Будни инженера в Апастово




Вот моя деревня

 

Легкой нежной алой линией подчеркнула горизонт апастовской степи утренняя заря - пока еще только подсвечивая небо и оставляя в сонной тьме возвышенности и ложбины, лесополосы и поля, поднятое ложе автотрассы, по которой ныряют тревожные фары одинокой фуры, словно отбившейся от стада сородичей и зыркающей по сторонам в стремлении найти своих, найти безопасность и покой.

Такая же точно заря приходит в эти места каждый день, принося обитателям этой земли - как разумным, так и не очень - новые хлопоты, новые радости, новые надежды.

Может быть, такая же заря разливалась здесь по горизонту миллионы и десятки миллионов лет назад, задолго до появления человека, до приручения им огня, лошади и атома, до разделения на татар, англосаксов и русских, на правоверных и православных, на городских и колхозников. Никто тогда не думал о рентабельности и энерговооруженности, а бродили по этим привольным степям стада непривычных для нашего взгляда копытных, озираясь по сторонам в поисках неугомонного молодняка, вечно стремящегося куда-то вдаль, невзирая на опасность со стороны грозных допотопных хищников.

А земля любила всех своих жителей - от малой пичужки до огромных мастодонтов - и всех кормила обильною пищей. И ждала. Ждала, когда над этой сонной равниной займется заря разума, заря человечности, заря новой эры.

 

Старые Енали

Если сворачивать на Апастово с федеральной автодороги Р-241 “Казань - Ульяновск”, то никак не минуешь деревню Старые Енали, которая находится в двух километрах к югу от районного центра, будучи отделена от него речкой Анальпусь. Местные жители, впрочем, называли её между собой «Аракы елга» – «Водочная река». Возможно, потому, что на её воде делали водку, но кто и когда делал – история умалчивает.

Сегодня в селе проживает немногим больше четырехсот жителей, большей частью татар. Основными их занятиями являются полеводство и молочное скотоводство. В деревне имеются начальная школа, клуб, библиотека, а также мечеть.

 

Сама деревня известна со времен Казанского ханства. По одной из версий, современный райцентр также основан выходцами из Старых Еналей и с 1647 года значился как Малое Еналеево. В XVIII - первой половине XIX веков жители относились к категории государственных крестьян и могли считаться зажиточными. На начало XX века в деревне Старые Енали функционировали мечеть, медресе (и это важно!), семь водяных мельниц, две крупообдирки, кузница и маслобойня.

“В нашем районе народ трудолюбивый, - утверждает Азат Сафинович Ханифатуллин. А он знает, он в этих местах поработал и председателем колхоза, и первым секретарем райкома партии, и главой администрации Апастово. - У нас нет ни одного гектар*а земли необработанного, запущенного, какие вы можете в изобилии наблюдать, проезжая по стране. Но татары - народ не такой: татарин не будет нарядно одеваться, даже питаться будет плохо, но он будет строиться. Это нельзя назвать завистью или ревностью, но у него хозяйство непременно должно быть больше, чем у соседа. А сосед старается – чтобы у него было больше, поэтому у нас очень добротные дома и во всех деревнях мечети работают”.

Послужной список

Сейчас есть такое модное понятие - «карьерная лестница». По ней надо двигаться обязательно вверх, в этом цель и смысл жизни. Но это понятие неприменимо к Наилю Фаруковичу Губайдуллину - ухо режет и глаз колет. Есть другое выражение, подразумевающее трудовой жизненный путь, – «послужной список». Оно вроде о том же, и все-таки о другом. Не о стремлении стать выше других, а о служении общему делу, в результате которого заслуженному человеку доверяют все более масштабные задачи.

Этот список даст нам возможность одним взглядом окинуть будущее повествование. Но чтобы он не был сух и скучен, как слог делопроизводителя, проиллюстрируем его высказываниями друзей, коллег, однокашников, начальников, подчиненных - они передадут своеобразие каждого этапа и драматичность переходов.

Период Должность Комментарии
Сентябрь 1964 май 1975 Учащийся Старо-Еналинской, а затем Апастовской средней школы «Мы всегда выбирали его капитаном команды – в футболе, в хоккее. Играл напористо, но не заигрывался, умел дать пас. Играл на команду, на результат». «Он у нас был заводилой. Выделялся вниманием по отношению к другим, человечностью». «Ума не приложу, как мне тогда доверяли комбайн?! Сейчас я на ту гору, наверно, не решился бы заехать».
Июль 1975 – май 1976 Учащийся Апастовского СПТУ-26 «С первого раза в институт не поступил, и за этот год отучился в СПТУ на тракториста, спортом много занимался и был секретарем комитета ВЛКСМ. Это был важный этап». «Даже в конфликтных ситуациях Наиль умел найти убедительные доводы, не доводил дело до физического противостояния».
Май 1976 – август 1976 Тракторист колхоза «Спартак» Апастовского района «Если бы я сам не работал механизатором – как бы я смог руководить людьми, сельским хозяйством района?»
август 1976 – август 1981 Студент Казанского сельскохозяйственного института «Практика на Волгоградском тракторном заводе в литейном цехе - интереснейший период. Ночные смены, раскаленный металл – вот где познаешь жизнь рабочего класса». «Когда был командиром Боевой комсомольской дружины, видимо, себя проявил хорошо - и меня пригласили служить в КГБ».
Сентябрь 1981 – май 1982 Инженер по эксплуатации МТП колхоза «Спартак» Апастовского района «Он очень бережно относился к технике. Не разрешал пропасть даже гайке».
Май 1982 – декабрь 1983 Служба в рядах Советской армии «Подполковник обращался ко мне не по званию – «сержант», а по имени-отчеству «Наиль Фарукович».
Февраль 1984 – ноябрь 1985 Старший инженер, начальник инспекции – главный государственный инженер-инспектор «Россельтехнадзора» Управления сельского хозяйства Апастовского райисполкома   «У людей из контролирующих органов обычно и тон разговора совершенно другой. А на него смотрю и думаю – неужели такие люди бывают среди проверяющих?»
Ноябрь 1985 – апрель 1986 Заместитель управляющего по СТО МТП Апастовского РПО по ПТО сельского хозяйства Госкомсельхозтехники ТАССР. «Для подвозки дров у школ были трактора, но чинить их и доставать запчасти у школ возможности не было. Наиль Фарукович понимал ситуацию и всегда находил возможность помочь».
апрель 1986 – январь 1987 Начальник отдела механизации и электрификации Апастовского РАПО «А первый секретарь райкома показывает – это лучший инженер района и готовый управляющий «Сельхозтехники».
январь 1987 – март 1995 Председатель Апастовского РПО «Сельхозхимия» «Что значит - не поедешь в Кайбицы? Из партии исключим!». _____________________ «Я старался не гонором брать, а убеждением. Поэтому за всю жизнь от силы человек пять уволил. Но это уже не работники были, а тормоз всей деятельности».
март 1995 – май 1996 Генеральный директор АООТ «Агрохимсервис» Апастовского района
май 1996 – март 2002 Генеральный директор ОАО «Апастовская «Сельхозтехника»   «Уборка кончается - у него уже готов график: какую технику в какой срок колхозы должны ему представить, какие запчасти потребуются. Вся работа - по плану». «Он для меня пример в смысле человечности. Он никогда не обижает людей и всегда говорит правду в глаза».
март 2002 – май 2011 Начальник Апастовского Управления сельского хозяйства и продовольствия «Я работала с восемью начальниками управления, но такого человечного и порядочного я не видела». «Район вышел на передовые места по показателям. К сожалению, когда Наиль Фарукович был вынужден уйти, не удалось сохранить достигнутые позиции».
май 2011 – сентябрь 2012 Начальник отдела инженерно-технического обеспечения АПК Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ «Много было проделано аналитической работы, которую потом представляли на семинарах». «Когда Наиль Фарукович приезжал в район, я, будучи главой администрации, оставлял все дела, чтобы проехать с ним по хозяйствам».
сентябрь 2012 г. – по настоящее время Генеральный директор ОАО «Татагрохим»   «Пятилетний цикл известкования должен быть возвращен в республику. Сегодня хлеб, урожай - это вопрос национальной безопасности». «Я как был начальник сельхозуправления – так им и остался. А вообще, думаю, - поступил бы я в танковое училище или пошел в КГБ, все равно был бы «генералом» – как и сейчас».

 

Удивляет, сколько раз в приведенных высказываниях прозвучало слово «человечность»! Что это за свойство такое и откуда оно берется? Может быть, это главный вопрос нашей жизни на этой планете – как стать человеками? И Электроник с Сыроежкиным пытались стать человеками. И детей стараются воспитать человеками (впрочем, кое-кто считает, что им достаточно быть «квалифицированными потребителями[1]»). И когда обращаются к кому-то с просьбой, не преминут добавить: «Будь человеком!» Раз такая просьба возможна – значит, есть где-то в нас эта человечность, но пока еще не для каждодневного употребления, и поэтому в каждый момент времени и в каждой ситуации мы решаем: «Человеками? Быть или не быть?»

И вот чем интересна эта история - среди людей, которые в ней живут, есть такие, которых окружающие искренне признают человечными. Для них вопрос решен – «Быть! Человеками - быть!» И очень заразительна их категоричность в решении этого вопроса. Может, и нам удастся эти качества научиться узнавать и признавать в себе и окружающих. И поддерживать друг друга именно в проявлении человечности, а главное – поддерживать в этом детей. Вот в какую историю мы погружаемся – в историю становления характера будущего лидера, руководителя - человека.

Мальчик и труд

Ни один человек не обладает точным знанием
своей собственной жизни и при расхождении
автобиографии с биографией скорее всего
биография верна, а автобиография – нет.

Бернард Шоу

Каждое утро в жизнь мальчика входил труд. Нельзя сказать, что он просыпался с трудом – нет, он вставал легко и радостно, полный сил и вдохновения на весь предстоящий день. Наверно, труд просыпался раньше мальчика – вместе с солнышком - и готовил день к его пробуждению, а потом тихонько толкал в плечо: «Наиль, вставай!» А солнышко бросало зайчики в глаза и вторило: «Вставай! Впереди столько всего нужного, интересного, ответственного!» А тут и совесть просыпалась: «Надо успеть до школы убрать хлев, пока мать выгоняет коров в стадо».

Есть такая татарская пословица: «Агачныы яфрак бизи, кешене хезмәт бизи» (Дерево украшают листья, а человека – труд). Но мальчик об этом не думал. Он не знал, какой он красивый, когда занят делом, серьезным делом помощи семье. Мать знала и улыбалась, когда, вернувшись с выгона, заставала его за работой – он был такой сосредоточенный и серьезный. «Совсем как взрослый! – думала Фатима. – Только маленький. Очень похож на отца! И он хочет быть похожим на Фарука – ему всё мужские дела подавай!»

Фарук Губайдуллин, глядя, как сын подметает двор – маленький и шустрый, как колобок, с метлой, которая выше его чуть не в два раза – размышлял про себя: «Энгельс, конечно, был атеистом, но он же толковый немец и правильно подметил – именно труд помогает стать человеком! Основу человека, конечно, сотворил Аллах – тело, душу, ум. Но человеком каждый из нас должен стать самостоятельно. И единственный способ стать человеком – это труд. Нет другого! Эш кешене төзәтә, ялкаулык — боза (работа человека исправляет, а лень портит)».

Солнце уже поднялось над деревней, прогоняя тени домов и утреннюю прохладу. После бодро начавшегося утра бэлеш из яблок на завтрак для Наиля был особенно вкусен. Мы на самом деле даже не догадываемся, сколько радости нам приносит труд. Всем знакомо удовлетворение от хорошо сделанного дела, гордость честными достижениями, сладкое чувство принесенной людям и миру пользы. От этого ствола удовольствия отходит еще так много веточек.

Довольный человек – это здоровый человек. Хорошо известно, что зависть точит, а страх съедает, жадность откладывается в брюшке, а лень делает дряблыми руки и ноги. Это все путь к болезням, которых никогда не узнает человек довольный и трудолюбивый.

Довольный человек – удачливый человек. Он притягивает удачу. Удаче куда приятней приходить к оптимисту и труженику, чем к ворчливому брюзге.

Довольный человек приятен для общества, не портит компании, рядом с ним душа отдыхает от забот и передряг. Вот и выходит, что трудолюбие приносит и здоровье, и уважение, и хлеб. И дружбу!

Почему дружбу? Сейчас расскажу, пока Наиль бежит в школу. Школа находится за два километра от его дома, в соседней деревне. Учение – это тоже труд, и труд благодарный. «Беләктән белем көчле» (сильнее руки только знание), - говорит отец. Это правда! Кусок хлеба съел – сыт полдня. Если знаешь, как хлеб вырастить – сыт будешь всю жизнь. Велика сила знания. Уж на что сильна сила притяжения, а Гагарин её одолел с помощью знания и поднялся в космос. С радостью Наиль спешит в школу.

Так вот - о том, что трудолюбие приносит дружбу. Тот, кто может прожить своим трудом - никогда не позарится на добро соседа. Для него сосед интересен как собеседник, как личность, а не как источник наживы. Он ценит соседа за то, какой он есть - веселый, добрый или умный - а не за то, что есть у него, и что можно присвоить.

И очень опасен тот, кто своим трудом прожить не может или не хочет - он готов на все, чтобы овладеть чужим. Оно ему необходимо, есть такое слово - “позарез”. То есть настолько, что и зарезать можно. Не говоря уж о том, что обмануть, предать, закабалить, обобрать... Какая тут может быть дружба?

Но рано еще об этой стороне жизни знать Наилю. Он сидит на уроке математики и решает примеры, которые написал на доске учитель. У мальчика хорошо получается – цифры его слушаются и сами складываются в ответ. А еще интересный предмет – «Природоведение». Столько на свете всего необычного - горы, моря, острова, деревья, планеты. И человек кажется перед ними таким маленьким! Но он не маленький – это точно. Потому, что у него есть цель. Волны достигают 30-метровой высоты, но бегут то в одну сторону, то в другую. Поэтому моря остаются на месте. А человек идет туда, куда наметил – и неизменно приходит. Он преодолевает моря и покоряет горы. Или создает моря и пробивает горы. Человек может все, если у него есть цель и он готов трудиться для её достижения. Так говорил отец.

- Губайдуллин, о чем задумался?

- О том, что у нас в школе печку топят дровами, а ледокол «Ленин» плавает на атомном топливе.

- Хочешь, чтобы у нас в школе поставили ядерный реактор? Чтобы не носить каждое утро дрова, а один раз зарядил – и на пять лет?

- Я думаю, чего может достичь человек, если захочет.

- Всего! Если каждый день делает что-то для своей мечты. Те, кто придумали и построили ледокол, тоже когда-то учились в школе, отапливаемой дровами. А вы, дети, как думаете?

После школы Наиль спешит домой. Неяркое осеннее солнце поглаживает лучами желтеющие березы и свысока разглядывает ползущие вдалеке трактора колхоза «Ватан».

- Наиль, в футбол играть пойдешь?

- Пойду, только сначала уроки сделаю и по хозяйству управлюсь.

Так заведено в деревне: «Эш беткәч уйнарга ярый» (Работу закончил — играть можно). В народной, крестьянской среде жизнь строилась вокруг труда, труд был основой жизни, труд давал пропитание. И смысл существования! Очень большое значение уделялось приучению детей к труду. Семьи были большие, взрослые со всеми делами не успевали. Поэтому уже пятилетних оставляли нянчиться с трехлетками, у девочек рано появлялись обязанности по дому, а у мальчиков - по хозяйству. Ухаживать за скотиной, пахать, убирать урожай, косить траву - всему этому дети учились с малых лет.

Советская действительность внесла в этот жизненный уклад определенные коррективы: сельские дети стали учиться, читать, заниматься спортом. Расширился их кругозор - они стали чувствовать себя будущим большой страны. Но прежние традиции трудолюбия оказались востребованы и в новых условиях. Детям на каникулах находилось место в трудовом процессе колхоза, они стремились заработать и внести свой вклад в семейный бюджет.

После третьего класса Наиль на каникулах работал полевым. Охранял поле от скотины, разъезжая верхом на лошади. Несколько часов верхом – это серьезное испытание, но он справлялся.

Собственно, каждый сельский ребенок может вспомнить что-то подобное. После шестого класса в летнем лагере для свиней требовалось вычистить прошлогодний навоз с площади 25 квадратных метров. Наиль еще не знает, что по сути повторил подвиг Геракла, который в свое время вычистил конюшни царя Авгия.

После восьмого класса состоялось укрощение «железного коня» - парню доверили трактор МТЗ-50, потом МТЗ-52. Он возил молоко в трехтонных бочках. «Хорошее было время! – вспоминал он потом. - Доярки мне мазали хлеб настоящей сметаной, а пока я съедал угощение, в бочку уже заливали обрат. Я возил его на свиноферму – им выпаивали поросят. Я тогда хорошо заработал…»

Один год Наиль работал на зерносушилке СЗСБ-8. Это серьезная машина, и надо было контролировать ее работу. Вот тогда с заработка он купил мотоцикл М-107 «Минск», который, между прочим, стоил 220 рублей – немалые по тем временам деньги! И еще родителям осталось на хозяйство.

Труд облагораживает человека, но особо облагораживает, конечно, возделывание земли, или как говорили раньше, хлебопашество. В самом слове слышится что-то сильное, вечное. Это не «консалтинг» и не «мерчендайзинг». Вспашка, боронование, сев, уборка, страда - как это звучит! Покос, валкование, стогование, силосование - насколько это все настоящее, материальное, весомое... Не поставишь рядом с ним рекламу или брокерские услуги. Да и что можно поставить рядом с хлебопашеством? Разве что выход человечества в космос. Это эпохально. Этим можно гордиться. И все же хлебопашество - явление более вековечное, более насущное, это основа всего.

«Работал помощником комбайнера на СК-4, только комбайнера со мной не было, - вспоминает Н.Ф. Губайдуллин. - Я недавно посмотрел на ту гору, где проезжал – сейчас я бы не решился на нее на комбайне подниматься».

Труд с человеком проходит всю жизнь. Одни его не любят и всячески избегают. Другие находят в нем радость и смысл жизни. И это разные люди. Очень разные. Более разные, чем немцы и русские. Более разные, чем мужчины и женщины. Более разные, чем взрослые и дети. Те, кто любит труд, и те, кто его не любит – это как существа с разных планет. У них все разное – походка, говор, интересы, мечты, любимые фильмы, любимые люди. Все разное. Как два биологических вида. Но живут на одной Земле, в одной стране, в одной деревне. И что с этим делать?

Но обо всем этом еще пока не думает мальчик Наиль, который возвращается домой с футбола (его команда победила) – уставший, довольный, счастливый. У него прекрасная жизнь, замечательные родители, светлое будущее, большая страна.

Солнце касается краем горизонта. Это только нам кажется, что оно уходит на покой. Но это не так. Вот кто трудяга настоящий! Солнце никогда не отдыхает – оно продолжает светить с другой стороны Земли. А еще светит Юпитеру, Марсу, Венере – всем планетам. И никогда не устает. До свидания, Солнышко! Завтра будет новый яркий день!

Сельская жизнь №1 (1976 год)

«Сельская жизнь» - так называлась газета, самая популярная (наряду с журналом «Крестьянка») в советской деревне. Газета писала не только о политических новостях и способах хозяйствования, но и о быте села, о людях разных поколений, об их радостях, трудностях и чаяниях. Хочется о тех временах и о тех людях вам рассказать в стиле газетного репортажа – может быть, немножко торопливого и обрывочного, но вырастающего из самого бурления жизни. Впрочем, не забывая, что мы смотрим на те времена из дня сегодняшнего.

Культура. стать человеком

В нашей редакционной статье мы сегодня вас познакомим с человеком будущего. Впрочем, мы все люди будущего. Это сегодня мы учащиеся, механизаторы или агрономы, а кто знает, кем мы станем через двадцать лет? Один будет председателем колхоза, а другой - капитаном корабля, космонавтом или академиком.

Наш сегодняшний собеседник – учитель математики Азат Сафинович Ханифатуллин. В текущем 1976 году ему 25 лет, он молод, увлечен своим делом и не мыслит себя без школы, без детей. Но впереди у него интереснейший жизненный путь и большие ответственные дела. Партия (или судьба) уже видит в нем будущего председателя Шамбулыхчинского сельсовета (1980-1983), заместителя председателя исполкома Апастовского райсовета (1983-1987); председателя колхозов им. Мусы Джалиля и "Рассвет" (1987-1990). Дальнейший жизненный путь видится только крупными мазками: 1990-1991 - председатель исполкома Апастовского районного Совета; 1991-1999 - глава администрации Кайбицкого района (да-да, будет такой район); 1999-2005 (дух захватывает, насколько далекое будущее, XXI век!) - глава администрации Апастовского района.

Но дадим уже слово и Азату Сафиновичу.

- Представив себя в 2018 году, уже умудренного опытом и многое повидавшего, оглянитесь на сегодняшнее время - как вы думаете, есть у человека предназначение в жизни? Вы чувствуете, что вас что-то вело, подталкивало, направляло?

- Когда мы учились, у нас не было мыслей, что надо занять какую-либо должность, высокий пост. Мое желание было - быть человеком. А человеком можно быть на любом месте, на любой должности. Просто работали, не думая о том, что наградят или повысят. Например, я – предметник, математик. Мы же о 1976 годе говорим? Со своим двухметровым ростом, отовсюду видным на школьном дворе, как я могу быть плохим преподавателем? Я должен был что-то придумать, что-то новое детям дать. В классе за 45 минут как можно узнать кого-то? Опросить-то всех не успеваешь! Поэтому мы еженедельно были в походах, а там все на виду - кто как дрова собирает, как работает, как помогает товарищам. Это давало возможность наладить взаимоотношения, создать дружный класс. И, разумеется, в учебе потом помогало. Никто меня не заставлял это делать, никто мне за это не доплачивал. Хотелось хорошо делать свою работу. Если честно, никогда не думал, что буду главой района. Просто на каждом участке, который мне поручали, старался работать с честью. Делать не хуже других, а лучше других. Много лет работая на руководящих должностях, я продолжал думать, что вернусь в школу. И только спустя 25 лет стал понимать, что, наверно, уже поздно.

- Какие события жизни сформировали в вас это стремление быть человеком?

- Нас воспитывал сам образ жизни. Не то, чтобы автоматически, но близко к этому. Как только ребенок мог брать в руки ложку - у него уже появлялись обязанности по дому. Если девочка – то полы подметать, посуду мыть и так далее. Если мальчик - за скотиной ухаживать. У меня в детстве была плантация сахарной свеклы, за которую я отвечал. Потом начал косить. А когда окончил 5 классов, то работал помощником комбайнера – на тех комбайнах надо было солому сдвигать вручную. И, кроме того, для нас, сельских детей, было гордостью хоть копейку зарабатывать. И мне кажется, в воспитании большую роль играет личный пример. Для нас примером были наши родители. Сейчас, в XXI веке, это потеряно - родителей заменил айфон.

- Но, наверно, были какие-то ситуации, когда родители должны были что-то специально втолковывать, объяснять?

- Это тоже типичные ситуации и, я думаю, родители наши просто поступали так, как поступали многие поколения наших предков. Я как-то на маму обиделся. Совершенно типичная ситуация, во всех семьях такое бывает. Все уже дома были, ужинать собирались. Мать мне показала строго - уйти в сторону. Я залез на печку и смотрел: они покушали, все съели, помыли посуду, свет потушили и легли спать. Я остался голодный. После этого я никогда ни на кого не обижался.

- Очень продуктивный способ воспитания – за один раз и на всю жизнь. В XXI веке семьи с детскими капризами годами мучаются, не могут ничего сделать… А здесь – сколько нервов, сколько времени сэкономлено и детям, и взрослым.

- Народная пословица гласит: «Сөй баланы җаның белән, ә тәрбиялә кулың белән» (Люби ребенка сердцем, а воспитывай его руками). Я, может быть, консерватор, но я совершенно не понимаю нынешних разговоров про права ребенка. Ребенок – несовершеннолетний. Зачем ему какие-то права, если у него есть родители, которые должны решать все вопросы? И почему у него должно быть право писать кляузы на родителей, если его шлепнули в назидание? Нас, что ли, не шлепали?

Один раз в пять утра - я еще сплю - мать сдергивает одеяло и стегает мне веткой акации по заднице. Я встал и думаю - за что это мне? Вроде, вчера ни с кем не дрался - этот вариант отпадает. В сады чужие тоже не залезал - была у нас такая забава. Мама мне говорит: «Ты что слепой, что ли? Или у тебя языка нет?» А оказывается, женщины, когда выгоняли скот на пастбище, спросили маму: «Что это у тебя сын не здоровается?» Очень это ее задело. Вот она мне так и объяснила доходчиво. Я же пополам не переломился, все понял, стал с людьми здороваться.

- Еще и уважение к старшим воспитывалось, что снимает многие проблемы в обществе.

- У нас не было такого, чтобы мы взрослых боялись. Бояться можно один, два, три раза – потом страх проходит. У нас было понятие «как должно быть». Эти правила не считались непосильным грузом или тяжкой обязанностью. Просто так должно быть. Надо понимать, что мы, дети, тоже были «не сахар», но нас приучили держать себя в рамках приличий. «Хорошее воспитание – лучшее наследство» - это тоже татарская пословица.

Герои Спорта. Успехи в зимнем троеборье

Как поется в известной песне:

Мы верим твердо героям спорта -
Нам победа как воздух нужна!
Мы хотим всем рекордам
Наши звонкие дать имена!

Именно таково стремление в жизни Наиля Губайдуллина - учащегося открытого в прошлом году в Апастово Сельского профессионально-технического училища №26. На зональных соревнованиях общества «Трудовые резервы» по зимнему многоборью в Казани в лыжной гонке на 5 км он занял призовое место. Гонка проходила на реке Казанке в районе Центрального парка культуры и отдыха им. Горького. В троеборье также входят бег на коньках и стрельба.

Наш вопрос Наилю Губайдуллину:

- Давно вы занимаетесь спортом? Кто впервые увидел в вас спортсмена?

- Приохотил меня к спорту Тахир абый, Тахир Шакирович Халитов – наш учитель физкультуры в школе. Это высшей категории человек. А готовил нас к соревнованиям наш преподаватель в СПТУ Ильгиз Галямиевич Галямиев. Я выступать могу в любом виде спорта – тяжелая атлетика (выжимаю штангу 95 кг), легкая атлетика, футбол, но больше всего люблю хоккей. Играю с первого класса. Выступал в детских соревнованиях «Золотая шайба» - наша команда называлась “Чайка”. Был нападающим. Хоть в падении, хоть ползком - забивал голы. Бывало и зубы на лед летели - нас ничего не останавливало. Однажды в школе отменили занятия из-за мороза. Я специально пошел в школу: уроков не будет – значит, можно поиграть в хоккей. Клюшки делали сами - на пальцах многие шрамы об этом напоминают. Делали из фанеры, из старых стульев. Фанеру делили на две части, посередине ставили палку, обматывали изолентой.

А вот что сообщил о призере соревнований другой член команды - Ильдус Залялов:

- Ребята дали Наилю прозвище «Кнай». И всегда говорили: «Если Кнай на поле, то делать нечего». И в хоккее, и в футболе он у нас всегда капитаном. Играет хорошо, напористо, с инициативой, но не заигрывается, вовремя дает пас. Для него важен не личный успех, а победа команды. Важен результат.

«Сельхозхимия». Начало

Этот год – особый в нашей истории. В истории «Татагрохима», в истории заботы о плодородии почв и в истории страны.

В 1979 году Наиль Фарукович Губайдуллин – студент Казанского сельскохозяйственного института и командир Боевой комсомольской дружины, участвующий в рейдах по задержанию членов уличной банды «Тяп-Ляп» (двоих участников которой в 1980 году приговорили за их преступления к высшей мере наказания).

9 августа 1979 года – принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании единой специализированной агрохимической службы в стране ». Положено начало деятельности мощнейшей организации, содействовавшей оздоровлению почв страны и создавшей задел, на котором до сих пор еще держится сельское хозяйство и продовольственная безопасность.

12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС принято решение о вводе ограниченного контингента советских войск в Афганистан.

Вошедшие в список события - вовсе не разнородные и разноуровневые, призванные лишь показать исторический фон происходящего. Это всё части противоречивого, но единого процесса, от которого зависела судьба Советского Союза и населяющих его народов.

Дело «Тяп-Ляп» и в целом «казанский феномен» уличных молодежных группировок – вовсе не локальное явление, о чем еще пойдет речь дальше. Оно было использовано в межклановой борьбе в партийных верхах наряду с «делом министра Щелокова». Есть моменты, наводящие на мысль даже о некоем социальном эксперименте с участием спецслужб. В любом случае «казанский феномен» был проявлением кризиса общественного сознания, когда вырвались на свободу прежде подавленные в человеке и обществе силы разрушения, хаоса, паразитизма. От сил созидания, порядка, мечты о справедливом обществе бой с ними приняли комсомол, БКД. Кто победил, кто победит – вопрос пока открытый. Участники тех событий с разных сторон баррикад до сих пор остаются при своем мнении, входя при этом в общество, в бизнес, в структуры управления, в органы государственной власти. До сих пор одни стремятся строить и приумножать, а другие – хапать и возносить себя над другими. Удивительным образом в противостоянии Советской власти сошлись уличная преступность и младореформаторы из высоких номенклатурных кругов. Не перед этим ли союзом дрогнул СССР?

Свою роль в расшатывании основ сверхдержавы сыграла и афганская война. Как вспоминал Збигнев Бжезинский (на то время – советник по национальной безопасности президента США): «Мы не подталкивали русских вмешиваться, но мы намеренно увеличили вероятность, что они это сделают… Согласно официальной версии, помощь ЦРУ моджахедам началась после того, как советская армия вторглась в Афганистан 24 декабря 1979 года. На самом же деле президент Картер подписал первую директиву о тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле 3 июля 1979 года. И в тот же день я написал докладную записку для президента, в которой я ему объяснил, что, по моему мнению, эта помощь повлечет за собой советское военное вмешательство». В той войне погибло 15 тысяч советских военнослужащих. А Афганистан пылает до сих пор, несмотря на международное вмешательство.

Создание «Сельхозхимии» в этом ряду – событие, безусловно, положительное. Сработали сильные стороны советской системы – централизация, плановость, возможность использовать достижения науки и концентрировать ресурсы на важных направлениях. Направление плодородия почв, повышения урожайности было чрезвычайно важным. В это же время разворачивалась гигантская работа по мелиорации земель, создание мощного поливного земледелия. Советский Союз на всех парах шел к достижению продовольственной независимости и отказу от экспорта зерна. Начинали уделять внимание экологии и природосбережению. В новых поколениях народа и руководства уже созревало понимание, что нельзя противопоставлять человека и биосферу, что другой планеты у нас в запасе нет.

Человек не может и не имеет права только брать от земли. Если он хочет быть на земле, то обязан научиться и отдавать, восстанавливая то, чем пользуется. В этом смысле «Сельхозхимия» - прообраз организаций будущего. Ее задачей изначально было восстановление и улучшение почв, что позволяет человеку занять в природе место не потребителя, но созидателя.

Путевка в жизнь

В автобиографической трилогии Максима Горького «Детство. В людях. Мои университеты» гениальным писателем задана матрица, из которой вряд ли вырвешься, описывая любую биографию состоявшегося человека.

Разве жизненный путь Наиля Фаруковича Губайдуллина не укладывается в представленную формулу? Конечно, укладывается. Хоть и в немногих штрихах было представлено детство, но достаточно, чтобы увидеть, как оно формирует характер человека. Не такое детство, как у Горького, и, соответственно, не такой характер. Это детство трудное, сельское, татарское, но уже советское, дружное и космическое. И характер оно породило другой – характер оптимиста, живчика, уверенно движущегося к своей цели, которая, впрочем, не противоречит целям окружающих, а сливается с ними в единую.

В людях – этап неизбежный. Трудовая деятельность с самого детства, необходимость заработка – все это было и у Горького. Но совсем с другой интонацией. Уже не отдают родители детей чужим людям, да и нет никаких чужих людей – все свои, все на виду, все как одно целое. Одно слово – колхоз, коллективное хозяйство. И работа в нем – не только для заработка, а для будущего. Отсюда и гордость – и первой заработанной копейкой, и собой - как частью этого будущего.

Будут и «Мои университеты» - и в прямом, и в переносном смысле. И то, что они будут в прямом – уже отличает от горькой реальности Горького. Образование доступно каждому, каждому открыта дорога в любую профессию, в любую точку страны, на любую ступень служебной лестницы. Человек не один посреди враждебного мира, а важная и нужная часть общества.

Так что эту главу можно было бы назвать и «Мои университеты», но пусть у нее будет другое название, из другой эпохи – «Путевка в жизнь».

Причем нет и не будет здесь идеализации советского общества. Как раз в этой главе очень ясно видны проблемы и противоречия, трудности и даже опасности. Но именно после разрушения Советского Союза мы ясно увидели то, что в нем было настоящего. То, что не все ценили, а потерявши – заплакали. И это именно то, что отличает биографию Губайдуллина от биографии Горького.

Альма-матер

Бер галим йөз наданны җиңәр.
Один ученый победит сто неграмотных.

Яшьлегеңдә өйрәнмәсәң, картлыгыңда үкенерсең.
Не обучишься в молодости, пожалеешь в старости.

Кузница республиканских кадров

Альма матер - “Питающая мать”. Это латинское изречение дошло до нас из средневековых университетов, для которых студенты искали эпитеты, чтобы передать их значимость в своей жизни. Мать человеческая, мать родная - дает жизнь и кормит молоком. Учит языку и уму-разуму. Мать-земля дает пропитание, рождает плод и семя. И тоже учит – создает образ мира, родины. Альма-матер - посвящает в тайны мироздания, устройства общества и человека, дает путевку в большую жизнь. И учит профессии, которая будет кормить всю жизнь.

Факультет механизации сельского хозяйства Казанского сельхозинститута (ныне институт механизации и технического сервиса Аграрного университета) дал республике трех первых лиц - первого секретаря обкома Г.И Усманова, президентов М.Ш. Шаймиева и Р.Н. Минниханова, немало глав районных администраций, руководителей министерств и крупных предприятий.

Файзрахманов Джаудат Ибрагимович, в 1996 – 2018 гг. - ректор Казанского государственного аграрного университета: Прямой задачи подготовки кадров для республиканскою управленческого корпуса республики, конечно же не ставится. Наша основная задача - это подготовка высококвалифицированных специалистов для АПК. Но, как показывает практика, уровень и качество подготовки делают их востребованными и на государственной службе. Надо еще помнить о том, что Республика Татарстан - это один ведущих рег



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: