(вторая группа раннего возраста)
№ | Тема | Цель | Форма проведения | Методы приемы | Материал |
«Найди пару» | Упражнять в умении находить рукавички одного цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности. | Игра - занятие (по подгруп- пам) | Д/и Словесное объяснение, показ | разноцветные рукавички из ткани. | |
«Разно-цветные шумелки» | Развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма. | Игровой сеанс | Д/и Словесное объяснение, показ | Пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэти- леновыми гранулами (песок, крупа, горох, фасоль, макароны) | |
«Чем пахнет?» | Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику. | Игровой сеанс | Д/и Словесное объяснение, показ, эксперимен-тирование | Баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и другими наполни- телями. | |
«Сюрприз» | Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, развивать мелкую моторику | Игровой сеанс | Д/и Словесное объяснение, показ, эксперимен-тирование | Сухой бассейн с крупой, (песком, пробками, мелкие игрушки, геометрические формы: круг, квадрат, треугольник | |
«Малень- кий секрет» | Упражнять детей в орудийных действиях: в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке свёрток; в умении различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. | Игра - занятие (по подгруп- пам) | Д/и Словесное объяснение, показ, сказка | Трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки. | |
«Игры с пробками» | Упражнять в различении двух (четырёх) осн. цветов, развитие логического мышления. Сознание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения. | Игра - занятие (по подгруп- пам) | Д/и Словесное объяснение, показ | Пробки разного цвета и размера. | |
«Кто что услышит?» | Развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов. | Игра - занятие (по подгруп- пам) | Д/и Словесное объяснение, показ, сказка | Ширма, колоколь-чик, барабан, бубен, дудочка и т.д. | |
«Пересыпалочки» | Обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. | Игра - занятие (по подгруп- пам) | Д/и Словесное объяснение, показ | Большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюль-ка, кукла. | |
«Застёжки» | Упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук | Игра - занятие (по подгруп- пам) | Д/и Словесное объяснение, показ | Застёжки с пуговка- ми, кнопками, «липуч-кой»: в виде предметов одежды. | |
«Собери бусы» | Укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия | Игра - занятие (по подгруп- пам) | Д/и Словесное объяснение, показ | Деревян-ные бусы разного цвета | |
«Озорные ладошки» | Упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета. | Игра - занятие (по подгруп- пам) | Д/и Словесное объяснение, показ | Картонные ладошки с гладкой и шерохо-ватой поверх-ностью (из наждач-ной бумаги) разного цвета. | |
«Закрути ленточку» | Познакомить с понятиями: «длинная –короткая», «широкая- узкая» (ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук. | Игра - занятие (по подгруп- пам) | Д/и Словесное объяснение, показ, эксперимен-тирование | Сенсор-ный тренажёр «Ленточ-ки»: ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов. | |
«Открой коробочку» | Упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности. | Игра - занятие (по подгруп- пам) | Д/и Словесное объяснение, показ | Разноцветные коробоч-ки, внутри картинки соответ-ствующе-го цвета | |
«Чем пахнет?» | Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику. | Игровой сеанс | Д/и Словесное объяснение, показ, эксперимен-тирование | Баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и др. | |
«Тонет, не тонет» | Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. | Игра - занятие (по подгруп- пам) | Д/и Словесное объяснение, показ, эксперимен-тирование | Ёмкости с водой, шарики стеклян-ные, пластмас-совые, деревян-ные, металли-ческие. | |
«Поиграем с прищеп-ками» | Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | Игра - занятие (по подгруп- пам) | Д/и Словесное объяснение, показ | Разноцветные прищепки, плоские геомет-рические фигуры. | |
«Кто что услышит?» | Развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов. | Игровой сеанс | Д/и Словесное объяснение, показ, сказка | Ширма, колоколь-чик, барабан, бубен, дудочка и т.д. | |
«Укрась ёлочку шарами» | Упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение. | Игровой сеанс | Д/и Словесное объяснение, показ, сказка | Ёлочки из картона, круги разных цветов. | |
«Тактиль-ная коробка» | Развивать тактильные рецепторы ладоней рук. Продолжать учить дифференци-ровать цвета. | Игра - занятие (по подгруп- пам) | Д/и Словесное объяснение, показ | Материал: сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани. голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д. | |
«Сложи пирамид ку» | Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов | Игра - занятие (по подгруп- пам) | Д/и Словесное объяснение, показ | Пирамид ки | |
«Застёжки» | Упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук | Игра - занятие (по подгруп- пам) | Д/и Словесное объяснение, показ | Застёжки с пуговка- ми, кнопками, «липуч-кой»: в виде предметов одежды. | |
«Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком). | Продолжать знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями. | Игра - занятие (по подгруп- пам) | Д/и Словесное объяснение, показ, эксперимен-тирование | Кинетический песок, формочки, лопатки. | |
«Поруче-ния» | Продолжать формирование умения детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенство-вать понимание речи. | Игровой сеанс | Д/и Словесное объяснение, показ | Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка. | |
«Сложи матрешку» | Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет). | Игра - занятие (по подгруп- пам) | Д/и Словесное объяснение, показ | Матрешка, которая вмещает несколько вложен-ных друг в друга кукол меньшего размера. | |
«Тонет, не тонет» | Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. | Игра - занятие (по подгруп- пам) | Д/и Словесное объяснение, показ, эксперимен-тирование | Ёмкости с водой, шарики стеклян-ные, пластмас-совые, деревян-ные, металли-ческие. | |
«Найди пару» | Упражнять в умении находить рукавички одного цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности. | Игра - занятие (по подгруп- пам) | Д/и Словесное объяснение, показ, сказка | Разноцветные рукавички из ткани. | |
«Укрась бабочку» | Развивать умение группировать предметы по цвету, закрепление знаний о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой – маленький, развитие мелкой моторики рук. | Игра - занятие (по подгруп- пам) | Д/и Словесное объяснение, показ, сказка | Бабочки разных цветов, вырезан-ные из картона, круги разных размеров и цветов. | |
«Замок» (игры с песком). | Продолжать знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями. | Игра - занятие (по подгруп- пам) | Д/и Словесное объяснение, показ, эксперимен-тирование | Кинетический песок, формочки, лопатки. |
Список литературы:
1. А.В.Найбауэр, О.В. Куракина «Мама-рядом» игровые сеансы с детьми раннего возраста. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» Москва, 2017г.
2. Ю.В.Неверова, Е.В.Иванова «Развивающие занятия для детей от 1 до 3 лет» ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014г.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М.: «Творческий центр»,2001.
4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. «Просвещение», 1981.
5. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. «Айрис-пресс»,2006.
6. Интернет ресурсы.