Вопросам уровня и качества жизни населения во все времена уделялось большое внимание со стороны исследователей. Однако до настоящего времени экономическое сообщество не пришло к единому мнению в отношении трактовки этих категорий. Как правило, они рассматриваются в двух аспектах: узком и широком понимании. В узком смысле под уровнем жизни понимают только «материальную» сторону жизни: сложившийся уровень доходов, расходов и потребления материальных благ и услуг. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» отождествляется с понятием «качества жизни населения».
В научной литературе существуют различные концепции по определению системы показателей уровня жизни населения страны:
а) в отечественной литературе:
- критерий - уровень потребления и степень удовлетворения потребностей (Римашевская Н.М., Левин Б.М., Бузляков Н.И., Олдак П.Г. Лагутин Н.С., Писарев И.Ю, Губарева О.Е., Кирсанов А.В. и др.),
б) в зарубежной литературе:
- уровень производства и потребления (Рамзес В.Б., Смит А., Маркс К., Энгельс Ф. и др.),
- положение человека в обществе (Барбер С., Гэлбрейт Д.Ж., Харрингтон М. и др.),
- доходы, собственность и капитал (Грейсон Д., Бжезинский Д., и др.),
- объем производимых товаров, услуг и обеспечение комфортом (Гронски Ф., Вольман Л., Галушка И. и др.),
- уровень преступности, образования и здравоохранения (Дж. Берлинер, О. Делл Б. и др.).
Проблема наполнения содержания категории "уровень жизни" и создания соответствующей системы показателей состоит в том, что существуют различные взгляды и толкования данного понятия, которые формируются в зависимости от социально-экономических, политических, идеологических, религиозных, национально-исторических особенностей развития стран.
|
На уровень жизни людей влияют условия деятельности и окружающая среда. Во многом от ее состояния зависит продолжительность жизни человека. Поэтому необходимо учитывать сферу обитания населения, количество вредных выбросов в атмосферу и водный бассейн, радиационные загрязнения, уровень травматизма и временной нетрудоспособности, число дорожно-транспортных происшествий, криминальную обстановку и т.д.
Статистическая комиссия ООН жизненный уровень населения различных стран предлагает рассматривать через призму "условий жизнедеятельности населения, уровня потребления, обеспечения занятости и свободы человека". Как отмечалось в резолюции 40/179 Генеральной Ассамблеи ООН ("Модели потребления: количественные аспекты разработки"), "…точная оценка повышения уровня жизни требует соответствующего инструмента измерения, состоящего из множества показателей условий жизни и занятости населения и других, связанных с ними факторов, а также потребления продуктов питания, одежды, жилищных условий, системы образования, здравоохранения и основных социальных услуг". ООН рекомендует текущий уровень жизни оценивать отдельными социальными индикаторами.
В нашей стране за последние несколько лет предложен ряд концепций по определению уровня и качества жизни населения страны и ее регионов. В этих работах раскрыты теория, история и практика проблемы отражения уровня и качества жизни. Предложены интересные национальные системы социально-экономических показателей, включающих демографические характеристики, состав домашних хозяйств, их мобильность, обеспеченность жильем и предметами длительного пользования, уровень образования, здравоохранения, занятости и безработицы населения, оплату, условия труда и подготовку кадров, доходы и потребление населения, социальную защиту, досуг, культуру и уровень преступности и т.д.
|
Однако многие их этих предложений слабо учитывают условия жизнедеятельности людей и возможности населения, степень удовлетворения человеческих потребностей, безопасности, окружающей среды и некоторые другие показатели.
Для оценки и изменения уровня жизни населения обязательна ценовая составляющая, так как изменение темпов инфляции влияет на динамику реальных доходов и расходов. Если цены растут значительно быстрее, чем доходы, то можно предположить, что уровень жизни (его денежная составляющая) снижается на определенное количество процентных пунктов. Если цены и доходы растут пропорционально друг другу, то это означает, что происходит нормальное развитие экономики и общества. Если доходы резко опережают рост цен, то возможно возникновение социально-экономического кризиса и других негативных явлений.
В отечественной теории и практике категория уровня жизни чаще всего отражается через достигнутый уровень доходов и расходов, потребление населением благ и услуг, дифференциацию и концентрацию доходов, а бедность соизмерялась со стоимостной оценкой прожиточного минимума.
Общепризнанным является тот факт, что показатели экономического роста не могут быть единственными индикаторами при оценке уровня жизни населения. Попытки создания методики расчета комплексного показателя, характеризующего с достаточной точностью все стороны уровня жизни населения, предпринимались многими экономистами мира. Однако общепризнанных критериев оценки уровня и качества жизни пока не создано. Остается нерешенной проблема характеристики бедности, и главное здесь - разработка концепции бедности и человеческого развития.
|
Принципиальные различия при определении понятия “уровень жизни” кроются, по нашему мнению, в основах чисто политэкономического и идеологического характера: в оценке деятельности человека по труду или по имеющемуся у него капиталу; в государственном регулировании социально-экономических процессов или их либерализации; в социализации или капитализации общества и т.д.
В развитых странах текущий уровень жизни основывается на анализе получаемых населением доходов, уровня питания, комфортности, жилищных условий, а бедность оценивается долей продовольственных расходов, достаточных для физического выживания.
Однако рост уровня потребления какого-либо продукта еще не означает повышение степени удовлетворения в нем потребности человека. Если же потребности развиты недостаточно, то даже высокий уровень их удовлетворения не будет равнозначен общему повышению жизненного уровня населения.
Первые российские попытки освещения вопросов уровня жизни отмечались в литературе конца ХYIII века в работах А.Рознатовского, Д.Журавского и ряда других ученых, которые изучали не только истоки материальных средств, но и стремились определить интересы, наклонности, потребности и вкусы различных классов.
В ХХ веке вопрос уровня жизни в ряде стран ставился в центр экономического мышления. Многие специалисты были не удовлетворены описанием часто меняющегося уровня жизни, они искали в нем источник и механизм дальнейшего улучшения положения населения. В начале века большую работу по этой теме провел академик С.Г.Струмилин, им, в частности, разработана система материальных балансов.
Наиболее остро велась дискуссия о проблемах уровня жизни в 50-60 годы ХХ века. Многие авторы предлагали исследовать данный вопрос в рамках достигнутого уровня потребления и степени удовлетворения потребностей.
В 70-е годы вместо категории "уровень жизни" очень часто употреблялись новые понятия, такие, как "благополучие" и "благосостояние". Утверждалось более широкое их толкование, ставшее постепенно ведущим в экономической литературе.
Нам представляется, что категория "уровень жизни" на практике более приемлема, чем "благосостояние", хотя бы потому, что при оценке положения населения региона или страны можно говорить о низком, среднем или высоком уровне жизни, но не скажешь о низком уровне благосостояния. Понятие благосостояние чаще всего применяется как обобщенная форма уровня жизни.
Действительно, человек живет в обществе. Через него он воспринимает информацию, определенные знания, опыт, ценности, обычаи, нормы поведения, удовлетворяет потребности и т.д. Через него включается в различные виды деятельности, взаимодействует с окружающим миром, развивает свою индивидуальность и способности, учится мыслить, анализировать и действовать самостоятельно. Все это и есть процесс практического вхождения индивида в систему общественных отношений.
В этом процессе человек выступает с двух взаимосвязанных сторон:
- как объект общественного воздействия, который усваивает социально-экономический, культурный опыт своего общества и внешнюю среду обитания;
как субъект социально-экономических отношений, который сам действует в обществе и внешней среде, участвует в их развитии и изменении для удовлетворения потребностей, создавая новые блага и ценности, условия жизнедеятельности и свою безопасность.
Двусторонний процесс социализации человека позволяет накапливать и передавать опыт и знания от поколения к поколению, обеспечивая самобытность и непрерывность жизни каждого общества, воспроизводство капитала, безопасность жизнедеятельности и повышение благосостояния населения.
Усвоение общественного опыта и среды обитания
Участие в жизни общества и изменение среды
Рис. 5.1. Процесс взаимодействия человека, общества и среды обитания
Поэтому требуются новые подходы к учету деятельности и оптимизации управления процессами в стране, созданию и расширению производства продуктов и видов энергии, рационализации потребления и сбережению ресурсов, а также ускоренному освоению рыночных отношений.
Массовые явления и процессы общественной жизни изучает статистика, которая своими методами отражает реальную действительность. Одновременно статистика показывает результаты этих отношений между людьми в процессе производства, распределения и потребления жизненных благ и услуг. Отношения и связи порождаются практической деятельностью людей. Люди не просто живут и осознают бытие, но и под влиянием интересов, порождаемых ими идей, активно действуют с целью изменения бытия.
Общественно-экономические отношения образуют общество и государство, которые призваны создать благоприятные условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Основой жизни общества является целенаправленная деятельность человека. Эта деятельность необходима для удовлетворения разнообразных потребностей человека, условно разделяемых на естественно-физиологические, социально-экономические, идеальные, ситуативные и т.п.
Потребности человека являются основой теоретических исследований уровня жизни и развития человеческого капитала. Потребности удовлетворяются с помощью социально-экономических благ, т.е. благ, имеющих ограниченное количество. Если блага имеются в неограниченном количестве, то они не являются экономическими (например, лед в Арктике или песок в пустыне).
Теория потребностей человека имеет многовековую историю и находится в стадии совершенствования и развития. Традиционная теория потребностей базируется на аксиоме рационального поведения потребителя: любой человек пытается получить максимальный объем благ с минимальными затратами на их приобретение. Согласно утверждению Адама Смита, человек при принятии экономических решений поступает рационально. Однако, что значит «рационально» - многократно уточняется. «Не видимая рука» рынка, по утверждению Смита, может привести к процветанию?
Дж. М. Кейнс, уточняя этот подход, писал: нет устойчивости и равных возможностей, поскольку всё упирается в иррациональную природу человека. Кто на планете часто организует всевозможные финансовые и производственные (перепроизводство товаров) кризисы? Человек часто от незнания достоверной информации и взаимосвязей явлений пытается получить личную выгоду. В хозяйственной жизни решающее значение имеет именно человек, его внушаемость и его неустойчивость и, что самое главное, - его характер.
Действительно, каждый социально-экономический субъект, будь то человек, группа лиц или организация стремятся к максимизации (в теории четко сформулированной) целей при минимизации своих усилий и затрат. По различным вариантам теории это может быть доход, прибыль, доля на рынке и т.д. Но суть одна - максимум, что символизирует рациональность поведения.
Однако не все индивиды и предприятия поступают рационально и оптимально, конкуренция оценивает уровень труда и знаний наёмных работников, а также организаторские способности работодателей. Банкротство хозяйствующих субъектов это объективный процесс, отражающий эффективность деятельности любого физического или юридического лица. Следствием данного положения является соответствующий механизм формирования спроса и предложения, равновесных цен и других экономических категорий.
Государство любой страны не может создать равные условия и возможности для всех членов общества при ограниченных ресурсах. С другой стороны, каждый человек индивидуален и имеет определенный уровень естественно-физиологических, социально-экономических и ситуативных потребностей, у него накапливаются знания, способности, опыт и возможности.
Существует детерминированная связь влияния уровня образованности и квалификации на улучшение условий жизнедеятельности населения (улучшение экологии, предотвращение чрезвычайных ситуаций и т.п.). С другой стороны, состояние экономики влияет на уровень жизни; загрязнение территории - на заболеваемость; инфляция - на уровень доходов населения и продуктивный труд.
Проблема возрастающих потребностей и ограниченных убывающих ресурсов с годами все более обостряется, снижая при этом потенциальные возможности людей. Эффективное распределение ресурсов способствует увеличению возможностей, однако не гарантирует качество жизни и прогресс цивилизации.
Обобщая взгляды отечественных и зарубежных ученых на теорию потребностей человека, можно сделать вывод о том, что потребности человека возрастают от простых к более сложным.
Современный вариант иерархии потребностей человека представим в следующем виде.
Ситуативные | IY уровень | ||||||
Идеальные | III уровень | ||||||
Социально - экономические | II уровень | ||||||
Естественно-физиологические | I уровень |
Рис. 5.2. Современная иерархия потребностей человека
ЕСТЕСТВЕННО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ связаны с физиологическими и природно-климатическими условиями жизни человека. Без удовлетворения их невозможна жизнь любого живого существа (потребности в пище, воде, воздухе, тепле, сне, продлении рода, защите от опасностей и т.д.).
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ потребности - это желание индивида владеть какими-либо благами, привилегиями, способными принести ему какую-либо выгоду. Все эти потребности также естественные, но не всегда необходимые. К ним можно отнести потребности в труде и квалификации, постижении опыта, свободе и социальной справедливости, общении и знаниях, в обеспечении средствами существования и выживания, отдыхе и развлечениях, реализации интересов через объединения и профсоюзы, партии, соблюдении традиций, обычаев и т.д.
Идеальные потребности возникают у интеллектуально мыслящего человека, способного к саморазвитию и самосовершенствованию. Потребности в осмыслении целей жизни, реализации своих способностей, прикосновении к достижениям культуры, науки, информации, литературы, музыки и т.д.
СИТУАТИВНЫЕ потребности проявляются в самоутверждении и самоуважении личности, стремлении индивида к власти и привилегиям, создании себе авторитета, господстве для принуждения других и т.д.
Все экономические блага обладают полезностью, т.е., свойством удовлетворения потребностей человека. Определение полезности аналогично определению потребительной стоимости. Однако между этими понятиями имеется принципиальная разница. Так, марксистская политэкономия рассматривает потребительную стоимость как объективную категорию, как изначальное свойство товара удовлетворять потребность человека.
Полезность же базируется, как и экономическая потребность, на субъективном мнении каждого индивида. Полезность представляет собой степень, с которой данное экономическое благо удовлетворяет потребности каждого индивида. Полезность лежит в основе определения величины потребительской стоимости товара и определяется общественно необходимыми затратами на создание продукта. Цена же в целом определяется стоимостью и колеблется вокруг нее под влиянием различных экономических, политических и социальных факторов.
Определение категории полезности имеет решающее значение для идентификации понятия экономическая деятельность. Социально-экономическая деятельность – это процесс создания полезности. Развитие потребностей на основе свободного выбора потребителями, в рамках возможностей необходимых им средств потребления осуществляется безболезненно и эффективно в условиях, когда этот выбор реализуется при сбалансированности спроса и предложения. Эта закономерность двигает вперед социально-экономический прогресс общества, однако в постоянной борьбе между трудом и капиталом происходят перегибы и временный отход от объективных процессов и явлений жизни.
Хотя потребности людей проявляются на поверхности общественных отношений как их субъективные предпочтения, они по своей природе объективны. Поэтому уровень жизни населения зависит от условий жизнедеятельности, внутренних возможностей человека и среды его обитания. Эти три взаимосвязанных аспекта оценки и анализа должны теоретически и методологически углубляться, чтобы на практике обеспечить объективную картину реальной действительности.
Уровень жизни населения может повыситься только тогда, когда совпадут в своем направлении векторы движения человеческих возможностей и развития среды обитания. Если динамика человеческого развития не будет совпадать с тенденциями улучшения условий жизнедеятельности человека, тогда трудно ожидать общего повышения уровня жизни населения и защиты его от различных угроз.
Потребление невозможно без производства, как и производство невозможно без потребления. Для обеспечения экономического роста в первую очередь необходимо добиться равновесия в экономике и политике, в отношениях между людьми, а также сбалансировать производство и потребление, потребление и накопление, производство средств производства и производство предметов потребления, спрос и предложение, доходы и расходы, материальные ресурсы и противостоящие им финансовые ресурсы.
Поэтому должны быть четко сформулированы цель и приоритеты развития государства и дан ответ, что первично - потребление или производство?
В теории производства К.Маркс на первое место ставил производство, а потребление - на второй план. Дж.М.Кейнс считал, что первично потребление, оно должно давать стимул для развития средств производства и потребительских товаров.
Действительно, без создания надежной экономической базы невозможно полное удовлетворение насущных потребностей людей и предприятий. С другой стороны, размеры, структура и эффективность экономики зависят от потребления, а расширяющиеся потребности стимулируют производство.
Расширенная концепция воспроизводства населения и человеческого капитала является одной из центральных в экономической науке. Результаты производственной деятельности во многом определяются наличием, структурой, качеством и эффективностью использования различных факторов производства. Согласно теории факторов производства стоимость создается не только трудом, но и другими факторами производства: капиталом, землей и т.д. Эти подходы, а также информация, предпринимательская деятельность, научно-технический прогресс и другие факторы вошли в современную теорию экономического производства и положены в основу методологии СНС.
В рыночной экономике спрос определяет предложение, а потребление дает гарантированный заказ на производство продуктов. Поэтому можно сделать вывод, что первично потребление, а производство вторично. Никто не начнет производство тех или иных товаров, не изучив рынок, не зная, на какого определенного потребителя производить что-либо. Эта закономерность позволяет эффективно использовать ограниченные ресурсы и внедрять в производство наукоемкие технологии и изобретения.
Проблема соотношения спроса и предложения напрямую связана с обеспечением равновесия в экономике. Если добавленная стоимость предприятий превышает затраты на производство, тогда экономическая система будет развиваться и процветать, мало завися от действия других систем. Если расходы превысят доходы, то система впадает в большую зависимость от других субъектов хозяйствования и может подвергнуться разрушению.
Другими словами, если “свой” труд (добавленная стоимость) превышает “чужой” труд (промежуточное потребление), идет процесс развития, если наоборот - самоуничтожение и деградация экономической системы.
Подобная взаимосвязь существует между экспортом и импортом. Если экспорт превышает импорт, страна живет за счет других стран. Если наоборот - кормит других, так как за импорт надо платить, а валюты часто не хватает, ее надо заработать за счет экспорта или распродажи национального богатства.
Важным условием развития внешнеэкономической деятельности любого государства является поддержание соотношения между паритетом покупательной способности валют (ППСВ) и курсом валют (КВ), которое должно стремиться к единице. Если ППСВ больше КВ, тогда можно утверждать, что качество отечественных товаров выше зарубежных, если наоборот, то начинает работать механизм по необоснованной откачке из страны финансовых ресурсов, обесценивания труда и национальной валюты.
Государство в целях недопущения роста инфляции должно поддерживать равновесие в экономике за счет регулирования на нормативном уровне денежной и товарной массы.
Вышеперечисленные связи и закономерности производства составляют основу теории равновесия, которая свои подходы заимствовала из естествознания еще в 17 веке (Б. Спиноза, Т. Гоббс, О. Кант и др.). В 30-е годы модель равновесной экономики использовалась для разработки теории и методов обеспечения "устойчивого" общества. Ее сущность заключалась в том, что при ограниченности имеющихся ресурсов все рассматриваемые производственные факторы должны оптимально сочетаться для достижения максимального результата деятельности и удовлетворения потребностей.
Общая теория равновесия базируется на следующих постулатах:
- основным инструментом жизни общества служит рынок, а важнейшим видом деятельности является производство товаров и услуг;
- экономическая деятельность осуществляется в условиях свободной конкуренции под контролем государства, а цены складываются под влиянием спроса и предложения;
- цель производителей - получение максимальной прибыли;
- цель потребителей - получение максимальной полезности при минимальных затратах в удовлетворении своих потребностей;
- макроэкономическое равновесие выступает как результат действия отдельных факторов производства или как равновесие спроса и предложения на рынке.
Равновесие выступает как необходимый компонент максимального объема производства благ и услуг с целью получения наиболее оптимального результата и удовлетворения потребностей населения.
Равновесие в экономике достигается при условии соблюдения главного принципа рыночных отношений: стоимость созданных благ в секторе нефинансовых предприятий равна величине денежной массы, вращающейся в секторе финансовых учреждений. Если это соответствие не соблюдается, то возникает экономический кризис или высокая инфляция.
Равновесие в условиях рыночных отношений не ограничивается только социально-экономическим равновесием. При этом должна быть достигнута также политическая стабильность в межнациональных отношениях, доверие и терпимость населения к власти.
Существовавшая в экономике России на протяжении многих десятилетий ситуация, которую называли "диктатом производителя", привела к серьезному искажению естественного пути развития системы общественных потребностей, способствовала образованию неудовлетворенного спроса, нарушению основ естественного развития потребления и потребностей. Если, как и прежде, в качестве приоритета выбирать развитие средств производства, то результат известен, вновь возникнет экономический кризис.
Революционные преобразования в России, произошедшие в 90-е годы, и переход на рыночные отношения побудили к проведению социально-экономических реформ и изменению приоритетов. Возникла необходимость утверждения принципа "диктата потребителя", что будет способствовать более эффективному использованию ограниченных ресурсов, рациональному развитию секторов экономики и отраслей жизнеобеспечения населения, способных наиболее полно удовлетворить потребности человека.
Для повышения уровня жизни населения требуется изменить приоритеты развития. Первостепенное внимание должно уделяться расширению производства предметов потребления, что даст гарантированный заказ производству средств производства.
Доля средств, расходуемых на удовлетворение первичных, наиболее насущных потребностей, по мере развития экономического потенциала страны сокращается, соответственно растет доля средств, расходуемых на удовлетворение менее насущных потребностей высшего уровня.
Отдельные исследователи пытаются заменить "уровень жизни" понятием - "качество жизни". Поясняя необходимость термина "качество жизни", эти авторы считают, что такой подход расширяет возможности оценки человеческого развития. В самом факте заимствования того или иного понятия, конечно, нет ничего плохого.
Принципиальным является другое: правомерно ли категорию "уровень жизни" заменять понятием "качество жизни". Для уровня жизни применим общий методологический принцип - единство количественной и качественной сторон явления, образующих их меру. То есть, «качество жизни» является лишь одним из критериев оценки уровня жизни населения, но не способно дать представление о явлении в целом.
Поэтому подходы к объективной оценке уровня жизни населения различных стран и регионов следует искать, по нашему мнению, в исследовании условий и возможностей людей, потреблении благ и степени удовлетворения потребностей при сложившемся состоянии окружающей среды, которые создаются в стране для реализации способностей человека.
На практике все большее признание получает оценка достигнутого уровня жизни населения путем сопоставления фактических его показателей с нормативными, т.е. по степени удовлетворения потребностей населения в жизненных благах и разнообразных услугах. Такой вариант расчета обобщающего показателя уровня жизни населения, представляется как средняя взвешенная величина из частных показателей уровня жизни, выражающих соотношение фактического потребления материальных благ и услуг по их группам и видам в среднем на одного человека с научно обоснованными нормами этого потребления.
В настоящей работе обобщены известные подходы на рассматриваемые проблемы и предложены следующие варианты отражения категории уровня жизни:
- в узком понимании уровень жизни - через характеристику уровня потребления населения и степени удовлетворения потребностей, посредством измерения доходов, расходов и потребления благ;
- в широком понимании качество жизни - через характеристику условий и уровня человеческого развития (возможностей населения и состояния здоровья для удовлетворения потребностей) и условий жизнедеятельности населения (состояние среды обитания и безопасности).
Термин «качество жизни» появился в середине 1950-х годов, когда стало очевидно, что категория «уровень жизни» не отражает всесторонне понятие «благосостояние населения». Дело в том, что вызванный устойчивым экономическим развитием рост материального благосостояния населения вызвал одновременно ряд новых нежелательных явлений, таких, как ухудшение экологической обстановки и усиление социальной напряженности. Первоначально понятие качества жизни носило достаточно абстрактную форму, основанную, главным образом, на необходимости дополнения материального оценками социальной безопасности и негативного воздействия окружающей среды.
В ходе дальнейшего исследования появились несколько систем оценки качества жизни – от широких, включающих в себя практически все составляющие представлений современного человека о системе жизненных ценностей (экология, демографическая ситуация, гуманизация общества, преступность и т.д.), до достаточно узких, основывающихся, прежде всего, на уровне материального благосостояния.
Последние исследования дают основание полагать, что экономическая категория «качество жизни населения» может быть определена как сформировавшаяся в массовом сознании обобщенная оценка совокупности характеристик условий жизни и возможностей населения.
Современная научная оценка категории «качества жизни» в большей степени опирается на обобщенную оценку совокупности характеристик условий жизнедеятельности населения, которые можно укрупнено разделить на: условия труда, быта, безопасности и досуга.
Для объективности информации о качестве жизни населения необходимо раскрыть следующие интегральные свойства, составляющие уровень интеллекта человека, условия, среду обитания и систему обеспечения жизнедеятельности человека.
1. Возможности или качество населения, интегрирующие такие его свойства, как:
- способность к воспроизводству (рождаемость, смертность, заболеваемость, инвалидность, ожидаемая продолжительность жизни, миграция и т.п.);
- способность образовывать и сохранять семью (брачность, разводимость);
- уровень образования и квалификации (образованность, грамотность, интеллект, охват обучением, число детей, не обучающиеся в школах и т.п.).
- способность создавать блага (имущественные, финансовые, мотивационные, ситуативные и другие возможности).
2. Условия жизни населения и благосостояние, аккумулирующие более частные свойства, отражающие степень удовлетворения материальных, социально-экономических и духовных потребностей. Материальный аспект благосостояния характеризуют показателями доходов, потребления, сбережения и собственности (имущества) населения. Понятие «условий жизни» включает в себя характеристики жилищных условий, обеспеченность населения мощностями здравоохранения, образования, культуры, инфраструктуры и коммуникациями, использования свободного времени, социальной и географической мобильности и т.п.
3. Социальная безопасность (или качество социальной сферы) отражает условия труда, социальное обеспечение и социальную защиту, физическую и имущественную безопасность.
4. Состояние окружающей среды (или качество экологической ниши), аккумулирует данные о загрязнении воздушного пространства, воды, о качестве почвы, уровне биоразнообразия и т.д.
5. Природно-климатические условия характеризуются климатическими условиями, частотой и спецификой форс-мажорных ситуаций.
Практические потребности управления настоятельно требуют разработки моделей и инструментария, позволяющего адекватно оценивать и сопоставлять качество жизни населения в российских регионах, отслеживать его динамику, проводить факторный анализ позитивных и негативных сдвигов в этой области.
Проведение сопоставительного анализа качества жизни населения базируется на решении следующих основных задач:
- построение рейтинговых групп субъектов РФ по сложившемуся уровню и качеству жизни населения. Это позволит оценить межрегиональную дифференциацию населения, выявить группу «критических» регионов и территорий с лидирующими позициями по качеству условий проживания;
- проведение факторного анализа сложившегося качества жизни регионов способно выявить причины, обусловившие попадание того или иного региона в более высокую и более низкую рейтинговую группу для адекватной направленности мер государственной и региональной социально-экономической политики, направленной на выравнивание условий и общего повышения уровня жизни населения;
- выявление позитивных и негативных сдвигов в качестве жизни населения страны и регионов, которые произошли в отчетном периоде. Данный аспект анализа (включая его факторную составляющую) позволит оценить результативность мер социально-экономической политики, характер движения к целевым установкам развития.
Наличие большого числа данных, принимаемых во внимание при оценке уровня и качества жизни, с одной стороны, и ограниченные ресурсы и возможности человека обобщать потоки разнообразной информации – с другой, диктуют необходимость использования интегральных показателей качества жизни. Их разработка представляет одну их важнейших задач социально-экономической статистики.
Возможна различная степень интеграции (иерархии) обобщенного показателя качества жизни – от статистически регистрируемых отчетных показателей, имеющих «синтетический» характер (типа средней продолжительности жизни, уровней бедности или безработицы и т.п.), до интегрального индикатора высшего уровня, синтезирующего в себе все основные (более частные) аспекты качества жизни населения.
Интегральный индикатор качества жизни представляет собой определенный вид свертки оценок более частных свойств и критериев этого понятия, которые, в свою очередь, могут быть представлены в виде различных комбинаций отчетных статистических данных и в некоторых случаях соответствующих экспертных оценок.
При построении интегрального индикатора качества жизни на результирующее абсолютное значение индикатора будут влиять три основных фактора:
а) выбор базы для сопоставления (степень удовлетворения нормативных потребностей, степень достижения наилучших характеристик условий жизни, степень отклонения от выбранного года, к уровню личных притязаний и т.д.);
б) выборка отчетных показателей, на базе которых должен быть сформирован интегральный индикатор качества жизни (на основе общих принципов построения выборки: общепризнанное смысловое содержание, наиболее значимые аспекты, учет влияния условий на человека и т.д.);
в) выбор способа интеграции отдельных частей характеристик в сводную характеристику качества жизни (вид модели, ее постоянные параметры).
Одной из наиболее удачных попыток оценки условий и возможностей населения можно считать разработанный специалистами Программы развития ООН индекс человеческого развития (ИЧР), или индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Являясь средством измерения уровня удовлетворения материальных потребностей людей, этот показатель используется для наблюдения за социальным прогрессом отдельных стран и человечества в целом.
Тенденции ИРЧП свидетельствуют, что никакой автоматической или явной взаимосвязи между состоянием экономического процветания и процессом развития человека не существует. Значение ИРЧП у двух стран с одинаковым уровнем дохода на душу населения может быть диаметрально противоположным; у стран с одинаковым значением ИРЧП могут быть совершенно разные уровни доходов.