Повесть об авве Герасиме и льве.




Девгениево деяние

«Был же юноша, как никто другой, статен, волосы у него кудрявые, глаза

большие. Любо на него посмотреть: лицо у него, как снег, и румяно, как

маков цвет, брови же у него черные, а в плечах — косая сажень.»

«О чудо преславное, ниспосланное богом! Кто этому не дивится? Какую

удаль проявил молодой отрок, догнав лося, быстрее, чем лев! От бога дана

ему сила над всеми. А как победил медведя без оружия! О, чудо преславное!

Видим юношу четырнадцати лет, но не обычный это человек, а самим богом

создан»

«как сильный сокол ударил в середину войска, и как хороший косец траву

косит: раз проскакал — убил семь тысяч, назад возвратился — убил двадцать

тысяч»

«О Стратиг преславный, где же отвага твоя и сыновей твоих, если я похитил

твою дочь, но не помчались за мной в погоню ни ты сам, ни сыновья твои? И

опять я вернулся, и великое бесчестье тебе нанес, чтобы не стал ты потом

говорить, что я, словно вор, пришел и дочь твою похитил. Если же есть

мужская отвага в тебе и в воинах твоих, то отними же у меня дочь свою!» И,

сказав так, выехал со двора, и опять возвратился, и снова воскликнул

громогласно: «Я выеду из города и буду ждать вас в поле, чтобы не сказали

потом, что пришел, обманул и бежал от вас»).

«Не я победил силу Стратигову, но божьей силой он побежден»

ЖИТИЕ АЛЕКСЕЯ ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ

«Бе некто человекъ благоверенъ в Риме граде именем Евфимианъ, славенъ бывъ у Ануриа и

Аркадия, у царю римскую»

«В граде Риме жил один благоверный человек по имени Евфимиан, бывший в почете у

римских цесарей Гонория и Аркадия»

«Возьми и сохрани, и да будет меж нами Бог до той поры, как он изволит»

«Възми и съхрани, и буди Богъ межи тобою и мною, дондеже Господь изволит»

«Въведи человека Божиа въ церковь мою, яко достоинъ есть царства небесьнаго, яко миро

бо добровоня молитва его есть и якоже венець на главе цесареви, тако почиваетъ Духъ

Святый на немь. И яко же солнце сияетъ въ всь миръ, тако просияетъ житие его предъ

ангелы Божии»

«Придете вьси тружающиися и обременении грехы, и азъ вы покою! Поищете человека

Божия, да помолитъся за миръ. Свитающю же пятъку, исходить от телесе своего».

Из слов Кирилл Туровского

«Хорошо же, братья, и очень полезно понимать нам Святого писания смысл: это и душу

делает целомудренной, и к смирению направляет ум, и сердце на стремление к добродетели

изостряет, и самого человека делает благодарным, и на небеса к Божьим заветам мысль

устремляет, и к духовным трудам тело укрепляет, и пренебрежение к этой земной жизни, и

богатству, и славе дает, и все житейского мира печали отводит».

«Гора же суть монастырь, в котором духовное оружие на супостата дьявола вот что: пост,

молитва, слезы, воздержание, чистота, любовь, смирение, послушание, трудолюбие и

бдение.»

«Для украшения праздника церковь требует великаго учителя и мудраго проповедника, а мы –

нищи словом и мутны умом, и не имеем огня Святаго Духа на сложение душеполезных

словес.»

 

«И не подражай мужам, живущим в монастыре без страха Божия, думающим только о чреве и

одежде, велеречиво гордящимся, безчинно заводящим со всеми ссоры и укоризны,

восхищающим земную честь и власть; они по Писанию, имеют многих христов, дающих им

иные наставления и заповеди, – такие, какие они сами желают»

«По ветхому закону вольный обет, великий и малый, должен быть приносим Богу от чистого

сердца.»

«Акилла и Прискилла услышавши от Павла, что войти в царство небесное можно чрез чистоту

и смирение, первее всего постригли свои волосы на главе и сделали себе черные одежды. »

«А ты, брат, желая последовать Христу, ведущему тебя на небо, держи в уме своем – для чего

удаляешься ты из мира, мысленного Египта?»

«…умертвим телесные желания… Осанна в вышних!»

Повесть об авве Герасиме и льве.

1) Завидев старца, лев подошел и протянул ему больную лапу, в которой был терн; он плакал

на свой лад и просил у старца помощи. А старец, увидев льва в такой беде, сел на землю,

взял его лапу и, разрезав, вытащил занозу и выдавил много гною, затем тщательно

промыл рану, обвязал ее тряпицей и отпустил зверя. А исцеленный лев уже не уходил от

старца, но, как верный ученик, сопровождал его всюду, куда бы тот ни шел, так что старец

дивился такой признательности его. И с тех пор авва Герасим стал кормить льва, давая ему

хлеб и моченые бобы.

2) Лев, не уследив за ослом, вернулся в лавру к авве Герасиму очень опечаленным и

угрюмым; авва решил, что лев съел осла, и говорит ему: “Где осел?”. А тот, как человек,

молча стоял, опустив голову. Старец говорит ему: “Ты съел осла? Благословен Господь.

Все, что делал осел, отныне будешь делать ты”. И вот с той поры на льва по велению

старца навьючивали короб с четырьмя кувшинами, и он возил воду.

3) Увидев его, погонщик оставил своих верблюдов и убежал. Лев же узнал осла, бросился к

нему и, как обычно, взяв в зубы его узду, угнал осла и вместе с ним трех верблюдов; с

радостными криками, потому что нашел потерянного осла, лев пришел к старцу. Ведь

старец думал, что лев съел осла. Тогда старец Герасим понял, что лев был неправо

оклеветан. Он дал льву имя — Иордан. Вместе со старцем лев прожил в лавре пять лет,

будучи всегда неразлучен с ним.

4) Когда же авва Герасим отошел к Господу и был схоронен отцами, льва по устроению

Божию на тот раз не оказалось в лавре. Вскоре он вернулся и стал искать старца. Ученик

старца и авва Савватий, увидев льва, говорят ему: “Иордан, старец наш оставил нас

сиротами и отошел к Господу, на вот поешь”. Лев не захотел есть, но непрестанно обращал

 

глаза то в одну, то в другую сторону, чтобы найти своего старца, громко кричал и не мог

примириться с его кончиной.

5) И, взяв льва, он привел его туда, где они похоронили старца. Могила была в полумиле от

церкви. Когда они остановились над могилой аввы Герасима, авва Савватий говорит льву:

“Вот старец наш”. И авва Савватий преклонил колена. Лев, увидев, как авва высказывает

свою печаль, стал, стеная, сильно биться головой оземь и испустил дух тут же у могилы

старца.

6) Это произошло не потому, что лев был наделен разумной душой, но потому, что Бог

пожелал прославить тех, кто прославил его, не только при их жизни, но и после смерти их

и показать, каково было повиновение животных Адаму до того, как он преступил заповедь

божию и был лишен райского блаженства



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: