Учет потребительских цен




На территории Российской Федерации учет и статистическое наблюдение за потребительскими ценами и тарифами на отдельные виды товаров и платных услуг, оказанных населению, осуществляюторганы государственной статистики в соответствии с законом РСФСР «Об индексации доходов и сбережений граждан в РСФСР» от 24 октября 1991г. N 1799-1.

Наблюдение за ценами и расчет индексов потребительских цен осуществляется в рамках Федеральной программы статистических работ, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Основное предназначение собранной информации о ценах и тарифах на потребительском рынке использование ее для расчета индекса потребительских цен и инфляции, а также средних цен на отдельные виды товаров и услуг как в целом по России, так и по субъектам Российской Федерации.

Индекс потребительских цен (ИПЦ ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода. ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используется в целях осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых споров.

Наблюдение за потребительскими ценами проводится на территории всех субъектов Российской Федерации в организациях торговли, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатки, киоски и т.д.), и в организациях сферы услуг. В выборочную совокупность включаются предприятия всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в розничной торговле.

В каждом городе, в котором организовано наблюдение за ценами (тарифами) на потребительском рынке для проведения регистрации цен (тарифов) определяются базовые организации торговли и сферы услуг, а также объекты по реализации товаров, предоставлению услуг, принадлежащие физическим лицам.

Наряду с организациями, реализующими товары массового спроса, цены в которых близки к среднему сложившемуся уровню, в наблюдение пропорционально объемам продаж также могут быть включены фирменные магазины, супермаркеты, магазины-салоны, в которых цены несколько выше среднего уровня.

Подобные объекты включаются в наблюдение при условии, что они имеют высокий товарооборот и в них реализуются товары, по потребительским свойствам и уровню цен рассчитанные на массового потребителя.

Однако в число наблюдаемых объектов не рекомендуется включать организации торговли, в которых реализуются товары, уровень цен на которые многократно превышает средний сложившийся уровень цен на аналогичные товары.

При осуществлении наблюдения на мелкооптово-розничных ярмарках (рынках) рекомендуется заносить в каталог объектов наблюдения информацию обо всех наблюдаемых торговых точках, с указанием их местонахождения и торговой группы реализуемых товаров.

Для удобства занесения в бланк регистрации цен сведений о базовой организации каждому наблюдаемому объекту может быть присвоен условный код.

Для отбора базовых организаций могут быть использованы данные статистической отчетности, налоговых органов, организаций по управлению имуществом и других органов исполнительной власти.

Потребительский набор товаров и услуг, на основании которого осуществляется наблюдение за ценами и рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов Российской Федерации репрезентативную выборку групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением. Данный набор разрабатывается Федеральной службой государственной статистики и остается неизменным в течение определенного времени (не менее года).

Под товаром-представителем понимается совокупность марок, моделей, артикулов и т.п. определенного вида товара, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные их потребительские свойства, но должны быть однородными по своему потребительскому назначению.

Набор товаров и услуг для наблюдения за ценами на потребительском рынке состоит из трех крупных групп: продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги, оказываемые населению. В 2004 году наблюдалось 114 – продовольственных товаров, 267 – непродовольственных товаров и 101 услуга населению.

Отбор товаров, услуг – представителей для регистрации цен производится поэтапно методом направленной выборки.

Например, группа «Яйца» представлена конкретным товаром: «Яйца столовые», а группа «Сыр» представлена двумя малыми товарными подгруппами: «Сыры сычужные твердые и мягкие» и «Сыры плавленые».

По каждому товару (услуге) – представителю в отчетном периоде необходимо зарегистрировать в текущем периоде до 5-10 цен на конкретные товары и отдельные виды услуг (кроме услуг, тарифы на которые едины по городу), сопоставимых с соответствующими показателями предшествующего периода.

В связи с тем, что одной их важнейших задач наблюдения за ценами и тарифами на потребительском рынке является определение средних цен, необходимо по каждому товару (услуге) зарегистрировать такое количество цен, которое позволит репрезентативно определить его среднюю цену.

Количество собранных в ходе регистрации ценовых котировок с различным уровнем цен (тарифов) должно отражать реальную структуру покупок населением конкретных товаров (получения услуг) в организациях торговли (сферы услуг) с различными условиями их реализации и обеспечивать возможность определения реального уровня средневзвешенных цен (тарифов) на каждый товар (услугу).

Во всех городах, в которых проводится наблюдение за ценами, обязательно должны включаться позиции, информация по ценам на которые используется для расчета величины прожиточного минимума и стоимости необходимого социального набора в целом по Российской Федерации. Перечни соответствующих позиций определены, соответственно, Федеральным законом Российской Федерации.

Регистрации подлежит фактическая цена товара, имеющегося в свободной реализации на потребительском рынке (без учета товаров, реализуемых на льготных условиях) и оплачиваемого наличными деньгами.

Например, не рекомендуется регистрировать цены на сахар или муку, реализуемые мешками, или цены на отдельные непродовольственные товары (одежду, обувь, предметы сложнобытовой техники и т.п.), реализуемые во время краткосрочных распродаж, а также цены со скидками (льготные цены), по которым осуществляется реализация товаров отдельным категориям населения.

По платным услугам регистрации подлежит фактическая цена (тариф) предложенного к реализации отдельного вида платных услуг, оказанных населению.

Потребительская цена (тариф), которая является конечной ценой потребления, включает НДС, акциз, налог с продаж и другие косвенные налоги, а также расходы и доходы товаропроводящей сети.

Одним из основных условий получения максимально точной и достоверной информации, используемой для расчета индекса потребительских цен, является соблюдение сопоставимости количества регистрируемых цен в отчетном и базисном периоде.

Важнейшей задачей при построении динамических рядов уровней и индексов цен является наличие информации в длительной непрерывной динамике.

Регистрация цен и тарифов проводится ежемесячно с 23 по 25 число отчетного месяца. По товарам и услугам, цены (тарифы) на которые не подвержены резким изменениям, регистрация цен может быть проведена на один-два дня ранее установленного времени.

Кроме ежемесячного сбора ценовой информации, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации органами государственной статистики, проводится еженедельнаярегистрация цен и тарифов по ограниченному кругу товаров (услуг) - представителей необходимого социального набора, который принят для расчета долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации.

Регистрируемая еженедельно ценовая информация на товары (услуги) – представители, входящие в необходимый социальный набор, должна быть взаимоувязана с ежемесячной регистрацией и должна проводиться на тех же объектах наблюдения.

Регистрация цен и определение среднего уровня цен проводится раздельно на товары отечественного и зарубежного производства.

По каждому товару отечественного или зарубежного производства регистрируется такое количество цен, которое позволяет репрезентативно определить его среднюю цену.

Средняя цена, как отечественных товаров, так и товаров зарубежного производства определяется как средняя величина на базе зарегистрированных цен на эти товары.

При определении доли реализации товаров в организациях торговли и на вещевых, смешанных и продовольственных рынках и, соответственно, определении количества регистрируемых цен в организациях торговли и на рынках можно использовать данные статистики торговли, а также применять экспертные оценки.

По платным услугам сопоставимой считается цена (тариф), зарегистрированная на один и тот же вид работ (или комплекс работ в расчете на единицу обслуживания), оказываемых одни и теми же или идентичными предприятиями (одинакового разряда, формы собственности и т.п.).

Сопоставление цен на отдельные виды товаров и услуг, реализация которых на потребительском рынке носит сезонный характер, показывает, что для правильного отражения сезонного фактора при построении индексов потребительских цен необходимо более широкое проведение дополнительных корректировок отчетных или базисных цен.

При расчете индексов цен по сезонным товарам необходимо учитывать особенности условий реализации товаров разных групп на потребительском рынке отдельных регионах страны.

Например, массовая продажа меховых изделий в большинстве регионов России осуществляется в период с сентября по февраль.

В течение периода массовой продажи динамика цен по товарам данной группы соответствует средним темпам роста цен, имеющим место по другим товарам и услугам.

В период с марта по август число объектов реализации данного товара ограничено, и объем продаж меховых изделий сокращается.

Регистрация цен на этот товар в период массовой его реализации может проводиться как в специализированных магазинах по продаже меховых изделий, универсальных магазинах, небольших частных фирмах, так и на вещевых и смешанных ярмарках (рынках).

В то же время, как показывает практика, наблюдение за ценами на изделия данного наименования по широкому ассортименту отечественных и импортных товаров в несезонный период года возможно осуществлять, в основном, только в специализированных магазинах или универсальных магазинах.

Уровень цен в таких магазинах, как правило, превышает уровень цен на аналогичные изделия, реализуемые в других организациях торговли, однако темпы роста цен на товары, реализуемые в различных организациях торговли, имеют сопоставимую динамику.

Средние цены на отдельные товары и услуги складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других факторов.

Таким образом, изменение средних цен на товары отличается по своему экономическому содержанию от индексов цен по этим товарам, прежде всего тем, что учитывает не только ценовой фактор, т.е. изменение конкретных цен на отдельные товары, но и структурные, ассортиментные сдвиги.

Учитывая вышесказанное, информация о средних ценах не всегда может быть использована для характеристики динамики цен.

Наряду с динамическими рядами средних цен, важное место в анализе ценовой информации занимают пространственные ряды цен, на основании которых проводят межрегиональные сопоставления цен на одни и те же товары.

Расчет ИПЦ на федеральном и региональном уровнях производится по единой методологиис месячной периодичностью.

Ежемесячно исчисляются индексы цен к предыдущему месяцу, к соответствующему месяцу предыдущего года, к декабрю предыдущего года. Для пересчета макроэкономических показателей в сопоставимые цены осуществляется расчет индексов цен к соответствующему периоду предыдущего года.

Ежеквартально определяются индексы цен на конец квартала к концу предыдущего квартала, к соответствующему кварталу предыдущего года, к соответствующему кварталу базисного года, к базисному году.

Расчет индексов цен на отдельные товары (услуги)-представители, а также сводных индексов цен за квартал, период с начала года, период за ряд лет производится «цепным» методом, т.е. путем перемножения соответственно месячных, квартальных или годовых индексов потребительских цен.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные виды потребительских цен?

2. Инфляцию можно или нет измерять индексом потребительских цен?

3. Какие товары включены для отражения потребительских цен?

4. Цель наблюдения за ценами прожиточного минимума?

5. Что такое продовольственный паёк?

Учет цен производителей

Учет цен производителей в секторе нефинансовых предприятий: в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте собирается по формам отчетности, которые составляют работники отобранных базовых предприятий.

Индекс цен производителей промышленной продукции является одним из наиболее важных показателей экономического положения страны, отдельных ее регионов и отраслей экономики. Он может быть использован как показатель экономического анализа и при расчете дефлятора валового внутреннего продукта. Кроме того, индекс цен производителей промышленной продукции часто используется юридическими лицами при составлении ими долгосрочных контрактов на куплю или продажу, целью которых является защита покупателя и продавца от неожиданного изменения цен.

В процессе наблюдения за ценами у специалистов, занимающихся регистрацией цен, довольно часто возникают проблемы, связанные с регистрацией цен. Такая ситуация может быть вызвана различными факторами: временным отсутствием товаров вследствие сезонных причин; перебоями в выпуске товаров, сложностями при реализации произведенной продукции; временной остановкой производства или полным прекращением выпуска товаров, по которым организовано наблюдение за ценами, а также другими причинами.

Некорректное отображение подобных ситуаций при проведении расчетов индексов цен приводит к искажению сводных показателей по статистике цен и получению смещенных значений индексов цен как в сторону их увеличения, так и уменьшения.

Поэтому на практике отражаются особенности регистрации цен на продукцию отдельных отраслей промышленности и применяются методы условного исчисления недостающих (расчетных) цен на отсутствующие товары, которые могут применяться при расчете индексов цен производителей промышленной продукции, для того, чтобы избежать смещенных оценок их значений.

Средние цены и индексы цен производителей промышленной продукции рассчитываются на основе зарегистрированных цен на выборочный круг товаров-представителей в базовых организациях, производящих доминирующую промышленную продукцию.

В целяхописания методологических подходов, которые могут использоваться для решения проблем, связанных с регистрацией цен на отобранные для наблюдения товары и продукцияприменяются следующие индексы цен:

- индексы цен производителей промышленной продукции (ИЦП) характеризуют изменение цен во времени при неизменной структуре производства, которое складывается на продукцию, предназначенную для реализации на внутреннем рынке. При помощи ИЦП измеряются изменения цен, сложившихся на момент регистрации на произведенную отечественными производителями промышленную продукцию (без косвенных товарных налогов – налога на добавленную стоимость, акциза и т.п., а также без расходов на ее транспортировку). ИЦП, как показатель, отражающий изменение цен, учитывает только инфляционный фактор. Индексы цен производителей могут быть исчислены по отдельным товарам, товарным группам, видам экономической деятельности, отраслям, а также по промышленности в целом;

- средние цены производителей помимо непосредственно ценового фактора формируются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, изменения доли производства товаров в различных промышленных организациях и с различным уровнем цен, сезонных их колебаний и т.д. В отличие от индексов цен на изменение средних цен помимо ценового фактора влияет также и изменение структуры производства отдельных видов и ассортиментных групп продукции. Средние цены производителей исчисляются на отдельные виды товаров различных отраслей промышленности.

Наблюдение за ценами производителей основывается на методе выборочного наблюдения и осуществляется на ежемесячной основе в определенный фиксированный день месяца (по состоянию на 20 число отчетного месяца).

Основным принципом отбора товаров для регистрации цен является представительность отобранных их видов для достоверной и репрезентативной характеристики динамики цен по товарным группам, видам экономической деятельности, отраслям и подотраслям промышленности каждого региона и России в целом. От полноты охвата товаров, включенных в наблюдение за ценами производителей, зависит качество исчисленных индексов цен.

В состав отобранных для наблюдения за ценами товаров должны входить как те их виды, по которым достаточно легко доступна сопоставимая ценовая информация (например, нефть, цемент, кирпич и т.д.), так и товары, сопоставимые цены на которые достаточно трудно отследить из-за частого обновления ассортимента или вследствие качественных изменений (например, продукция машиностроения). Отбор для регистрации цен только «простых» для наблюдения товаров может привести к искажению сводных индексов цен по групповым позициям, отдельным подотраслям и отраслям, а также по промышленности в целом.

При отборе товаров и организаций для наблюдения за ценами следует обращать внимание на тот факт, чтобы в наблюдение попала продукция не только крупных предприятий, но и организаций с ограниченным объемом производства. При этом в сферу наблюдения за ценами производителей должны быть включены предприятия различных видов и форм собственности.

В наблюдение не включается военная продукция, а также уникальные виды товаров (самолеты, суда, катера и т.п.)

При организации наблюдения за ценами производителей промышленной продукции представляются некоторые возможные варианты наблюдения за ценами на отдельные виды товаров, регистрация которых имеет отличия от общепринятых принципов наблюдения, а также отображены особенности наблюдения за ценами в некоторых отраслях промышленности. Кроме того, рассматриваются случаи, когда для наблюдения за ценами отобраны товары, по которым в момент регистрации не всегда представляется возможным зарегистрировать цены на них.

Средние цены и индексы цен производителей промышленной продукции рассчитываются на основе зарегистрированных цен по выборочному кругу товаров-представителей в базовых организациях, производящих промышленную продукцию.

Под товаром-представителем понимается вся совокупность определенных видов товаров в товарной группе, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями, не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, и однородны по своему потребительскому назначению.

Вид товара – конкретизированная минимальная единица товара, обладающая определенными признаками, свойствами, спецификациями и атрибутами.

Товарная группа представляет собой совокупность однородных видов товара.

Отбор товаров-представителей для регистрации цен производится для двух целей:

- определения средних цен производителей на отдельные виды товаров-представителей;

- расчета индексов цен производителей на отобранные виды товаров и исчисления сводных индексов цен по товарным группам, отраслям и подотраслям промышленности, экономическим классам (широким экономическим категориям) и по промышленной продукции в целом.

От правильного и репрезентативного отбора товаров для наблюдения зависит достоверность рассчитываемых сводных индексов цен всех уровней агрегирования. В основу методологии расчета индекса цен производителей положено предположение, что изменение цен на отобранные для наблюдения виды товаров и на товары, не попавшие в выборку, но являющиеся продукцией той же конкретной товарной группы, идентично, как на этом предприятии, так и на других, не отобранных для обследования.

В качестве критерия репрезентативности отобранных для регистрации товаров служит показатель их удельного веса в общем выпуске (стоимость отобранных видов продукции должна составлять не менее 50% в общем объеметой товарной группы, которую они представляют). При этом следует иметь в виду, что отобранные для наблюдения товары должны охватывать все отрасли и подотрасли промышленности, производство продукции которых осуществляется в регионе.

Отбор товаров для регистрации цен производится поэтапнометодом направленной выборки.

Перечень товаров-представителей и товарных групп, необходимых для расчета ИЦП на федеральном уровне и являющихся наиболее значимыми для характеристики отраслей промышленности России формируется централизованно. В этом перечне приведена общая характеристика товаров-представителей.

Перечень доводится до территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, которые в обязательном порядке организуют наблюдение за ценами на товары-представители, включенные в вышеуказанный перечень.

Территориальные органы, исходя из исчерпывающего анализа всех вырабатываемых в регионе товаров, могут дополнять централизованно сформированный перечень товарами, наиболее характерными для промышленности региона, отражающими специфику его промышленного производства, и устанавливать наблюдение за ценами на эти товары. Информация по дополнительно включенным в наблюдение видам товаров используется при расчете индексов цен на региональном уровне и на федеральный уровень не представляется.

На региональном уровне по каждому из участвующих в наблюдении товаров-представителей отбираются 3-5 наиболее представительных конкретных видов изделий (марок, артикулов и т.п.) с подробными спецификациями, по которым будут регистрироваться цены. Необходимость регистрации цен по нескольким видам товаров, относящимся к наблюдаемому товару-представителю, позволит избежать искажений в расчетах индексов цен, которые могут возникнуть вследствие нестабильности производства, частой смены ассортимента выпускаемых видов продукции.

Формирование набора товаров для регистрации цен производится сотрудниками территориальных органов статистики совместно со специалистами промышленных организаций, участвующих в наблюдении. На каждый вид отобранного товара целесообразно завести на магнитных носителях, принятых для комплекса электронной обработки данных (ЭОД) «Средние цены и индексы цен производителей промышленной продукции», или на бумажных носителях специальную карточку или сформировать специальный каталог. В них указывается код и наименование организации, код и наименование вида товара с подробными спецификациями (марка, модель, технические параметры - размер, вес, объем, мощность, основной материал для изготовления), а также тип потребителя товара.

Основанием для заполнения формы служат сведения о ценах, сложившихся за отчетный период, содержащиеся в платежных документах на отгруженную продукцию. Если на момент регистрации отгрузка продукции не производилась, то в форме приводятся цены, по которым отгружалась или будет отгружаться продукция в ближайший ко дню регистрации день (период) в течение отчетного месяца.

Регистрации подлежат, как правило, фактические цены на произведенную и отгружаемую в текущем месяце продукцию на внутрироссийский рынок (без налога на добавленную стоимость, акциза и других налогов, не входящих в себестоимость).

При отборе конкретных видов товаров (марок, артикулов и т.п.) для регистрации цен следует учитывать следующее:

- изделие (марка, артикул и т.п.) должно быть освоено в производстве, и производитель предполагает постоянно выпускать его в течение относительно длительного периода времени;

- изделие (марка, артикул и т.п.) должно преобладать в общем выпуске данной товарной группы, характеризоваться относительной стабильностью свойств и отражать динамику той товарной группы, которую оно представляет. Если организация выпускает несколько видов (марок, артикулов и т.п.) данного изделия, каждый из которых не преобладает в общем выпуске, то следует регистрировать цены на несколько видов (марок, артикулов и т.п.) изделий, входящих в товарную группу.

В отраслях с высокой степенью обновления продукции либо с большим разнообразием ассортиментных групп (легкая, обувная, кондитерская промышленность) также необходимо регистрировать цены на несколько видов (марок, артикулов и т.п.) изделий, входящих в товарную группу, с целью своевременной замены обновляемого ассортимента товаров.

В исключительных случаях допускается включение в набор товаров-представителей не конкретных изделий (марок, артикулов и т.п.), а малых однородных товарных групп с примерно одинаковым уровнем цен. При разагрегации товарных групп на малые однородные товарные группы необходимо стремиться к тому, чтобы вариация цен на конкретные марки, артикулы, включенные в эти подгруппы продукции, была минимальной, и структурные сдвиги в выпуске отдельных видов, входящих в малую товарную подгруппу, не повлияли на динамику цен по подгруппе.

На продукцию с длительным циклом производства, отгрузка которой с начала отчетного года еще не производилась, регистрации подлежат цены, указанные в заключенных договорах на поставку с учетом условий, оговоренных в договоре. Договорные, контрактные, долгосрочные цены могут быть зарегистрированы также в тех случаях, когда между организациями действует система предоплаты или в договоре оговорены конкретные условия, по которым окончательные цены определяются после поставки всей партии товаров.

Информация о ценах представляется промышленными организациями на форме федерального государственного статистического наблюдения (форма № 1-цены производителей«Сведения о ценах производителей на промышленную продукцию»), подписанной руководителем организации. В отдельных случаях регистрация цен может осуществляться путем непосредственного посещения организаций сотрудниками территориальных органов статистики. При включении новых промышленных организаций в наблюдение рекомендуется заполнение первых бланков производить специалистами статистических органов непосредственно на предприятии с участием его сотрудников.

В случае замены промышленными организациями договорных или других «предварительных» цен на фактические цены отгрузки, специалисты территориальных органов государственной статистики должны учесть необходимые изменения в расчете индексов цен отчетного периода.

При регистрации цен важно обратить внимание на то, чтобы в состав регистрируемой цены не включались дополнительные затраты производителей сверх цены производства, которые приводятся в платежных документах. Так, например, не должны включаться приводимые в платежных документах затраты на транспортировку продукции и другие расходы, не предусмотренные ценой производителя и оплачиваемые заказчиком отдельно, сверх цены производства (например, изменение дальности перевозки или условий транспортировки).

Вместе с тем, по некоторым видам продукции, в связи с особенностями формирования себестоимости, транспортировка сырья для производства готовой продукции не включается в цену производства, и затраты по транспортировке готовой продукции и сырья оплачиваются покупателем отдельно. В этих случаях стоимость транспортировки сырья для единообразия состава регистрируемых цен добавляется к отпускной цене.

Специалисты органов государственной статистики должны обеспечить конфиденциальность ценовой информации по отдельным промышленным организациям и использование ее только для формирования сводных индексов цен без предоставления кому-либо данных по конкретным производителям.

При регистрации цен производителей промышленной продукции возникают трудности, связанные с временным отсутствием или прекращением производства какого-либо товара.

Причины, по которым в тот или иной промежуток времени не могут быть зарегистрированы цены на обследуемые товары, могут носить различный характер.

В первую очередь, важно определить является ли отсутствие товаров временным или постоянным.

Ценовая информация может рассматриваться как временно отсутствующая, если есть вероятность возобновления производства товара и его реализации.

Постоянно отсутствующим считается товар, если относительно длительное время не осуществляется его производство без перспективы его возобновления в будущем в прежнем виде.

Товары-представители, участвующие в наблюдении за ценами, могут временно отсутствовать вследствие причин, связанных с остановкой их выпуска из-за перебоев в поставке сырья, отсутствием спроса на продукцию, трудностей с транспортными перевозками и т.п. В этих случаях данные о ценах на эту продукцию могут отсутствовать в отчетном периоде, но при этом имеется информация о том, что ее производство может быть продолжено в будущем.

Временно могут отсутствовать товары, имеющие сезонный характер производства. Такие товары ежегодно временно исчезают примерно в одно и то же время, благодаря чему их отсутствие в большой степени предсказуемо. Примерами этого является переработка некоторых видов овощей и фруктов, производство отдельных видов одежды и обуви, спортивного инвентаря и т.д.

Вместе с тем периодически некоторые виды товаров исчезают, и их производство не будет возобновлено в будущем. Таким образом, эти товары становятся постоянно недоступными для наблюдения за ценами на них. В этих случаях в выборочную совокупность вносятся новые товары, заменяющие ранее участвовавшие в наблюдении за ценами.

Замена одних видов (марок, артикулов и т.п.) на другие, однородные по потребительским свойствам, допускается при регистрации цен только в тех случаях, когда выпуск наблюдаемого вида изделия (марки, артикула и т.п.) прекращен. Для обеспечения сопоставимости индексных рядов цены на изделие (марку артикул и т.п.), вновь включенное в перечень взамен исключенного, должны быть получены за возможно более длительный предыдущий период.

В тех случаях, если изменение качества товара может быть выражено в стоимостном выражении, то это изменение для расчета индексов цен должно быть исключено из цены. Если соответствующие расчеты по исключению влияния качественной составляющей не будут произведены, значение индекса цен может оказаться смещенным.

Наибольшие трудности при регистрации цен производителей и расчете индексов цен связаны с временным прекращением производства и сбыта продукции.

Если в случаях отсутствия отгрузки товаров не предпринимать никаких действий, это приводит к искажению рассчитываемых индексов цен. Для получения достоверных результатов при исчислении индексов цен необходимо, чтобы количество обследуемых товаров в отчетном и базисном периодах было одинаковым.

Наиболее распространенным способом учета недостающих показателей по ценам является использование их расчетных (оценочных) значений до тех пор, пока не будут получены данные о фактических ценах.

Существует несколько основных методов исчисления расчетных цен, позволяющих обеспечить непрерывность индексных рядов.

Использование относительного изменения цен на аналогичные товары.

Использование среднего изменения цен по товарной группе, в которую входит временно исчезнувший товар-представитель.

Использование среднего изменения цен по подотрасли, отрасли в регионе.

В условиях высоких темпов инфляции не рекомендуется, в случаях не предоставления промышленными организациями фактических цен, использовать для индексных расчетов цены предыдущих периодов, не изменяя их в течение продолжительного времени. Этот метод можно использовать только в условиях стабилизации динамики цен и лишь за один-два месяца по согласованию со специалистами промышленной организации, участвующей в наблюдении, в тех случаях, если затраты на производство продукции за этот период остались неизменными.

Производство некоторых наблюдаемых видов промышленной продукции носит сезонный характер и осуществляется только в определенные месяцы года. Это относится к производству сахара, плодоовощной продукции, продукции торфяной промышленности, отдельных видов обуви, одежды и ряда других товаров.

Промышленные организации, как правило, в период отсутствия производства этих товаров не отражают в отчетах данные о ценах на них. Однако в период временного прекращения производства этих видов продукции может продолжаться их отгрузка (реализация). В этих условиях в отчетах промышленных организаций должны быть представлены данные о ценах на отпускаемые виды продукции.

Если отгрузка сезонных товаров в отчетный период в организациях не производилась и фактические цены на них отсутствовали, для расчета индексов цен на эти товары рекомендуется применять следующие методы.

1. Расчет индексов цен на отсутствующие товары может быть осуществлен на основании «условных» (расчетных) цен (более подробно методы определения расчетных цен описаны выше).

2. Сводные индексы цен по товарным группам, отраслям и подотраслям промышленности могут быть рассчитаны без учета сезонных товаров с применением перенормирования весов внутри товарной группы. Однако применение этого метода достаточно трудоемко и требует ручной корректировки действующей программы ЭОД.

3. В отдельных случаях, когда на протяжении длительного периода времени не отмечалось движение цен, можно использовать цены последнего месяца производства.

Применение второго и третьего методов в современных экономических условиях имеет ряд недостатков. В условиях высокой инфляции использование цен предыдущих периодов приводит к искажению индексов цен в сторону их уменьшения, а использование системы переменных весов приводит к изменению базовой стоимости, что затрудняет применение рекурсивного метода расчета сводных индексов цен и требует пересчета индексных рядов за период с начала года.

В настоящее время в период отсутствия производства сезонных товаров наиболее приемлемым вариантом для расчета индексов цен по этим товарам является использование «расчетных» цен, определяемых на основании индексов цен по вырабатываемым товарам, входящим в ту же товарную группу, что и исчезнувший товар.

Применение «расчетных» цен производится вплоть до начала выпуска и появления реальных цен. При этом может возникнуть ситуация, что реальные цены окажутся ниже, чем условные, и рассчитанный на их основе индекс в месяц появления фактической цены покажет ее снижение, что не соответствует действительности. В таком случае в месяц появления фактической цены необходимо произвести корректировку условных цен на основе данных о реальном росте цен, произошедшем в целом за период со времени исчезновения товара до его появления вновь.

Соответственно должны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: