Статистика внутренней торговли – это экономическая деятельность, производящая рыночные услуги, основанные на общих организационно-методологических принципах статистики предприятий в процессе купли-продажи продуктов на рынке.
Учет деятельности торговли необходим для получения полной и объективной информации, характеризующей движение товаров от стадии производства до стадии потребления. Под внутренней торговлей (перепродажа) понимают оптовую и розничную торговлю товарами, производимыми торговцами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, осуществляющих свою деятельность по ОКВЭД – 2008г. В соответствии с требованиями СНС исчисляются также объемы неформальной деятельности.
Предметом наблюдения, учета и измерения в оптовой и розничной торговли является оборот оптовой (розничной) торговли, т.е. купля и продажа товаров в их количественном и стоимостном выражении. Непосредственными объектами наблюдений в статистике торговли являются товары, приведенные в ОКПД.
Оборот оптовой торговли представляет собой выручку от реализации товаров, приобретенных ранее на стороне в целях перепродажи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи), а также сумму вознаграждений комиссионеров (поверенных, агентов), совершающих сделки по купле-продаже товаров от имени или за счет других лиц или фирм (комитентов, доверителей, принципалов) по договорам комиссии (поручения) или агентским договорам. Оборот оптовой торговли показывается в фактических продажных ценах, включающих: торговую наценку, налог на добавленную стоимость (НДС), акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы и аналогичные обязательные платежи.
|
Оборот розничной торговли представляет собой выручку от продажи товаров населению за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчика. Кроме того, в оборот включаются: стоимость комиссионных товаров, отправленных по почте и проданных по подписке печатных изданий, товаров в кредит, стоимость упаковки, стеклянной посуды и порожней тары, имеющих продажную цену и т.д. Оборот розничной торговли приводится в розничных ценах – фактических продажных ценах, включающих торговую наценку и НДС.
Показатель оборота оптовой (розничной) торговли используется также для измерения объема продаж в динамике. В этих целях производится исключение влияния изменения цен на товары в отчетном периоде за счет применения индекса-дефлятора оборота, который формируется в рамках статистики цен и взвешивается на удельный вес соответствующих товарных групп.
Индекс физического объема оборота торговли за два сравниваемых периода рассчитывается по следующей формуле:
И ф.о. = О / Д х 100,
где: О - оборот торговли отчетного периода в фактически действующих ценах;
Д – индекс-дефлятор оборота.
Помимо оборота оптовой (розничной) торговли в стоимостном выражении статистика торговли формирует показатели товарной структуры оборота, продажи и запасов товаров в натуральном и стоимостном выражении.
Сведения об обороте оптовой (розничной) торговли собираются по унифицированным формам федерального статистического наблюдения по крупным и средним организациям – на основе сплошного обследования ежемесячно (формы № П-1, 1-предприятие), по субъектам малого предпринимательства (форма № ПМ), а также вещевым, смешанным и продовольственным рынкам – на основе выборочных обследований с последующим распространением собранных данных на генеральную совокупность объектов наблюдений. В соответствии с требованиями СНС в сводные данные оборота добавляются объемы неформальной (скрытой) деятельности. Расчет сокрытия или занижения данных определяется при сопоставлении данных об индексах физического объема стоимости закупленных торговыми организациями для дальнейшей продажи товаров в оценке по покупным ценам (себестоимость товаров) и оборота торговли в фактических ценах продажи.
|
Помимо унифицированных форм наблюдения, на базе которых формируются показатели объема, динамики и структуры оборота торговли, применяются и специальные обследования торговли, показатели которых позволяют получить более детальную характеристику отдельных социально-экономических явлений в торговле. Это дополнительные сведения: о наличии торговой сети, о межрегиональном товарообмене, о состоянии отдельных товарных рынков, о конъюнктуре и деловой активности торговли, о проведении торгов на размещение и использование средств на закупку и поставки продукции.
Самостоятельной работой в статистике внутренней торговли является определение натуральных показателей продажи товаров. В этих целях применяется балансовый метод, позволяющий определить общие товарные ресурсы важнейших видов продукции (нефтепродуктов, металлопродукции и др.) и основных потребительских товаров и их использование, оценить долю импорта (экспорта) в товарном обеспечении рынка.
|
Важной статистической характеристикой состояния внутренней торговли является показатель наличия и обеспеченности торговли объектами торгово-складской сети. Для чего проводятся обследования и учет наличия торгово-складской сети крупных и средних организаций торговли.
Основные понятия и определения объектов торгово-складской сети регламентируется Налоговым кодексом РФ. К числу основных объектов относятся: стационарная торговая сеть, магазин, павильон, площадь торгового зала, палатка, киоск и т.д. Из числа объектов складской сети выделяются обще товарные склады, холодильники, хранилища для плодоовощной продукции, нефтехранилища, склады стройматериалов и др.
По всем перечисленным объектам торговой сети показываются их наличие на дату проведения обследования (число объектов и их площадь или объем хранилищ), площади и помещения, взятые в аренду, и сданные в аренду площади и помещения.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение видов деятельности «оптовая торговля» и «розничная торговля»?
2. Классифицируйте составные части рынка?
3. Назовите основные показатели внутренней торговли?
4. Что такое неформальная торговля?
5. Какие показатели отражают конъюнктуру рынка?