Основные задачи учета цен и тарифов




Цена является важнейшей категорией рынка и стоимостным измерителем товаров и услуг. Она изучает всю систему цен, действующую в сфере экономических отношений.

Цену как объект изучения статистики цен следует рассматривать с позиции макро- и микроэкономики. С точки зрения макроэкономики, на цену воздействуют секторальные и отраслевые пропорции, системы распределения национального дохода, налогообложение и кредитование, порядок формирования затрат и т.д. С микроэкономических позиций цена рассматривается как механизм, функционирующий на уровне конкретного предприятия, с помощью которого можно обеспечить прибыль.

Роль и значение цен в экономическом механизме велики. Цены в рыночных условиях формируются, в основном, свободно как в процессе производства, так и в процессе обмена продукцией.

Поэтому цены реализуют свою балансирующую функцию. Эта функция заключается в том, что с помощью цен достигается баланс между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена должна заинтересовать производителя в снижении затрат, повышении качества и расширении ассортимента товаров и услуг с учетом реального спроса.

Сущность цены проявляется не только в ее балансирующей функции. Государством широко используется распределительная функция цены, которая предполагает возможность распределения и перераспределения произведенной стоимости между отдельными секторами экономики, различными регионами, социальными группами населения и т.д. Именно через эту функцию цены государство в значительной мере решает социальные проблемы общества.

Цена выполняет также критериальную функцию, поскольку является соизмерителем, с одной стороны, затрат, с другой – результатов труда. Соотношение между результатом и затратами характеризует эффективность затрат.

Не рассматривая подробно все функции цены в рыночном механизме хозяйствования, отметим лишь то, что они действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии всех видов цен, среди которых можно выделить потребительские цены, цены производителей. Кроме того, цены можно распределить в зависимости от отраслевого признака, от назначения товаров и услуг, уровня регулирования цен и тарифов и т.д. Учет в стране ведется всей системы статистики цен.

С момента либерализации цен в России (в январе 1992 г.) решалась задача построения логической системы показателей статистики цен, которая реализует построение по единым методологическим принципам системы наблюдения за уровнем и изменением цен во всех секторах экономики.

Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих различные стороны формирования и движения цен. В системе показателей особое место занимают индексы и динамические ряды цен, которые отражают изменение цен по обобщенным потокам товаров и услуг.

Для измерения экономических операций используется несколько видов цен: потребительские цены, цены производителей и основные цены, которые различаются между собой по способу учета налогов, субсидий и расходов на доставку товаров до потребителя.

Схематично систему цен можно представит в виде:

(a) - цена покупателя (a = b + c + d);

(b) - налог на добавленную стоимость (НДС) и аналогичные налоги на импорт;

(c) – торгово-транспортные расходы;

(d) – цена производителя (d = а – b - c);

(e) – налоги на продукты (кроме НДС и налогов на импорт);

(f) – субсидии на продукты;

(g) – основная цена (g = d - e + f), включает прочие налоги на производство (за вычетом прочих субсидий на производство).

 

Методология, система показателей, сбора, обработки и анализа ценовой информации довольно сложны. Поэтому во всех странах мира разрабатывается методическая концепция статистики цен с учетом дифференциации экономических показателей в системе национальных счетов.

Задачи учета цен на современном этапе можно сгруппировать исходя из следующих целей:

- отражение инфляционных процессов;

- изучение конъюнктуры рынка;

- выявление средней динамики цен (тарифов) на производственную продукцию и услуги предприятиям всех секторов экономики;

- выявление средней динамики цен (тарифов), сложившейся на потребительском рынке;

- определение стоимости наборов: минимального пайка продуктов питания и фиксированного для межрегиональных сопоставлений;

- элиминирование стоимостных макропоказателей от изменения цен (дефляция), например, ВВП и показатели СНС;

- определение паритета покупательной способности валют для международных сопоставлений ВВП и ВНД, а также с курсом валют.

Статистическое наблюдение за уровнем и динамикой цен по товарам-представителям ведется несплошным методом учета. Этот метод внедрен при изучении динамики цен производителей продукции промышленности, потребительских цен во всех секторах и отраслях экономики.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные функции цен?

2. Какие задачи решает учет цен на современном этапе?

3. Какими методами измеряются цены?

4. Что такое цена?

5. Цены могут быть средством сбережения?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: