МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»
Институт истории и права.
Наименование факультета (института)
Таможенное дело.
Наименование кафедры
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины
Программа научно-исследовательской работы студентов
Специальность
Таможенное дело 38.05.02.
Специализация
Таможенный менеджмент
Заочная форма обучения
Квалификация (степень) выпускника специалист.
Утверждено на заседании кафедры
«01» сентября 2018 г.
Зав. кафедрой ______Петрушина О.М.
Г. Калуга, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ......................................................................................................... 3
2. ВИД ПРАКТИКИ, СПОСОБ И ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ............................................... 3
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИСССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ......................... 3
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НИР, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.......................................................................................................................................................... 4
5. МЕСТО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫВ СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.................................................................................. 5
6. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ................................................................................................ 6
6.1. Общие положения.................................................................................. 6
6.2. Обязанности руководителей НИР........................................................ 8
6.3. Обязанности студента при проведении НИР..................................... 10
7. ФОРМЫОТЧЕТНОСТИ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ...... 10
|
7.1. Общие требования............................................................................... 10
7.2. Порядок ведения дневника практики................................................. 11
7.3. Требования к отчету по НИР.............................................................. 11
8. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ.................................................................................................... 12
8.1. Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания. 12
8.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций...................................................................... 17
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ................................................................................... 21
10. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ.................... 23
11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ...................... 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 1........................................................................................................................ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 2........................................................................................................................ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 3........................................................................................................................ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 4........................................................................................................................ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 5........................................................................................................................ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 6........................................................................................................................ 30
|
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Научно-исследовательская работа в семестре (далее - НИР) является обязательной составляющей образовательной программы подготовки специалиста и направлена на формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.05.02 Таможенное дело (уровень специалитета).
НИР предполагает исследовательскую работу, направленную на развитие у студентов способности к самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводам, умений объективной оценки научной информации, свободы научного поиска и стремления к применению научных знаний в образовательной деятельности. НИР предполагает индивидуальную программу, направленную на выполнение конкретного задания, связанного с тематикой выпускной квалификационной работы студента. НИР студентов проводится на выпускающей кафедре таможенного дела.
НИР проводится с требованиями приказа Минобразования России от 27 ноября 2015 г. № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования», Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.05.02 Таможенное дело (уровень специалитета), Устава КГУ им. К.Э. Циолковского и Положением КГУ им. К.Э. Циолковского от 24.12.2015 г. «О практике студентов».
ВИД ПРАКТИКИ, СПОСОБ И ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ
В соответствии с учебным планом основной профессиональной образовательной программы 38.05.02 Таможенное дело установлен следующий вид практики – производственная практика.
|
Тип практики - Научно-исследовательская работа.
Форма проведения - дискретно (по видам практик - путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики)
Способами проведения производственной практики (Научно-исследовательской работы) могут быть – стационарная (в КГУ им. К.Э. Циолковского в Институте истории и права на кафедре «Таможенное дело», либо выездная (проводится вне Университета) в профильной организации. Способ проведения практики устанавливается приказом по институту о направлении обучающихся на учебную практику (формируемым на основе распоряжения заведующего кафедрой).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИСССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Основной целью НИР студента является развитие способности самостоятельного осуществления научно-исследовательской работы, связанной с решением сложных профессиональных задач в инновационных условиях.
Научно-исследовательская работа в семестре выполняется студентом под руководством научного руководителя. Направление научно- исследовательских работ студентов определяется в соответствии с программой специалитета и темой выпускной квалификационной работы.
Задачами НИР является:
- обеспечение становления профессионального научно-исследовательского мышления студентов, формирование у них четкого представления об основных профессиональных задачах, способах их решения;
- формирование умений использовать современные технологии сбора информации, обработки и интерпретации полученных экспериментальных и эмпирических данных, владение современными методами исследований;
- формирование готовности проектировать и реализовывать в образовательной практике новое содержание учебных программ, осуществлять инновационные образовательные технологии;
- обеспечение готовности к профессиональному самосовершенствованию, развитию инновационного мышления и творческого потенциала, профессионального мастерства;
- самостоятельное формулирование и решение задач, возникающих в ходе научно-исследовательской и требующих углубленных профессиональных знаний;
- проведение библиографической работы с привлечением современных информационных технологий.
Выпускающая кафедра, на которой реализуется программа специалитета, определяет специальные требования к подготовке студента по научно-исследовательской части программы. К числу специальных требований относится:
- владение современной проблематикой данной отрасли знания;
- знание истории развития конкретной научной проблемы, ее роли и места в изучаемом научном направлении;
- наличие конкретных специфических знаний по научной проблеме, изучаемой студентом;
- умение практически осуществлять научные исследования, экспериментальные работы в той или иной научной сфере, связанной с программой специалитета (темой выпускной квалификационной работы);
- умение работать с конкретными программными продуктами и конкретными ресурсами Интернета и т.п.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НИР, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Результатом НИР (прохождения производственной практики) является формирование у студентов следующих профессиональных компетенций ПК-39, ПК-40, ПК-41:
- способностью разрабатывать планы и программы проведения научных исследований в сфере таможенного дела (ПК-39);
- способностью проводить научные исследования по различным направлениям таможенной деятельности и оценивать полученные результаты (ПК-40);
- способностью представлять результаты научной деятельности в устной и письменной формах (ПК-41).
Студент должен быть подготовлен к выполнению следующих задач в профессиональной научно-исследовательской работе:
- поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация научной литературы, научно-исследовательских проектов в соответствии с профилем объекта профессиональной деятельности с использованием современных достижений науки и техники, информационных систем и передового отечественного и зарубежного опыта;
- выявление и формулирование актуальных научных проблем;
- обоснование актуальности, теоретической и практической значимости темы научного исследования, разработка плана и программы проведения научного исследования;
- выбор методов и средств решения задач исследования, формирование навыков дифференциации научных методов для решения определенных исследовательских задач;
- формирование аналитических способностей, применяемых студентом при изучении теоретических проблем в процессе написания научных работ и выпускной квалификационной работы;
- планирование, осуществление и презентация результатов индивидуального научного исследования;
- оформление результатов проделанной работы, печати и редактирования в соответствии с требованиями действующего ГОСТ;
- составление научных обзоров, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;
- участие в работе научных семинаров, научных конференций, симпозиумов;
- подготовка, редактирование и публикация результатов исследований в виде научных тезисов, статей, научного отчета и выпускной квалификационной работы.
НИР базируется на теоретических знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин:
№п/п | Название дисциплины | Компетенции |
1. | Основы экономических знаний | ПК-39, ПК-40, ПК-41 |
Основы таможенного дела | ПК-39, ПК-40, ПК-41 | |
Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств | ПК-39, ПК-40, ПК-41 | |
Основы научных исследований | ПК-39, ПК-40, ПК-41 |
По результатам НИР студент должен:
Знать:
- основы теории системных исследований, методологию формирования (представления) и анализа таможенного дела, методы исследования таможенных систем;
- основные принципы и методы научных исследований;
Уметь:
- планировать и проводить научные исследования;
- проводить сравнительный анализ мнений отечественных и зарубежных авторов по проблемному вопросу.
- самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Владеть:
- навыками самостоятельного изучения и использования в работе законодательных актов в области таможенного дела;
- способностью на научной основе организовать свой труд.
Иметь профессиональный и личностный опыт:
- самостоятельной и инициативной работы в процессе учебной, профессиональной и научно-исследовательской деятельности;
- целеполагания, планирования и организации самообразования;
- самооценки студентом эффективности личностного и профессионального становления и развития.