Судебная власть обладает рядом признаков:
1) вид государственной власти
2) осуществляется только специальными государственными органами – судами. В Конституции РФ запрещено создание чрезвычайных и специальных судов. И при чрезвычайном положение и при военном положении действует судебная система, закрепленная в Конституции. Федеральный суд – орган, который создается или упраздняется только в соответствии с Конституцией РФ, федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются только законами субъектов. При этом не один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были переданы юрисдикции другого суда. Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе.
3) исключительной судебной власти. Законодательный императив не допускает выбора иного варианта действий, как признать человека виновным или оправдать его; удовлетворить его исковое требование или отказать в нем. Никто не может быть признан в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке установленным законом ст. 14 УПК РФ.
4) судебная власть – едина. Вследствие чего законодательно закреплено единство судебной системы Конституцией РФ и ФКЗ в котором, закреплен исчерпывающий перечень судов РФ.
5) независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочии суды подчиняются только закону и Конституции РФ (ст. 118 Конституции РФ и ч.ч. 1,2 ФКЗ «О судебной системе»). Никто не вправе давать судьям указания как разрешить то или иное конкретное дело. Судьи, рассматривая дела, не связаны позицией и мнением лиц, участвующих в процессе. Вмешательство в какой-либо форме, деятельность суда, влечет уголовную ответственность согласно ст. 294 УК РФ.
|
6) судебная власть осуществляется путем судопроизводства, которое является формой реализации судебной власти.
7) процессуальный порядок деятельности. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с ФКЗ в Конституционном суде РФ. Гражданское и уголовное судопроизводство по правилам, закрепленным гражданско-процессуальным кодексом РФ (ГПК) и УПК. А арбитражное судопроизводство определяется согласно арбитражно-процессуальному кодексу. Административное судопроизводство происходит согласно кодексу об административных правонарушениях
8) подзаконность судебной власти. Она действует в пределах представленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе. Подзаконность судебной власти распространяется на правосудие, конституционный и судебный контроль на толковании законов и других нормативно-правовых актов (НПА).
9) обязательность решении судебной власти для всех без исключения государственных органов, организации и должностных лиц, а также граждан. Это означает, что решения суда имеют властный характер и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Неисполнение решении влечет уголовную ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ. Реализация судебных решений составляют функцию органов исполнительной власти и прежде всего министерства юстиции РФ.
Вопрос 3. Органы, осуществляющие судебную власть. Суд в юридическом значении – орган государства, осуществляющий судебную власть посредствам отправления правосудия. Суд чести в ВС РФ, товарищеский Суд (не наделены функцией отправления правосудия и соответственно не обладают судебной властью). Правила судопроизводства обязательны для всех судов, судебной системы и равно для всех судов обязательно исполнение Конституции РФ. А также общепринятых норм и принципов международного права. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом режиме допускается только в случаях, закрепленных федеральным законом (ФЗ). Финансирование судов производится только из федерального бюджета. Имеется в виду заработная плата судьей и технического аппарата. Финансирование материально-технического снабжения судов субъектов федерации производится за счет средств бюджета РФ. Суд, как орган государства являет собой учреждение, где работают на профессиональной основе один или несколько судей. Правосудие по конкретным делам осуществляется не всеми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами. В судебный состав могут входить также представители народа в лице присяжных и арбитражных заседателей. Какой бы состав не был, правосудие осуществляется только от имени государства.
|
Вопрос 4. Правосудие и его отличительные свойства. Правосудие – высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства на основании Конституции РФ и законодательства РФ. Необходимо отметить, что для определения понятия правосудия надо выявить его отличительные черты как данного вида государственной деятельности (ст. 18 Конституции РФ говорит об обеспечении правосудия прав и свобод человека и гражданина); ч.5. ст. 32. Конституции РФ устанавливает право граждан на участие в отправлении правосудия, а ч. 2. ст. 50 запрещает при осуществлении правосудия использование доказательств, полученных о нарушении федерального закона. Ст. 52 Конституции РФ говорит об обеспечении потерпевшему доступа к правосудию. Первым отличительным признаком правосудия является обеспечение правосудия только судом. Правосудие строится так, что по каждому делу была выявлена объективная истина и обеспечены гарантии для всех участников процесса. И чтобы торжествовали справедливость и право. Второй отличительным признаком является рассмотрение дел в определенной форме и согласно установленных законом правил. Оно происходит в форме судебных заседании: непрерывно, устно и открыто. В нем участвуют стороны, наделенные равными правами и обязанностями для защиты своих интересов. Судебное заседание завершается вынесением решения, которое должно быть законным и обоснованным, иначе они будут отменены конституционными или надзорными инстанциями. В некоторых случаях они могут быть отменены апелляционными инстанциями. Третий признак правосудия является то, что оно может осуществляться только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке. Четвёртый признак – вид государственной деятельности, который может осуществлять только с соблюдением особого процессуального порядка, с соблюдением особой процедуры законодательно закрепленной.
|
22 сентября 2010 года