На платьице у Алёнки жил-был жадный кармашек. Ему нравилось, когда в него что-нибудь клали, и не нравилось, когда вынимали. По его мнению, Алёнка была совсем не бережливая: то даст кому-нибудь свою игрушку, то поделиться чем-нибудь вкусненьким. «Лучше бы всё это в кармашек клала», - думал он. Вот и стал он девочке нашёптывать: «Ты братишке дала своего зайчика, а он тебе взамен ничего не дал! Подружке конфетку дала, а она тебе что? Никому ничего не давай, лучше в кармашек прячь! » Алёнка была хорошей девочкой, очень послушной. Вот и послушалась она своего кармашка и стала делать, как он ей советовал. И стал он толстеть и толстеть, потому что в нём теперь лежала много всяких вещей, но ему всё было мало. Он непременно хотел хранить какие-нибудь необыкновенные сокровища. А у Алёнкиной мамы были красивые бусы. И вот, когда мамы не было дома, он уговорил девочку достать их и спрятать в него. Алёнка подошла к шкафу, подставила стул, на него – табуретку и залезла на самую верхнюю полку. Девочка достала бусы – большие, длинные, красивые. Но они не захотели помещаться в кармашке, он был для них слишком мал. Кармашек растянулся немного, и несколько бусин вошли в него, потом он растянулся ещё, затрещал и порвался! Из него посыпались бусы, конфеты, яблоко, зайчик и ещё много - много всего. Алёнка очень расстроилась. И решила никогда больше не слушаться советов жадных кармашков. А мама, когда пришла домой, отпорола кармашек, а на него пришила красивый шёлковый цветок.
Беседа по содержанию сказки:
- Почему сказка называется «жадный кармашек»?
- Правильно ли поступила девочка, когда послушала кармашек?
- Почему всё не поместилось в кармашек?
- Как надо было поступить?
- Что такое жадность?
- Как бы вы поступили, если ваш кармашек оказался тоже таким жадным?
- Кого можно назвать жадным?
- Покажите, как вы оцениваете поступок Алёнки, когда она послушала кармашек? (дети показывают кружок-символ коричневого цвета)
- Покажите, как вы оцениваете поступок Алёнки, когда она самостоятельно приняла решение? (кружок жёлтого цвета).
Предложить детям упражнение-тренинг «Как бы ты разделил игрушки». Каждому ребёнку предлагается пять красивых игрушек, их надо разделить.
- Как ты будешь их делить? (себе и другу, себе и другим детям, себе и брату или сестре). Оценить поступки детей. Предложить детям попрощаться и стоя в кругу провести эстафету дружбы: дети берут друг друга за руки и передают воображаемую игрушку. Воспитатель подводит итог: Вы стали ещё добрее, подарили друг другу красивую игрушку. В каждом поселилась ещё одна частичка доброты и тепла. Дети получают от воспитателя по волшебной, красивой звёздочке.
Тема: «Мальчики – будущие мужчины».
• Каким должен быть мальчик?
• Чем мальчик отличается от девочки?
• Что должен уметь мальчик (мужчина?
• Что ты ценишь в себе как в мальчике?
• Что думают о твоих мужских качествах другие (мальчики и
девочки)
• Ты когда – нибудь хотел быть девочкой?
• Каким ты хочешь быть, когда станешь взрослым мужчиной?
Тема: «Мальчики – защитники слабых (девочек) ».
• Почему нужно защищать слабых?
• Что нужно делать, чтобы стать сильным?
• Можно ли доказывать правоту «не кулаками»?
• Как ты думаешь, трудно ли быть храбрым?
• Бывало ли тебе когда – нибудь страшно?
• Как бороться со страхом?
• Каких ты знаешь бесстрашных героев сказок, рассказов,
стихотворений?
• Случалось ли тебе чувствовать себя защитником?
Тема: «Девочки – маленькие принцессы».
• Можно ли сравнить маленькую девочку с цветочком? Чем они
похожи?
• Почему девочке нужно быть опрятной и аккуратной?
• Как девочка должна вести себя, чтобы понравится мальчику?
• Нравятся ли тебе капризные девочки?
• Похожа ли ты на маленькую принцессу?
• Назови три самых лучших слова о себе, которые обозначают твою
ценность.
• Какого «рыцаря» ты хотела бы видеть рядом с собой?
Тема: «Девочки – маленькие хозяюшки».
• Что и как ты делаешь в семье?
• Почему девочка должна учиться мыть посуду, готовить пищу,
вышивать, наводить порядок?
• Что значит заботиться о ком либо?
• Что ты можешь сделать для папы, мамы, маленького брата или
сестры?
• Какую помощь девочка может оказать мальчику?
• О каких маленьких хозяюшках ты узнала из сказок, рассказов, стихотворений? Нравятся ли они тебе?
• Считают ли тебя «хозяюшкой» твои близкие?
• Как научиться быть «хозяюшкой»?
Фея учит вежливости
В процессе беседы воспитатель вместе в детьми вспоминает правила вежливого обращения.
- Некоторые дети, - начинает беседу воспитатель, - не знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой). А некоторые знают эти правила, но не выполняют их. Мамам и папам бывает очень обидно, когда их детей называют не воспитанными.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмановой и придумать ему название.
Маша знала слов немало,
Но одно их них пропало,
И оно – то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
И по целым дня
Ей мама
Про него твердит упрямо:
- Почему
Такой пустяк
Не запомнишь
Ты никак?
Но молчит она как рыба
Вместо каждого…(спасибо)!
- Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»? Зачем?
- Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Но не у всех родителей это получается. Послушайте, что решили сделать родители, чтобы научить своих детей вежливости.
Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым. Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она пообещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город. Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять.
Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость.
В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители. Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте», а прощаясь – «до свидания». Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом «спасибо».
Когда все дети научились вежливости, из щеки стали обычного цвета. Счастливые родители захотели чем – нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась: «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда – ваша радость».
- Как по – другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные…)
- Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.
В свободное время можно организовывать игру «Город вежливых». Одним из условий этой игры является использование слов, которые дети усвоили в беседе.