Международный рынок информации представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле (продаже и покупке) информационных услуг между их продавцами и покупателями и характеризуется определенной номенклатурой, ценами услуг, условиями и механизмом их предоставления.
Деятельность по подготовке и оказанию информационных услуг в мировом валовом общественном продукте составляет около 10% (от которых 90% приходится на США, Японию, страны Западной Европы).
Формирование относительно обособленного мирового рынка информационных услуг началось с середины 50-х годов. Основными поставщиками на этом рынке выступали информационные службы учебных заведений, государственных учреждений, научно-технических обществ, работающие преимущественно на некоммерческой основе. Основными потребителями информационных услуг были ученые и специалисты в области науки и техники. Услуги предоставлялись в виде информационных изданий, распространяемых по подписке (в т.ч. и за рубеж), библиотечного обслуживания и выдачи по запросам копий первоисточников.
С начала 70-х годов в результате широкого внедрения в информационную деятельность вычислительной техники важнейшим видом услуг стали базы данных, содержащие библиографическую, справочную, научно-техническую информацию, а в дальнейшем все в большем объеме - торгово-экономическую и статистическую.
В 80-е годы в составе потребителей информационных услуг значительно увеличилась доля непроизводственных организаций, органов управления, юридических служб и т.п. В начале 80-х годов считалось, что каждому менеджеру, ученому или инженеру ежегодно требовалось провести в среднем 2-3 поиска информации. Наибольшим спросом стали пользоваться сведения о положении на товарных рынках (65% запросов) и банковская и кредитная информация (16% запросов).
Современный информационный рынок можно разделить на три основных области, которые взаимосвязаны между собой:
- информация;
- электронные сделки;
- электронные коммуникации.
Основными поставщиками информационных услуг на рынке выступают центры-генераторы баз данных, центры-распределители информации на основе баз данных, службы передачи информации и телекоммуникации и информационные брокеры. В свою очередь на рынке электронных коммуникаций можно выделить различные системы и современные средства связи - сети передачи данных, системы электронной почты, системы, объединяющие владельцев микро-ЭВМ, электронные сетевые доски объявлений и т.п.
На рынке информации выделяют три основных сектора:
- сектор деловой информации (биржевой, финансовой, коммерческой, статистической);
- сектор информации для специалистов (научно-технической, специальной, первоисточники);
- сектор массовой, потребительской информации (новости, услуги на основе современных средств телекоммуникаций).
Современный рынок информационных услуг отличается рядом особенностей:
- концентрация подготовки информационных услуг. Так, в США 10 крупнейших фирм контролируют более 80% рынка информационных услуг;
- привлечение в индустрию информации капитала из других областей экономики и, в первую очередь, компаний по производству средств вычислительной техники, авиакосмических, издательских;
- диверсификация деятельности крупных промышленных и исследовательских фирм путем создания специализированных информационных служб, систем обработки данных и т.п., дополняющих их основную сферу работы;
- горизонтальная интеграция и вертикальное комбинирование при подготовке родственных или связанных услуг (например, ориентирующихся на всестороннее обслуживание сферы бизнеса, медицины, образования и т.п.);
- интернационализация капитала в индустрии информации и, прежде всего, со стороны западноевропейских фирм на рынке США;
- функционирование в индустрии информации наряду с крупными фирмами малых организаций.
Дополнительные проблемные и дискуссионные вопросы к теме:
1. Какие группы услуг выделяются по классификатору ГАТС?
2. В чем преимущества и недостатки классификатора услуг МВФ?
3. Приведите примеры работы иностранных инжиниринговых компаний в Республике Беларусь.
4. Какие виды инжиниринга развиваются в Республике Беларусь?
5. Обсудите особенности регулирования лизинговой деятельности в Республике Беларусь.
6. Сформулируйте определение финансового и оперативного лизинга по законодательству Республики Беларусь.
7. Какие факторы и показатели принимаются во внимание при установлении лизингового платежа?
8. Обсудите Национальную программу развития туризма в Республике Беларусь.
9. Обсудите международный опыт и опыт Республики Беларусь по развитию экотуризма.
10. Каковы современный особенности развития международного рынка информации?
Основные понятия
- услуги | - services |
- инжиниринг | - engineering |
- консультативный инжиниринг | - consulting engineering |
- технологический инжиниринг | - process engineering |
- строительный инжиниринг | - constructing engineering |
- аренда | - rent |
- финансовый лизинг | - finance lease |
- оперативный лизинг | - operating lease |
- возвратный лизинг | - sale and lease back |
- международный туризм | - international tourism |
Аннотация
Услуги составляют все более значительную часть экономики большинства стран и приобретают международный характер. Ни Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), ни другие международные соглашения не дают исчерпывающего определения «услуги вообще». Наиболее подробным перечнем услуг является Временный Единый Классификатор Продукта ООН, в котором выделено около 600 видов услуг. Данный классификатор был принят за основу «Классификационного перечня секторов услуг» (Классификатор ГАТС). Соглашение ГАТС предусматривает четыре способа предоставления услуг: трансграничное перемещение, коммерческое присутствие, потребление за рубежом, перемещение поставщиков услуг (физических лиц) из страны, экспортирующей услугу, к покупателю в страну, ее импортирующую.
В соответствии с классификацией Европейской Экономической Комиссии ООН различают три вида инжиниринга: консультативный, технологический, строительный. Предоставление полного комплекса инжиниринговых услуг и выполнение поставок, необходимых для строительства нового объекта называется комплексным инжинирингом.
Основными видами лизинга являются финансовый и оперативный. В зависимости от распределения обязанностей по ремонту и обслуживанию оборудования различают чистый лизинг и полный. По территориальному признаку выделяют внутренний лизинг и международный. Международный лизин подразделяется на экспортный, импортный и транзитный.
Международный туризм предполагает, что выезжающие за границу лица не занимаются там оплачиваемой деятельностью. В международной практике выделяют множество видов туризма в зависимости от цели поездки, сроков, сезона, средств передвижения, численности участников, возрастного состава и т.д.
Современный информационный рынок подразделяется на три основных области, взаимосвязанных между собой – информация, электронные сделки, электронные коммуникации. На рынке информации выделяют три основных сектора: деловой информации (биржевой, финансовой, коммерческой, статистической); информации для специалистов (научно-технической, специальной, первоисточники); массовой, потребительской информации (новости, услуги на основе современных средств телекоммуникаций).