Задачи
Образовательные:
- познакомить детей с русским самоваром;
- познакомить с обрядом чаепития;
- расширить лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие».
Развивающие:
- развивать познавательную активность и любознательность;
- развивать творческие способности детей, исполняя народные песни, танцы;
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
- доставить радость от чаепития, показать пользу чая, формировать у детей культуру чаепития.
Оборудование:
- музейные экспонаты - самовары;
- русские народные костюмы для детей и ведущих, павлопасадские шали;
- угощение, чайная посуда на каждого ребенка;
- музыкальные инструменты;
- музыкальное сопровождение.
Ход:
Вед: Мы гостей своих встречаем
У нас нынче праздник чая
Собрались мы с вами вместе
Будет очень интересно.
Все готово к чаепитью
Вот и праздника открытье.
Ждёт вас множество затей:
Проходите поскорей…
В игры можно поиграть,
Силу, ловкость показать,
От души повеселиться,
Сладкого чайку напиться.
Проходите, присаживайтесь, всем места хватит. Рада всех вас видеть на празднике, который по-старинному обычаю посиделками называется.
Ни один праздник на Руси не обходился без горячего, бодрящего чая. Чаепитие на Руси было доброй традицией, и пил чай наш народ из самовара. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, соседями. А, что же такое – самовар? Самовар - старинное русское изобретение, для нагревания воды. Самый первый самовар был изготовлен очень давно на уральском заводе.
Люди собирались за столом, на котором стоял красавец самовар, и по русской традиции пили чай с пирогами и сладостями. Ребята, а вы знаете с чем можно пить чай?
|
Дети: Да!
Игра «Да – нет»
С конфетами – Да!
С буклетами – Нет!
С пирогами – Да!
С сапогами – Нет!
С газетами – Нет!
С ватрушками – Да!
С подушками – Нет!
С бубликами – Да!
С пряниками – Да!
С печеньем – Да!
С вареньем – Да!
С сапогами – Нет!
Вед: Какие молодцы! Все правильно сказали. Вижу, что вы действительно знаете, с чем люди пьют чай. На Руси люди очень любили ходить в гости. И каждый хозяин старался выставить на стол самые лучшие и вкусные угощения. А вы любите угощать своих гостей?
Игра «Угости гостя»
Приглашаю двух мальчиков. Вам надо будет угостить своего гостя пряником, но кормить его вы будете с завязанными глазами. По команде вы должны накормить своего гостя, но при этом сами постараться съесть угощение. Кто первый съест угощение тот и победил.
Игра «Вкусное угощение» В игре принимают участие все желающие.
Девочкам завязывают глаза, а мальчики должны выбрать на столе угощение и дать попробовать девочке. Девочка должна угадать, чем ее угостили. Если она угадывает, мальчик развязывает ей глаза, берет ее за руку и провожает на место. (для угощения приготовлены печенье, баранки, варенье, конфеты, лимон, пряники, ягоды)
Вед: Здорово поиграли. На посиделках люди не только пили чай, но еще и пели песни и частушки.
Чайные частушки:
1. Мы на чайных посиделках,
очень рады побывать,
Только вы не забывайте,
чай нам чаще подливать.
2. Мы веселые ребята,
мы нигде не пропадём.
Выпьем восемь кружек чая,
а потом как запоём!
3. Мы не будем кушать щи
|
и не будем кашу,
Лучше выпьем-ка чайку
«Золотая чаша».
4. Утром, вечером и днем
мы чаёк душистый пьём.
Мы б могли и чаще пить,
только кружки лень помыть!
Вед: После такого веселого пения, ноги сами в пляс просятся. Ребята, вы скорее выходите и все вместе попляшите. На Руси всегда любили пляски. Ни одна пляска не может обойтись без музыки и музыкальных инструментов. Ребята, а вы знаете, как звучат музыкальные инструменты?
Дети: Да!
Игра «Угадай музыкальный инструмент»
Одному ребенку завязывают глаза, а второй ребенок выбирает музыкальный инструмент и по сигналу начинает на нем играть. Задача первого, отгадать, какой музыкальный инструмент он услышал. (в игре принимают участие все желающие)
Усложнить игру можно, играя на двух инструментах одновременно.
Вед: весело и задорно вы играли на музыкальных инструментах, а сейчас самое время для танцев и плясок. Становитесь в хоровод, новая игра вас ждет!
Хороводная игра
«Ходим кругом друг за другом
Эй, ребята, не ленись!
Что нам (имя ребенка) покажет,
То и будем танцевать!»
В круг выходит ребенок, имя которого назвали, и показывает 2-3 танцевальных движения. Остальные дети повторяют движения по показу.
Играем 3-4 раза, если есть желающие дети показывать движения, можно дольше.
Вед: А сейчас немного отдохнем и попробуем отгадать загадки.
Загадки
Вед: Если гость к тебе пришел, усади его за стол.
Пирогами привечай, пусть попьёт с тобою…
Дети: чай
Вед: Если будет чай не сладким, нужно скушать шоколадку.
Ну, а лучше к чайку нам добавить …
Дети: сахарку
|
Вед: За порядком он следит, у него серьёзный вид.
У посуды есть начальник.
Ну, конечно, это …
Дети: чайник
Вед: С аппетитом чай мы пьём утром, вечером и днём.
Если будет в чае он – желтый, кисленький…
Дети: лимон
Вед: Молодцы!
А сейчас предлагаю очень интересную игру – соревнование на скорость.
Игра-соревнование «Кто быстрее съест лимон» (участвуют только желающие)
Детям раздается долька (часть) лимона. По команде «Раз, два, три игру начни» дети кладут лимон в рот и начинают игру. Кто первый съест лимон, открывает рот и показывает, что там ничего нет.
Вед: Ребята, давайте похлопаем самым отважным и смелым нашим друзьям.
А сейчас, еще одна загадка.
Четыре ноги, два уха, один нос, одно брюхо.
Никогда не ест, а только пьёт.
А как зашумит, всех приманит.
Дети: самовар
Вед: Ребята, мы и пели, и играли, и про самовар много нового и интересного узнали.
Посиделки – вечеринки,
У кого ты не спроси,-
Это – русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы зовем на чаепитие
Говоря: до новых встреч!
Звучит русская народная песня «У самовара». Дети угощаются чаем со сладостями.