Правовых актов (НПА) о правоохранительных органах (ПО) и их деятельности




 

Правовой акт как один из основных источников права — это властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Различают и такие источники права, как правовой обычай, прецедент, договор нормативного содержания.

Различают НПА и правовые акты индивидуального характера.

Под НПА понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

НПА рассчитаны на многократность применения и содержат основания (нормы права) для разрешения индивидуальных дел. Так, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» Правительство РФ 23 мая 2000 г. приняло постановление «О НПА, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», имеющее важное значение в указанной сфере общественных отношений. В другом случае в соответствии с УК РФ и Законом «О милиции» 1 ноября 2001 г. МВД России издало приказ № 965 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости».

Под правовым актом индивидуального характера понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц (приговор суда, решение арбитражного суда, наложение штрафа контрольно-надзорным органом, приказ о приеме на работу, об отпуске, назначение на должность, назначение пенсии, выдача ордера на получение квартиры, договор аренды или подряда, купли-продажи товаров и т. д.).

НПА образуют систему, основанную на их юридической силе.

Очевидно, система НПА о ПО - это совокупная субординационная связь властных предписаний государства, основанная на их юридической силе.

Наиболее значимые, принципиальные вопросы правоохранительной деятельности, функционирования государственных органов, ее осуществляющих, как будет показано ниже, регулируются нормативными правовыми актами федерального уровня, т. е. отнесенными в соответствии со ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации.

Особенности современной системы НПА о правоохранительной деятельности и органах, ее осуществляющих, производны от системы нормативных актов в целом, которые, по мнению специалистов, сводятся к следующему: они находятся в соподчинении (субординационной связи) между собой; эта форма связи между ними определяется их юридической силой; место и роль НПА в системе властных предписаний государства официально выражается в их наименовании (конституция, закон, указ, постановление и т. д.).

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» утверждена их трехзвенная структура: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Министерство (например, МВД России, Минюст России и др.) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента и Правительства РФ сфере деятельности. В этих целях оно самостоятельно осуществляет правовое регулирование, принимая соответствующие нормативные правовые (приказы, решения коллегии, распространяющиеся на неопределенный круг лиц) и индивидуальные правовые акты. Виды принимаемых федеральным министерством актов устанавливаются федеральным законодательством. Федеральная служба (например, Федеральная таможенная служба (ФТС) России и др.) осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности, а также выполняет специальные функции в области обороны, Государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. В пределах своей компетенции она издает индивидуальные правовые акты, а в случаях, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, и нормативные правовые акты (приказы, указания). Федеральное агентство (например, Росстат, Росархив и др.) осуществляет деятельность по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Оно также издает индивидуальные правовые акты в пределах своей компетенции, а нормативные правовые акты (инструкции, письма) — в случаях, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. В нормотворческой деятельности указанные органы тесно взаимодействуют.

Вместе с тем целостность системы нормативных правовых актов о правоохранительных органах обусловливает их различие тремя обстоятельствами: содержанием (предметом) разрешаемых ими вопросов; различием в юридической природе или юридической силе (значении); различиями в процедуре принятия нормативных правовых актов.

Такая классификация массива нормативных правовых актов — по юридической силе и по предмету (содержанию) независимо от их юридической природы — позитивна в двух аспектах. Во-первых, учитывая процесс совершенствования нормативной правовой базы о правоохранительной деятельности и органах, ее осуществляющих, она способствует определению необходимости законодательного регулирования, приоритетов этой деятельности. Во-вторых, в учебно-методических целях предложенная классификация облегчает изучение юридической пазы, которой руководствуются в своей деятельности правоохранительные органы.

В заключение отметим: накопление информации, и правовой в том числе, происходит едва ли не в геометрической прогрессии. В целях унификации банка данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена ею между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами прокуратуры РФ и органами местного самоуправления Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. одобрен классификатор правовых актов. К работе над ним были привлечены федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы прокуратуры и судебные власти, научно-исследовательские организации и образовательные учреждения юридического профиля, ведущие ученые-юристы России. Классификатор построен в соответствии с Конституцией РФ, кодексами РФ и другими основополагающими федеральными законами. Все термины классификатора согласуются с существующей правовой терминологией. Важно и то обстоятельство, что заинтересованные органы и организации могут его самостоятельно расширять и дополнять при необходимости до четвертого и пятого уровней.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: