Девгениево деяние
«Был же юноша, как никто другой, статен, волосы у него кудрявые, глаза
большие. Любо на него посмотреть: лицо у него, как снег, и румяно, как
маков цвет, брови же у него черные, а в плечах — косая сажень.»
«О чудо преславное, ниспосланное богом! Кто этому не дивится? Какую
удаль проявил молодой отрок, догнав лося, быстрее, чем лев! От бога дана
ему сила над всеми. А как победил медведя без оружия! О, чудо преславное!
Видим юношу четырнадцати лет, но не обычный это человек, а самим богом
создан»
«как сильный сокол ударил в середину войска, и как хороший косец траву
косит: раз проскакал — убил семь тысяч, назад возвратился — убил двадцать
тысяч»
«О Стратиг преславный, где же отвага твоя и сыновей твоих, если я похитил
твою дочь, но не помчались за мной в погоню ни ты сам, ни сыновья твои? И
опять я вернулся, и великое бесчестье тебе нанес, чтобы не стал ты потом
говорить, что я, словно вор, пришел и дочь твою похитил. Если же есть
мужская отвага в тебе и в воинах твоих, то отними же у меня дочь свою!» И,
сказав так, выехал со двора, и опять возвратился, и снова воскликнул
громогласно: «Я выеду из города и буду ждать вас в поле, чтобы не сказали
потом, что пришел, обманул и бежал от вас»).
«Не я победил силу Стратигову, но божьей силой он побежден»
ЖИТИЕ АЛЕКСЕЯ ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ
«Бе некто человекъ благоверенъ в Риме граде именем Евфимианъ, славенъ бывъ у Ануриа и
Аркадия, у царю римскую»
«В граде Риме жил один благоверный человек по имени Евфимиан, бывший в почете у
римских цесарей Гонория и Аркадия»
«Возьми и сохрани, и да будет меж нами Бог до той поры, как он изволит»
«Възми и съхрани, и буди Богъ межи тобою и мною, дондеже Господь изволит»
«Въведи человека Божиа въ церковь мою, яко достоинъ есть царства небесьнаго, яко миро
бо добровоня молитва его есть и якоже венець на главе цесареви, тако почиваетъ Духъ
Святый на немь. И яко же солнце сияетъ въ всь миръ, тако просияетъ житие его предъ
ангелы Божии»
«Придете вьси тружающиися и обременении грехы, и азъ вы покою! Поищете человека
Божия, да помолитъся за миръ. Свитающю же пятъку, исходить от телесе своего».
Из слов Кирилл Туровского
«Хорошо же, братья, и очень полезно понимать нам Святого писания смысл: это и душу
делает целомудренной, и к смирению направляет ум, и сердце на стремление к добродетели
изостряет, и самого человека делает благодарным, и на небеса к Божьим заветам мысль
устремляет, и к духовным трудам тело укрепляет, и пренебрежение к этой земной жизни, и
богатству, и славе дает, и все житейского мира печали отводит».
«Гора же суть монастырь, в котором духовное оружие на супостата дьявола вот что: пост,
молитва, слезы, воздержание, чистота, любовь, смирение, послушание, трудолюбие и
бдение.»
«Для украшения праздника церковь требует великаго учителя и мудраго проповедника, а мы –
нищи словом и мутны умом, и не имеем огня Святаго Духа на сложение душеполезных
словес.»
«И не подражай мужам, живущим в монастыре без страха Божия, думающим только о чреве и
одежде, велеречиво гордящимся, безчинно заводящим со всеми ссоры и укоризны,
восхищающим земную честь и власть; они по Писанию, имеют многих христов, дающих им
иные наставления и заповеди, – такие, какие они сами желают»
«По ветхому закону вольный обет, великий и малый, должен быть приносим Богу от чистого
сердца.»
«Акилла и Прискилла услышавши от Павла, что войти в царство небесное можно чрез чистоту
и смирение, первее всего постригли свои волосы на главе и сделали себе черные одежды. »
«А ты, брат, желая последовать Христу, ведущему тебя на небо, держи в уме своем – для чего
удаляешься ты из мира, мысленного Египта?»
«…умертвим телесные желания… Осанна в вышних!»
Повесть об авве Герасиме и льве.
1) Завидев старца, лев подошел и протянул ему больную лапу, в которой был терн; он плакал
на свой лад и просил у старца помощи. А старец, увидев льва в такой беде, сел на землю,
взял его лапу и, разрезав, вытащил занозу и выдавил много гною, затем тщательно
промыл рану, обвязал ее тряпицей и отпустил зверя. А исцеленный лев уже не уходил от
старца, но, как верный ученик, сопровождал его всюду, куда бы тот ни шел, так что старец
дивился такой признательности его. И с тех пор авва Герасим стал кормить льва, давая ему
хлеб и моченые бобы.
2) Лев, не уследив за ослом, вернулся в лавру к авве Герасиму очень опечаленным и
угрюмым; авва решил, что лев съел осла, и говорит ему: “Где осел?”. А тот, как человек,
молча стоял, опустив голову. Старец говорит ему: “Ты съел осла? Благословен Господь.
Все, что делал осел, отныне будешь делать ты”. И вот с той поры на льва по велению
старца навьючивали короб с четырьмя кувшинами, и он возил воду.
3) Увидев его, погонщик оставил своих верблюдов и убежал. Лев же узнал осла, бросился к
нему и, как обычно, взяв в зубы его узду, угнал осла и вместе с ним трех верблюдов; с
радостными криками, потому что нашел потерянного осла, лев пришел к старцу. Ведь
старец думал, что лев съел осла. Тогда старец Герасим понял, что лев был неправо
оклеветан. Он дал льву имя — Иордан. Вместе со старцем лев прожил в лавре пять лет,
будучи всегда неразлучен с ним.
4) Когда же авва Герасим отошел к Господу и был схоронен отцами, льва по устроению
Божию на тот раз не оказалось в лавре. Вскоре он вернулся и стал искать старца. Ученик
старца и авва Савватий, увидев льва, говорят ему: “Иордан, старец наш оставил нас
сиротами и отошел к Господу, на вот поешь”. Лев не захотел есть, но непрестанно обращал
глаза то в одну, то в другую сторону, чтобы найти своего старца, громко кричал и не мог
примириться с его кончиной.
5) И, взяв льва, он привел его туда, где они похоронили старца. Могила была в полумиле от
церкви. Когда они остановились над могилой аввы Герасима, авва Савватий говорит льву:
“Вот старец наш”. И авва Савватий преклонил колена. Лев, увидев, как авва высказывает
свою печаль, стал, стеная, сильно биться головой оземь и испустил дух тут же у могилы
старца.
6) Это произошло не потому, что лев был наделен разумной душой, но потому, что Бог
пожелал прославить тех, кто прославил его, не только при их жизни, но и после смерти их
и показать, каково было повиновение животных Адаму до того, как он преступил заповедь
божию и был лишен райского блаженства