Международные операции купли-продажи информации




 

Международный рынок информации представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле (продаже и покупке) информационных услуг между их продавцами и покупателями и характеризуется определенной номенклатурой, ценами услуг, условиями и механизмом их предоставления.

Деятельность по подготовке и оказанию информационных услуг в мировом валовом общественном продукте составляет около 10% (от которых 90% приходится на США, Японию, страны Западной Европы).

Формирование относительно обособленного мирового рынка информационных услуг началось с середины 50-х годов. Основными поставщиками на этом рынке выступали информационные службы учебных заведений, государственных учреждений, научно-технических обществ, работающие преимущественно на некоммерческой основе. Основными потребителями информационных услуг были ученые и специалисты в области науки и техники. Услуги предоставлялись в виде информационных изданий, распространяемых по подписке (в т.ч. и за рубеж), библиотечного обслуживания и выдачи по запросам копий первоисточников.

С начала 70-х годов в результате широкого внедрения в информационную деятельность вычислительной техники важнейшим видом услуг стали базы данных, содержащие библиографическую, справочную, научно-техническую информацию, а в дальнейшем все в большем объеме - торгово-экономическую и статистическую.

В 80-е годы в составе потребителей информационных услуг значительно увеличилась доля непроизводственных организаций, органов управления, юридических служб и т.п. В начале 80-х годов считалось, что каждому менеджеру, ученому или инженеру ежегодно требовалось провести в среднем 2-3 поиска информации. Наибольшим спросом стали пользоваться сведения о положении на товарных рынках (65% запросов) и банковская и кредитная информация (16% запросов).

Современный информационный рынок можно разделить на три основных области, которые взаимосвязаны между собой:

- информация;

- электронные сделки;

- электронные коммуникации.

Основными поставщиками информационных услуг на рынке выступают центры-генераторы баз данных, центры-распределители информации на основе баз данных, службы передачи информации и телекоммуникации и информационные брокеры. В свою очередь на рынке электронных коммуникаций можно выделить различные системы и современные средства связи - сети передачи данных, системы электронной почты, системы, объединяющие владельцев микро-ЭВМ, электронные сетевые доски объявлений и т.п.

На рынке информации выделяют три основных сектора:

- сектор деловой информации (биржевой, финансовой, коммерческой, статистической);

- сектор информации для специалистов (научно-технической, специальной, первоисточники);

- сектор массовой, потребительской информации (новости, услуги на основе современных средств телекоммуникаций).

Современный рынок информационных услуг отличается рядом особенностей:

- концентрация подготовки информационных услуг. Так, в США 10 крупнейших фирм контролируют более 80% рынка информационных услуг;

- привлечение в индустрию информации капитала из других областей экономики и, в первую очередь, компаний по производству средств вычислительной техники, авиакосмических, издательских;

- диверсификация деятельности крупных промышленных и исследовательских фирм путем создания специализированных информационных служб, систем обработки данных и т.п., дополняющих их основную сферу работы;

- горизонтальная интеграция и вертикальное комбинирование при подготовке родственных или связанных услуг (например, ориентирующихся на всестороннее обслуживание сферы бизнеса, медицины, образования и т.п.);

- интернационализация капитала в индустрии информации и, прежде всего, со стороны западноевропейских фирм на рынке США;

- функционирование в индустрии информации наряду с крупными фирмами малых организаций.

 

Дополнительные проблемные и дискуссионные вопросы к теме:

 

1. Какие группы услуг выделяются по классификатору ГАТС?

2. В чем преимущества и недостатки классификатора услуг МВФ?

3. Приведите примеры работы иностранных инжиниринговых компаний в Республике Беларусь.

4. Какие виды инжиниринга развиваются в Республике Беларусь?

5. Обсудите особенности регулирования лизинговой деятельности в Республике Беларусь.

6. Сформулируйте определение финансового и оперативного лизинга по законодательству Республики Беларусь.

7. Какие факторы и показатели принимаются во внимание при установлении лизингового платежа?

8. Обсудите Национальную программу развития туризма в Республике Беларусь.

9. Обсудите международный опыт и опыт Республики Беларусь по развитию экотуризма.

10. Каковы современный особенности развития международного рынка информации?

 

Основные понятия

- услуги - services
- инжиниринг - engineering
- консультативный инжиниринг - consulting engineering
- технологический инжиниринг - process engineering
- строительный инжиниринг - constructing engineering
- аренда - rent
- финансовый лизинг - finance lease
- оперативный лизинг - operating lease
- возвратный лизинг - sale and lease back
- международный туризм - international tourism

 

Аннотация

Услуги составляют все более значительную часть экономики большинства стран и приобретают международный характер. Ни Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), ни другие международные соглашения не дают исчерпывающего определения «услуги вообще». Наиболее подробным перечнем услуг является Временный Единый Классификатор Продукта ООН, в котором выделено около 600 видов услуг. Данный классификатор был принят за основу «Классификационного перечня секторов услуг» (Классификатор ГАТС). Соглашение ГАТС предусматривает четыре способа предоставления услуг: трансграничное перемещение, коммерческое присутствие, потребление за рубежом, перемещение поставщиков услуг (физических лиц) из страны, экспортирующей услугу, к покупателю в страну, ее импортирующую.

В соответствии с классификацией Европейской Экономической Комиссии ООН различают три вида инжиниринга: консультативный, технологический, строительный. Предоставление полного комплекса инжиниринговых услуг и выполнение поставок, необходимых для строительства нового объекта называется комплексным инжинирингом.

Основными видами лизинга являются финансовый и оперативный. В зависимости от распределения обязанностей по ремонту и обслуживанию оборудования различают чистый лизинг и полный. По территориальному признаку выделяют внутренний лизинг и международный. Международный лизин подразделяется на экспортный, импортный и транзитный.

Международный туризм предполагает, что выезжающие за границу лица не занимаются там оплачиваемой деятельностью. В международной практике выделяют множество видов туризма в зависимости от цели поездки, сроков, сезона, средств передвижения, численности участников, возрастного состава и т.д.

Современный информационный рынок подразделяется на три основных области, взаимосвязанных между собой – информация, электронные сделки, электронные коммуникации. На рынке информации выделяют три основных сектора: деловой информации (биржевой, финансовой, коммерческой, статистической); информации для специалистов (научно-технической, специальной, первоисточники); массовой, потребительской информации (новости, услуги на основе современных средств телекоммуникаций).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: