Программа предусматривает организацию и проведение систематической многолетней и круглогодичной плановой тренировочной и воспитательной работы. Следует обратить внимание на следующие основополагающие принципы спортивной подготовки.
Принцип комплексности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующиеся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
При построении спортивной тренировки следует руководствоваться принципами:
· целевой направленности по отношению к высшему спортивному мастерству;
· соразмерности в развитии основных физических качеств;
· ведущих факторов, определяющих уровень мастерства и возрастной динамики развития юных спортсменов.
Реализация указанных принципов позволяет учитывать как возрастные особенности юных спортсменов, так и требования, которые будут предъявлены к ним в будущем.
|
При разработке годовых планов учебно-тренировочных занятий необходимо уделить должное внимание реализации в практике работы следующих основных положений: непрерывности и круглогодичности организации процесса тренировки; четкому определению задач и содержания учебно-тренировочных занятий по отдельным периодам и этапам тренировочного года.
Основные формы учебно-тренировочной работы с обучающимися:
· групповые занятия (теоретические и практические) по расписанию;
· участие в спортивных соревнованиях;
· просмотр и методический разбор килограмм, учебных кинофильмов, видеозаписей;
· анализ участия в соревнованиях;
· выполнение домашних заданий;
· тренировка по индивидуальному плану.
Ученый материал по теоретическим знаниям следует преподносить в доступной форме в виде бесед в начале учебно-тренировочного занятия (15-20 минут) с использованием наглядных пособий.
Учебно-тренировочный процесс каждого года состоит из трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного.
Основные задачи подготовительного периода: теоретическая подготовка занимающихся, улучшение их общей физической подготовки, воспитание моральных и волевых качеств, изучение техники и тактики избранного вида легкой атлетики.
Основные средства в этом периоде: теоретические занятия в соответствии с требованиями программы; практические занятия – общеразвивающие упражнения из различных видов спорта и специальные упражнения, изучение техники избранного вида, учебные и учебно-тренировочные старты.
|
Длительность этого периода - до 2-3 месяцев.
Соревновательный период начинается с участия в официальных календарных соревнованиях. Особое внимание уделяется дальнейшему изучению и совершенствованию техники и тактики избранного вида, морально-волевых качеств, достижению обучающимися высокого уровня тренированности (спортивной формы), где борясь за победу, спортсмен стремится полностью реализовать свои возможности.
Для разрешения этих задач используются в основном те же средства, что и в подготовительном периоде, но основное внимание уделяется освоению и совершенствованию техники, а также проведению тренировочных и контрольных стартов.
Длительность периода 7-8 месяцев.
Основной задачей переходного периода является поддержание достигнутого уровня общей физической подготовленности. Основные средства этого периода: общеразвивающие упражнения, занятия гимнастикой, спортивными играми, плаваньем, батутом, велоспортом и другими видами спорта.
Длительность переходного периода 1,5-2 месяца.
Круглогодичный учебно-тренировочный процесс в учебных группах планируется на основе данной Программы, учебного плана, перспективных и индивидуальных планов работы с обучающимися и годовых графиков распределения учебных часов.
На этапе начальной подготовки: дети овладевают основами техники избранных видов легкой атлетики, продолжают разностороннюю физическую подготовку, выполняют контрольные нормативы, позволяющие зачислить их в тренировочные группы.