СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ




Губина Екатерина Артемовна

Гимба Инна Сергеевна

Г. Первомайск 2020 г.


Оглавление

Стр.- Введение

Стр.- 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОПАГАНДЫЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ

Стр.- 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СМИ В ОБЛАСТИ ПРОПАГАНДЫЗОЖ

Стр.- Заключение

Стр.- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Введение

 

Актуальность темы. В условиях современного общества здоровый образ жизни приобретает все большую значимость. Сегодня в мире наблюдается тенденция к сохранению и приумножению здоровья, улучшению его основных показателей. Все больше людей стремится избавиться от вредных привычек, правильно питаться, заниматься различными видами спорта, позволяющими сохранить не только физическое, но и психическое здоровье. Спорным остается вопрос, является ли это потребностью и стремлением современного общества, или все это следствие пропаганды

Сегодня, можно сказать, что в обществе довольно на высоком уровне находится потребность в здоровом образе жизни. Нет ни одного исторического периода, который по мощности этого показателя мог бы сравниться с состоянием общественного сознания сегодня [2].

Важную роль в поддержании стремления человека к здоровью, играет пропаганда в современных СМИ. Под пропагандой подразумевают распространение каких-либо идей с целью обретения сторонников. Подразумевает целенаправленную, организованную деятельность, направленную на распространение, популяризацию, разъяснение и внедрение в сознание широких масс информации о мерах предупреждения и профилактики заболеваний. Важным компонентом пропаганды ЗОЖ является пропаганда занятий физической культурой и спортом, которая организовывается на различных уровнях [1].

В результате осуществления такой деятельности все больше людей делает свой выбор в пользу физической культуры и спорта, отказа от вредных привычек. Существенно возрастает число людей, занимающихся спортом регулярно. Так, в соответствии с данными Росстат, уровень потребления табака за последние 3 года снизился с 33,7% до 28,3%, благодаря принятию правительством РФ антитабачной программы в 2013 году. Выросло и количество людей, регулярно занимающихся спортом, с 20,6% населения в 2012 году, до 29,3% в 2016 году, чему, безусловно, поспособствовала успешно проведенная олимпиада в Сочи и усилившаяся пропаганда спорта и здорового образа жизни в целом.

Это свидетельствует о том, что пропаганда здорового образа жизни ведется с положительным успехом.

 

Объект исследования – роль средств массовой информации в пропаганде здорового образа жизни.

Предмет исследования – особенности влияния СМИ на пропаганду ЗОЖ среди населения.

Цель работы – рассмотреть влияние СМИ на пропаганду здорового образа жизни среди населения.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать современное состояние пропаганды ЗОЖ среди различных слоев населения

2. Рассмотреть роль СМИ в формировании и продвижении здорового образа жизни

3. Проанализировать, каким образом СМИ влияют на отношение людей к здоровому образу жизни

4. Обобщить полученные результаты и сформулировать выводы.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

 

 


СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОПАГАНДЫЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ

Одним из приоритетов современной государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни.

Под здоровым образом жизни следует понимать такой образ жизни, который способствует сохранению и преумножению как физического, так и психического здоровья человека, и основан на добровольном и осознанном стремлении человека к поддержанию здоровья, профилактике заболевания, отказу от вредных привычек.

Главные составляющие здорового образа жизни – это отказ от вредных привычек, здоровое рациональное питание, сбалансированный режим физических нагрузок, плодотворная трудовая деятельность.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является важным фактором здоровья: повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний.

В здоровый образ жизни включают разные составляющие, но большинство из них считаются базовыми:

- воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

- окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

- отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;

- питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

- движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учетом возрастных и физиологических особенностей;

- формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;

- гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

- закаливание.

Активную роль в распространении стремления к здоровому образу жизни играет пропаганда ЗОЖ.

Под пропагандой здорового образа жизни понимают широкий спектр деятельности - от просветительских и выездных программ работы с населением до использования средств массовой информации - деятельности, направленной на то, чтобы люди ответственнее относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления. Важная роль в пропаганде играют СМИ.

СМИ – это средства массовой информации, представленные различными средствами, оказывающими воздействие на массы населения: телевидение, радио, газеты, просветительские кампании, акции и мероприятия.

Известно, что СМИ оказывают воздействие на различные возрастные группы: дошкольники, школьники и студенты, взрослая часть населения, люди пожилого и старческого возраста. Рассмотрим подробнее, как и какими методами и средствами СМИ влияет на сознание населения и различные возрастные группы, пропагандируя ЗОЖ.

В первую очередь, СМИ изменяют сознание и поведение женщин, мужчин, подростков, вовлекая их в профилактические программы, регулярно информируя о преимуществах здорового образа жизни, улучшая знания людей о факторах риска и факторах, способствующих здоровью.

СМИ постоянно стремятся убедить людей в том, что внимательное и ответственное отношение к собственному здоровью, соблюдение принципов здорового образа жизни, осведомленность в вопросах профилактики заболеваний позволяют каждому из нас в корне изменить уровень и качество жизни в лучшую сторону.

Формирование здорового образа жизни — это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты:

1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;

2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;

3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;

4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте;

5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.

Важный метод укрепления здоровья населения — это обучение граждан здоровому образу жизни, пропаганда и информирование их о той важной роли, которую каждый человек играет в сохранении собственного здоровья и благополучия общества. Поэтому пропаганда формирования здорового образа жизни населения требует создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств, с широким использованием средств массовой информации – печати, радио, телевидения и др.

При пропаганде здорового образа жизни используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды:

- метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Он включает лекции, беседы, дискуссии, конференции, викторины;

- метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, листовки, памятки, стенные газеты, буклеты, брошюры и т.п.;

- наглядный метод - самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные);

- комбинированной метод - метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

Залогом успешного развития нашего общества является здоровье подрастающего поколения. Вопрос формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, подростков, учащейся молодежи имеет особую социальную значимость, так как от этой категории населения зависит здоровье нации.

В связи с этим, происходит постоянное обновление учебно-методического обеспечение учебного процесса, разрабатываются современные программы, ФГОСы, направленные на популяризацию ЗОЖ. При этом активная работа осуществляется на всех уровнях: с детьми дошкольного, школьного возраста, взрослыми и пожилыми людьми.

Сегодня, в связи с резким ухудшением показателей здоровья дошкольников, остро стоит вопрос о необходимости модернизации физкультурного образования, начиная с дошкольного учреждения, поскольку это первая ступень, которая является фундаментом дальнейшего развития личности. В основе такой деятельности лежат следующие причины: необходимость понимания того, что наше собственное здоровье зависит исключительно от нас самих, и мы выступаем в роли его создателей.

Ребенок с самого детства должен понимать и ценить свое здоровье и здоровье окружающих. Важно понимать значимость и ценность здоровья, понимать его признаки и критерии, а также признаки, указывающие на возможные нарушения. Ребенок должен понимать суть оздоровительной деятельности и физического воспитания.

В основе такого отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих лежит установка на здоровый образ жизни, а также потребность в самооценке здоровья. Проблема заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста потребности в сохранении и поддержании здоровья не существует. Более того, он не понимает значимость нарушений здоровья, считает, что здоровье есть и будет всегда, как неотъемлемое качество. Потребность в сохранении здоровья может существовать у родителей, родственников, воспитателей, но не у самих детей.

Активно внедряются здоровьесберегающие технологии. Направленность их заключается именно в том, чтобы сформировать у ребенка базовую потребность в сохранении здоровья. На достижение этой цели направлены многие современные образовательные методики и программы. Но, как показывает практика, все они оказываются малоэффективными в связи с отсутствием у ребенка потребности. При этом ребенок не ощущает такой потребности, в связи с чем все выполняемые действия и упражнения оказываются для него бессмысленными и бесполезными.

Для того чтобы достичь успеха в сохранении здоровья ребенка, необходимо выработать в нем осознание значимости и ценности здоровья, научить способности оценивать здоровье и воспринимать сигналы о его нарушении. Соответственно, ребенок сможет своевременно и адекватно реагировать на происходящие изменения и предпринимать необходимые меры.

Поэтому новые технологии направлены в первую очередь, не на сохранение здоровья, а на понимание и осознание ребенком собственного здоровья как важной ценности, которую необходимо поддерживать и развивать. Также задачей является понимание сути основных понятий, выработка элементарных знаний по поводу здорового образа жизни и основных факторов, оказывающих на него прямое или косвенное воздействие.

В современных ДОУ реализуются различные здоровьесберегающие технологии. Выбор обусловлен той программой, в рамках которой работает учреждение, уровнем профессиональной подготовки и компетентности педагогов, а также состоянием здоровья и заболеваемостью детей.

Навыки здорового образа жизни ребенок обретает не только на занятиях физической культурой, но и на прогулках, физкультминутках. Прогулка занимает важное место в распорядке дня ребенка дошкольного возраста. Она признана удовлетворить основные потребности ребенка дошкольного возраста – потребность в движении и потребность в общении. Во время прогулки ребенок выполняет различные движения, бегают, прыгают. Чтобы организовать эти движения, применяют специальные средства физической культуры.

Такие средства, применяемые во время прогулки, представляют собой не просто упражнения, способствующие физическому развитию и формированию ОВД. Они выступают также в роли терапевтического фактора, который оказывает оздоровительное и профилактическое воздействие на организм, а также, эффективную меру воспитательного воздействия. К таким средствам относят, прежде всего, физические упражнения, и подвижные игры.

Кроме того, пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Не теряет своей актуальности пропаганда ЗОЖ и на уровне школьного обучения. Повышенный интерес к поиску эффективных средств воздействия на организм школьника обусловлен в основном двумя группами факторов: с одной стороны, детский организм наиболее восприимчив к различным внешним воздействиям, с другой – именно на этом этапе закладывается основа почти всех характеристик взрослого человека. Если же учесть то обстоятельство, что двигательная деятельность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной разработки вопросов совершенствования двигательной деятельности и формирования у них стремления к здоровому образу жизни у детей школьного возраста.

В результате анализа ФГОС установили, что в школьном возрасте крайне важно развивать все физические качества в комплексе. В этом возрасте развитие наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции, развиваются разнообразные двигательные навыки и физические качества, такие как ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила, равновесие. В дальнейшем эти качества являются той базой, на которую накладываются более сложные движения.

Пропаганда ЗОЖ среди младших школьников в целях воспитания и обучения детей преследует ряд практических задач. Условно их можно подразделить на три группы: оздоровительные, образовательные и воспитательные.

Оздоровительные задачи направлены на то, чтобы сформировать у ребенка необходимость понимания того, что наше собственное здоровье зависит исключительно от нас самих, и мы выступаем в роли его создателей. Ребенок должен понимать суть оздоровительной деятельности и физического воспитания.

Образовательные задачи состоят в формировании и усовершенствовании основных двигательных навыков и развитии физических качеств. При этом усилия направлены на формирование качеств, которые способствуют передвижению человека в пространстве, позволяют управлять статическими силами и динамическими движениями, перемещают отдельные части тела в пространстве. Важной задачей является обеспечение возможности выполнять определенные действия с предметами, управлять движением рук, ног, сохранять равновесие. Также целью образовательной функции является необходимость сформировать и закрепить у ребенка определенную систему знаний о физической культуре.

Воспитательная цель состоит в воспитании у ребенка моральных, нравственных, волевых качеств. При этом максимального эффекта удается достичь при участии ребенка в соревновательной деятельности, подвижных играх. Также необходимо сосредотачивать внимание ребенка на формировании навыка общения, развития речи, формирования положительных взаимоотношений в коллективе. Тогда школьник ощущает потребность в общении, чувствует себя частью коллектива, стремится высказать свои мысли, ощущения, эмоции, а также стремится понять окружающих.

Что касается учащихся средних и старших классов, общей целью образования является формирование у них устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

В соответствии с этим, программа основного общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей: развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

При анализе программы для средних классов, можно отметить, что она в большей степени, чем программа для старшеклассников, ориентирована на формирование у ребенка представлений о здоровом образе жизни, на применение здоровьесберегающих технологий.

Можно предположить, что причиной таких программных требований является то, что в среднем школьном возрасте происходит в основном физическое становление и формирование человека, закладывается основа его здоровья, предпосылки для дальнейшего развития. Именно на этот период приходится максимально интенсивное становление и развитие организма, основных физических качеств и анатомических структур.

Направленность здоровьесберегающих технологий заключается именно в том, чтобы сформировать у учащегося базовую потребность в сохранении здоровья. Также задачей является понимание сути основных понятий, выработка элементарных знаний по поводу здорового образа жизни и основных факторов, оказывающих на него прямое или косвенное воздействие.

Здоровье в широком понимании этого слова – это не просто отсутствие болезней и нормальное функционирование систем организма. Под здоровьем также следует подразумевать возможность полноценного участия человека в многообразных социальных связях, возможность активной познавательной деятельности, умение контролировать состояние своего организма, творчески развиваться, переживать удовольствие от полноты жизни и управлять ею.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: