В Российской Федерации деятельность транспорта и связи регулируется Гражданским кодексом РФ, законами РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «О связи», транспортными уставами и кодексами, другими нормативными актами.
Статистика транспорта строится из наблюдений и учета за деятельностью 12 видов транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным, воздушным, газопроводным, нефтепроводным, нефтепродуктопроводным, непрерывным, трамвайным, троллейбусным, метрополитеном, а также за автодорожным хозяйством. Кроме того, в составе транспортного комплекса выделяется транспорт общего (удовлетворяющий потребности населения и секторов экономики) и необщего (ведомственного) пользования.
Функции транспорта общего пользования возложены в первую очередь на специализированные транспортные предприятия. В рамках статистических наблюдений за каждым видом транспорта существуют насколько блоков объектов наблюдения за элементами транспортной системы – путевым хозяйством, подвижным составом, эксплуатационной деятельностью, аварийностью и т.д. В каждом из названных блоков существует определенный набор показателей, характеризующих ту или иную сторону деятельности транспорта.
Статистика базируется на двух равноправных основаниях. С одной стороны, развивается отраслевая (ведомственная) статистика. При этом методология и инструментарий статистических наблюдений создается совместно специалистами Федеральной службы государственной статистики и соответствующих министерств и ведомств, утверждаются формы наблюдений и порядок из заполнения службой. Создаваемые ведомственной статистикой информационные массивы дополняются и обогащаются статистической информацией, централизованной в органах государственной статистики, главным образом носящей межотраслевой характер.
|
Централизованное статистическое наблюдение весьма важно для транспорта, поскольку в нашей стране широко развита транспортная деятельность, осуществляемая организациями других секторов экономики. Достаточно сказать, что специализированные предприятия автомобильного транспорта выполняют менее 15% перевозок грузов, остальной объем приходится на предприятия других отраслей экономики, перевозящие грузы как для собственных нужд, так и на коммерческой основе.
Из действующих в настоящее время 109 форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью транспорта 80 форм не централизованы в органах государственной статистики, 29 форм – централизованы.
Статистическое наблюдение за транспортом состоит:
- из ежемесячного наблюдения за основными показателями эксплуатационной деятельности видов транспорта, такими, как перевозки грузов и пассажиров, грузооборот и пассажирооборот, погрузка грузов на железных дорогах, погрузо-разгрузочные работы и т.п.;
- периодического (квартального, полугодового) наблюдения за деятельностью транспорта по широкому спектру показателей транспортной деятельности, характеризующих как объемы перевозок, так и доходы от них, эффективность использования подвижного состава, его производительность, качество обслуживания транспортом населения и организаций, аварийность на транспорте и т.п.;
|
- годового наблюдения, включающего в основном показатели протяженности путей сообщения, наличия транспортных сооружений (мостов, портов, причалов и пр.), их оснащенности различным оборудованием, наличия парка подвижного состава;
- наблюдения за деятельностью непрерывного транспорта и за материально-технической базой железнодорожного транспорта, осуществляемого один раз в пять лет.
В статистике транспорта проводится ряд выборочных обследований деятельности индивидуальных предпринимателей – владельцев грузовых автомобилей, а также микропредприятий, имеющих менее 10 грузовых автомобилей.
Для характеристики путей сообщения используются сведения об их протяженности, а также классности (например, из общей протяженности автодорог выделяются автомагистрали, железных дорог – электрифицированные участки), состояние (типе дорожного покрытия, наличии дефектных рельсов и т.п.); об оснащенности (например, на внутреннем водном транспорте освещаемые и светоотражающими знаками судоходности).
Для отражения парка подвижного состава, помимо данных о числе транспортных средств, состоящих на балансе предприятий на конец отчетного периода, используются сведения об их технической исправности (коэффициент технической готовности); по грузоподъемности (пассажировместимости) и т.п. Весьма важной является информация о возрастной структуре подвижного состава. Она позволяет судить не только о степени изношенности основных фондов транспорта, но и о его конкурентоспособности.
Транспортировка грузов и пассажиров – полезный результат деятельности транспорта. Его характеризуют показатели перевозок грузов и пассажиров, пассажирооборота и грузооборота (т.е. объем перевозок с учетом их дальности). Информация по этим показателям приводится по видам транспорта, видам сообщений (международное, междугородное, пригородное, внутригородское), родам грузов.
|
Аварийность характеризуется показателями количества транспортных происшествий, погибших и раненых в них людей, поврежденных транспортных средств.
Перечень некоторых наиболее важных показателей, которые могут быть использованы для характеристики любого вида транспорта или для их большинства, следующие: протяженность путей сообщения, плотность путей сообщения, перевезено грузов и пассажиров, грузооборот и пассажирооборот транспорта, классификация грузов, дальность перевозки, скорость движения подвижного состава, производительность подвижного состава, коэффициент использования пробега и другие данные.
В Российской Федерации деятельность связи регулируется законом «О связи». Связь включает две крупные составляющие: электрическую и почтовую, которые в свою очередь подразделяются на самостоятельные виды деятельности. В последнее время особенно важное значение приобрели новые, высокотехнологические услуги связи, обеспечивающие развитие информационного общества.
Статистическое наблюдение и учет за деятельностью связи ведется по 20 формам федерального статистического наблюдения, в основном как ведомственное, в то же время сбор и обработка информации централизованы в органах статистики только по одной форме - № 65-связь «Сведения о доходах от услуг связи». Учет доходов от услуг связи ведется по следующим видам: почтовая, спецсвязь, междугородная телефонная, местная (городская и сельская) телефонная связь, услуги, предоставляемые с таксофонов, документальная электросвязь, радиосвязь, радиовещание, телевидение и спутниковая связь, проводное вещание и другие виды связи.
Статистическое наблюдение и учет за связью состоит:
- из ежемесячного наблюдения за доходами предприятий связи в целом и от основной деятельности, в том числе за объемами услуг связи населению;
- квартального наблюдения за деятельностью связи по широкому кругу показателей: об объеме продукции связи в натуральном выражении, качестве работы предприятий связи, развитии средств электросвязи, документальной связи, сетей беспроводной радиосвязи, а также за объемами доходов от услуг связи по их видам;
- полугодового наблюдения за ходом подписки на печатные издания;
- годового наблюдения за развитием сетей и средств связи по каждому виду связи; с годовой периодичностью представляются также более подробные сведения об услугах связи в натуральном выражении; за техническими средствами радиовещания, спутниковой связи и радиосвязи.
Годовое наблюдение ведется по 10 формам федерального статистического наблюдения, сведения по ним представляются в органы федеральной государственной службы в виде единого документа – годового производственного отчета.
Сети и средства связи характеризуются такими показателями, как наличие технических средств, протяженность линий и каналов связи, ёмкость телефонных станций, число абонентских установок, терминалов. Объем услуг связи в натуральном выражении измеряется в количестве переданных сообщений, продолжительности телефонных разговоров. Ввиду большого разнообразия услуг связи широко используется показатель «Доходы от услуг связи», который позволяет суммировать объемы услуг различных видов связи.
Для измерения обеспеченности населения услугами связи используются показатели телефонной плотности, обеспеченности населения квартирными телефонными аппаратами, охвата населения телевизионным и радиовещанием. Качество работы предприятий связи отражается скоростью передачи различных видов сообщений (телеграмм, писем, посылок и т.д.); достоверностью (точностью воспроизведения) сообщений; надёжностью (устойчивостью) действия связи.
Основные показатели статистики связи следующие: средства связи, сети связи, емкость телефонной связи, услуги и доходы связи, охват населения телевизионным вещанием, телефонная плотность (обычно на 1000 человек), обеспеченность населения квартирными телефонными аппаратами (на 100 человек).
Качество продукции связи характеризуется показателями: выполнение контрольных (нормативных) сроков обработки и передачи сообщений (процент сообщений, прошедших в контрольные сроки от отправителя до адресата); устойчивого (исправного) действия каналов связи, которое отражается коэффициентом исправного действия каналов связи (КИД) – отношение времени исправного состояния каналов (в часах) ко времени работы по установленному расписанию. К качественным показателям работы связи можно отнести также число случаев утрат хищений почтовых отправлений, недостач и хищений переводных средств.
Контрольные вопросы
1. Какие показатели включает в себя статистика транспорта и связи?
2. Перечислите виды транспорта связи?
3. Как осуществляется учет деятельности транспорта и связи?
4. Какие основные формы наблюдений используются за транспортом и связью?
5. Как оценивается качество услуг транспорта и связи?