Социальная защита населения представляет собой совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных мероприятий, гарантирующих возмещение потери доходов ввиду возраста, безработицы, нетрудоспособности и т.п., а также оказание различных видов помощи конкретным группам населения, в том числе детям, больным, инвалидам, престарелым, малоимущим и отдельным группам населения, имеющим особые заслуги перед государством, или группам, находящимся в кризисной ситуации.
Государственная политика социальной поддержки опирается на соединение двух направлений — социального страхования и социальной помощи. Действующая в России система социальной защиты отражает разнородные социально-политические задачи государства в разные периоды его истории и в разных сферах его интересов.
В федеральную государственную систему социальной защиты населения входят отраслевые подсистемы: Министерство образования и науки России, Министерство здравоохранения и социального развития т.д., а также государственные внебюджетные социальные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости. Помимо программ внебюджетных фондов существуют федеральные, президентские и региональные программы социальной помощи.
Программы социальной защиты могут различаться и подразделяться на следующие виды:
- по форме собственности управляющего — государственными или частными. Государственные программы контролируются правительствами, которые принимают все принципиальные решения. Частные программы управляются некоммерческими организациями, (например, страховыми фондами, некоммерческими учреждениями, работодателями);
|
- по степени обязательности — обязательными (принуждаемыми) и необязательными. Обязательные программы - такие программы, участие в которых сделано обязательным распоряжениями правительства. Необязательные программы предполагают добровольное членство в них;
- по форме участия — со взносами или без них. Программы со взносами требуют уплаты взносов либо защищаемыми лицами, либо кем-то еще от их имени (например, работодателями). Программы без взносов не обуславливают право на пособие предварительной уплатой членских взносов;
- по степени распространения — всеобщими, общими или специальными. Всеобщие программы затрагивают все население, которое имеет право на получение определенного пособия в случае возникновения соответствующего риска. Общие программы охватывают все или почти все экономически активное население. Специальные программы разработаны для защиты какой-то группы населения (например, шахтеров, государственных служащих или жертв военных действий);
- по механизму формирования ресурсного фонда - за счет социальных взносов, взносов органов государственного управления, передачи из других программ и прочих поступлений. Страховые взносы представляют собой затраты, осуществляемые защищенными лицами или в их интересах для того, чтобы обеспечить права на социальные пособия. Их могут выплачивать работодатели для обеспечения своих настоящих и бывших работников или лиц, находящихся на их иждивении. Взносы могут выплачиваться защищаемыми лицами: наемными работниками, лицами, работающими самостоятельно или пенсионерами. Взносы органов государственного управления - это расходы этих органов на руководство государственными программами или на финансовую помощь другим программам социальной защиты. Передачи от других программ включают безвозмездные платежи, полученные от других программ социальной защиты. Прочие поступления охватывают не классифицированные в предыдущих пунктах поступления (например, доходы от собственности, пожертвования, и т.д.)
|
Механизмы социальной защиты имеютмногообразие форм и путей организации социальной защиты. На более детальном уровне каждая из перечисленных функций имеет свое определение.
• Здравоохранение. Поддержание доходов и денежная помощь в связи с заболеванием (кроме случаев неработоспособности), включающее в себя медицинское обследование, связанное с поддержанием, восстановлением или же улучшением состояния здоровья защищенных лиц, независимо от причины нездоровья. Данная функция охватывает денежные пособия, которые возмещают (полностью или частично) потерю заработка в период временной неспособности трудиться вследствие болезни или же травмы; медицинское обслуживание, обеспечиваемое в рамках социальной защиты для поддержания, восстановления или же улучшение здоровья защищенных граждан.
• Неработоспособность. Поддержание доходов и помощь в денежной или натуральной форме (кроме медицинского обслуживания) в связи с неспособностью заниматься экономической или социальной деятельностью. Данная функция включает в себя пособия по обеспечению доходов лицам, не достигшим пенсионного возраста и утратившим способность трудиться и зарабатывать на жизнь в результате наступления нетрудоспособности; услуг по реабилитации, требующихся вследствие нетрудоспособности; иных (исключая медицинское обслуживание) товаров и услуг нетрудоспособным лицам.
|
• Старость. Поддержание доходов и помощь в денежной или натуральной форме (кроме медицинского обслуживания) в связи со старостью и от рисков, связанных с ней: потерей доходов, неадекватными доходами, недостаточной самостоятельностью при выполнении повседневных задач, сниженным участием в социальной жизни и т.д. Охватывает пособия, которые обеспечивают возмещение доходов, когда лицо пожилого возраста покидает рынок труда; гарантируют определенные доходы, когда то или иное лицо достигло предписанного возраста; обеспечивают товары или услуги, специально требующиеся в связи с личными или социальными обстоятельствами, возникающими у лиц пожилого возраста.
• Потеря кормильца. Поддержание доходов и помощь в денежной или натуральной форме в связи со смертью члена семьи. Лицом, потерявшим кормильца, имеющим право на пособие, могут быть супруга (супруг) или бывшая супруга (бывший супруг) умершего, его или ее дети, внуки, родители или иные родственники. В некоторых случаях пособие может также выплачиваться не члену семьи. Функция «Потеря кормильца» включает пособия, которые обеспечивают временные или постоянные доходы лицам, не достигшим пенсионного возраста, которые претерпевают трудности вследствие потери супруга (супруги) или близкого родственника, обычно когда последний являлся основным кормильцем; компенсируют лицам, потерявшим кормильца, затраты на похороны, любые затруднения, вызванные смертью члена семьи; обеспечивают товары и услуги для имеющих на это право лиц, потерявших кормильца.
• Семья (дети). Помощь в денежной или натуральной форме (кроме медицинского обслуживания) в связи с затратами, связанными с беременностью, родами и усыновлением, воспитанием детей и уходом за другими членами семьи. Данная функция включает пособия, которые обеспечивают финансовую поддержку домохозяйствам для воспитания детей; финансовую помощь лицам, которые поддерживают родственников; социальные услуги, специально предназначенные помогать и защищать семью, особенно детей.
• Безработица. Поддержание доходов и помощь в денежной или натуральной форме в связи с безработицей. Это пособия, которые возмещают (полностью или частично) доходы, потерянные работником вследствие утраты им доходного занятия; возмещают стоимость подготовки или переподготовки лиц, ищущих работу; обеспечивают помощь безработным путем предоставления необходимых товаров и услуг.
• Жилье. Целью данной функции является оказание помощи домохозяйствам по оплате стоимости жилья. Одним из существенных критериев для определения рамок функции «Жилье» служит наличие проверки нуждаемости для пособия.
• Социальная неустроенность. Пособия в денежной или натуральной форме (кроме медицинского обслуживания), специально предназначенные для борьбы с социальной неустроенностью. Концепция социальной неустроенности (social exclusion) многопланова, но, в первую очередь, она связана с недостаточным уровнем доходов (бедностью) и с неопределенным положением в области здоровья, образования и занятости. В то время как другие функции относятся к гражданам, у которых имеются четко идентифицируемые риски или потребности (людьми пожилого возраста, нетрудоспособными лицами, безработными и т.д.), данная функция связана с социально неустроенными лицами или с теми, которые могут оказаться социально неустроенными. Здесь могут быть идентифицируемы (среди прочих) такие крупные целевые группы, как сильно нуждающиеся лица, мигранты, беженцы, наркоманы, алкоголики, жертвы насилия и т.п.
Методология статистики социальной защиты и построение ее показателей базируется на общих принципах социально-экономической статистики. Методологические основы статистики социальной защиты населения можно условно объединить в две основные группы: а) определение понятий и рамок статистики социальной защиты населения; б) формирование статистических показателей социальной защиты населения.
Система показателей статистики социальной защиты, удовлетворяющая потребностям социальной политики и согласованная с подходом международных организаций, изложенная в Европейской системе ЭСС-ПРОС и методологии СНС, представляет собой инструмент статистического наблюдения, направленный на экономико-статистическую обработку информации о поступлениях и расходах всех программ социальной защиты и об обеспечении отдельных категорий населения теми или иными видами социальной помощи.
На практике социальная защита, обеспечиваемая непосредственно работодателями для своих работников, ограничивается:
• продолжающейся выплатой обычной или же уменьшенной заработной платы во время периодов отсутствия на работе вследствие болезни, несчастного случая, беременности и ухода за ребенком и т.д.;
• выплатой установленных законом специальных пособий на находящихся на иждивении детей и других членов семьи;
• медицинским обслуживанием, которое не связано с характером работы.
По методологии СНС (1993 г.) основное понятие, описывающее процессы социальной защиты населения, — это трансферт. Под трансфертом в рамках СНС понимаются любые операции, в которых одна сторона предоставляет другой стороне товары, услуги или активы, не получая взамен эквивалента. Фактически в СНС этот термин находит отражение в таких трансфертах, как социальные пособия. Социальные пособия представляют собой текущие трансферты, получаемые домашними хозяйствами и предназначенные для обеспечения нужд, которые возникают в связи с определенными событиями или обстоятельствами (например, болезнью, безработицей, выходом на пенсию, жилищными условиями и т.д.).
В этих условиях определение рамок статистики социальной защиты, которое в максимально возможной степени удовлетворяет потребностям анализа социальной политики, имеет ряд особенностей. В отличие от СНС в системе учета социальной защиты населения должны регистрироваться все поступления и расходы в форме: распределительных операций, как текущих, так и капитальных, административных затрат.
Статистические показатели социальной защиты населения предназначаются для контроля и оценки размера предоставляемых обществом гарантий, потребностей в различных формах социальной зашиты и ее достаточности.
Систему статистических показателей, характеризующую положение в области социальной защиты населения, можно свести в разделы.
Показатели по первому разделу касаются «расходов на социальное обеспечение и помощь»: социальные выплаты, поступления и расходование средств государственными внебюджетными социальными фондами, основные минимальные гарантии в области доходов, доли лиц, которые сталкиваются с потерей доходов и другими трудностями и которые охватываются соответствующей программой социальной защиты.
В разделе «пенсионное обеспечение» представлены показатели, отражающие численность пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения. В основу группировки общей численности пенсионеров положены виды получаемых пенсий: трудовые (из них по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) и социальные. В качестве других оснований для группировки выделены пол, тип местности, статус занятости пенсионера, а также (в качестве перспективного направления) — возраст пенсионера. Показана численность пенсионеров, получающих льготные, минимальные и максимальные пенсии, а также надбавки к пенсиям.
Для того чтобы оценить нагрузку на общество в связи с необходимостью обеспечивать содержание пенсионеров, предлагается определять долю пенсионеров в общей численности населения, в общей численности трудоспособного населения и в общей численности экономически активного населения.
Большое внимание в разделе уделяется пенсионному обеспечению и показателям, направленным на учет размеров получаемых пенсий. В перечисленных показателях представлена общая сумма назначенных ежемесячных пенсий, их среднемесячный размер (в целом и по видам получаемых пенсий).
В качестве обобщающих характеристик, комплексно отражающих уровень пенсионного обеспечения, предложены следующие расчетные показатели. Во-первых, это соотношение среднего размера назначенных ежемесячных пенсий и среднемесячного размера начисленной заработной платы. С помощью этого показателя можно оценить, насколько материальное положение пенсионеров хуже, чем работающих лиц.
Показатель реального среднего размера назначенных ежемесячных пенсий учитывает их покупательную способность в соответствии с ростом потребительских цен. Этот расчетный показатель выражается в процентах по отношению к предыдущему году. Показатель, отражающий покупательную способность среднего размера назначенных ежемесячных пенсий, выражает, какое количество стандартных минимальных наборов можно приобрести на эту сумму.
Контрольные вопросы
1. Что такое отчисления на социальное страхование?
2. Дайте определение социальной защиты населения.
3. Назовите основные направления финансирования социальных программ.
4.Назовите виды расходов на социальное обеспечение и помощь?
5. Какие основные понятия, описывающие процессы социальной защиты населения вы знаете?