Государственные финансывключают в себя: учет и статистику бюджетов (федерального, субъектов федерации и местных бюджетов); государственных внебюджетных фондов; страховых компаний; сводный финансовый баланс.
Основная задача статистического учета государственного бюджета – характеристика основных его параметров:
- общая величина доходов и расходов государственного бюджета, размер повышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
- структура доходов государственного бюджета;
- структура расходов государственного бюджета;
- источники финансирования бюджетного дефицита (профицита);
- размер внутреннего государственного долга.
Законодательной базой для разработки государственного бюджета является Бюджетный кодекс Российской Федерации, который основан на единой методологии составления бюджетов всех уровней и бюджетной классификации РФ.
Структура российской бюджетной классификации содержит следующие разделы:
1. Налоговые доходы (налоги, платежи, сборы и пошлины).
2. Неналоговые (доходы от имущества, земли и т.д., трансферты, административные платежи и сборы, штрафные санкции и т.д.).
3. Безвозмездные перечисления (от нерезидентов, государственных и наднациональных организаций, фондов и т.д.).
4. Доходы целевых бюджетных фондов.
5. Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.
6. Всего доходов (1+2+3+4+5).
7. Расходы (государственного управления, судов, обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства, фундаментальной науки, секторов экономики, охраны окружающей среды и природных ресурсов, мобилизационная подготовка, экономика, исследование космоса и прочие расходы).
|
8. Превышение доходов над расходами или расходов над доходами – дефицит (6-7).
Итог финансовой деятельности государства выражается в бюджетном профиците или дефиците. Совокупность дефицитов бюджетов за определенный период времени – это государственный долг. С точки зрения юридического определения, государственный долг представляет собой долговые обязательства органов власти перед юридическими лицами, а также иностранными государствами и наднациональными организациями.
По валютному критерию государственный долг делится на следующие виды:
- внутренний (рублевые долги) или совокупный долг резидентам;
- внешний (валютный долг) – совокупный долг нерезидентам.
Важное значение имеет группировка государственного долга на следующие виды:
- капитальный – непогашенные долговые обязательства (с процентами);
- текущий – расходы по погашению долговых обязательств за рассматриваемый период (обычно за год).
По срокам долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет).
Формы долговых обязательств разные (кредитные соглашения, государственные ценные бумаги, гарантии РФ, поручительства, пролонгация и реструктуризация долгов и т.д.).
Для усиления контроля за увеличением сбора налогов и сокращения расходов бюджетов осуществляется федеральное статистическое наблюдение за кредиторской задолженностью бюджетных учреждений. Для характеристики состояния финансов государства осуществляется разработка Сводного финансового баланса, который служит и в целях прогнозирования социально-экономического развития страны и разработки бюджета на будущий год.
|
Сводный финансовый баланс, как и государственный бюджет, строится по методу двойной записи и состоит из четырех разделов, которые отображают дальнейшие элементы единой системы потоков финансовых ресурсов:
I раздел – Доходы;
II раздел – Расходы;
III раздел – Превышение доходов над расходами, расходов над доходами (-);
IV раздел – Источники финансирования дефицита бюджета.
В то же время методика статистического учета государственных финансов не достаточно скоординирована с СНС и смежными разделами макроэкономической статистики. Проблемы соответствия международным стандартам (МСФО) имеют концептуально-методологический и информационный характер.
С концептуальной точки зрения, она не сформировалась как единое целое и не интегрируется в единую систему показателей на основе принципа консолидации операций. Следовательно, нельзя говорить об адекватности статистического отражения финансовой деятельности государства с органами местного самоуправления.
Нередко содержание методологии государственных финансов сводится, как и 50 лет назад, к бюджетным классификациям. Но это неправильно, так как для современной статистики нужно четко определить объект наблюдения, т.е. совокупность институциональных (экономических) единиц, финансовые операции которых рассматриваются в статистике государственных финансов. Все это приводит к несовместимости данных России с показателями государственных бюджетов многих стран мира, использующих международные стандарты в своей статистике государственных финансов.
|
Переход на единый международный финансово-экономический язык (МСФО и СНС) позволит снять многие проблемы статистического учета финансов и обеспечить сопоставимость данных. Потребуется, в связи с этим, модернизация бухгалтерского учета предприятий и организаций страны, обеспечение полной консолидации операций между органами управления и предприятиями.
Таким образом, при реформировании статистики государственных финансов целесообразно не только разработать ее концептуальную основу, откорректировать в соответствии с новым международным стандартом бюджетные классификации и показатели статистики государственных финансов, но и модернизировать по новой методологии информационную базу статистики государственных финансов.
Статистический учет налогов и налоговой системы является важнейшей информационной базой для управления. Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные сборы (изъятие средств), взимаемые государственными органами всех уровней с физических и юридических лиц по ставкам, установленным в законодательном порядке, с целью финансирования общественных расходов. Налоги – это плата за цивилизацию.
Основными принципами налогообложения являются: справедливость, определенность, удобство и экономия.
Изъятие государством в свою пользу определенной части созданной добавленной стоимости, составляющей ВВП, в виде обязательных взносов составляет сущность налоговой системы любой страны.
В настоящее время налоговые ресурсы подчиняются принципам бюджетного единства, бюджетной универсальности и непереводимости доходов и расходов. Налоговая система России представляет собой совокупность всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых государственными органами всех уровней в установленном порядке на всей территории страны.
Основные задачи государства в области совершенствования учета и налоговой политики могут быть сформулированы следующим образом:
- создание системы оптимального учета и регулирования рыночных отношений в экономике;
- демонополизация производства во всех отраслях (секторах) и формирование цивилизованных форм конкуренции;
- создание условий для проведения эффективной налоговой политики и стимулирования экономического роста.
Все налоги классифицируются по нескольким аспектам в зависимости от выполняемых ими функций, различий в возникновении налогового события, специфики базы налогообложения.
1. С социальной и технической точек зрения налоги делятся на персональные, реальные, прогрессивные, пропорциональные и фискальные.
2. С экономической точки зрения – на прямые (прибыль, доходы, рента и пр.); косвенные (НДС, таможенные платежи и сборы и др.).
3. С точки зрения государственного управления, которое осуществляет сбор налогов и направляет их в бюджет определенного уровня, налоги делятся на общегосударственные (федеральные) и местные (локальные), т.е. муниципальные и прочие.
К общефедеральным налогам относятся: налог на прибыль, подоходный налог, акцизы, таможенные платежи и сборы, взносы в социальные фонды и другие сборы.
Региональные налоги включают в себя: налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду, налог на нужды учреждений образования, здравоохранения и т.д. Местные налоги обычно формируются для органов муниципального и местного самоуправления и содержат плату за застроенные участки земли, жилье, доходную деятельность и другие.
Инвестиционно-налоговый кредит служит развитию инновационной деятельности и расширению неотложных услуг населению. При этом процентная ставка не может быть менее 0,5 и более 0,75 от официальной ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Основные налоги, формирующие доходы консолидирующего бюджета страны, состоят из следующих видов.
Таблица 10.1.