Сущность системы национальных счетов




Система национальных счетов (СНС) является центральным разделом социально-экономической статистики, действует практически во всех странах мира, входящих в ООН. СНС возникла около 70 лет тому назад в наиболее развитых странах (США, Англия, Швеция, Нидерланды и др.) и внедрена в практику статистики государств всерьёз и надолго, как инструмент отражения экономических процессов в условиях рыночных отношений. СНС включила в себя самые прогрессивные научные знания и практический опыт последних веков, поэтому полное освоение ее принципов позволит обеспечить достоверность данных для проведения эффективной государственной политики и повышение уровня жизни населения.

СНС - это важная часть экономических знаний и статистики, представляющая собой комплексную, последовательную и гибкую систему взаимосвязанных показателей, классификаций и счетов, применяемую для учета, измерения, описания и анализа наиболее общих результатов деятельности и пропорций экономического процесса, сопоставления данных, характеризующих развитие экономики на макро-, мезо- и микроуровнях.

В основу СНС положены концепции, постулаты и определения, разработанные в научных трудах выдающихся ученых-экономистов: Дж. М. Кейнса, С. Кузнеца, Дж. Хикса и ряда других экономистов с международной репутацией. Большой вклад в разработку СНС внесли лауреаты Нобелевской премии Р. Стоун, Я. Тинберген, Р. Фриш и В.В. Леонтьев. Эти ученые убедительно доказали, что важно создать равновесие в экономике и политике, не допускать экономических кризисов, для чего создавать механизмы регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.

Наиболее известная и подробная модель равновесия в условиях государственного регулирования экономики разработана Дж. М. Кейнсом - «Теория занятости, процента и денег», в которой отмечается, что:

- рынок не является саморегулирующей системой, способной к бесконечному процветанию;

- рынок не может создать равновесие в экономике без вмешательства государства;

- рынок не имеет механизма процентной ставки, цен и доходов;

- олигархи не будут инвестировать свои средства на государственные нужды и проблемы населения;

- деньги - второстепенный фактор, главное - рост потребления и сбережения, только из них возникают инвестиции для расширения производства и увеличения доходов населения.

Еще заметнее позиция Кейнса при обсуждении им общеэкономических государственных вопросов. Традиционно считалось, что богатство нации определяется его ресурсами и сбережениями. Однако Дж. Кейнс доказал, что богатство нации определяется её возможностями тратить. Не следует бояться потратить активы, которые могут превратиться в хлам. Отсюда основная идея кейнсианства: надо тратить и тратить, прежде всего, в виде инвестиций в человека, ликвидный товар и т.д. Именно это обеспечивает экономический рост и соответственно ликвидацию безработицы и бедности.

Инвестиции – это трансформация монетарных активов в немонетарные, с тем, чтобы получить монетарные. Это соответствует традиционной формуле: Деньги - Товар - Деньги (большие). Внешне это против логики: зачем, имея деньги, подвергать себя риску, чтобы вновь получить деньги. Однако речь идет о гораздо больших деньгах. Именно существование этой «метаморфозы», как её называл К.Маркс, подчеркивает то, что монетарные активы важнее немонетарных.

В то же время деньги постоянно обесцениваются, поэтому Дж. М. Кейнс считал, что государственное влияние на совокупный спрос, а не на предложение позитивно влияет на эффективность и рост национального производства (Товар – Деньги – Товар +), т.е. большую товарную массу и обеспечить снижение инфляции.

Основным фактором, воздействующим на экономический рост, Кейнс считал совокупный спрос, определяемый тремя составляющими: потреблением населения, инвестициями предприятий и государственными расходами. Поэтому кейнсианскую экономическую политику часто называют концепцией управления спросом через механизмы кредитно-денежной, бюджетной и налоговой политики.

Предложенная Дж. М. Кейнсом теория мультипликатора накопления, характеризующая зависимость дохода от изменения инвестиций, позволяет выявить стимулирующее влияние затрат в одной сфере производства на расширение производства и занятости в другой. Этот нарастающий эффект в размере валового внутреннего продукта и называется мультипликационным эффектом. При увеличении размера инвестиций обеспечивается рост ВВП.

Развитие и совершенствование Системы шло по линии интеграции и гармонизации показателей, характеризующих важнейшие аспекты экономического процесса с центральными агрегатами: валовым внутренним продуктом (ВВП) и национальным доходом (НД).

Использовать СНС в качестве международного стандарта для сбора, обработки ианализа данных рекомендовал всем государствам мираЭкономический и Социальный Совет ООН (резолюция 1993/5 от 12 июля 1993 г.) по представлению Статистической комиссии ООН в 1993 году в целях содействия интеграции и сопоставления экономических показателей по национальным счетам. СНС-93 гармонизирована с международными нормами и стандартами, многими разделами финансовой статистики и основными методологическими положениями платежного баланса.

СНС включает в себя несколько балансовых построений: межотраслевой баланс, баланс трудовых ресурсов, платежный баланс, национальное богатство и т.д.

В современной жизни СНС можно представить в качестве единогомеждународного стандарта сопоставления данных, общественного познания, понимания и измерения массовых экономических явлений и процессов, отражаемых методами экономической статистики.

 

 

 


Рис. 6.1. Взаимосвязь СНС с экономической статистикой

Приведенная схема показывает взаимосвязи между секторальными, отраслевыми статистическими наблюдениями и макроэкономическими оценками. Центральное место СНС в общей системе статистических наблюдений объясняется тем, что применяемые классификации должны быть жестко связанными с принципами национального учета и не противоречить им.

Применение СНС в научных исследованиях возможно для разработки концепций развития, фундаментальных и прикладных программ, анализа проблем воспроизводства, сбережения, инвестиций и инноваций, построения экономических моделей, что позволит более объективно (по сравнению с другими системами учета) отражать реальную рыночную действительность.

Важная особенность СНС – её всеохватывающий характер. Это обеспечивает взаимосвязанное описание всех аспектов экономического процесса(производство, распределение доходов, потребление и сбережение, финансирование инвестиций, использование и накопление, внешнеэкономические связи, формирование национального богатства).

В обобщенном виде СНС содержит информацию о деятельности всех хозяйствующих субъектах (институциональных единицах) и экономических операциях (с товарами и услугами, доходами и расходами, финансовыми инструментами); обо всех активах и обязательствах, в том числе об их изменениях в результате событий чрезвычайного характера (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, истощение запасов природных ресурсов и т.д.).

Показателями СНС можно отразить экономический оборот и производственный цикл любого субъекта хозяйствования, а такжепоказатьи измеритьколичественную и качественную сторону развития экономики.

Современная СНС-93 содержит матрицы для анализа социальных процессов, в том числе, при оценке некоторых аспектов качества жизни и благосостояния, которые не поддаются изучению с помощью традиционных показателей Системы. Такими аспектами являются, например, влияние на благосостояние населения услуг, производимых домашними хозяйствами для собственного потребления; распределение доходов между отдельными группами населения; влияние изменений в окружающей среде на экономику и др.

В области демографической и трудовой статистики СНС согласуется с доку­ментами Международной организации труда (МОТ). В ней применяется одинаковое разграничение производственных операций, используются одни ключевые определения. Например, такие определения в статистике занятости, как раз­личие между неорганизованным и организованным секторами эконо­мики, экономически активным и пассивным населением.

Все это позволяет обеспечить международные сопоставления данных и говорить с любыми специалистами на едином экономическом языке, понимать и быть понятыми в любой стране мира, что позволит развивать международное разделение труда и внешнеэкономические связи.

Особая роль и значимость СНС для экономической статистики Российской Федерации состоит в том, что эта Система обеспечивает согласованность всех видов учета, классификаций, определений и понятий, позволяет отразить взаимосвязь между различными секторами, отраслями и частями экономики. Она может быть в качестве одного из наиболее перспективных направлений совершенствования статистики и разработки подходов к разграничению организованной и неорганизованной экономической деятельности (теневой бизнес).

Именно совокупность современных принципов, методов и приемов сбора и обработки данных позволяет судить о том, что это Система и методологическая основа современной статистики, которая позволяет:

- значительно расширить информационное поле научного исследования за счет включения всех секторов, видов экономической деятельности;

- оптимизировать секторальную и отраслевую структуру, пропорции экономики, колебания экономической конъюнктуры и общественного прогресса;

- фиксировать рыночное функционирование каждого сектора, отрасли и вида экономической деятельности, раскрыть характер товарно-денежных отношений в рыночном пространстве субъектов Российской Федерации и страны в целом;

- включить в информационное поле домашние хозяйства и мировой рынок, что ранее исключалось;

- обеспечить непрерывный поток информации, необходимой для измерения, контроля, оценки и анализа динамики функционирования экономики;

- отразить уровень потенциала страны (человеческий, нефинансовый и финансовый капитал) и благосостояния ее жителей на определенный момент времени;

- дать возможность пользователям составлять данные в форме, пригодной для целей экономического анализа, принятия решений и выработки эффективной государственной политики.

- проводить моделирование и прогнозирование экономических процессов и явлений.

Статистическая комиссия ООН пришла к выводу о том, что вне­дрение методологии СНС- 93 в конкретной стране следует оценивать исходя из полноты представления соответствующих данных в наднациональные организации и наличия практических методик и руководств для проведения статистических наблюдений и расчетов,по трем основным показателям: количеству используемых счетов; применяемым концеп­циям и классификациям; качеству базовых данных.

Под количеством ис­пользуемых счетов понимается степень разработки предлагаемых в СНС 1993 года таблиц и счетов, концепций и классификаций, а качество базовых данных оценивается с точки зрения соответствия принципам СНС 1993 года. Внедрение СНС в практику работы национальных статистических служб рассматривается Статистической комиссией ООН в качестве главного направления развития официальной статистики в странах мира, которое способствует международной сопоставимости результа­тов статистических наблюдений и расчетов.

Следует отметить, что в экономической практике нашей страны СНС раньше не применялась, в образовательные стандарты учебных заведений не включалась. Государственные служащие и общественность с СНС знакомы слабо, многие руководители, специалисты экономических, финансовых и производственных служб по объективным причинам еще только осваивают цели и задачи, основные принципы, правила, содержание СНС и ее возможности.

Большой массив экономической информации, разрабатываемый Росстатом и его территориальными органами в рамках СНС, всё в большей мере используется органами государственного управления для принятия решений по вопросам разработки экономической политики, касающихся мер стимулирования экономического роста, совершенствования налоговой системы, привлечения иностранных инвестиций для повышения уровня жизни населения.

Методология СНС постоянно совершенствуется и развивается, только за последние 60 лет ООН принято три версии Системы. Международными организациями (ООН, МВФ и др.) инициированы работы по систематизации предложений по пересмотру с 2008 года некоторых положений СНС-93 в части уточнения содержания услуг финансового посредничества в расчетах ВРП, расходов домашними хозяйствами на приобретение потребительских товаров длительного пользования, отражения расходов государства на приобретение вооружения, определения затрат капитала в связи с расчетами производительности труда, отражением расходов на научно-исследовательские цели.

Обсуждение этих вопросов позволит в обозримом будущем повысить качество статистики и расширить аналитические возможности СНС, более полно использовать её данные для проведения эффективной социально-экономической политики государством.

Контрольные вопросы

1. Что является теоретической базой СНС?

2. В чем заключается всеохватывающий характер СНС?

3. Содержание теории мультипликатора накопления Дж. Кейнса?

4. Назовите наиболее важные показатели СНС, используемые правительством для проведения экономической политики.

5. В чем состоит значение международных стандартов по статистике национальных счетов?

Основные понятия, категории и классификации СНС

Система национальных счетов построена на особом упорядочении и систематизации данных об экономических операциях, происходящих в экономике (производство и реализация продукции, ресурсы и их использование, выплата заработной платы и её расходование на различные цели, платежи налогов и получение ссуд, формирование доходов от собственности, приобретение ценных бумаг и т.д.) и совершаемых всеми хозяйственными (домашними хозяйствами, предприятиями, учреждениями и некоммерческими организациями и др.) субъектами, с целью выявления и измерения наиболее важных результатов экономического процесса, расчета ряда обобщающих показателей. Такое упорядочение основано на ряде ключевых теоретических концепций, понятий, определений и классификаций.

Одно из основных понятий СНС связано с определением участников экономического процесса. Все участники экономического процесса (предприятия, организации, государственные учреждения, домашние хозяйства, фермеры, некоммерческие организации, банки, страховые компании и др.) объединены в СНС с понятием институциональные единицы, являющиеся центром принятия независимых экономических решений, касающихся производства, распределения и использования доходов, инвестирования, кредитования и заимствования.

Институциональная единица (ИЕ) может быть определена как экономический субъект (лицо), способный самостоятельно владеть, распоряжаться и пользоваться недвижимостью и активами, принимать обязательства и участвовать в экономической деятельности, операциях с другими лицами. То есть институциональная единица - это как бы цельное образование, структура, единица, обладающая определенными экономическими интересами и поведением, ведет учет и составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов, внутри которой может быть сколько угодно заведений, каждое из которых занимается разными видами деятельности.

Существуют два типа институциональных единиц:

- домашние хозяйства (ДХ - физическое лицо или группы лиц);

- юридическое лицо - организация, имеющая в собственности имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом.

Домашнее хозяйство - это группа лиц, проживающих под одной крышей и ведущих общее хозяйство и бюджет.

Юридическое лицо - этоорганизация, обладающая четырьмя характерными признаками: имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, организационное единство. В их состав входят коммерческие и некоммерческие организации, а также обособленные подразделения.

При характеристике результатов экономической деятельности важное значение имеют различия в учете деятельности резидентов и нерезидентов. Резидент – это институциональная единица (юридическое или физическое лицо), имеющая центр экономического интереса на экономической территории данной страны. Нерезиденты - граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся в ней иностранные дипломатические, торговые и прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.

Институциональные единицы группируются в институциональные сектора (ИС), в которые сводятся группы ИЕ, однородные с точки зрения выполнения ими основных целей деятельности и функций в экономическом процессе, экономического поведения и методов финансирования издержек.

В СНС входят следующие институциональные секторы:

- нефинансовых предприятий и организаций ( производство товаров и нефинансовых услуг для получения прибыли);

- финансовых организаций (финансовое посредничество или вспомогательная финансовая деятельность);

- домашних хозяйств (физические лица, производители и потребители товаров и услуг);

- некоммерческих организаций, обслуживающих ДХ (общественные, политические, религиозные и т.д., получение привилегий для своих членов);

- государственное управление (обеспечение условий жизнедеятельности населения и предприятий);

- «остального мира» ( внешнеэкономические связи).

Понятие экономической операции является в СНС одним из центральных. Институциональные единицы постоянно вступают между собой в экономические отношения, производя всевозможные действия и операции.

Экономическая операция представляет собой действие (экономический поток), возникающее по взаимному согласию между ИЕ в связи с их участием в производстве, распределении и перераспределении доходов, использованием доходов на потребление и сбережение, а также при обмене экономической стоимостью по заранее согласованным условиям ее осуществления.

В СНС различают следующие типы экономических операций:

- операции с товарами и услугами (производство и использование товаров и услуг на различные цели, экспорт и импорт);

- операции распределительного характера (оплата труда и знаний, налоги, субсидии и другие перераспределительные платежи, доходы от собственности и т.д.);

- финансовые операции (посредничество в приобретении финансовых активов и принятие обязательств).

Действия, которые затрагивают только одну институциональную единицу, также считаются операциями: выпуск, конечное использование, доходы, накопление основного капитала и т.д.

Однако не являются экономическими операциями те потоки, которые предпринимаются ИЕ в одностороннем порядке без согласия других ИЕ. К таким потокам относятся отчуждение собственности, изменение стоимости активов в результате войн, стихийных бедствий, и т.д. Кражи, грабежи и другие противозаконные действия не рассматриваются как операция, а оценочная стоимость украденного имущества не включается в расходы ДХ или предприятий – это лишь перераспределение.

В СНС выделяются текущие (охватывают финансирование текущих расходов и т.д.) и капитальные операции. По характеру осуществления различают возвратные операции (потоку товаров и услуг соответствует встречный поток товаров и услуг, денег, обязательств) и невозвратные операции, или трансферты.

Распределительные операции представляют собой потоки, посредством которых вновь созданная добавленная стоимость в процессе производства распределяется между работодателями и наемной рабочей силой, капиталом и органами государственного управления, а также операции, связанные с перераспределением доходов и богатства (налоги на доходы и богатство и другие трансферты).

Денежная операция – это операция, в которой институциональная единица осуществляет платеж (получает платеж) или принимает обязательство (приобретает актив), выражаемый в денежных единицах. Товар продается (покупается) за определенное количество денежных единиц за единицу товара, а рабочая сила нанимается (предоставляется) за определенное количество денежных единиц в час или день.

К типичным денежным операциям относятся:

- расходы на потребление товаров и услуг;

- приобретение ценных бумаг;

- заработная плата рабочих и служащих;

- проценты, дивиденды и рента;

- налоги;

- пособия по социальной помощи в денежной форме.

Неденежные операции осуществляются косвенно или с предварительной оценкой стоимости. К таким операциям относятся бартер, вознаграждение в натуральной форме, платежи в натуральной форме. В других случаях всю операцию приходится моделировать, а затем оценивать по ней стоимость. Примером является потребление основного капитала (амортизация).

Для описания рыночной экономики очень важно определить сначала ее границы. Разграничение институциональных единиц, относящихся к национальной экономике и к экономике других стран, осуществляется на основе основных понятий, таких как:

- экономическая территория страны;

- центр экономического интереса;

- резидентство.

Понятие экономической территории не совпадает с понятием юридической территории. Например, если страна ведет добычу полезных ископаемых в международных водах, эта акватория относится к экономической территории данной страны. Таким образом, резидентство не основано на юридических или национальных критериях.

Принципиально новым в СНС является изменение представления о производственно-экономической деятельности, ее границах и результатах. Вводятся понятия экономики - внутренней и национальной, а с ними - ВВП и ВНД. Пересматривается отношение к сфере производства услуг и ее важное участие в общественном производстве. Уточняется классификация отраслей по сферам деятельности и вводится новое деление экономики на секторы. Расширяется содержание понятий результатов экономической деятельности, продуктов, товаров и услуг; трансфертов, резидентов и нерезидентов, экономической территории и др.

На основе простых понятий и определений ведется разграничение институциональных единиц (ИЕ), относящихся к национальной экономике и к экономике других стран. Внутренняя экономика формируется как совокупность институциональных единиц – резидентов, которые являются базой для составления счетов и балансовых построений.

Несмотря на то, что в новой методологии СНС-93 не проводятся различия между внутренней и национальной экономиками, в практике статистики некоторых развитых стран рассчитываются оба показателя - ВВП и ВНД, например, в Америке, Японии и др.

Земля, месторождения полезных ископаемых, запасы топливных ресурсов, некультивированные леса и другая растительность, а также дикие животные включаются в балансы активов и пассивов при условии, что на данные активы распространяются действия права собственности ИЕ, то есть положение этих единиц позволяет им фактически получать выгоду от данных активов.

Не включаются в активы СНС: атмосфера, открытое море, песок в пустыне, месторождения полезных ископаемых и топливных ресурсов, которые еще не открыты или не пригодны для разработки, т.е., не могут принести выгоду от владения ими.

Вопрос о жуликах в СНС довольно интересен сам по себе. Мы специально остановимся на проблеме отражения в национальных счетах так называемой “неофициальной” или теневой экономики. Необходимо отметить, что согласно требованиям СНС-93, любая экономическая деятельность, то есть деятельность, основанная на эффективном рыночном спросе и на принципе добровольности, должна быть учтена в счетах, даже если эта деятельность незаконна. Это означает, что если клиент договорился с подпольным производителем оружия или наркотиков о цене и оба действуют не по принуждению, то мы должны учесть данное производство в ВВП, несмотря на его незаконность. Никто пока определенно не может сказать, как это можно сделать, но для некоторых стран, таких, как Колумбия, добавка к ВВП может оказаться очень существенной. Справедливости ради надо сказать, что никто, даже Колумбия, пока таких поправок к ВВП не делает.

В СНС сфера производства понимается как деятельность по производству экономических благ, а отрасли экономики – взаимозависимы и равноправны. Результат производства – продукт, имеющий натурально-вещественную форму (товар), либо услуга.

Для профессионального понимания СНС, научно обоснованного учета и описания по нему экономики, очень важно узнать систему теоретических и познавательных понятий, категорий, научного инструментария и регулятивных принципов наблюдений и исследования финансово–экономической деятельности субъекта хозяйствования и социально-экономических систем, важнейшими из которых являются:

- понятия («товар», «услуга», «экономическая территория страны», «центр экономического интереса», «резидентство» и т.д.);

- категории (экономические функции, экономические агенты, объекты экономических операций, экономические факторы производства);

- классификации (институциональные единицы и сектора; операции и потоки; активы и пассивы; виды экономической деятельности и т.д.);

- правила учета деятельности, экономических потоков и запасов.

К основным понятиям, применяемым при наблюдениях, можно отнести следующие:

Продукты – это результат производства, физические предметы и произведенные услуги, обладающие правом собственности; они являются объектом обмена и используются для различных целей:

- в качестве вводимых ресурсов при производстве других товаров и услуг;

- для конечного потребления;

- для инвестиций.

Товары - это физические, материальные предметы (объекты), обладающие правом собственности и направляемые на рынок с целью купли-продажи.

Услуга - это изменение состояния чего-либо или единиц, потребляющих эти услуги. Услуга оказывается и потребляется одновременно. Вообще услуга - это изменение состояния потребляющей единицы в результате действия производителей. Причем услуги, как правило, оказываются по требованию потребителей и с их согласия. Бывают исключения, которые касаются в основном так называемых коллективных услуг.

Услуги бывают индивидуальными и коллективными. Индивидуальные услуги потребляются отдельными институциональными единицами, например, домашними хозяйствами или предприятиями. Примером индивидуальной услуги являются нерыночные услуги здравоохранения и рыночные услуги бытового обслуживания или связи.

Коллективные услуги оказываются обществу в целом или группе институциональных единиц. Например, это услуги науки или обороны. В некоторых ситуациях непосредственное согласие на оказание такой услуги от всех членов общества может отсутствовать.

В современной СНС применяется достаточно широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых внутри домашних хозяйств.

В понятие "производство" по методологии СНС-93 включаются все виды деятельности, в том числе:

- легальное производство;

- незаконное производство;

- скрытое производство и подпольная экономика;

- любые поставки товаров и услуг между заведениями, принадлежащими одному и тому же предприятию, так как они считаются частью продукции предприятия как единого целого;

- незавершенное производство;

- производство товаров и услуг домашними хозяйствами, а также услуг, оказываемых наемной оплачиваемой прислугой, и других;

- капитальный ремонт и строительство индивидуальных жилищ, рыночные индивидуальные услуги, выполненные собственными силами;

- услуги по использованию домашними хозяйствами, государственными учреждениями и некоммерческими организациями собственных зданий.

Производственная деятельность должна включать также скрытые, не учитываемые в обычном порядке экономические операции, в том числе незаконные, для чего существует специальная методика по учету этой деятельности, раскрывающая различия между теневой экономикой и незаконными видами деятельности.

Исключаются из понятия "производство":

- домашние услуги: уборка и техническое обслуживание собственного жилья, приготовление и подача пищи, уход за больными, детьми и т.д.;

- деятельность, результаты которой не являются ее целью, т.е. побочные продукты процессов производства, являющиеся сами по себе вполне легальными (выброс загрязнителей, образование мусора и т.д.), и незаконные (кражи, взятки, вымогательства и т.д.).

Производство может быть рыночным и нерыночным. Если товары или услуги производятся для реализации на рынке по рыночным ценам, то есть по ценам, сложившимся на основании соотношения спроса и предложения, то такое производство является рыночным. Если товар или услуга реализуется бесплатно или по экономически необоснованным ценам, например, дешевые распродажи для ветеранов по “социально ориентированным” ценам, то они являются нерыночными.

Потребление – это деятельность, заключающаяся в использовании товаров и услуг институциональными единицами. Существуют:

- промежуточное потребление – ресурсы, вводимые в процессы производства и расходуемые в рамках отчетного периода,

- конечное потребление – охватывает товары и услуги, используемые ДХ и обществом в целом для удовлетворения своих индивидуальных и коллективных нужд и потребностей.

Валовое накопление основного капитала – это деятельность институциональных единиц, действующих в качестве производителей, и определяется как стоимость приобретения минус выбытие основного капитала (фондов).

Основной капитал ( фонды ) ОК– это произведенные активы (преимущественно машины, оборудование, здания и др. сооружения, но также и некоторые нематериальные активы, например, программные продукты), которые многократно или непрерывно используются в производстве на протяжении нескольких отчетных периодов (более одного года).

Холдинговая прибыль и убыток - новое понятие в отечественной статистике. Владельцы финансовых и нефинансовых активов и пассивов могут получить положительную или отрицательную номинальную холдинговую прибыль в результате изменения цен этих активов и пассивов в течение отчетного периода. Холдинговая прибыль (иногда называют «приростом капитала ») включает не только доходы от прироста стоимости «капитала», то есть основных фондов, земли и финансовых активов, но и доходы от прироста стоимости запасов материальных оборотных средств по всем видам товаров, принадлежащих их производителю (включая незавершенное производство), что нередко называется «удорожанием запасов».

Чаще всего все ликвидные товары, например, жилье и ценности, сохраняют основную часть своей стоимости в результате инфляции (холдинговая прибыль), однако деньги обесцениваются (холдинговый убыток).

Помимо базовых понятий, определений и категорий, СНС устанавливает общие методологические принципы учета и правила построения счетов и таблиц. Набор таблиц и форма представления данных могут быть изменены в зависимости от возможностей и потребностей национальной статистической системы. На практике СНС реализуется по полной схеме в немногих странах, однако базовые счета ведутся всеми государствами мира.

Контрольные вопросы

1. Назовите наиболее важные понятия и концепции СНС.

2. В чем заключается суть концепции экономического производства?

3. Что такое институциональная единица?

4. Перечислите основные агрегаты СНС и поясните связь между ними.

5. Назовите основные общероссийские классификаторы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: