Слово некоего калугера о чтеньи книг




Полезно, братья, чтение книг каждому христианину, ибо сказал блаженный: «Хранящие

откровения Его всем сердцем — взыщут Его».

Читая книги, не старайся быстро читать от главы до главы, но вдумайся, о чем говорят книги и

слова их, трижды возвращаясь к каждой главе. Ибо сказано: «В сердце моем сокрыл Я слова твои,

чтобы не согрешить пред тобою».

Скажу и я: «Узда и правит конем, и сдерживает его, сущность же праведного — в книгах его».

Ни корабля без гвоздей не сделать, ни праведника — без чтения книг, и как у пленников на уме

родители их, так у праведника — чтение книг. Воину красота — оружие, а кораблю — паруса, так и

праведнику — чтение книг.

«Не сокрой от меня заповедей твоих», — так понимай, что не от глаз скрывай, но от разума и от

сердца. Потому и осудил уклоняющихся от ученья, говоря: «Прокляты избегающие заповедей

Твоих...» Потому и сам себя похвалил, говоря: «Как сладки слова твои, слаще меда устам моим,

дороже тысяч золота и серебра». И восхвалил, говоря: «Возрадуюсь я о словах твоих, обретая

великую прибыль», прибылью называя слово Божье и говоря: «Обрел, недостойный, я дар

поучаться словам Твоим день и ночь», — так и мы, братия, постигаем ушами разума услышанное и

познаем силу и смысл святых книг.

Послушай же жития святого Василия и святого Иоанна Златоуста, и святого Кирилла Философа, и

многих других святых, как о них говорят впервые о них поведавшие: с детства предавались они

святым книгам, а после и на добрые дела подвиглись. Смотри же, что начало добрым делам в

поучении книг святых! Так вот, примером этих святых и подвигнемся мы на путь жития их и на

дела их, и станем всегда научаться их книжным словом, исполняя их волю, как велят они; тогда и

будем достойны мы вечной жизни во веки. Аминь.

«СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ» МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА

образ русской земли и русского народа

И подобало благодати и истине воссиять над новым народом. Ибо не вливают, по словам

Господним, вина нового, учения благодатного, «в мехи ветхие», обветшавшие в иудействе, —

«а иначе прорываются мехи, и вино вытекает». Не сумев ведь удержать закона — тени, но не

единожды поклонявшись идолам, как удержат учение благодати — истины? Но новое учение

— новые мехи, новые народы! «И сберегается то и другое».

Так и совершилось. Ибо вера благодатная распростерлась по всей земле и достигла нашего

народа русского. И озеро закона пересохло, евангельский же источник, исполнившись водой и

покрыв всю землю, разлился и до пределов наших. И вот уже со всеми христианами и мы

славим Святую Троицу, а Иудея молчит; Христос прославляется, а иудеи проклинаются;

язычники приведены, а иудеи отринуты.

И уже не идолопоклонниками зовемся, но христианами, не без упования еще живущими, но

уповающими на жизнь вечную.

Все народы помиловал преблагой Бог наш, и нас не презрел он: восхотел — и спас нас и

привел в познание истины

Тогда как пуста и иссохша была земля наша, ибо идольский зной иссушил ее, внезапно

разлился источник Евангельский, напояя всю землю нашу. Как говорит Исайя: «Прольются

воды странствующим в пустыне, и превратится <земля> безводная в озеро, и в земле

жаждущей будет источник вод».

Тогда как слепы были мы и не видели света истины, но блуждали во лжи идольской, к тому же

глухи были к спасительному учению, помиловал нас Бог — и воссиял и в нас свет разума к

познанию его, по пророчеству: «Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат».

И хотя прежде пребывали мы в подобии зверином и скотском, не различали мы десницы и

шуйцы и, прилежа земному, не заботились нисколько о небесном, ниспослал Господь и нам

заповеди, ведущие в жизнь вечную

 

И събысться о насъ языцѣх реченое: «Открыеть Господь мышьцу свою святую прѣдъ всѣми

языкы, и узрять вси конци земля спасение, еже от Бога нашего»

ВЛАДИМИР И ЗЕМЛЯ РУССКАЯ

Все страны, грады и народы чтут и славят каждые своего учителя, коим научены

православной вере. Восхвалим же и мы, — по немощи нашей <хотя бы и> малыми похвалами,

— свершившего великие и чудные деяния учителя и наставника нашего, великого князя

земли нашей Владимира, внука древнего Игоря, сына же славного Святослава, которые, во

дни свои властвуя, мужеством и храбростью известны были во многих странах, победы и

могущество их воспоминаются и прославляются поныне. Ведь владычествовали они не в

безвестной и худой земле, но в <земле> Русской, что ведома во всех наслышанных о ней

четырех концах земли.

Сей славный, будучи рожден от славных, благородный — от благородных, князь наш

Владимир и возрос, и укрепился, младенчество оставив, и паче возмужал, в крепости и силе

совершаясь и в мужестве и мудрости преуспевая. И самодержцем стал своей земли, покорив

себе окружные народы, одни — миром, а непокорные — мечом.

И когда во дни свои так жил он и справедливо, с твердостью и мудростью пас землю свою,

посетил его посещением своим Всевышний, призрело на него всемилостивое око преблагого

Бога. И воссиял в сердце его <свет> ведения, чтобы познать ему суету идольского прельщения

и взыскать единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое.

К тому же непрестанно слушал он о православной Греческой земле, христолюбивой и сильной

верою: что <в земле той> чтут и поклоняются единому в Троице Богу, что <проявляются> в

ней силы, творятся чудеса и знамения, что церкви <там> полны народом, что города <ее> и

веси правоверны, <что> все молитве прилежат, все Богу предстоят. И, слыша это, возгорелся

духом и возжелал он сердцем стать христианином самому и <христианской> — земле его.

Приведем из Священного писания и иное, более ясное и верное свидетельство о тебе,

изреченное апостолом Иаковом: «Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от

смерти и покроет множество грехов».

ДИХОТОМИЯ С КОНСТАНТИНОМ:

О подобный великому Константину, равный <ему> умом, равный любовью ко Христу, равный

почтительностью к служителям его! Тот со святыми отцами Никейского Собора полагал закон

народу <своему>, — ты же, часто собираясь с новыми отцами нашими — епископами, со

смирением великим совещался <с ними> о том, как уставить закон народу нашему,

новопознавшему Господа. Тот покорил Богу царство в еллинской и римской стране, ты же —

на Руси: ибо Христос уже как и у них, так и у нас зовется царем. Тот с матерью своею Еленой

веру утвердил, крест принеся из Иерусалима и по всему миру своему распространив <его>, —

ты же с бабкою твоею Ольгой веру утвердил, крест принеся из нового Иерусалима, града

Константинова, и водрузив <его> по всей земле твоей. И, как подобного ему, соделал тебя

Господь на небесах сопричастником одной с ним славы и чести <в награду> за благочестие

твое, которое стяжал ты в жизни своей.

ПРО ЯРОСЛАВА МУДРОГО

и сын твой Георгий, которого соделал Господь преемником власти твоей по тебе, не

нарушающим уставов твоих, но утверждающим, не сокращающим учреждений твоего

благоверия, но более прилагающим, не разрушающим, но созидающим. Недоконченное

тобою он докончил, как Соломон — <предпринятое> Давидом. Он создал дом Божий, великий

и святой, <церковь> Премудрости его, — в святость и освящение граду твоему, — украсив ее

 

всякою красотою: и золотом, и серебром, и драгоценными каменьями, и дорогими сосудами.

И церковь эта вызывает удивление и восхищение во всех окрестных народах, ибо вряд ли

найдется иная такая во всей полунощной стране с востока до запада.

 

Востань, о честная глава, из гроба твоего! Востань, отряси сон! Ибо не умер ты, но спишь до

всеобщего востания. Востань, не умер ты! Не надлежало умереть тебе, уверовавшему во

Христа, <который есть> жизнь, <дарованная> всему миру. Отряси сон <свой>, возведи взор и

узришь, что Господь, таких почестей сподобив тебя там, <на небесах>, и на земле не без

памяти оставил в сыне твоем.

И еще помолись о сыне твоем, благоверном князе нашем Георгии, да в мире и здравии

переплыть <ему> пучину жизни <сей> и неврежденно привести корабль душевный <свой> к

безбурному пристанищу небесному, и веру сохранив, и с богатством добрых дел, да,

непреткновенно управив Богом вверенный ему народ, вместе с тобою непостыдно предстать

<ему> престолу Вседержителя Бога и за труды пастьбы народа своего приять от него венец

славы нетленной со всеми праведниками, потрудившимися ради него.

«Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославля, внука Ольгова»

«Братие и дружино! Луце жъ бы потяту быти, неже полонену

быти; а всядемъ, братие, на свои бръзыя комони, да позримъ синего Дону», «Хощу бо, -

рече, - копие приломити конецъ поля Половецкаго; съ вами, русици, хощу главу свою

приложити, а любо испити шеломомъ Дону».

«Уже

намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслию смслити, ни думою сдумати, ни очима

съглядати».

«О вѣтрѣ,

вѣтрило!Чему, господине, насильно вѣеши? Чему мычеши хиновьскыя стрѣлкы на своею

нетрудною крилцю на моея лады вои?.. Свѣтлое и тресвѣтлое сълнце! Всѣмъ тепло и

красно еси: чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладе вои?

Въ полѣ безводнѣ жаждею имь лучи съпряже, тугою имъ тули затче?»

«О,

Русская земля! уже за шеломянем еси!»; «То было въ ты рати и въ ты плъкы, а сицей рати

не слышано»!; «Что ми шумить, что ми звенить далече рано предъ зорями?»; «А Игорева

храбраго плъку не кресити?».

«Дремлетъ въ пол? Ольгово хороброе гнездо. Далече залетело! Не было оно обид?

порождено, ни соколу, ни кречету, ни тебе, чръный воронъ, поганый половчине!»

«На реце Каяле тьма светъ покрыла – по Русской земли

прострошася половици, акы пардуже гнездо»

Хождени Богородицы

«Ты ещё не видела великих мук».

«Услышав это, Пречистая Богородица заплакала и

сказала: «О горе грешникам!»

«Теперь же ради милосердия моего Отца, который послал меня к вам, ради молитв матери моей,

которая много плакала о вас, ради завета архистратига Михаила и ради многих моих мучеников,

которые много страдали за вас, — я даю вам, мучающимся день и ночь, покой от Великого

четверга до святой Пятидесятницы, прославьте Отца и Сына и Святого Духа».

текстов: «Святая

Богородица хотела помолиться Господу Богу нашему на горе Елеонской, чтобы во имя

Отца и Сына и Святого Духа сошел архангел Михаил и поведал о муке, небесной и

земной».

«И спросила его Святая: «Кто этот бедный человек, который так

мучается?» И сказал ангел: «Это эконом и служитель церкви, он не волю Божию творил,

но продавал сосуды и церковную утварь и говорил: “Кто работает в церкви, тот от

церкви и питается”, поэтому он и мучается здесь». И сказала Святая: «Что заслужил,

то и получает».

«Это те, кто не веровали в Отца и

Сына, и Святого Духа, забыли Бога и веровали в то, что сотворил нам Бог для трудов

наших, прозвав это богами: солнце и месяц, землю и воду, и зверей и гадов; все это те

люди сделали из камней, — Траяна, Хорса, Белеса, Перуна в богов превратили» и евреев:

«Это река вся смоляная, а волны ее все огненные, а те, кто в них мучается, это евреи,

которые мучили господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия; это все народы,

которые крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа и, называясь христианами,

веруют в демонов и отказались от Бога и святого крещения»

«Это те,

кто служили литургию, и пред престолом Божьим предстояли, почитая себя

достойными, а когда совершали проскомидию, не хранили просвиру, роняли крупинки ее,

 

как звезды Божий, на землю, и тогда колебался страшный престол и подножие Божие

дрожало, за то они теперь так мучаются»

И ответил архистратиг: «Это те, кто не веровали в Отца и Сына, и Святого Духа,

забыли Бога и веровали в то, что сотворил нам Бог для трудов наших, прозвав это

богами: солнце и месяц, землю и воду, и зверей и гадов; все это те люди сделали из камней,

— Траяна, Хорса, Белеса, Перуна в богов превратили, и были одержимы злым бесом, и

веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, потому здесь так мучаются...»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: