Задачами соци- ально – коммуника- тивного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
1. Создать ус- ловия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, приня-
тых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжела- тельного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целена- правленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принад- лежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в кол- лективе, позитивные установки к различным видам труда и твор- чества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в бы- ту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
«Назови себя»
Цель: Формировать умение представлять себя коллективу сверстников.
Инструкция: Ребенку предлагают представить себя, назвав
свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.
«Назови ласково»
Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Инструкция: Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.
«Волшебный стул»
Цель: Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Инструкция: Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.
«Волшебная палочка»
Цель: Воспитывать умение быть ласковыми.
Инструкция: Дети встают в круг. Один ребенок передает па- лочку рядом стоящему и ласково его называет.
«Замри»
Цель: Развивать умение слушать, развивать организован- ность.
Инструкция: Смысл игры в простой команде воспитателя
«Замри», которая может раздаться в моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.
«Клеевой ручеек»
Цель: Развивать умение действовать совместно и учить дове- рять и помогать тем, с кем общаешься.
Инструкция: Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том как можно преодолеть любые пре- пятствия.Дети встают друг за другом и держаться за плечи впере- ди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятст- вия.Обогнуть озеро, пролезть под стол и т.д.
«Магазин вежливых слов»
Цель: Развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.
Инструкция: Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат
вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.); ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.). Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы, пок упаете у меня нужные слова. Ситуация. Мама принесла из магазина ябло- ки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обе- да. Как ты ее попросишь, чтобы она все-таки дала тебе яблоко?
«Кузовок»
Цель: Закреплять вежливые слова.
Инструкция: Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина. Воспитатель, обращается к ребенку: «Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово».
«Вот какая бабушка»
Цель: Развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова.
Инструкция: Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.
«Чудесный мешочек»
Цель: Расширение объема словаря развитие тактильного вос- приятия и представлений о признаках предметов.
Инструкция: Дети поочередно узнают на ощупь предмет, на-
зывают его и достают из мешочка.
«Добрые слова»
Цель: Развивать умение употреблять в речи добрые слова.
Инструкция: Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся. Как можно назвать детей, которые трудятся? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т.д.)
«Коврик примирения»
Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разре- шать конфликты.
Инструкция: Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за игрушки. Приглашает при- сесть друг против друга на «коврик примирения» выяснить при- чину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить игрушку.
«Как быть, что делать?»
Цель: Пробудить инициативу, самостоятельность, сообрази- тельность, отзывчивость детей, готовность искать правильное ре- шение.
Инструкция: Создать ситуацию: отсутствуют краски отдель-
ных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятель- но ищут решения.
«Без маски»
Цель: Развивать умение делиться своими чувствами, пережи- ваниями, строить не законченные предложения.
Инструкция: Воспитатель говорит начало предложения, дети должны закончить. Чего мне по– настоящему хочется, так это … Особенно мне нравится, когда… Однажды меня очень напугало то, что …
«День ночь»
Цель: Развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.
Инструкция: После слов «День наступает – все оживает» Участники игры хаотично двигаются, прыгают. Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает – все замирает», дети замирают в причудливых позах.
«Кто лучше похвалит»
Цель: Уметь назвать признаки животных по образцу взросло- го, развивать внимание, умение описывать.
Инструкция: Воспитатель берет себе медведя, а ребенку д а- ет зайчика. И начинает: «У меня медведь» Ребенок: «А у меня за- яц» и т.д.
«Про кого я говорю»
Цель: Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
Инструкция: Воспитатель описывает сидящего перед ним ре-
бенка, называя его детали одежды и внешнего вида. Например:
«Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».
«Вот какой папа»
Цель: Развивать уважение к папе, закреплять ласковые слова.
Инструкция: Ребенок рассказывает, как зовут папу, как он с ним играет, как он его ласково называет.
«Опиши друга»
Цель: Развивать внимательность и умение описывать то, что видел.
Инструкция: Дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего партнера. Потом опи- сание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, на- сколько ребенок был точен.
«Вот какая мама»
Цель: Развивать любовь к маме, закреплять ласковые слова.
Инструкция: Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как она заботится о нем, как ее можно ласково на- звать.
«Что изменилось?»
Цель: Внимательности и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.
Инструкция: Водящий выходит из группы. За время его от-
сутствия в группе производится несколько изменений (в прическе детей, в одежде, можно пересесть на другое место), но не больше двух – трех изменений.
«Подарок на всех»
Цель: Развивать чувство коллектива, умение дружить, делать правильный выбор сотрудничать со сверстниками.
Инструкция: Детям дается задание: «Если бы ты был вол- шебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?».
«Почемучка»
Цель: Развивать умение дружить, быть вежливым. Инструкция: Например, если девочку обидеть, она заплачет.
Если вы нечаянно толкнули, то… Вам подарили игрушку, то…
«Обыграй превращение»
Цель: Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответст- венности за другого. Инструкция: Воспитатель по кругу передает предмет (мяч, кубик), называя их условными именами. Дети дей- ствуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет:
«Яблоко»– дети «моют», «едят», «нюхают» и т.д.
«Ожившие игрушки»
Цель: Формировать у детей культуру общения.
Инструкции: Воспитатель. Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте по- жалуйста глаза и представьте свою самую любимую игрушку, во- образите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? То- гда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки. А мы по- пробуем отгадать, какую игрушку ты изображал.
«Давайте попрощаемся»
Цель: Закрепить разные способы прощания реально сущест- вующих и шуточных.
Инструкция: Детям предлагается попрощаться друг с другом,
придумать свои собственные.