Подготовка к дискуссиям, презентациям, выполнению реферативных сообщений




Все типы заданий, выполняемых студентами, в том числе в процессе самостоятельной работы, так или иначе содержат установку на приобретение и закрепление определенного Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования объема знаний, а также на формирование в рамках этих знаний некоторых навыков мыслительных операций - умения оценивать, анализировать, сравнивать, комментировать и т.д. Некоторые задания требуют пояснения:

1. Прокомментировать высказывание - объяснить, какая идея заключена в отрывке, о какой позиции ее автора она свидетельствует.

2. Сравнить – выявить сходство и различие позиций по определенным признакам.

3. Обосновать один из нескольких предложенных вариантов ответа – привести аргументы в пользу правильности выбранного варианта ответа и указать, в чем ошибочность других вариантов.

4. Аргументировать (обосновать, доказать, объяснить) ответ – значит: а) оправдать (опровергнуть) некоторую точку зрения; б) обосновать свою точку зрения, опираясь на теоретические или практические обобщения, данные и т.д.

5. Провести анализ – разложить изучаемые явления на составные части, сопоставить их с целью выявления в них существенного, необходимого и определяющего.

6. Тезисно изложить идею, концепцию, теорию – используя материал учебных пособий и другой литературы, кратко, но не в ущерб содержанию сформулировать основные положения учения.

7. Дать характеристику, охарактеризовать явления – значит назвать существенные, необходимые признаки какого-либо явления (положения какой-либо теории) и выявить особенности.

8. Изобразить схематически – значит раскрыть содержание ответа в виде таблицы, рисунка, диаграммы и других графических форм.

Наиболее эффективный метод – метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно произвести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.

Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения. Изучение научной, учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей. Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект. План (от лат. planum – плоскость) – первооснова, каркас какой-либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала. План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Тезисы (от греч. tezos – утверждение) – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме. Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т. е. без использования прямого цитирования.

Кроме того, эффективна и аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация. Характерной особенностью аннотации наряду с краткостью и обобщенностью ее содержания является и то, что пишется аннотация всегда после того, как (хотя бы в предварительном порядке) завершено ознакомление с содержанием исходного источника информации. Кроме того, пишется аннотация почти исключительно своими словами и лишь в крайне редких случаях содержит в себе небольшие выдержки оригинального текста.

Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов.

Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов.

Конспект (от лат. cons-pectum – обзор, описание) – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему. Для работы над конспектом следует:

- определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;

- в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания оригинального текста - в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;

- выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, «фактурой», заимствованной из других источников и т. п. (располагать все это следует на полях тетради для записей или на отдельных листах-вкладках);

- завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общих выводов.

Систематизация изученных источников позволяет повысить эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса.

Необходимо из всего материала выделить существующие точки зрения на проблему, проанализировать их, сравнить, дать им оценку. Этой процедуре должны подвергаться и материалы из Интернета во избежание механического скачивания готовых текстов. В записях и конспектах очень важно указывать названия источников, авторов, год издания.

Вопросы для самопроверки

1. Предмет и пределы доказывания по уголовному делу.

2. Процесс доказывания по уголовному делу: собирание, проверка, оценка доказательств.

3. Понятие доказательства, виды доказательств.

4. Относимость, допустимость, достоверность и достаточность доказательств. асимметрия в доказывании.

5. Понятие уголовного судопроизводства и уголовно-процессуального права.

6. Применение норм международного права в уголовном процессе.

7. Назначение уголовного судопроизводства.

8. Понятие принципа уголовного судопроизводства. классификация принципов уголовного судопроизводства.

9. Уголовно-процессуальные функции и принцип состязательности.

10. Презумпция невиновности.

11. Оценка доказательств в уголовном судопроизводстве.

12. Свобода оценки доказательств.

13. Достоверность и допустимость доказательств.

14. Асимметрия в доказывании.

15. Порядок рассмотрения и разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела.

16. Действия органа дознания при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно.

17. Отказ в возбуждении уголовного дела и порядок его обжалования.

18. Реформирование института следственной практики.

19. Руководитель следственного органа и его полномочия.

20. Взаимодействие следователя и рсо по производству уголовного дела.

21. Перспективы расширения обязательного участия защитника.

22. Проблемы реализации полномочий защитника на стадии предварительного расследования.

23. Развитие начал состязательности в деятельности судьи на стадии подготовки уголовного дела к судебному разбирательству.

24. Соотношение понятий «внутреннего убеждения» и «судейского усмотрения».

25. Допрос обвиняемого (подозреваемого): процессуальные и криминалистические основы.

26. Обыск и выемка как следственные действия.

27. Проверка показаний на месте.

28. Современное направление развития контроля и записи переговоров, как следственного действия.

29. Реформирование института привлечения лица в качестве обвиняемого.

30. Сущность и своевременность предъявления обвинения.

31. Приостановление производства по уголовному делу на досудебных и судебных стадиях уголовного судопроизводства. розыск обвиняемого.

32. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением и ознакомление сторон с материалами уголовного дела.

33. Особенности заключения «сделки о признании вины» и проблемы принятия судебного решения.

34. Реформа институтов пересмотра приговора, не вступивших в законную силу.

35. Процессуальные и нравственные проблемы вынесения вердикта и связь его с приговором.

36. Эволюция взглядов на проблему предмета криминалистики.

37. Дискуссия о природе криминалистики: история и современное состояние.

38. Система криминалистики. различие и единство ее структурных элементов (разделов).

39. Социально-экономические факторы, обусловившие возникновение и развитие криминалистики в конце xix - начале xx веков.

40. Вклад зарубежных ученых-криминалистов и роль отечественных ученых-криминалистов в становлении и развитии криминалистики.

41. Модели (предмет, система, задачи) криминалистики в Германии, Италии, Франции, Англии, США и факторы, под влиянием которых они формировались.

42. Технико-криминалистическое оснащение органов полиции и криминалистических лабораторий. использование органами полиции современных средств автоматизации и вычислительной техники.

43. Факторы, обусловившие возникновение технико-криминалистического обеспечения и ее формирование как криминалистической теории и вида деятельности.

44. Генезис понятия, структуры и содержания криминалистической техники.

45. Источники и тенденции формирования технико-криминалистических знаний.

46. Проблема допустимости средств и методов криминалистической техники в уголовном процессе.

47. История зарождения и развития криминалистической тактики. ее структура и содержание.

48. Категории криминалистической тактики: тактический прием, тактическая комбинация (операция), тактическое решение, тактический риск. их понятие, классификация, практическое значение, условия допустимости в процессе расследования преступлений.

49. Современные проблемы криминалистической тактики, пути их решения.

50. Понятие и значение моделирования. основные виды моделей и моделирования. моделирование в следственной практике и криминалистике.

51. Ситуационное моделирование. правовые, логические и психологические основания ситуационного моделирования.

52. Модель криминальной ситуации. этапы ее моделирования. структура модели криминальной ситуации.

53. Генезис следственных ситуаций, их понятие и классификация.

54. Понятие ситуационного подхода. его значение в криминалистической науке и следственной практике. основные направления использования ситуационного подхода в криминалистической технике, тактике.

55. Формирование юридической теории ситуаций. криминалистическая ситуалогия: предмет, объект, место в системе криминалистики, структура.

56. Ситуационный подход в частных криминалистических методиках.

57. Генезис криминалистической методики как раздела криминалистики. источники ее развития, связь с другими отраслями научного знания.

58. Проблемные вопросы структуры частных методик.

59. Криминалистическая характеристика преступлений как элемент структуры частной методики. современные взгляды на криминалистическую характеристику преступлений.

60. Принципы и исходные положения формирования частных криминалистических методик в современных условиях.

61. Исторические этапы развития судебной экспертизы.

62. Законодательство о судебной экспертизе и проблемы его реализации.

63. Проблемы правовой регламентации государственной судебно–экспертной деятельности.

64. Принципы судебно-экспертной деятельности.

65. Современные подходы к понятию специальных знаний и формам их использования.

66. Понятие и основные признаки судебной экспертизы как основной формы использования специальных знаний.

67. Современные научные подходы к классификации судебных экспертиз.

68. Основные критерии классификации судебных экспертиз.

69. Сравнительная характеристика применения специальных знаний в уголовном процессе и других видах судопроизводств.

70. Дифференциация функций эксперта и специалиста в процессе расследования преступлений.

71. Экспертные методики и требования, предъявляемые к ним.

72. Проблемы назначения судебной экспертизы в уголовном судопроизводстве.

73. Ошибки при назначении экспертизы и способы их преодоления.

74. Характеристика основных стадий подготовки к проведению экспертизы.

75. Образцы для сравнительного исследования, их виды и проблемы допустимости.

76. Процессуальные акты, сопровождающие экспертную деятельность.

77. Права заинтересованных лиц при назначении экспертизы по уголовным делам.

78. Проблемы участия эксперта в судебных инстанциях уголовного судопроизводства.

79. Правовой статус судебного эксперта и проблемы его совершенствования.

80. Отвод эксперта в уголовном судопроизводстве: основания и порядок.

81. Проблема классификации экспертных учреждений в РФ.

82. Основные направления преодоления экспертных ошибок.

83. Профилактика экспертных ошибок.

84. Критерии оценки экспертного заключения следователем и судом.

85. Проблемные аспекты взаимодействия эксперта с лицом, назначившим экспертизу.

86. Экспертное исследование документов: современные направления.

87. Научные основы и современные возможности почерковедческой экспертизы.

88..Современные возможности экспертного исследования письменной речи.

89. Понятие, виды и возможности трасологических экспертиз.

90. Судебные экспертизы, назначаемые по делам о ДТП.

91. Современные направления судебно-психологических исследований в уголовном процессе

92. Судебно – медицинская экспертиза: основные проблемы.

93. Методы генотипоскопического исследования в медицинских и трасологических исследованиях.

94. Судебно – психиатрическая экспертиза: компетенция, проблемы.

95. Одорологическая экспертиза и проблемы оценки ее результатов.

96. Компетенция КЭМВИ (криминалистической экспертизы материалов, веществ, изделий) и основные ее разновидности.

97. Современные возможности видео и фонографии в экспертной практике.

98. Экспертизы оружия: виды, компетенции.

99. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к экспертам и специалистам.

100. Особенности и проблемы производства судебной государственной экспертизы в отношении живых лиц.

101. Гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых проводится судебная экспертиза.

 

7.4. Подготовка к написанию итоговой творческой работы (реферата)

По НИС предусмотрен зачет в конце 1семестра 1 курса. Для получения зачета необходимо выполнить творческую работу (реферат), связанную с темой будущего научного исследования. Для написания такой работы студент должен, прежде всего, определиться в теме будущего исследования, затем самостоятельно или прибегнув к помощи преподавателя (научного руководителя) выбрать какой-либо аспект темы для более детального изучения. Далее следует подобрать необходимые научные источники, составить их список, проработать их, при необходимости подобрать практический материал, на этой основе подготовить письменный вариант творческого задания. Работа должна быть выполнена самостоятельно (обязательна проверка на плагиат).

Далее написание итоговой творческой работы проходит ряд этапов.

1-ый этапПодготовка к исследованию: консультация с научным руководителем, знакомство с научно-исследовательской работой кафедры, изучение наиболее актуальных направлений исследований в современной уголовно-процессуальной науке, определение собственного направления исследования и выявление проблемы исследования. Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы определяет стратегию исследования, вектор научного поиска.

2-ой этап – Планирование исследования: отбор методов исследования, составление плана работы, согласование его с научным руководителем, обмен опытом со студентами и преподавателями, график посещения библиотек, возможное участие в научных конференциях, семинарах, коллоквиумах и др., подготовка к изучению материалов правоприменительной практики, определение географии исследований, установление контактов с научными журналами с целью последующей публикации статей, изучение требований, предъявляемых к научно-исследовательской работе.

В процессе работы план может уточняться, его окончательный вариант составляется после проработки основных источников. В плане определяется объем работы и основные этапы её выполнения, возможные изменения согласовываются с научным руководителем.

3-ий этапТеоретические изыскания: консультация с научным руководителем, который рекомендует основную литературу, знакомство с проблемой исследования через специальную литературу и сеть Интернет, поиск и отбор научной информации, ознакомление с зарубежными источниками, с научными работами смежных специальностей, приобретение навыков работы с нормативными правовыми актами. После сбора, анализа и обобщения необходимой информации, нужно провести оценку состояния проблемы исследования и сформулировать тему исследования.

Тема должна поднимать актуальную проблему, которая требует своего скорейшего разрешения. Выбор темы может определяться сложившейся на кафедре научной школой. В этом случае научный руководитель предлагает наиболее перспективную тему. Так, например, в рамках научной школы криминалистической ситуалогии возможна разработка уголовно-процессуальных аспектов ситуационного подхода. Одной из интересных тем исследования в настоящий момент является проблема ситуационного подхода в обеспечении компромиссного разрешения уголовно-правового конфликта. Накопленный десятилетиями опыт исследований в научном коллективе, безусловно, способствует повышению качества научно-исследовательской работы. Кроме того, значительно сокращаются сроки выполнения, обеспечивается преемственность. Возможна корректировка темы после её обсуждения на заседании кафедры. Критические замечания в ходе научной дискуссии помогают правильно сформулировать тему. В ходе выступления на заседании кафедры аспирант обосновывает причины выбора именно данной темы, характеризует её современное состояние, отмечает недостаточность её разработки в научных исследованиях, определяет элементы новизны.

Умение сформулировать тему исследования и доказать ее актуальность является основой научно-исследовательской работы. Тема должна отражать индивидуальность проводимого исследования, быть конкретной, значимой, представлять интерес для научной общественности. Следует отметить, что наиболее интересными являются темы на стыке наук. Так, в настоящее время просматривается тенденция сближения уголовного, гражданского и арбитражного процесса. Для открытий, сделанных на стыке смежных научных направлений, безусловно, легче найти сферу применения.

После обоснования актуальности формулируется объект и предмет исследования, определяются цель и задачи работы, предполагаемые результаты, перечисляются наиболее известные ученые, проводившие научные исследования по данной теме, формулируется точка зрения студента-магистра по высказанным мнениям. Отдельно отмечаются последние научные труды по теме. В связи с существованием разных взглядов можно признать точку зрения группы авторов либо сформулировать свою, комментируя в чем её преимущество. Опровергая точку зрения научных оппонентов нужно ясно и понятно высказать свою позицию путем построения неопровержимых аргументов. Далее следует показать научную новизну и практическую значимость работы.

Следует отметить, что нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры, отечественное уголовно-процессуальное законодательство, нормы Уголовного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, подзаконные нормативные акты исполнительных органов власти, а также уголовно-процессуальное законодательство зарубежных государств и правовые нормы прецедентного права, действующие в зарубежных государствах, имеющие отношение к уголовно-процессуальной форме уголовного судопроизводства и регламентирующее обеспечение прав и законных интересов его участников, соблюдение установленных процессуальных правил доказывания и иных положений, имеющих отношение к теме исследования.

В процессе познания применяются различные методы исследования.

Методология – это совокупность определенных приемов и способов познания. Метод – это система требований, которые ориентируют в решении конкретной задачи, достижении определенного результата. Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания. Предназначение метода – обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие объектов. Только осознанное применение методов, основанное на понимании их возможностей, делает научно-исследовательскую деятельность более рациональной и эффективной. Выделяют философские, общенаучные, частнонаучные и специальные методы исследования. Среди философских методов наиболее известны диалектический (законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные; отрицание отрицания) и метафизический методы. К ним также относятся аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др. Общенаучные методы исследования: системный, структурный, вероятностный, формализация и ряд других. Логические методы относятся к частнонаучным (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия). Среди специальных методов выделяют дисциплинарные (система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки) и междисциплинарные (совокупность ряда синтетических способов, направленных на стыки научных дисциплин).

4-ый этап – Практическая часть: получение информации на основе социологического метода, а именно, изучения материалов уголовных дел, процессуальных документов, заключений экспертов, интервьюирования судей, следователей, прокуроров, дознавателей, адвокатов, опроса граждан, пострадавших от преступных посягательств, анкетирования сотрудников правоохранительных органов по теме исследования, а также возможно проведение тестирования. То есть социологический метод направлен на исследование эффективности норм действующего уголовно-процессуального законодательства, на выявление и изучение факторов, препятствующих его реализации.

Эмпирическая база исследования должна быть репрезентативной, что является важной предпосылкой научной обоснованности и достоверности результатов.

5-ый этапОформление работы производится в соответствии с ГОСТами, инструкциями и методическими указаниями по проведению научных исследований.

6-ой этапЗащита итоговой творческой работы (реферата) и презентация. Защита является систематизированным, полным, исчерпывающим изложением содержания и результатов работы. Материал излагается четко, логично и последовательно, убедительно и доказательно, с приведением аргументации. Формулировки должны быть краткими и точными, необходимо исключить возможность неоднозначного или неправильного понимания. Нельзя допускать неопределенных понятий, они должны быть конкретными. Рекомендации и предложения обосновываются. Вспомогательный материал помещается в приложении, которое дает более полное представление о работе. Презентация сжато и понятно иллюстрирует ход и выводы проведенного научного исследования, подводятся итоги.

Структурными работы являются: титульный лист; содержание; нормативные ссылки; определения; обозначения и сокращения; введение (предисловие); основная часть; заключение; список использованных источников (литературы); приложения.

Презентация, подготовленная в PowerPoint, представляет собой последовательность слайдов, которые могут содержать план и основные положения выступления, все необходимые таблицы, диаграммы, схемы, рисунки. При необходимости в презентацию можно вставить видеоэффекты и звук. Следует отметить, что слайдов не должно быть много, иначе они будут слишком быстро меняться, и времени для записи у слушателей не останется.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: