КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




Дошкольный возраст – сензитивный период, а зна- чит, он наиболее благо- приятен для развития кон- структивных способностей, формирования «продуктив- ной деятельности». Велико участие «продуктивной деятельности» в творческом и интеллектуальном ста-

новлении ребенка – в развитии инициативы, любознательности, находчивости, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.Конструктивная дея- тельность способствует становлению важнейшего умственного действия – наглядного моделирования; развивает способность вос- принимать свойства предметного мира; понимать существенные зависимости структуры предмета и его функции и создавать новые, оригинальные образы.

Для того чтобы ребенок овладел конструированием как уни- версальной способностью к созданию разных целостностей (ко н- струкций) выполняются задачи:

1. Развитие сенсорно-аналитической деятельности.

2. Формирование обобщенных представлений конструирова- ния по образцу.

3. Формирование умения анализировать по условиям, задан-

ные взрослым.

4. Формирование умения конструировать по схеме, предло- женной взрослым, и строить схему будущей конструкции.

5. Формирование способности к построению собственных замыслов.

6. Развитие инициативы и активности при конструировании

по теме.

7. Развитие описательной, образной, эмоциональной речи детей.


«Чудесный мешочек»

Цель: Учить детей называть знакомые геометрические

фигуры, различать по цвету, по форме, по размеру. Развивать умение находить на ощупь, определять фигуру, называть ее. Вос- питывать интерес к деятельности.

Оборудование: Геометрические фигуры разного цвета, «ч у- десный мешочек», игрушка Винни-Пух.

Деятельность: Воспитатель: Ребята, сегодня утром наш ста- рый друг, Винни-Пух, принес «чудесный мешочек» с посланием:

Воспитатель: Если, вы, ребята, отгадаете загадки, то узнаете, что лежит в «мешочке».А вот и загадки, которые Винни-Пух по- ложил в мешочек:

Загадки о геометрических фигурах. (Круг), (Квадрат), (Тре- угольник)

Дети рассматривают, что лежит в мешочке, достают фигуры,

определяют их форму и цвет. Затем закрывают глаза, прячу фиг у- ры в мешочек. Каждый ребенок на ощупь определяет форму фи- гуры, называя ее. Последним из мешочка появляется Винни-Пух и предлагает детям игру «Геометрическое лото».

Детям раздаются карточки, на которых в ряд изображены три геометрические фигуры разного цвета и формы, набор геометри- ческих фигур. Карточки отличаются расположением геометриче- ских фигур, сочетанием их по цвету и форме. Показываю по одной кодовые карточки (с признаками фигур). Ребенок, на карточке ко- торого имеется фигура с соответствующими признаками, узнает и берет нужную фигуру, накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети объясняют закономерность расположения фигур.

Винни-Пух помогает детям, которые затрудняются в выпол- нении задания, дети проверяют правильность выполнения задания друг у друга.

 

«Учимся играя»

Цель: Дать представление о строительном материале: кубик, кирпичик, пластина, призма. Развивать наглядно– действенное мышление. Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: Строительный материал: кубик, кирпичик, пластина, призма; письмо от космонавтов, кукла Маргарита.


Деятельность: Беседа о космонавтах.Воспитатель: Нам сего- дня почтальон принес письмо. Пришло оно от космонавтов, по- слушайте, что они пишут:

 


Чтобы космонавтами стать, Чтобы в небо взлететь, Надо многое знать,

Надо много уметь.


И при этом, и при этом, Вы заметьте-ка,

Космонавтам помогает Арифметика!


 

Воспитатель: Космонавты нам прислали разные строительные материалы и просили, чтобы дети их назвали своими имена- ми.(Поочередно детям показываю строительный материал, ребята ищут у себя в подносах такой же и называют его). Появляетсякукла Маргарита и интересуется, что они могут построить изэтих строи- тельных материалов.Воспитатель: Ребята, давайте покажем Марга- рите что-нибудь изстроительного материала.Дети с помощью вос- питателя строят домик, дорожку, ворота.По завершении дети обыг- рывают свои постройки с куклами,которые пришли в гости.

 

«Длинные и короткие дорожки для кукол»

Цель: Продолжать знакомить со свойствами основных дета- лей: куб, кирпичик, пластина, призма. Формироватьпространст- венные признаки «длинный-короткий», широкий-узкий». Разви- вать речь детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Оборудование: Набор строительного материала, мелкие иг- рушки, кукла Маргарита.

Деятельность: К детям в гости приходит кукла Маргарита и просит у них помощи – построить для гостей дорожки: длинные и короткие.Дети рассказывают кукле, какие они видели и знают до- рожки. Рассматривают полоски: длинные и короткие, широкие и узкие. Сравнивают их.Дети вместе с куклой Маргаритой называют и отбирают нужный строительный материал и начинают строить дорожки, при этом комментируя свой выбор.Появляются гости. Дети выбирают себе игрушки и помогают гостям попасть к кукле Маргарите на день рождения по тем дорожкам, которые они по- строили.Дети рассказывают, какие дорожки они построили.


«Забор у домика»

Цель: Закрепить названия деталей строительного материала. Учить располагать кубики друг на друга горизонтально. Развивать сенсорно-аналитическую деятельность. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Оборудование: Набор строительного материала, мелкие иг- рушки и атрибуты.

Деятельность: Воспитатель: Ребята, вы, наверное, помните, какую дорожку мы строили для нашей куклы Маргариты. Она хо- чет, чтобы мы построили ей забор у домика. Каким бывает забор? (Ответы детей). Чтобы построить забор, нам нужно выбрать строительный материал. Что нам может понадобиться? (Ответы детей).Воспитатель: Верно, ребята, для того, чтобы построить вы- сокий забор, нам нужно будет взять несколько кубиков и поло- жить их друг на друга так, чтобы они лежали ровно. (По- каз).Воспитатель: А теперь подойдем к домику Маргариты и по- строим забор.Каждый ребенок самостоятельно выкладывает куби- ки друг на друга.Появляется кукла Маргарита.Кукла Маргарита: Ребята, какой замечательный забор вы построили. Как у вас это получилось? С чего вы начали? (Ответы детей).Кукла благодарит детей за помощь и приглашает в гости.

 

«Загородки для животных»

Цель: Продолжать учить называть детали строительного ма- териала, различать их широкие и узкие стороны. Формировать умение ставить кирпичики вертикально, горизонтально, плотно, замыкая пространство. Развивать элементарную поисковую дея- тельность. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности.

Оборудование: Набор строительного материала, мелкие иг- рушки– животные, атрибуты для игры.

Деятельность:Воспитатель: (Показываю кирпичик). Ребята, как эта деталь называется? (Ответы детей). Возьмите, пожалуйста, по одному кирпичику в руки и покажите узкую и широкую сторо- ны. (Дети показывают стороны).

Воспитатель: Сегодня мы построим для наших животных за- городки и поместим их туда. Посмотрите, пожалуйста, я вам по- кажу, как можно сделать загородку для животных. Для этого вы ставите кирпичики плотно друг к другу на узкую короткую сторо-


ну или на узкую длинную сторону. (Показ).Воспитатель: Верти- кально (показ) ставить кирпичики лучше при постройке высокой загородки для жирафа, медведя; горизонтально (показ) – при по- стройке низкой загородки для уточки, кошки.Сначала мы постро- им загородку, а затем поместим туда животное.Дети сами выби- рают способ постройки в зависимости от размера игрушки. При постройке дети называют, какую будут строить загородку – высо- кую или низкую. Контролирую выбор способа действий, даю воз- можность обнаружить ошибку самостоятельно. В конце занятия обращаю внимание на аккуратно и правильно поставленные кир- пичики. Дети обыгрывают свои постройки. (Предлагаю поиграть в сказку по желанию).

 

«Мебель в нашей группе»

Цель: Рассмотреть с детьми кукольную мебель, выделить в предметах «общее» и «различное». Формировать порядок обсле- дования образца (стол: сначала ножки, затем крышка). Развивать речь детей. Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: Кукольная мебель: стол, стул, диван, набор строительного материала, мелкие игрушки.

Деятельность: В группу «въезжает» грузовая машина и при-

возит кукольную мебель. Дети рассматривают ее, находят «об- щее»: стул и диван; «различное»: на стуле может сидеть один че- ловек, на диване несколько. Рассматривают стол, рассказывают, какие части есть у стола. Показываю порядок построения мебели. Обследование веду в определенной последовательности: объект в целом; его части, их пространственное расположение относитель- но друг друга; детали, из которых построена каждая часть.Дети самостоятельно под наблюдением строят куклам мебель. По за- вершении выбирают себе игрушки и обыгрывают свои постройки. (Предлагаю сочинить историю-сказку).

 

«Ворота – широкие и узкие»

Цель: Закрепить названия деталей строительного материала; соотносить размеры построек с размерами игрушек. Формировать пространственные представления. Развивать поисковую деятель- ность. Воспитывать интерес к занятию.


Оборудование: Набор строительного материала, по одной легковой и грузовой машине.

Деятельность: Воспитатель: Ребята, вспомните, пожалуй- ста,какие загородки мы с вами делали. (Ответы детей). Правильно, мы делали загородки – высокие и низкие.Сегодня мы с вами б у- дем строить ворота – широкие и узкие. Узкие ворота мы будем возводить для легковой машины, а широкие для грузовой маши- ны. (Показ).Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, я возвожу уз- кие ворота: ставлю пластины на небольшом расстоянии друг от друга, так, чтобы она могла проехать. (Проверяю расстояние, про- водя машинку.) Сверху кладу перекладину – длинную пластину. Чтобы пластины стояли прочно, укрепляю каждую с двух сторон малыми призмами. (Показ.) Скажите, Может ли проехать через эти ворота грузовая машина? (Ответы детей.) Почему нет? (Отве- ты.) Правильно, размерам этой машины не соответствуют узкие ворота.Воспитатель: Теперь построим широкие ворота для грузо- вой машины. Обратите внимание, как я проверяю расстояние ме- жду пластинами. (Показ.)

Воспитатель: А сейчас мы с вами «превратимся» в строите- лей и начнем стройку. Сначала построим узкие ворота, затем ши- рокие. Скажите, ребята, с чего вы начнете строить? (Ответы де- тей.) Дети строят индивидуально под веселую музыку.

 

«Строим домик по схеме»

Цель: Учить детей соотносить реальный объект (конструк- цию) со схемой. Познакомить с планом анализа как самого пред- мета, так и его схематического изображения. Развивать творче- ские способности. Воспитывать интерес к конструктивной дея- тельности.

Оборудование: Набор строительного материала, схема доми- ка, образец постройки, мелкие игрушки.

Деятельность: Показ схемы домика Воспитатель: Ребята, по- смотрите, пожалуйста, внимательно и скажите, на что она похо- жа? (Ответы детей). Из каких строительных деталей она состоит, назовите их. (Дети называют знакомые строительные дета- ли).Показ готового образца домикаВоспитатель: А теперь посмот- рите на домик и скажите, из каких частей состоит дом? (Ответы детей).


Верно, ребята, у домика есть стены, окна, перекрытия, кры- ша, двери.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, с чего нужно начинать строительство домика? (Ответы детей). Из каких строительных деталей? (Ответы детей).

Воспитатель: А теперь мы с вами построим по нашей схеме точно такой же домик.Дети строят индивидуально по заданной схеме и образцу. В процессе постройки оказываю помощь наво- дящими вопросами. По завершении конструкций, дети поселяют в них жильцов и обыгрывают свои постройки.

 

«Составление силуэта кошки»

Цель: Упражнять детей в отыскании внешнего сходства меж- ду строением тела животного и свойствами геометрических фи- гур, их комбинацией. Развивать умение создавать образ фигуры животного по готовому образцу. Воспитывать заботливое отно- шение к животным.

Оборудование: Игрушка кошка, плоские геометрические фи- гуры разной формы и величины, образец изображения животного, составленного из геометрических фигур.

Деятельность: Занятие начинается со стихотворения В. Луни- на «Радость»

Тихо, без звука,Ходит Мяука Возле меня день-день

Ходит лениво, неторопливо,

С миной чуть-чуть плутовской.

Серая шерстка, глазки – наперстки, Тонкие тени – усы,

Хвостик пушистый и серебристый… Дивной Мяука красы!

Трется о руку нежный Мяука, Песню поет в тишине.

И почему-то в эти минуты Радость приходит ко мне.

В гости к ребятам приходит кошка-Мяука. Мяука: Здравст- вуйте, ребята! Вы меня узнали? (Ответы детей).Я кошка-Мяука принесла вам свою фотографию (показ силуэта из геометрических фигур) и очень надеюсь, что вы мне поможете. А хочу я, чтобы вы


мне помогли составить мой силуэт из геометрических фигур. Мяука: У меня очень много родственников, которые живут далеко отсюда, и мы редко видимся, поэтому я хотела отправить им свои фотографии, если вы мне поможете их сделать. Воспитатель: Не расстраивайся, Мяука, ребята тебе обязательно помогут. Воспита- тель: Ребята, посмотрите внимательно на эту кошку и расскажите, как она составлена? (Ответы детей).

Из каких геометрических фигур составлены туловище, голо- ва, уши, хвост, лапы? (Дети называют форму и величину геомет- рических фигур).

Воспитатель: Вот мы с вами и выяснили, из каких деталей составлена фигура кошки: туловище, голова, уши, хвост, лапы. Теперь возьмите свои наборы геометрических фигур и приступай- те к работе: «постройте» у себя на столике такую же кошечку. Проверяйте, правильно ли вы всё делаете, сравнивайте с образ- цом. (Дети выполняют задание, а кошка Мяука «ходит» и рас- сматривает работы детей, задает вопросы).

Мяука: Какие замечательные фигуры вы сделали мне, ребята. Расскажите мне еще раз, какие детали вы использовали? (Ответы детей).

Мяука: Я очень рад, что попал именно к вам, сегодня же от- правлю все эти фигуры своим родственникам. Спасибо вам, ребя- та. До свидания!

Воспитатель: Молодцы, ребята, ваши работы порадовали Мяуку, и он обязательно к нам еще придет.

 

«Грузовые машины»

Цель: Учить выполнять конструкцию по образцу, выделяя в ней изображения основных частей. Развивать интеллектуальную инициативу. Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: Набор строительных деталей, схемы конст- рукции машин, грузовые машины, конструкция грузовой машины, мелкие игрушки.

Деятельность:Показ игрушечной грузовой машины.Дети рас- сматривают игрушечную грузовую машину, выделяют в ней ос- новные функциональные части, определяют их пространственное положение.Показ конструкций машины из строительного мате-


риала.Дети определяют пространственное положение, размеры, форму.Показ нескольких схематических изображений машин.

Дети выбирают ту схему, которая в наибольшей степени со- ответствует конструкции предметного образца.Все лишние схемы убираются.

Дети по схеме рассказывают, из каких деталей она состоит. Называют строительные детали, которые им понадобятся при кон- струкции машины.

Дети воспроизводят конструкцию машины по оставленной схеме.По окончании построек, дети рассказывают, какие детали они использовали и почему. Затем конструкции обыгрываются, дети рассказывают о назначении своих машин.

 

«Строим трамвай по схеме»

Цель: Закрепить умение находить в предмете с помощью схемы

основные функционально-структурные части. Учить после- довательно воспроизводить постройку, опираясь на схему конст- рукции. Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: Набор строительного материала, картинка с изображением трамвая, схема трамвая, мелкие игрушки.

Деятельность:Показ детям картины с изображением трамвая. Дети рассказывают все, что они знают о трамвае, о его на-

значении, описывают его.Показ схемы трамвая.Дошкольники на-

зывают в ней основные части, соотносят с ней имеющийся на сто- лах строительный материал, намечают мысленно его расположе- ние в постройке. Анализ схемы проводят последовательно снизу вверх.Дети рассказывают, какие детали им понадобятся, ориенти- руясь на схему, воспроизводят постройку снизу вверх.По завер- шении постройки, проводится игровое упражнение «Посади пас- сажира на свое место». Дети с опорой на схему определяют место предмета в своих конструкциях. Затем постройки обыгрываются.

 

«Конструирование под впечатлением музыкальных про- изведений»

Цель: Вызвать музыкой зрительные ассоциации и предмет- ные образы, связанные с определенным настроением. Словесно


охарактеризовать прослушанную музыку. Развивать самостоя- тельно и творчески реализовывать собственные замыслы. Воспи- тывать интерес к музыкально– конструктивной деятельности.

Оборудовани е: Записи музыкальных произведений, различ- ные строительные детали, мелкие игрушки.

Деятельность: Дети прослушивают музыкальное произведе-

ние, отрывок из музыкальной пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы», охарактеризовывают ее. Воспитатель советует обратить внимание на те чувства, те переживания, которые у них вызовет эта музыка. Дети делятся впечатлениями.Детям предлагается по- строить то, что им хочется под эту музыку строить. Ребята под музыку производят постройки, используя различный строитель- ный материал: кубы, кирпичики, пластины, цилиндры, бруски, ко- нусы, полукубы. По окончании строительства дети называют свои постройки, объясняют, почему дали им такие названия.Затем все постройки обыгрываются.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: