Важнейшей закономерностью развития моды является цикличность. Наличие колебаний и ритмов в развитии моды свидетельствует о том, что система имеет механизмы самоорганизации.
Процессы внедрения и утверждения нового модного стандарта, т.е. смены модных циклов моды, называются модной инновацией, суть которой заключается в том, что на смену одним стандартам и объектам приходят другие — «новомодные». Инновация может затрагивать одновременно как модный стандарт, так и модный объект, а может затрагивать изменение только объекта (как правило, мода в одежде относится к изменениям объектов — цвет, длина, объем одежды) или только стандарта (например, когда в моду входит новый способ носить какую-то привычную деталь одежды — в 1930-х гг. и шляпы, и береты было модно носить заломленными на бок) или вовсе отказаться от объекта. [3]
«Модные циклы» характеризуются функционированием, развитием и сменой модных стандартов и включенных в них объектов («мод») независимо от масштабов и особенностей распространения каждого из них. Например, колебания от одних стилевых параметров к другим: переход от узкого к широкому, от длинного к короткому, от закрытого к открытому (и наоборот) и т. п. Сюда же могут быть отнесены определенные ритмы чередования цветов, материалов и других параметров одежды.[6]
В исследованиях одежды принято считать, что тот или иной стилевой признак в определенном цикле доводится до некоего предела (например, максимальная длина), после чего начинается новый стилевой цикл, то есть движение модного стандарта в обратном направлении. Колебания между некими условно выделяемыми крайностями и составляют модный цикл I. Часто эти колебания прослеживаются не в одном, определенном наборе, а в сочетании этих признаков. [6]
|
Исследователи пока не пришли к единому мнению, сколько длится цикл «моды»: называются разные цифры — от 2 до 9 лет. Самый продолжительный цикл обнаружен американской исследовательницей Агатой Янг (1937) относительно колебаний модной формы женской юбки (юбка «с задней полнотой», трубчатый тип, колокол). Периоды повторения формы составляют в среднем 36 лет, полный цикл смены всех трех типов — 100 лет. [6]
Р. А. Гузявичуте предложила рассматривать смену мод XX века как чередование двух направлений стиля жизни в зависимости от их отношения к человеческой фигуре: пластического (подчеркивающего естественное анатомическое строение) и геометрического (нивелирующего его посредством геометризации внешней оболочки). Каждый цикл длится 16 лет. Началу геометрического периода присуща форма длинного и широкого прямоугольника, которая по мере приближения к кульминации цикла (через 10—11 лет от его начала) постепенно сжимается. Далее это направление подвергается распаду, приобретая черты нового стиля. Для пластического периода характерна обратная закономерность развития: от сжатия к расширению. Каждому периоду соответствуют определенные по структуре и цвету ткани: геометрическому циклу — жесткие, плотные ткани с укрупненной фактурой, контрастными «чистыми» цветами; пластическому — мягкие, драпирующиеся, мелкофактурные ткани «с широкой градацией оттенков». [2]
По мнению Т. В. Козловой, цикличность женской моды определяет смена силуэтов в строгой последовательности: овал, трапеция и прямоугольник. Исследователем на основе сопоставления структур и движения признаков в процессе формообразования выделены кодовые структуры периода моды и ее ритмы чередования, в пределах которых идет развитие структур костюма. Цикл наиболее полного обновления структуры костюма — 21—22 года, а полуцикл — 10,5—11 лет. Существуют также циклы продолжительностью 3, 8, 13, 33—34, 50—55, в пределах которых развивается какая-либо форма или деталь, узор или структура ткани. Исторические циклы, в течение которых по существу меняется структура, могут иметь периоды 89, 144-150 лет. [3]
|
Т. В. Белько создана бионическая модель функционирования моды в костюме. Автором выявлены пять циклических систем (1905—1938, 1939— 1957,1958-1970, 1971-1983, 1984-1996) по использованию в костюме формообразующих принципов природных структур. В результате сопоставления циклов моды с циклами солнечной активности обнаружена связь между колебаниями солнечной активности и процессом формообразования костюма. [3]
Ритмичность солнечной активности объясняется переменностью формы солнечной короны: в периоды солнечных максимумов корона принимает округлую форму; в периоды «среднего уровня» активности — Х-об-разную форму; в периоды солнечных минимумов — прямоугольную форму. Циклическая зависимость смены геометрических структур костюма от уровня солнечной активности показывает, что максимальному уровню солнечной активности соответствует преобладание овальной структуры костюма, среднему уровню солнечной активности соответствует преобладание трапециевидной структуры костюма, минимальному уровню солнечной активности — прямоугольная структура костюма. В результате исследования обнаружена синхронность изменений модных тенденций в костюме и наличие прямой связи с циклами солнечной активности. Исследователем установлено, что укорочение юбки, «обнажение» фигуры, использование хроматических цветов происходит в периоды максимального уровня солнечной активности. [8]
|
Несмотря на разнообразие представленных концепций цикличности моды, главный вопрос — насколько обоснован выбор того или иного стилевого параметра, объявляемого основным при делении на циклы, — остается открытым. Большинство исследований модного цикла I строится на анализе журналов мод. При этом неявно предполагается, что журналы мод достаточно адекватно представляют реально действующие «в жизни» модные стандарты, а степень распространенности этих стандартов принимается за величину достаточно постоянную и значительную. Однако такой методологический подход имеет слишком много уязвимых мест. И в первую очередь высокая вероятность субъективной интерпретации продолжительности реальной жизни модных объектов. [5]
Некритичное истолкование этих циклов чревато не только серьезными ошибками в прогнозах, оно может оказывать отрицательное воздействие на деятельность создателей моды. Роль дизайнера в этом случае оказывается столь же простой, сколь и пассивной: «вместо того, чтобы делать моду, ему остается лишь узнавать, когда, в какой именно момент, какой именно стандарт ему необходимо извлечь из прошлого, лишь несколько «осовременивая» его» [5]