"Всего еси испольнена земля Руськая, о прававерьная вера хрестияньская!"
«О светло светлая и украсно украшена земля Русьская!»
«то все покорено было богомъ крестияньскому языку поганьскыя страны: великому князю
Всеволоду, отцю его Юрью, князю Кыевьскому, деду его Володимеру и Манамаху, которымъ то
Половьци дети своя полошаху в колыбели».
"Отселе до угоръ и до ляховъ, до чаховъ, от чаховъ до ятвязи и от ятвязи до литвы, до немець, от
немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоймици погании, и за Дышючимъ
моремъ; от моря до болгаръ, от болгаръ до буртасъ, от буртасъ до чермисъ, от чермисъ до
моръдви…"
"И жюръ Мануилъ цесарегородскый опасъ имея, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под
нимъ великый князь Володимеръ Цесарягорода не взял".
"То все покорено было Богомъ крестияньскому языку, поганьскыя страны".
«А Литва из болота на светъ не выникываху. А Угры твердяху каменыи городы железными
вороты,
абы на нихъ великый Володимеръ тамо не възехалъ»
«А Немци радовахуся, Далече будуче за синимъ моремъ. Буртаси, Черемиси, Веда и Моръдва
Бортьничаху на князя великого Володимера»
«И кюръ Мануилъ цесарегородскый, опасъ имея, поне и великыя дары посылаше к нему, абы
подъ нимъ великый князь Володимеръ Цесарягорода не взялъ»
Домострой
Обязанности хозяина:
- Каждый день и каждый вечер, после молитвы, советоваться с женой о
домашнем хозяйстве.
- Любить и хранить детей, но и страхом спасать, наказывая и поучая.
- Учить ремеслу сыновей: плотницкому, портновскому, кузнечному,
сапожному.
- Учить жену и детей, и домочадцев не красть, не блудить, не лгать, не
клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать,
|
не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не
гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним –
дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым.
- Присматривать за погребами и ледниками, в житницах и сушильнях, в
амбарах и конюшнях.
- Огород и сад насаживать, о нем заботиться.
- Заботиться о закупке припасов на год; делать запасы впрок.
- По заслугам жаловать слуг, а плохих наказывать.
Обязанности хозяйки:
- Вопрошать мужа о всяком порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу
угодить и дом свой подобру устроить.
- Любить и хранить детей, но и страхом спасать, наказывая и поучая.
- Учить рукоделию дочерей: прясть, шить; учить есть готовить, хлебы печь и
калачи.
- Руки свои простирать на труд; самой знать, как сеять муку, как квашню
замесить, и хлебы скатать да испечь; знать, сколько при том муки возьмут, и
сколько испекут – меру и счет знать во всем.
- Милость свою обращать на убогого, и плоды трудов подавать нищим.
- Каждый день приглядывать за слугами, а которая служка хорошо всё
делает – и за то похвалить да пожаловать, если плохо – наказать или
проучить.
- Всегда беречься хмельного.
- Собирать приданое дочерям.
- Служанок, девиц и вдов обучить, замуж выдать, приданым наделив.
Повесть о Петре и Февронии;
«Мы же по силе нашей да
воздадим похвалу им».
«Хотя и грешен я, и невежда, но на Божию благодать и на щедроты его уповая и на
ваши молитвы к Христу надеясь, работал я над трудом своим. Желая вам на земле хвалу
|
воздать, настоящей хвалы еще и не коснулся. Хотел вам ради вашего кроткого правления
и праведной жизни сплести венки похвальные после преставления вашего, но по-
настоящему еще и не коснулся этого. Ибо прославлены и увенчаны вы на небесах
истинными нетленными венками общим владыкой всех Христом, которому подобает
вместе с безначальным его Отцом и с пресвятым, благим и животворящим Духом вся
слава, честь и поклонение ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.»
«Она же без обиняков ответила: «Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не
требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и
лечить его».
Историзм: «Есть в Русской земле город, называемый Муромом, в котором правил, как
рассказывают, благоверный князь по имени Павел»
Провиденциализм: «Предивная же Феврония говорит ему: «Не скорби, княже,
милостивый Бог, творец и заступник всех, не оставит нас в беде!»
Теоцентризм: «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить
благочестиво, ни в чем не преступая Божиих заповедей»
Дидактизм: «Неистовые же бояре, потеряв стыд, задумали устроить пир. Стали
пировать, и вот, когда опьянели, начали вести свои бесстыдные речи, словно псы
лающие, лишая святую Божьего дара, который Бог обещал ей сохранить и после
смерти».
«Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради
царствования в жизни этой, он по Божьим заповедям жил, соблюдая их, как
богогласный Матфей в своем Благовествовании вещает. Ведь сказано, что, если кто
прогонит жену свою, не обвиненную в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам
|
прелюбодействует. Сей же блаженный князь по Евангелию поступил: достояние свое к
навозу приравнял, чтобы заповеди Божьей не нарушить».
Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил:
«Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское
одинаково. Почему же ты, забыв о своей жене, о чужой помышляешь?»
«И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние
безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их
властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили
жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели Божьим
богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемники. А
городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью».