Понятие и классификация услуг




МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОПЕРАЦИИ КУПЛИ-ПРОДАЖИ УСЛУГ

 

Оценить реально широту и разнообразие международного рынка услуг достаточно сложно. Во-первых, многие международные сделки в сфере сервиса остаются неучтенными, поскольку при этом не происходит перемещения товаров через границу, которые можно было бы осмотреть и учесть. Во-вторых, сделки, касающиеся одновременно товаров и услуг, обычно целиком относятся к товарным. В-третьих, большой объем деятельности сервисных фирм осуществляется через их зарубежные филиалы.

Стремительный рост объема и перечня оказываемых услуг обусловлен рядом факторов:

- рост значения секторов услуг в экономике как развитых, так и развивающихся стран;

- трансформация услуг ранее выполнявшихся на предприятии: фирмы и частные лица все чаще нанимают специалистов для оказания услуг, которые прежде они делали сами. Производственные услуги выделились в самостоятельный сектор. Программное обеспечение, проектно-конструкторские разработки, исследование рынка, юридическое обслуживание и др. услуги выгоднее заказать специализированным фирмам вместо содержания собственного штата высококвалифицированных специалистов;

- расширение возможностей оказания услуг в условиях технологической революции в области телекоммуникаций и информации. Для оказания многих услуг не требуется физического присутствия поставщика и потребителя в одном месте. Например, на расстоянии оказываются финансовые услуги посредством телекоммуникаций;

- трансформация неконкурентных рынков важнейших секторов услуг в конкурентные (железнодорожный транспорт, передача электроэнергии, телекоммуникации, развитие сотовой связи как альтернативы традиционным телефонным линиям);

- появление во многих секторах услуг (особенно, в финансовой сфере) транснациональных компаний. Крупные фирмы для расширения географии своей деятельности и облегчения внутрикорпорационных потоков заинтересованы в устранении или снижении барьеров, препятствующих выходу на рынки других стран.

Ни Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), ни другие международные соглашения не дают исчерпывающего определения «услуги» как абстрактной категории (то есть «услуги вообще»). Слишком неоднородны виды экономической деятельности, охватываемые этим термином. Банковская деятельность отличается от услуги по ремонту квартир, лечение больных – от строительства трубопровода, морские перевозки – от рекламной деятельности.

Под услугой принято понимать такую деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а проявляется в некотором полезном для потребителя эффекте, удовлетворении конкретной потребности получателя услуги. В международной торговле всегда существовало общее понимание этого термина: услуга – это все, чем торгуют, но не товар. Такой подход является слишком упрощенным. Свойство неосязаемости услуги остроумно отражает опубликованное в журнале «The Economist» и широко цитируемое в экономической литературе определение: «Услуга – это все, чем торгуют, но что не может упасть вам на ногу». Другие определения также основаны на противопоставлении услуги товару: услуга недвижима, мимолетна и не может храниться, товар движим и может храниться. Предоставление и потребление услуги совпадают по времени, тогда как потребителю товара нет необходимости присутствовать при его производстве. Результат оказания услуги неотделим от самого процесса ее оказания, а результат или эффект услуги неотделим от ее потребителя и не может составлять предмет новой сделки.

Первая попытка составления универсального международного классификатора услуг относится к 1988 г. В рамках Уругвайского раунда ГАТТ/ВТО были рассмотрены несколько основных международных классификационных систем, имеющим отношение к услугам, которые можно разделить на три группы:

- классификаторы международных операций;

- классификаторы видов деятельности;

- классификаторы продуктов.

Классификатором международных операций является методика группировки статистических данных по международным сделкам, в том числе в сфере услуг, используемая для составления платежного баланса Международным валютным фондом. Услуги в методике МВФ подразделяются на факторные (доходы по прямым инвестициям и другие доходы от инвестиций) и нефакторные (морские перевозки, перевозки другими видами транспорта, поездки и т.д.). Недостатком классификации МВФ является то, что она принимает во внимание только часть международной торговли услугами, а именно услуги, оказываемые с территории одного государства на территорию другого государства, и услуги, потребляемые за рубежом. В то же время платежный баланс не включает услуг, предоставляемых иностранными фирмами гражданам другого государства на его территории.

Классификатором видов деятельности является созданная в 1968 г. Международная классификация отраслевых стандартов для всех видов экономической деятельности (ISIC). Он включает 138 видов деятельности по предоставлению услуг. Классификация используется в практике отдельных государств и на международном уровне для сбора и обработки статистических данных по таким показателям как объем производства, занятость в различных отраслях экономики, включая сферу услуг. Данная классификация в переговорах по услугам отличается рядом недостатков. Во-первых, она не включает достаточно полный охват услуг: каждая рубрика классификатора посвящена какому-либо одному виду услуг, являющемуся основным видом деятельности предприятия. В то же время, например, экспорт рекламных услуг, может осуществляться как специализированными рекламными фирмами (охваченными методикой ISIC), так и предприятиями, для которых рекламные услуги являются не единственным и не основным видом деятельности. Во-вторых, классификатор ISIC учитывает только услуги, предназначенные для конечного потребления и не учитывает те, которые используются для производственного потребления.

Наиболее подробным перечнем услуг является Временный Единый Классификатор Продукта ООН (UN Provisional Central Product Classification - CPC). Классификатор СРС выделяет около 600 видов услуг и позволяет достичь достаточно высокой степени детализации при описании обязательств в отношении отдельных услуг.

Классификатор СРС был принят за основу «Классификационного перечня секторов услуг» (Классификатор ГАТС).

Соглашение ГАТС предусматривает четыре способа предоставления услуг:

1. Трансграничное перемещение – поставка услуги иностранному потребителю через границу с территории одной страны на территорию другой. Например, это – финансовые услуги, аудиовизуальные услуги, услуги по программному обеспечению.

2. Коммерческое присутствие – предоставление услуг за рубежом, в принимающих странах, посредством создания коммерческих структур. Для этого создаются дочерние компании, представительства, совместные предприятия. Данный способ предоставления услуг распространяется на строительные услуги, розничную торговлю, гостиничное обслуживание и др.

3. Потребление за рубежом – перемещение покупателя в страну производства услуги. Этот способ используется при предоставлении медицинских, образовательных, туристических услуг.

4. Перемещение поставщиков услуг (физических лиц) из страны, экспортирующей услугу, к покупателю в страну, ее импортирующую. При данном способе происходит перемещение не капитала, как в коммерческом присутствии, а рабочей силы. Данный способ применяется при предоставлении аудиторских услуг.

По классификации ГАТС Всемирной торговой организации услуги подразделяются на следующие группы:

1. Деловые услуги

1.A. профессиональные услуги (юридические, аудит и бухгалтерский учет, услуги в области налогообложения, архитектурные, инжиниринговые, градостроительное проектирование и ландшафтные архитектурные услуги, услуги в области медицины и стоматологии, ветеринарные, услуги по уходу за больными, а также в сфере физиотерапии, иглоукалывания и т.д., другие);

1.B. компьютерные и связанные с ними услуги (консультационные услуги по установке компьютерного оборудования; услуги по программному обеспечению; услуги по обработке данных; услуги, связанные с базами данных; другие);

1.C. услуги в области исследования и разработок (исследования и разработки в естественных науках; исследования и разработки в общественных и гуманитарных науках; междисциплинарные исследования и разработки);

1.D. услуги, связанные с недвижимым имуществом (услуги, связанные с недвижимым имуществом, собственным или арендуемым; услуги, связанные с недвижимым имуществом на основе разового вознаграждения или контракта (в частности услуги по оценке помещений, эксплуатационных контор, риэлтерские услуги посредников);

1.E. услуги по аренде/ лизингу без операторов (услуги по аренде без оператора судов, воздушных судов, других транспортных средств (автомобили и железнодорожные транспортные средства), машин и оборудования, другие);

1.F. другие услуги, связанные с предпринимательской деятельностью (рекламные; услуги по исследованию рынка и выявлению общественного мнения; консультационные услуги по вопросам управления; услуги, связанные с консультациями по вопросам управления (включая управление финансами, в области маркетинга, людскими ресурсами, производством, услуги по связям с общественностью); услуги по техническим испытаниям и анализам; услуги для сельского, охотничьего и лесного хозяйства; услуги для рыбного хозяйства; услуги для горного дела; услуги для обрабатывающей промышленности; услуги для распределения энергии; услуги по размещению и подбору персонала; услуги по проведению расследований и обеспечению безопасности (в том числе противопожарные мероприятия, инкассация); услуги, относящиеся к научному и техническому консультированию (геология, геофизика, картография); услуги по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, исключая морское, авиационной и другое транспортное оборудование; услуги по уборке помещений; фотоуслуги; услуги по упаковке; издательские и полиграфические; услуги по организации и проведению переговоров и совещаний; прочие коммерческие услуги (включая устный и письменный перевод).

2. Услуги в области связи

2. A. почтовые услуги;

2.B. курьерские услуги;

2.C. телекоммуникационные услуги (телефонные; пакетная передача данных; сетевая передача данных; телексные; телеграфные; факсимильные; частные арендуемые сети; электронная почта; речевая почта; он-лайн информация и прием данных; обмен электронными данными; улучшенные факсимильные услуги, включающие хранение и передачу, хранение и поиск сообщений; обмен кодами и протоколами; он-лайн информация и/или обработка данных, включая обработку сделок; другие);

2.D. аудиовизуальные услуги (услуги по производству и распределению кино- и видеофильмов; услуги по демонстрации видеофильмов; услуги в области радиовещания и телевидения; услуги по трансляции радио- и телевизионных программ; услуги в области звукозаписи; другие).

3. Строительные и связанные с ними инженерные услуги

3.A. общие строительные работы для возведения зданий любого предназначения (кроме спортивных сооружений);

3.B. общие строительные работы по сооружению объектов гражданского строительства (дороги, туннели, мосты, трубопроводы, линии связи, производственные и спортивные сооружения и т.д.);

3.C. сборка и возведение зданий из готовых конструкций и работы по монтажу оборудования;

3.D. строительные и отделочные работы завершающего цикла;

3.E. прочее (работы, предшествующие строительству, специальные строительные работы, работы по сносу зданий и аренда строительного оборудования с оператором);

4. Дистрибьюторские услуги

4.A. услуги комиссионных агентов (включая брокерские услуги по продаже товаров и аукционы);

4.B. услуги в области оптовой торговли;

4.C. услуги в области розничной торговли;

4.D. франчайзинговые услуги;

4.E. прочее;

5. Услуги в области образования

5.A. услуги в области начального образования;

5.B. услуги в области среднего образования;

5.C. услуги в области высшего образования;

5.D. услуги в области образования для взрослых, не включенные в другие категории;

5.E. прочее;

6. Услуги, связанные с защитой окружающей среды

6.A. услуги по канализации;

6.B. услуги по удалению отходов, как промышленных, так и бытовых, их транспортировка, а также услуги по снижению отходов;

6.C. услуги по санитарной обработке и подобные им услуги;

6.D. прочие услуги по охране окружающей среды;

7. Финансовые услуги

7.A. все услуги по страхованию и связанные со страхованием услуги (страхования жизни от несчастных случаев и здоровья; страховые услуги не связанные со страхованием жизни; перестрахование и обратная передача прав; вспомогательные по отношению к страхованию услуги, включая брокерские и агентские);

7.B. банковские и другие финансовые услуги (за исключением страхования) (прием депозитов и других средств от населения; кредитование всех типов, включая потребительский кредит, ипотечный кредит, факторинг и финансирование коммерческих сделок; финансовый лизинг; все платежные услуги и услуги по переводу денег; гарантии и обязательства; торговля за собственные средства или за счет клиента на бирже, на внебиржевом рынке инструментами денежного рынка (чеки, векселя, депозитарные сертификаты и т.д.), иностранной валютой, производными продуктами, включая фьючерсы и опционы, ценными бумагами и т.д.; участие в выпуске всех видов ценных бумаг, включая организацию подписки и размещение; брокерские услуги на денежном рынке; взаиморасчетные и клиринговые услуги по финансовым активам, включая ценные бумаги; консультационные и другие вспомогательные финансовые услуги; предоставление и передача финансовой информации, обработка финансовых данных и относящееся к этому программное обеспечение);

7.C. прочее;

8. Услуги здравоохранения и социальной помощи

8.A. услуги больниц;

8.B. прочие услуги по охране здоровья человека;

8.C. услуги социальной помощи (услуги по уходу за престарелыми, детьми, инвалидами и т.п.);

8.D. прочее;

9. Туризм и услуги, связанные с путешествиями

9.A. услуги гостиниц и предприятий общественного питания;

9.B. услуги бюро путешествий и туристических агентств (услуги туроператоров и турагентов);

9.C. услуги по экскурсионному обслуживанию туристов;

9.D. прочие;

10. Услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий

10.A. услуги организации развлечений (включая театры, концерты, цирки);

10.B. услуги информационных агентств;

10.C. услуги библиотек, архивов, музеев и других культурно-просветительных учреждений;

10.D. услуги по организации спорта и других видов отдыха;

10.E. прочие;

11. Транспортные услуги

11.A. услуги морского транспорта (пассажирские перевозки; грузовые перевозки; аренда морских судов с экипажем; техническое обслуживание и ремонт судов, услуги по маневрированию и буксировке; вспомогательные услуги для морского транспорта);

11.B. услуги неморского водного транспорта (пассажирские перевозки; грузовые перевозки; аренда судов с экипажем; техническое обслуживание и ремонт судов; услуги по маневрированию и буксировке; вспомогательные услуги для внутреннего судоходного транспорта);

11.C. услуги воздушного транспорта (пассажирские перевозки; грузовые перевозки; аренда воздушных судов с экипажем; техническое обслуживание и ремонт воздушных судов; вспомогательные услуги для воздушного транспорта);

11.D. транспортировка в космическом пространстве;

11.E. услуги железнодорожного транспорта (пассажирские перевозки; грузовые перевозки; маневренные услуги; техническое обслуживание и ремонт железнодорожного оборудования; вспомогательные услуги для железнодорожного транспорта);

11.F. услуги автодорожного транспорта (пассажирские перевозки (включая городские, пригородные, междугородние, а также такси); грузовые перевозки; аренда коммерческих автотранспортных средств с водителем; техническое обслуживание и ремонт оборудования для автодорожного транспорта; вспомогательные услуги для автодорожного транспорта);

11.G. трубопроводный транспорт (транспортировка топлива; транспортировка прочих товаров);

11.H. вспомогательные и дополнительные услуги для всех видов транспорта (услуги по обработке грузов, услуги складов и пакгаузов; услуги грузовых транспортных агентств; прочие (посреднические услуги, услуги по оформлению транспортной документации, проверке груза, взвешиванию и др.);



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: