку.
2. Крыло
нет ли нарушений обшивки;
проверить крепление лючков и обтекателей, плотность прилегания воздушных тормозов к крылу;
осмотреть узлы подвески элеронов и закрылков, их контровку и плавность хода.
3. Хвостовое оперение
осмотреть обшивку хвостового оперения и рулей, нет ли вмятин, царапин и нарушений клеесварных соединений;
узлы навески рулей, шарниры их должны быть чистыми и законтренными рули должны отклоняться плавно, без заеданий.
4. Шасси
проверить состояние пневматика колеса, крепление створок и состояние амортизационных стоек, обжатие амортстоек должно быть 30-40 мм.
5. Управление
проверить из кабины пилота правильность отклонения рулей, элеронов, закрылков и воздушных тормозов, обратив внимание на плавность хода.
6. Электрооборудование
наличие аккумуляторов и напряжение в бортовой сети;
включением на приборной доске выключателя «авиагоризонт» проверить исправность работы авиагоризонта ПАГ-1;
|
включить ЭУП, проверить работу электрического указателя поворота.
7. Радиооборудование
проверить работу радиостанции, для чего необходимо:
а) на приборной доске включить тумблер «радио», при этом проследить в микротелефонах наличие шума приемника;
б) нажать кнопку «прием-передача» на штурвале летчика и связаться с КДП аэродрома или специальным автобусом.
Гарантийная связь между станциями должна быть на удалении не менее 500 м.
ПРИМЕЧАНИЯ: 1.Если при проверке работы радиостанции в микротелефонах нет признаков шума, станция неисправна, необходимо снять и проверить ее исправность в специальном автобусе или в мастерской.
2. В случае установки на планер маяка-ответчика проверить его работу согласно инструкции по эксплуатации маяка-ответчика.
8. Кислородное оборудование
проверить исправность работы кислородного комплекта КП-18, для чего:
а) открыть вентиль кислорода и по показанию манометра проверить наличие кислорода;
б) убедиться, что при включении подачи кислорода стрелка манометра стоит на 0, а сегменты индикатора полностью закрыты;
в) подогнать кислородную маску и убедиться в герметичность прилегания ее к лицу, для этого одеть маску, зажать гофрированный шланг и произвести нормальный вдох.
Если вдох произвести невозможно, маска одета герметично;
г) путем нескольких нормальных вдохов через маску проверить работу всего комплекта.
ПРИМЕЧАНИЕ: После проверки кислородного комплекта вентиль кислородного баллона закрыть и вновь открыть его перед взлетом.
|
Г Л А В А III
ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА
Подготовка к вылету
1. Перед посадкой в кабину проверить, снят ли чехол с ПВД и открыт ли вентиль кислородного баллона.
2. Подогнать и одеть парашют.
3. Проверить, нет ли в кабине посторонних предметов.
4. Расстопорить управление, сесть в кабину, подогнать по росту педали и спинку сиденья.
5. Подогнать и застегнуть привязные ремни.
6. Установить шкалу высотомера на 0.
7. Включить радиостанцию и связаться с СКП и самолетом-буксировщиком.
8. Закрыть фонарь кабины и замок фонаря, рукоятку аварийного сброса отклонить в верхнее положение.
ПРИМЕЧАНИЕ: В случае аварийного сброса фонаря для большей надежности сброса следует отвести скобу замка фонаря вниз, отклонить вниз,
а затем толкнуть до отказа вперед рычаг аварийного сброса.
9. Проверить, стоят ли на замках в положении «убрано» рукоятки воздушных тормозов и закрылков.
10. Проследить за натяжением буксировочного троса и параллельным положением планера относительно самолета- буксировщика.
11. Установить руль в нейтральное положение.
12. Поднять левую руку – сигнал о готовности к взлету.
Разбег
Планер обладает эффективным управлением на все рули, значительными запасами по отклонению руля высоты и элеронов и небольшими усилиями от всех рулей, благодаря чему удерживать планер в заданном направлении без кренов не вызывает затруднений.
Взлет
После набора скорости 60-70 км/час небольшим отклонением ручки «на себя» отделить лыжу планера от земли и продолжать
дальнейший разбег на колесе, не пытаясь «подрывать» планер. Планер отрывается от земли сам после набора скорости 80 км/час. Оторвавшись от земли, выдерживать направление взлета за самолетом, постепенно выбирая превышение над ним 3-5 метров, и в дальнейшем продолжать полет в строю с самолетом.
Планер может взлетать с лыжи, при этом техника выполнения взлета аналогична взлету с колесным шасси.
Набор высоты
Наивыгоднейшая скорость буксировки 120-130 км/час, минимальная-110 и максимальная-140 км/час.
На этих скоростях легко управлять планером при различных положениях планера относительно самолета (кильватере, в правом и левом пеленгах), планер легко управляем в буксире за самолетом в условиях сильной болтанки и при выполнении разворота с кренами до 45°. Буксировочные полеты на высотах до 4000 м никаких осложнений в пилотирование планера не вносят.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Во избежание возможного повреждения буксировочным тросом трубки ПВД полет на буксире с большим принижением запрещается.