В.И. Ильясова
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей
Челябинск, 2017
УДК 372.6 (021)
ББК 74.100. 5 я 73
И 49
Ильясова, В.И. Социально-коммуникативное развитие до- школьников через организацию разных видов детской деятель- ности в ДОУ:[Текст]: Учебно-методическое пособие / И.В. Ильясо- ва. Под общей редакцией Н.Н. Тулькибаевой. – Челябинск: Изда- тельство ЗАО «Цицеро», 2017. – 65с.
ISBN 978-5-91283-890-3
В пособии представлены формы работы с детьми по развитию социально-коммуникативных навыков. Данное пособие предназначено для педагогов и родителей и может использоваться в разных возрас- тных группах детской образовательной организации.
Рецензенты:
З.М. Большакова, д.п.н., профессор (ЮУрГГПУ);
Ф.Р. Дюкова, старший воспитатель (МБОУ «Школа-интернат №4 г.Челябинска)
ISBN 978-5-91283-890-3
© Ильясова В.И., 2017
![]() |
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка............................................................................ 4
Игровая деятельность.............................................................................. 7
Подвижные игры....................................................................................... 8
Дидактические игры............................................................................... 21
Сюжетно-ролевые игры........................................................................ 28
Познавательно-иследовательская деятельность............................... 34
Простые опыты........................................................................................ 41
Коммуникативная деятельность........................................................... 46
Конструктивная деятельность.............................................................. 52
Театрализованная деятельность........................................................... 61
Библиографический список.................................................................. 64
Пояснительная записка
В образовании человека как представителя и носителя куль- туры пристальное внимание уделяется начальным этапам детского развития. Мир ребенка – неотъемлемая часть культуры любого человеческого общества, которое не может познать себя, не поняв закономерностей детства, обусловленных особенностями культ у- ры данного времени (И.С. Кон).
Социализация, традиционно трактуемая как привносимое
обществом извне и присваиваемое ребенком в деятельности каче- ство жизни, составляет основу становления человека как лично- сти. Образование, являясь одной из магистральных форм контро- лируемого развития, во многом определяет настоящее и будущее индивида и общества в целом.
Система дошкольного образования является гибкой, много- функциональной сетью дошкольных образовательных учрежде- ний (ДОУ), которые предоставляют широкий спектр образова- тельных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенно- стей ребенка, потребностей семьи и общества в целом.
В дошкольном образовании речь идет о формировании клю- чевых компетенций – общей культуры, физических, интеллекту- альных и личностных качеств, предпосылок учебной деятельно- сти, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и ук- репление здоровья детей дошкольного возраста в основных видах детской деятельности. Для успешной социализации детей дошко- льного возраста требуется соблюдение ряда психолого- педагогических условий:
· личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
· предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
· ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних дости- жений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
· ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних дости- жений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
· создание образовательной среды, способствующей эмо- ционально-ценностному, социально–личностному, познаватель- ному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индиви- дуальности;
· формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учеб- ной деятельности;
· сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм ак- тивности.
Социализация включает в себя разнообразную детскую дея- тельность: игровую, исследовательскую, предметную, познава- тельную, коммуникативнуюгде происходят активное взаимодей- ствие и совмещение разных представлений, отношений, формиру- ется поведение социальной и индивидуальной направленности ре- бенка, приобретается социально – индивидуальный опыт. Ориен- тирами для успешной социализации детей в дошкольном образо- вании выступает организация детской деятельности и полноцен- ное взаимодействиесо взрослыми и сверстниками в повседневной жизни, разностороннее и целостное развитие ребенка в ДОУ.
• Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя рав- ноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уве- ренность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
• Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровер- жение собственных представлений.
• Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, сти- мулирует развитие познавательных интересов, рождает и закреп- ляет социальные чувства.
• Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
• Конструктивная деятельность дает возможность сформиро- вать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
• Театрализованная деятельность помогает детям преодолеть неуверенность в себе, трудности в общении, позволяет почувство- вать себя в новом образе, оказаться в новой, пусть и сценарной, жизненной ситуации, смоделировать новые формы поведения.
Данное пособие предназначено для педагогов,заинтересованных в успешной социализации детей дошкольноговозраста в условиях дошкольной образовательной организации.(представление игры, упражнения, занятия можно использовать
в разных возрастных группах)
![]() |
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
"Ребёнок в игре получает первую, совершенно специфиче- скую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребёнка, проявляясь, они вместе с тем и формируются". С.Л. Рубинштейн.
Особое место в процессе формирования социальной компе- тентности детей занимает игровая деятельность. Игра широко ис- пользуется как основное средство социальной интеграции детей, формирования у них навыков социального поведения.
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельно- стью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрас- те приобретается тот сравнительно устойчивый мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совер- шенствованию.
Когда ребёнок играет, принимая на себя различные роли, воспроизводя или продумывая те или иные интересные ситуации и способы поведения в них, его социализация проходит наиболее естественно и успешно. Играя, ребёнок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, реализуется установка на выражение своей внутренней жизни и стремление к творчеству. В игре отражаются наиболее значимые события жизни ребёнка, он искренне пережи- вает всё, что воображает в игре.Игра может быть средством само- познания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания.
К феномену игры стоит относиться как к уникальному явле- нию детства. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, фор- мировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необхо- димых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Значение под- вижных игр велико:
они являются одно- временно и средст- вом и методом вос- питания ребенка. Подвижная игра ха- рактеризуется раз- нообразием воздей- ствия на ребенка за счет физических упражнений, вклю- чаемых в игру в ви- де двигательных за- даний. Подвижные
игры способствуют развитию сообразительности, концентрации внимания, координации движений и зрительного восприятия, а так же развитию воображения, выразительности речи, навыков общения.Их основное содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, по- ступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие.
Использование подвижных игр в работе с воспитанниками в
условиях дошкольного образовательного учреждения будет иметь положительное значение в социально-нравственном и эмоцио- нально-личностном развитии дошкольников.
Организуя проведение подвижных игр с высоким и низким уровнем двигательной активности, педагог может достичь сле- дующих целей:
· Помочь детям ощутить единение с другими.
· Показать детям, что значит уважение.
· Развить в детях открытость и мужество выражать свое от- ношение к другим.
· Развить в детях чувство юмора.
· Помочь детям развить в себе сильные стороны своего ха- рактера.
«Дружные ребята»
Цель: Воспитывать у детей дружеские чувства и доброжела- тельные отношения. Закрепить навык обращаться друг к другу по имени.
Оборудование: Мяч
Инструкция: Воспитатель предлагает детям поиграть и вни- мательно проследить, что он будет говорить.А затем обращается к детям:Таня, Танечка, дружок,к нам скорей вставай в кружок!В хо- ровод скорей входи,плясовую заводи!
Саша, Сашенька, дружок, к нам скорей вставай в кружок!За
руки возьмем друг друга, побежим мы все по кругу!Лена, Леноч- ка, дружок, к нам скорей вставай в кружок!Ты старайся не зевать, а быстрее мяч поймать! Воспитатель кидает мяч Леночке, затем другим детям.
«Что бывает и что не бывает»
Цель: Развивать у детей познавательные процессы и волевые качества; закрепить знания детей об окружающем мире.
Оборудование: Мяч.
Инструкция: Воспитатель предлагает детям встать в круг и тот, кому он кинет мяч, должен что-нибудь рассказать про пред- мет, который будет назван.Снег — холодный, белый, пуши- стый...Солнце — жаркое, яркое...Молоко — вкусное, белое, по- лезное...Колобок — круглый, румяный, веселый...Карандаш — красный, зеленый, синий...Дождик — сильный, мокрый, холод- ный...Выигрывает тот, кто больше дал правильных ответов.
«Предмет и действие»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах предметов; способ- ствовать обогащению и расширению словарного запаса детей.
Оборудование: Мяч.
Инструкция: Воспитатель предлагает детям встать в круг. Сам стоит в середине круга и, кидая мяч ребенку, называет суще- ствительное, а ребенок в ответ должен назвать действие.
Рыба — плавает
Мальчик — ходит (пры- гает, бежит)
Самолет — летает
Кошка — спит (царапа- ется, мяукает)
Утка — плавает
Медведь — ходит (ревет) Сорока — кричит
Ручеек — бежит и т.д.
«Ярмарка»
Цель: Формировать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Оборудование: Кубики, шарики.
Инструкция: Дети стоят в кругу. Это — «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов — красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый, фиолетовый и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он — по- купатель. Дети все вместе произносят слова, под которые ребенок- покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперед руку, на- подобие стрелки.
Ваня, Ваня, покружись, Всем ребятам покажись, И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей! Стоп!
На последнем слове ребенок останавливается. Что угодно для души? Все товары хороши!
Ведущий: Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)
Теперь ребенок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.
Продавец: (протягивает желтый кубик). На тебе грушу.
«Проведи друга по лабиринту»
Цель: Развивать пространственное ориентирование, Форми- ровать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Инструкция: Изиграющих выбираются по одному спасателю,
инструктору и пострадавшему. Важно предоставить каждому ре- бенку возможность быть спасателем и инструктором.Остальные дети размещаются по группе, имитируя различные препятствия: провалы в дороге, завалы, обрушения и т.д.«Спасателю» завязы- вают глаза. Он должен пройти маршрут, не наталкиваясь на пре- пятствия, и добраться до конечной цели — до «пострадавшего», подчиняясь командам «инструктора».«Инструктор» дает ему рас- поряжения: «Два шага вперед. Один шаг влево. Повернись напра- во. Нет, налево». Когда «спасатель» доходит до конечной точки маршрута, «пострадавший» дает команду голосом: «Ты у цели».
Это означает, что игра окончена.Выбираются новые «инструк- тор», «спасатель», «пострадавший» и «препятствия» по-другому размещаются в игровом пространстве.
«Солнечный зайчик»
Цель: Закрепить понятия «вверх», «вниз», «в сторону». Оборудование: Маленькое зеркальце.
Инструкция: Воспитатель держит в руках маленькое зеркаль- це и говорит детям, что к ним пришел в гости солнечный зайчик. Он прыгает в разных направлениях: вверх, вниз, вбок... Предлага- ет поиграть с ним.
«Где что найдешь?»
Цель: Закрепить умение группировать предметы по их на- значению.
Оборудование: Предметы или картинки, изображающие по- суду, мебель, одежду и т.д.
Инструкция: По всей площадке воспитатель расставляет предметы, например шкафчик для одежды, коробку для игрушек, ящик для инструментов и т.д. и предлагает все разбросанные предметы (картинки) убрать на места.Когда все вещи разложены, проверить, правильно ли, если нет, то всем вместе подумать, как нужно сделать.
«Знакомство»
Цель: Развитие партнерских взаимоотношений. Инструкция: Воспитатель: – Сегодня мы постараемся побли-
же узнать друг друга. Встаньте, пожалуйста, и выберите того ре-
бенка, которого вы хуже всего знаете… Выберите себе место, где вы спокойно можете поговорить друг с другом. Один из вас начи- нает и проводит пятиминутное интервью. Постарайтесь выяснить, как живет ваш собеседник, сколько у него братьев или сестер, с кем он дружит, какой у него характер… Выслушайте очень вни- мательно все, что он расскажет о себе. Через пять минут я подам вам сигнал того, что время прошло. После этого вы поменяетесь ролями … (10 минут).
А теперь все повернитесь и сядьте в один большой круг. Пусть каждый представит группе своего партнера. Встаньте поза-
ди него, положите руки ему на плечи и расскажите все, что смогли запомнить.
(В конце каждого рассказа спрашивайте у представляемого, достаточно ли корректен был рассказ, и хочет ли он что-нибудь добавить к сказанному.)
«Имя и движение»
Цель: Помочь ребенку почувствовать свою принадлежность к группе
Инструкция: Воспитатель: – Сядьте в один большой круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя, и при этом де- лать какое-нибудь движение – руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделан- ное им. После этого тот же ребенок произносит свою фамилию и делает еще одно, но уже другое движение. И снова мы все вместе становимся эхом. Мы говорим хором его фамилию, и все повторя- ем его движение. Я начну первая. (После этого передайте ход сво- ему соседу слева (или справа).
«Угадай кто»
Цель: Развитие памяти, внимания; упражнение слухового анализатора
Инструкция: Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центр круга и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагива- ется к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Ведущий: «Кто позвал тебя?»
Ребенок, стоящий в кругу, называет имя товарища. Игра про- должается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгады- вающего.
себе.
«Мышь и мышеловка»
Цель: Снятие мышечных зажимов, повышение уверенности в
Инструкция: Необходимое количество играющих – 5-6 чело-
век. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка. Водящий – в кругу. Его задача – всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то, раздвинуть иг-
рающих, найти другие способы действий, но выбраться из соз- давшейся ситуации.
Предупреждение: Взрослый следит, чтобы ноги «мышелов- ки» не пинались, не делали больно мышке.Если взрослый замеча- ет, что мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию. Например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и ручки, пожалеем его».
«Сборщики»
Цель: Преодоление застенчивости, формирование у детей же- лания общаться.
Оборудование: 25-30 мелких игрушек, коробка или корзинка для каждой пары участников.
Инструкция: Масса всевозможных мелких предметов разбро- сана на полу. Участники игры разбиваются на группы по 2-3 чело- века и берутся за руки. По сигналу ведущего двумя свободными руками каждая тройка должна собрать как можно больше предме- тов. После того. Как все предметы собраны, каждая т ройка под- считывает число имеющихся у них предметов. При сборе исполь- зуется веселая, энергичная музыка.
«Компас»
Цель: Элиминация (исчезновение) импульсивности и разви- тие навыков взаимодействия со сверстниками.
Оборудование: Аудиозапись веселой, ритмичной музыки.
Инструкция: Дети выстраиваются друг за другом «паровози- ком» и кладут руки на плечи впереди идущего. Глаза должны быть закрыты. Ведущий «компас» идет самый первый с открыты- ми глазами по комнате, меняя направление. Од должен вести группу, чтобы все находились в безопасности. Успешность вы- полнения упражнения зависит от каждого участника. В роли ве- дущего поочередно могут быть все играющие.В конце упражне- ния обсуждаются ощущения детей в роли ведущего и в роли ве- домого.
«Поводырь»
Цель: Развитие чувства ответственности за другого человека, доверительного отношения друг к другу.
Оборудование: Повязка на глаза.
Инструкция: Упражнение выполняется в парах. Сначала ве- дущий водит ведомого с повязкой на глазах, испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются ролями.
«Иголочка и ниточка»
Цель: Развитие внимания, координации движений. Оборудование: Аудиозапись веселой, ритмичной музыки. Инструкция: Участники игры становятся друг за другом.
Первый – «иголочка». Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.
«Дракон кусает свой хвост»
Цель: Сплотить детей, помочь почувствовать других. Оборудование: Аудиозапись веселой, ритмичной музыки,
шапочка дракона.
Инструкция: Играющие стоят друг за другом, держась за та- лию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, по- следний – кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост («не укусит» хвост), то на место головы дракона встает другой ребе- нок.
«Дотронься до…»
Цель: Развитие сплоченности, внимания, ориентировка в ок- ружающем.
Инструкция: Все играющие одеты по-разному. Ведущий вы- крикивает: «Дотронься до … синего!» Все должны мгновенно со- риентироваться, обнаружить у участников на одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.
Замечание: воспитатель следит, чтобы дотрагивались до ка- ждого участника.
«Клеевой дождик»
Цель: Развитие сплоченности группы.
Оборудование: Аудиозапись веселой, ритмичной музыки.
Инструкция: Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различ- ные препятствия: подняться и сойти со стула, проползти под сто- лами, обогнуть широкое «озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от «диких животных».
На протяжении всего упражнения дети не должны отцеп- ляться от своего партнера.
![]() |
«Паровозик»
Цель: Гармонизация осознания имени.
Оборудование: Аудиозапись веселой, ритмичной музыки; шапочка «паровозик».
Инструкция: Дети сидят полукругом.
Воспитатель: – «Сегодня мы будем играть в «паровозики». Сначала у паровозика не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку «ездить» по кругу, громко приго- варивая «чух-чух-чух». Потом «паровозик» соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «Паровозик чух-чух- чух», и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал «па- ровозик», в ответ называет свое имя и становится новым «парово- зиком», а первый – его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с
«вагоном» продолжает движение по кругу, затем подъезжает к любому ребенку со словами: «Паровозик чух-чух-чух», и называет свое имя и имя своего «вагона».
Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети. Если «паровозик» ломается, то есть кто-то из детей забывает имя своего «вагона», то игру лучше начать сначала.
«Рыбаки и рыбка»
Цель: Снятие страхов, повышение уверенности в себе. Оборудование: Аудиозапись «Шум моря».
Инструкция: Чем больше участников, тем игра интереснее и по- лезнее. Но не меньше 6.Два участника – рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии. Берут друг друга за руки – это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцеп- ленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивая по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся се- тью. Процесс смены ролей повторяется 2-3 раза.
«Ракета»
Цель: Способствовать развитию самоуважения детей. Инструкция: Детям предлагается «запустить в космос раке-
ту». Все дети встают в круг, один ребенок становится ракетой – он
стоит в центре круга. Все дети садятся на корточки и шепчут «у-у- у». При этом ребенок и группа вокруг него постепенно поднима- ются, увеличивая громкость. Затем с громким криком «ух!» все подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ребенку в роли ракеты предлагается гудеть громче всех и подпрыгнуть выше всех.
ния.
«Ловись, рыбка!»
Цель: Развитие силы, ловкости, снятие мышечного напряже-
Оборудование: Тонкая веревочка (1,5 м) с короткой палочкой
на конце по количеству участников.
Инструкция: Играющие привязывают к поясу полуторамет- ровую нитку с короткой палочкой («рыбкой») на конце. Задача – как можно больше «наловить рыбок», то есть наступить на воло- чащуюся по земле палочку и оборвать ее. Игрок потерявший
«рыбку», выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех на- ловит «рыбок» и, ловко увертываясь, сохранит свою.
«Старенькая бабушка»
Цель: Развитие чувства ответственности за другого человека, доверительного отношения друг к другу.
Оборудование: Стулья.
Инструкция: Дети становятся у стены парами.Воспитатель: –
«Давайте представим себе, что каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Причем бабушки (дедушки) очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (им завязывают гла- за). И вдруг бабушки заболели. Их нужно очень осторожно про- вести между домами (стульями) и привести в кабинет врача («ст у- лья у стены»).
Ведущий показывает, как можно поддержать бабушек (де- душек), как проводить их между стульями, как усаживать в каби- нете врача. После смены ролей можно обсудить, в какой из ролей детям больше всего понравилось быть и почему.
«Пошли письмо»
Цель: Развитие адекватной самооценки, умения общаться со сверстниками невербальными средствами.
Оборудование: Фуражка или сумка почтальона.
Инструкция: Играющие дети стоят в кругу. Крепко держась за руки. Водящий – почтальон – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать
«письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «пись- мо» не дойдет до Лены. Цель почтальона «перехватить» письмо, то есть увидеть, у кого из детей оно сейчас находится. Ребенок во- дит до тех пор, пока «письмо» не будет «перехваче- но».Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почталь- она.
«Жмурки с колокольчиком»
Цель: Развитие адекватной самооценки, слухового внимания.
Оборудование: Повязка на глаза, колокольчики по количеству участников.
Инструкция: Водящему завязывают глаза. Кто-то из детей
группы крутит его на месте, чтобы затруднить ориентацию. При этом можно произносить скороговорку типа:
· На чем стоишь?На мосту.
· Что ешь?Колбасу.
· Что пьешь?Квас.
· Ищи мышей, а не нас!
После этого дети разбегаются. В руках у каждого ребенка ко- локольчик. «Жмурка» должна поймать детей, ориентируясь на звук их колокольчика. Поймав ребенка «жмурка» отгадывает, кто это. Важно, чтобы в этой игре осуществлялась постоянная смена ролей.
«Слепой полет»
Цель: Развитие умения взаимодействовать в тесном контакте друг с другом.
Оборудование: Повязка на глаза, маленькое шерстяное одея-
ло, мел или цветной скотч.
Инструкция: Воспитатель: – В начале нашей игры я хотела бы рассказать вам небольшую историю. Летел однажды ночью один маленький самолет, и хотел он приземлиться на аэродроме. Ночь была очень темная, и света на аэродроме не было. К счастью, в цен- тре управления полет амии был в это время сын авиадиспетчера – Чарли. Он заметил самолет на экране радара. Чарли быстро подо- шел к переговорному устройству и сказал пилоту, в каком направ- лении ему надо лететь, чтобы точно попасть на посадочную полосу. Пассажиры самолета очень обрадовались, что смогли точно призем- литься. Они благодарили Чарли за такую важную помощь.
Я хотела бы вам предложить игру, в которой будет все точно так же. Один из вас будет Чарли, а другой Летчиком, ведущим са- молет ночью на посадку. Пилот надевает повязку на глаза. Чарли командует самолетом, направляя его от одной стороны помещения к маленькому одеялу, лежащему на другой стороне. «Посадочную полосу» мы разметим липкой лентой. Чарли руководит самолетом только таким образом, что говорит, куда надо лететь. Часть из вас может встать справа, а часть – слева от «взлетно-посадочной по- лосы». Вы будете Жилыми Домами и Деревьями.
«Секрет»
Цель: Преодоление застенчивости, развитие умения общаться друг с другом.
Оборудование: Маленькие игрушки по количеству участников.
Инструкция: Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусину, брошку и т.п.), кладет на ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каж- дого показать ему свой секрет.
Замечание: ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участни- ком.
«Головомяч»
Цель: Развитие навыков сотрудничества.
Оборудование: Мяч сред-
него размера для каждой па- ры-тройки участников.
Инструк-
ция: Воспитатель: – Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положит е мяч точно между вашими го- ловами. Теперь вам нужно
поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только го- ловами, постепенно поднимаясь. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги.
«Мне в тебе нравится …»
Цель: Формирование позитивной самооценки, умение видеть положительные качества друг друга.
Оборудование: Клубок мягкой пушистой шерсти или не- большая мягкая игрушка.
Инструкция: Дети садятся вместе с ведущим в круг. Ведущий
просит передать клубок соседу, сидящему слева (по часовой стрел- ке), со словами «Мне в тебе нравится…». Закончить фразу нужно комплиментом. Положительно можно отметить цвет глаз, волос, дет аль одежды, черту характера, какой-либо поступок, учебное дости-
жение и т.п. начинает упражнение сам ведущий. Каждый участник, передавая клубок, оставляет часть нити у себя. В результате, когда клубок возвращается к ведущему, нить образует замкнутый круг, символически объединяющий группу в единое целое. Ведущий об- ращает внимание детей на то, что ниточка их всех объединила. Иг- рающие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дра- кон не поймает свой хвост («не укусит» хвост), то на место головы дракона встает другой ребенок.
Через несколько секунд (8-10) ведущий возвращает клубок соседу, сидящему справа (против часовой стрелки), со словами «А мне в тебе нравится…», заканчивая фразу комплиментом. Каждый участник группы, передавая клубок, наматывает свою часть нити на клубок. В результате клубок (со смотанными нитками) возвра- щается к ведущему.
«Сколько нас?»
Цель: Развитие слухового внимания, организованно- сти.Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Оборудование: Повязка на глаза.
Инструкция: Воспитатель: – Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас хочет доказать нам, что он умеет очень хорошо и внимательно прислушиваться? Спасибо, Коля, встань, пожалуйста, в центр круга. Сейчас мы завяжем тебе глаза. Все ос- тальные должны стоять так, тихо, чтобы было слышно, как муха пролетает. Сейчас я подниму руку. И по этому знаку один за другим вы должны будете осторожно подходить к Коле, и становиться за его спиной. Следующий начинает подходить только после того, как предыдущий займет свое место позади Коли. Как только я опущу руку, все останавливаются там, где они в этот момент окажутся. Все остальные должны вести себя как можно тише, чтобы Коля смог расслышать самые тихие шорохи ведь он должен с закрытыми гла- зам и определить, сколько детей стоит у него за спиной. Если он угадает правильно, то мы все будем громко и восторженно ему ап- лодировать. А теперь я подам условленный знак.
Поднимите руку и опустите, когда за спиной у водящего на- берется достаточное, на Ваш взгляд, количество детей. Постарай- тесь учитывать возможности водящего. Старшим дошкольникам трудно решать эту задачу, если у них за спиной стоит более пяти детей. Вопрос ребенку: Коля, как ты думаешь, сколько детей сей- час стоит за твоей спиной?
«Птенцы»
Цель: Создание спокойной атмосферы в группе, концентра- ция внимания.
Инструкция: Воспитатель: – Я хочу предложить вам игру, ко- торая называется «Птенцы». Кто из вас хотел бы быть Птицей- мамой и Птицей-папой?
Птицы-родители идут к двери. Затем выбираются пять детей, которые будут Птенцами. Все опускают головы на руки, и Птица- мама приглашается обратно в группу. Один из птенцов очень тон- ким голосом пищит, остальные дети сидят очень тихо. Птица- мама идет вдоль круга и пытается найти своего птенца. Когда она обнаружит одного, она кладет руку ему на плечо и говорит: «Вот ты где!» Этот Птенец может поднять голову. Когда все Птенцы будут найдены, можно сыграть в эту игру еще раз.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Дидактическая игра – один из тех видов детской деятельности, которой ис- пользуется взрослыми в це- лях воспитания дошкольни- ков, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам об- щения. В игре ребёнок раз- вивается как личность, у не- го формируется те стороны
психики, от которых в последствии б удут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развивается познавательные процессы (любо- знательность, понимание взаимосвязи простейших явлений). Ди- дактические игры используются как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представ- лений об окружающем мире.В дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Дидактическая игра учит опираться в решении за- дачи на представление о ранее воспринятых предметах. Решая за- дачи, поставленные в игре, ребенок учиться рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируются его внимание, память, развивается познавательный интерес. Дидактическая игра форми- рует знания детей о явлениях общественной жизни, помогает, ак- тивно познавать окружающий мир и становиться его частью.
Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления о социальной деятельности: отноше- ние к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окру- жающего мира. В игре у детей систематизируются, углубляются знания о Родине, о людях разных профессий, о труде людей, о людях разных национальностей. Данный блок игр рекомендуется использовать педагогам для:
1. Развития отношений, построенных на готовности конст- руктивно выстраивать взаимодействие друг с другом.
2. Овладения сущностью событий и пространства.
3. Взаимодействия со значимыми взрослыми.
4. Определения социальных ролей, актуализированных си- туацией.
5. Развития коммуникативных навыков и умений.
«Объятия»
Цель: Научить детей физическому выражению своих положи- тельных чувств, тем самым способствуя групповой сплоченности.
Инструкция: Педагог предлагает детям встать в большой круг. Затем просит детей постараться выразить свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. И начинает с легкого ма- ленького объятия, далее дети продолжают обнимать друг друга по
кругу, с каждым разом, если не возражает сосед, усиливая объя- тие. После игры задаются вопросы:
– Понравилась ли вам игра?
– Почему хорошо обнимать других детей?
– Приятно вам, когда вас обнимают?
– Часто ли вас обнимают?
«Профессор»
Цель: Развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грам