Слово о погибели Русской земли




"Всего еси испольнена земля Руськая, о прававерьная вера хрестияньская!"

«О светло светлая и украсно украшена земля Русьская!»

«то все покорено было богомъ крестияньскому языку поганьскыя страны: великому князю

Всеволоду, отцю его Юрью, князю Кыевьскому, деду его Володимеру и Манамаху, которымъ то

Половьци дети своя полошаху в колыбели».

"Отселе до угоръ и до ляховъ, до чаховъ, от чаховъ до ятвязи и от ятвязи до литвы, до немець, от

немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоймици погании, и за Дышючимъ

моремъ; от моря до болгаръ, от болгаръ до буртасъ, от буртасъ до чермисъ, от чермисъ до

моръдви…"

"И жюръ Мануилъ цесарегородскый опасъ имея, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под

нимъ великый князь Володимеръ Цесарягорода не взял".

"То все покорено было Богомъ крестияньскому языку, поганьскыя страны".

«А Литва из болота на светъ не выникываху. А Угры твердяху каменыи городы железными

вороты,

абы на нихъ великый Володимеръ тамо не възехалъ»

«А Немци радовахуся, Далече будуче за синимъ моремъ. Буртаси, Черемиси, Веда и Моръдва

Бортьничаху на князя великого Володимера»

«И кюръ Мануилъ цесарегородскый, опасъ имея, поне и великыя дары посылаше к нему, абы

подъ нимъ великый князь Володимеръ Цесарягорода не взялъ»

Домострой

Обязанности хозяина:

- Каждый день и каждый вечер, после молитвы, советоваться с женой о

домашнем хозяйстве.

- Любить и хранить детей, но и страхом спасать, наказывая и поучая.

- Учить ремеслу сыновей: плотницкому, портновскому, кузнечному,

сапожному.

- Учить жену и детей, и домочадцев не красть, не блудить, не лгать, не

клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать,

не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не

 

гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним –

дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым.

- Присматривать за погребами и ледниками, в житницах и сушильнях, в

амбарах и конюшнях.

- Огород и сад насаживать, о нем заботиться.

- Заботиться о закупке припасов на год; делать запасы впрок.

- По заслугам жаловать слуг, а плохих наказывать.

Обязанности хозяйки:

- Вопрошать мужа о всяком порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу

угодить и дом свой подобру устроить.

- Любить и хранить детей, но и страхом спасать, наказывая и поучая.

- Учить рукоделию дочерей: прясть, шить; учить есть готовить, хлебы печь и

калачи.

- Руки свои простирать на труд; самой знать, как сеять муку, как квашню

замесить, и хлебы скатать да испечь; знать, сколько при том муки возьмут, и

сколько испекут – меру и счет знать во всем.

- Милость свою обращать на убогого, и плоды трудов подавать нищим.

- Каждый день приглядывать за слугами, а которая служка хорошо всё

делает – и за то похвалить да пожаловать, если плохо – наказать или

проучить.

- Всегда беречься хмельного.

- Собирать приданое дочерям.

- Служанок, девиц и вдов обучить, замуж выдать, приданым наделив.

Повесть о Петре и Февронии;

«Мы же по силе нашей да

воздадим похвалу им».

«Хотя и грешен я, и невежда, но на Божию благодать и на щедроты его уповая и на

ваши молитвы к Христу надеясь, работал я над трудом своим. Желая вам на земле хвалу

воздать, настоящей хвалы еще и не коснулся. Хотел вам ради вашего кроткого правления

и праведной жизни сплести венки похвальные после преставления вашего, но по-

настоящему еще и не коснулся этого. Ибо прославлены и увенчаны вы на небесах

истинными нетленными венками общим владыкой всех Христом, которому подобает

вместе с безначальным его Отцом и с пресвятым, благим и животворящим Духом вся

слава, честь и поклонение ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.»

«Она же без обиняков ответила: «Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не

требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и

лечить его».

Историзм: «Есть в Русской земле город, называемый Муромом, в котором правил, как

рассказывают, благоверный князь по имени Павел»

Провиденциализм: «Предивная же Феврония говорит ему: «Не скорби, княже,

милостивый Бог, творец и заступник всех, не оставит нас в беде!»

Теоцентризм: «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить

благочестиво, ни в чем не преступая Божиих заповедей»

Дидактизм: «Неистовые же бояре, потеряв стыд, задумали устроить пир. Стали

пировать, и вот, когда опьянели, начали вести свои бесстыдные речи, словно псы

лающие, лишая святую Божьего дара, который Бог обещал ей сохранить и после

смерти».

«Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради

царствования в жизни этой, он по Божьим заповедям жил, соблюдая их, как

богогласный Матфей в своем Благовествовании вещает. Ведь сказано, что, если кто

прогонит жену свою, не обвиненную в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам

прелюбодействует. Сей же блаженный князь по Евангелию поступил: достояние свое к

навозу приравнял, чтобы заповеди Божьей не нарушить».

Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил:

«Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское

одинаково. Почему же ты, забыв о своей жене, о чужой помышляешь?»

«И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние

безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их

властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили

жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели Божьим

богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемники. А

городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: