ИСТОКИ ПРОПИЛЬНОГО УЗОРОЧЬЯ




ТЕИСТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА

Узорочье пропильной резьбы – это слова, обращенные к Всевышнему, слова преданности, слова благодарности, слова любви.

В.В. Сычев

 

Наших предков-язычников отличало политеистическое представление о мире (политеизм – многобожие). Жизненные проблемы, с которыми ежедневно сталкивался человек, объяснялись исключительно промыслом богов. Пантеон богов в язычестве большой. Еще больший круг одухотворенных и обожествленных явлений природы и предметов. сопутствующий жизни человека. Одухотворялось всё,- ритуально-календарные персонажи (масленица, кострома, клдяда, купала), времена года, дожди, грозы, леса, поля, реки, растения, животные, птицы. Одухотворялись реально существующие предметы и воображаемые. Хранителем жилища был добрый дух Домовой. Покровитель кухонных дел – Кутный (см.словарь бабий кут). Банник – помогал в банные дни, Дворовой следил за порядком на дворе, Овинник, Водяной. Кот баюн читал на сон детям сказки, Бабун следил, чтобы дети перед сном не озорничали, Добрыми духами были русалки, лешие, Баба Яга, впоследствии демонизированные христианством.

И чтобы заслужить снисхождение богов, требовалось уважение, и всяческое задабривание духов мотивами вышивок на праздничной одежде женщин, на кокошниках, рисунками древней рельефной резьбы на деревянной посуде, прялках, полках, орнаментами на глиняной посуде. (Были и злые духи.- мавка, упырь, бес,- которых тоже надо было умилостивлять).

Все это играло роль оберегов.

Обереги у славян – это условные знаки личной защиты (талисманы), - подвески на очельях, ожерельях, это рисунки на браслетах, перстнях (часто солярные знаки, символические знаки конкретных богов или духов). Оберегами могли быть броши, серьги, заколки для волос и т.п.. Обереги защищали от порчи, сглаза, болезней, защищали дома от всевозможных бед, пожара. (https://potustoronnee.com/obereg/slavyanskie.html))

 

Минуют тысячелетия и эти рисунки, образы-символы, наделенные магической символикой предметы, закрепившись в подсознании людей и в мифах, обретут новую жизнь в узорочье пропильной резьбы нашего времени, – во второй половине XIX – начале XX века.

«Все эти деревянные кружева - не просто украшения, а «охранная грамота» от хворей, напастей, от бед неизвестных» (В.В. Сычев)

Об оберегах, о символике пропильного узорочья мы имеем замечательную работу тверских краеведов Вихоревой Т.В. и Лундовской Ф.И., - видео-ролик «ДЕРЕВЯННОЕ КРУЖЕВО ТВЕРИ» (деревянное зодчество тверского Затьмачья; 10 мин.50 сек., 3. 04. 2004). Некоторые выводы Вихоревой Т.В. и фото-иллюстрации мы используем в нашем очерке. Остается сожалеть, что эта работа не выложена в Интернете.

 

Необходимо отметить, русская мифология изначально не была однозначной. Вариантно пересказывались отдельные предания, в разночтениях представлялась иерархия верховных богов. И это объяснимо. Русское (централизованное) государство начало складываться лишь в конце XV века при правлении Ивана III (Великого, «Собирателя земли русской»). До того времени существовали по существу разрозненные гос. образования: Киевская Русь, Новгородская, Владимирская, отдельные княжества, племена. Единой мифологии не могло быть.

О славянской мифологии предлагаем читателю, -

А.И. Асов. РУССКИЕ ВЕДЫ. ПЕСНИ ПТИЦЫГАМАЮН. ВЕЛЕСОВА КНИГА. Реставрация и комментарии Буса Кресеня. КИТЕЖГРАД. 3000 год от исхода из Семиречья. М.,1992):

«МИФЫДРЕВНИХ СЛАВЯН. ВЕЛЕСОВА КНИГА». Сост. А.И. Баженова, В.И. Вартугин. В основе словарь «Славянская и российская мифология» А.С. Кайсарова (издание 1804-1810 г.); «Древняя религия славян» Г.А. Глинки; главы из книги академика В.А. Рыбакова «Язычество древних славян». Саратов, «Надежда», 1993.

«КОСМОЛОГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН. РОЖДЕНИЕ МИРА» (Список славянских Богов). Интернет. Материал из Википедии.

«ДЕТИ СВАРОГА Мифы восточных славян» Очерк Татьяны Буйновой https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%91/bujnova-tatjyana-yurjevna/deti-svaroga

 

 

Естественно, выразительные возможности пропиловки ограничены. К тому же со временем что-то в символике узорочья забыто, что-то переосмыслено. Но что-то и сохранилось. Связь с истоками не потеряна.

Мы обратим внимание на 3 мотива (рисунка) в пропильном узорочье,- изображение КОНЯ, УТОЧКИ и ДРАКОНА. В мифах древних славян они (эти персонажи) напрямую связаны деяниями языческих богов и играют первостепенную роль в сотворении мира.

Имена богов (участников этого космогонического действа), которые будут упомянуты по тексту, мы назовем заранее, сейчас.

Воспользуемся сведениями из очерка Татьяны Буйновой (см.выше). Материал предназначен для школьников, и потому изложен простым и образным языком.

Главный Бог славянского пантеона – РОД. Род - творец (РОД итель) Вселенной, творец всего видимого и невидимого мира. Безличное существо славян ((«видимый всем и невидимый»)), «Отец и мать всех богов».

«Сначала РОД находился внутри мирового яйца, дремал себе подремывал под золотой скорлупой, а вокруг ничегошеньки не было. Всякая быль еще была небылью, а любая небыль – былью. Не существовало ни света, ни тьмы, ни ночи, ни дня, ни воды, ни земли»... «Пришло время, родилась Любовь в душе РОДА. Расколол РОД золотое яйцо.

Солнце выплыло из лица бога РОДА в золотой ладье.

Из дыхания Рода вышла ЛАДА – богиня Любви (женская ипостась верховного Бога, инкарнация Великой матери). Она же – рожаница («матерь- Родиха»), помогающая при родах.

И явился СВАРОГ – мужская ипостась РОДА. Также бог-творец, помощник РОДА. Он завершает творение Вселенной. Сварог – небесный кузнец, творец Земли; населил ее, создав первых людей из камня.

 

На нашем первом фото (см. ниже) - очелье с конями. КОНЬ– важнейший персонаж мифологического мироустройства в славянской космологии, а потому – один из мотивов пропильного узорочья. В народных преданиях золотой конь, запряжённый в золотую колесницу, везет солнце по небосводу!

Читаем «Русские веды» (А.И. Асов, М., 1992, с.9, 13):

«Тут ударил Сварог по горючему камню Алатырю, и рассыпались искры по небу. И занялася Земля, и взметнулся пожар к небу синему. И родился тот час в вихре огненном, в очищающем, яростном пламени светозарый бог Солнца Семаргл-Огнебог. Ярый бог, озаряет он всю Вселенную. Под Семаргл-Огнем – златогривый конь, у того коня шерсть серебряная. Его знамя – дым, его конь – огонь.»

«Мчится по небесному своду синему конь, и вместе с ним кони-дни мчатся по небу, после утра чтоб разгорался день, а на смену дню – прилетала ночь»

ФОТО 24. Тверь,

С. Перовской -33.

Но конь – не только мифология, конь труженик, конь кормилец. Конь символизировал силу и выносливость. Конь - воплощение красоты.

Головой коня нередко украшались подкарнизные подкосы (кронштейны). См ниже ФОТО 50.

Конь – оберег. Изображением головы лошади, - «конек»,- венчалось верхнее бревно соломенной крыши (охлопень, шелом) (см. словарь).

Художник-пропиловщик изобразил лишь голову коня, ее контур, органично «растворяющийся» в сказачно-фантастическом растительном орнаменте. Это было традицией изображения животных в пропильном декоре.

 

Другой наш сакральный персонаж в космологических мифах древних славян – УТОЧКА.

В нашем представлении птица – предвестница весны, возрождения жизни. Птица – это песня. Однако согласно мифам, «птицы ночью солнце везли по небу, и потому они помещались в нижней части наличника или внизу причелин». Но наши птицы уточки, и они не на фартуке наличника, а на очелье. Не прозаическая утка с лапками, - символическое её изображение. На очелье лишь головка уточки, венчающая фантастический узор. Уточка – едва ли не главное действующее лицо в сотворении Земли.

См. ниже, - ФОТО 25. Тверь, ул. С. Перовской-27

 

Читаем «Русские веды» с.9 - 11.

Вот Сварог,- небесный бог-кузнец, творец Вселенной, по небу похаживает, свои владенья оглядывает.

- Где же мать-Земля? Где же горы, леса, поля, где люди?

Опечалился, кругом Океан-море синее, и ничегошеньки боле. Пригляделся. Только точка чернеется,- уточка серая плавает.

- Ты не знаешь ли где Мать-Земля лежит? – стал пытать серу уточку.

- Подо мной Земля, - говорит она, - глубоко в океане схоронена....

- По велению Рода небесного, - возгласил Сварог, - по хотенью-желанию Сварожьему Землю ты добудь из глубин морских!

Ничего не сказала уточка, в Океан-море нырнула. Целый год в пучине скрывалася.

- Не хватило мне духа немножечко, не доплыла я до Земли чуток.

- Помоги нам, Род! – призвал Сварог верховного Бога – Отца.

Поднялись тогда ветры буйные, расшумелось море синее... Вдунул ветром Род силу в уточку.

Во второй раз в Океан-море нырнула уточка. Два года в пучине скрывалась.

- Не хватило мне духа немножечко, не доплыла я до Земли чуток.

И пошли тогда по небу тучи темные, разразилась сильная буря, голос Рода громом небеса потряс. И ударила в уточку молния. Род вдохнул тем силу великую в серу уточку.

Три года в пучине скрывалась уточка. Поднялась со дна, в клюве щепоть земли принесла.

Землю мнет Сваро г драгоценную, греет Солнышко, Месяц светит и дуют ветры. Сотворил Сварог Землю-Матушку!

 

«Все эти узоры и образы (мы цитируем статью Русское зодчество. Наличники. Символика орнаментов. https://maminsite.ru/forum/viewtopic.php?t=2851 14.7.2011) являлись по своей сути охранными знаками. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. …».

Затрудняет прочтение символики некоторых узоров сложившаяся неоднозначность их трактовки. Пример –РОМБ. По одним сведениям этот сакральный знак с четырьмя углами есть солнце, сотворяющее утро, день, вечер, ночь. По другим – символ земли с ее четырьмя сторонами света.- севером, югом, западом, востоком. В третьем варианте – возделанное поле, обрамленное межой (См. Фаустова Э.Н. «Символика деревянной резьбы в наличниках Одоева». (Тульская обл.) https://faustova-elm.narod.ru/der_rezba.htm). Обратим внимание, на фото 24 с конями, - ромб в центре очелья. На фото 25 ромб симметрично украшает основание очелья.

 

 

Одним из оберегов у древних славян был ЯЩЕР. Мифический Ящер (Юша)- сын Матери Сырой Земли, брат (сын) Кощея. Иногда его представляют в образе Змея-дракона. Его сила - по сути сила самой Земли.

Дети Ящера – Великаны,- воплощение силы стихий огня, воды, земли, гор; и назывались Горынями. Отсюда образ трехголового Змея Горыныча.»

С образом Юши (Ящера) связано продолжение мифа о сотворении Земли. «Сотворил Сварог Землю-матушку, три подземные свода он в ней учредил – три подземных пекельных (потусторонних) царства (см. «Русские веды», с. 11). А чтоб в море Земля не ушла опять, Род родил под ней Юшу мощного – змея дивного, многосильного. Тяжела его доля – держать ему годы и века Землю-матушку.

Так была рождена Мать Сыра Земля. Так на Змее она упокоилась. Если Юша-Змей пошевелится – Мать сыра Земля поворотится», повернется Юша на другой бок, и начнется землетрясение, появятся горы высокие, овраги глубокие».

Но Ящер на нашем наличнике совсем не впечатляет.

 

ФОТО 26. Тверь, ул.

С. Перовской -11.

На вид (он в левом углу наличника) неприметный безобидный дракончик. Если бы не отверстие-глазок в головке узора, мы бы и не признали в нем Юшу, не догадались бы о принадлежности этого образа к магическому семейству Ящеров (драконов).

Еще один пример узора с дракончиками – декор дома № 54 на ул. Бебеля в Твери (см. ФОТО 43). Симметрично расположенные изображения Юши украшают оконные наличники на всех их четырех углах.


 

Важно то, что образы Ящера, Коня, Уточки сохранились в нашем подсознании. Они для нас сакральные.

Теистическая мифология по существу – фундамент становления всех искусств. В одних его видах она не столь очевидна, в других, например, в народной песне, она сохраняет свою первооснову. Многие песни календарно-земледельческого цикла по существу - песни-заклички, песни коллективных молитвенных взываний к языческим богам, к духам умерших предков, обожествленным силам природы, наделенным душой лесам, рекам, полям.Даже в лирических русских народных песнях сохраняется та же мистика общения с одухотворенными явлениями природы, - с рябинушкой, с белой лебедью, с матерью сырой землей, с реченькой, с черным вороном.

Ту же сакральную природу становления и те же функции молитвенных взываний (как и песня) обнаруживает пропильное узорочье. «Все эти деревянные кружева - не просто украшения, а «охранная грамота» от хворей, напастей, от бед неизвестных» (В.В. Сычев)

 

Нам представляется наиболее перспективным путь выявления истоков символики пропильного узорочья с сылкой не только на мифологию, но и наДАННЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК, т.е. на реальные условиями жизни древнего человека.

В этом плане бесценной для нас является, уже упомянутая, статья-исследование Виктора Васильевича Сычева (1947-1994), журналиста, художника, краеведа из города Бологое«ЗАШИФРОВАННАЯ ВОРОЖБА».

«Наши наличники, причелины, украшения ворот и дверей,- читаем статью В. Сычева, – мифология, легенды. Только на осязаемом, зримом материале в отличие от сказаний и песен».

«Каждый извив линии, как буква, каждый элемент узора – как слово. И любой орнамент очень легко читается».

Истоки этого языка в глубокой древности. Слова этого языка – протоинтонации, - древнейшие метасмыслы, закодированные в "коллективном бессознательном" (Карл Юнг). (Протоинтонации - изначальный выразительно-смысловой уровень).

Какова семантика (смысловые значения) «слов этого языка», элементов узора пропильной резьбы?

В.В. Сычев приводит сведения Н.И. Дубравицкого и профессора

В.П. Третьякова о рисунках на встречающихся в раскопках фрагментах глиняной посуды тысячелетней давности: «Большинство фрагментов украшено всевозможными композициями из оттисков гребенчатого штампа (параллельных линий). Это горизонтальные ряды коротких прямо или наклонно нанесенных отпечатков, всевозможные зигзаги, «елочки», сочетания вертикальных, горизонтальных и наклонных оттисков штампа».

Не это ли ПРООБРАЗ ДОЖДЯ, обожествление его?, дождя прямого («стеной»), или косого дождя, жизненно-необходимого для урожая, для человека?!

 

 


Не прямое ли это взывание-молитва к Перунице (супруге ПЕРУНА) ДИВЕ-ДОДОЛЕ, богине плодородия, грозы и дождя?

 

Узоры гребенчатого штампа, - протоинтонации дождя, - закрепились в нашем подсознании как знак красоты.

При всей элементарности этих рисунков они часто встречаются в пропильном узорочье, являясь основой прежде всего верхнего (дождевого) яруса фасада, то есть на подкарнизных подзорах (см. ФОТО 27.), на очельях (ФОТО 28.)

 

 


ФОТО 27. Гребенчатый ФОТО 28, – на очелье (Тверь, Бебеля - 12)

штамп на подзоре (см. Тв-15,.Тверь. Бебеля -39,- фартук)

(Дм-26)

 

 

«Косой дождь» (ёлочка) тоже заявл о себе как основе дкора фасада.

Графический рисунок «ёлочка» стал особой изысканной формой тесовой обшивки фасада дома. И это несмотря на то, что обычная горизонтальная обшивка гораздо проще в изготовлении, дешевле для застройщика и надежнее в защите дома от дождя и снега.

 

 

ФОТО 29. (ВВ-1 6)

 

 


Другой тип украшений на черепках глиняной посуды, обнаруженных в раскопках, – это точечные орнаменты, нанесенные «то ли палочной, то ли еще каким-то доступным предметом по мягкой еще глине». Они образовывали «порой довольно богатые и сложные узоры». Это КАПЛИ ДОЖДЯ (в старо-славянском) ГРУДЫ! «Точечки и ямки выстраиваются в зигзаг, его изломанность вторым ярусом повторяет двух-трехэтажные зигзаги уже сплошных, но более плавных линий» («Тверская жизнь», 1992, №4 ).

В технике пропиловки нашего времени слишком элементарные и неприметные точечки и ямки древнего гончарного декора приобрели иной более яркий вариант изображения. Дождевые капли,«груды »,изображались виде круглых отверстий; благодатные капли, « которые, по мнению язычников, пишет В.В. Сычев, являлись причиной жизни на земле как эманация божественной оплодотворяющей силы...».

«Взгляните на любой богатый деревянными кружевами бологовский домик, - пишет В. Сычев,- И, ручаюсь, орнамент восьми тысячелетней давности почти полностью наложится на немудреный, но искусный узор резчика XIX века».

«Что заставляло людей удерживать потребность иметь перед собой подобные мотивы орнаментов многие тысячелетия?- пишет В. Сычев, - Это желание выжить!».

 

ФОТО 36. (фрагмент ФОТО 7.) . Овальный ряд мелких отверстий внизу очелья грудами (живительными каплями дождя) украшает (омывает) лучковую перемычку оконной рамы.

Тот же ряд вверху очелья под козырьком.


ФОТО 37.

Тверь, Троицкая 7 б.

Фото 2018 г.

 

Отверстия - груды в несколько рядов украшают и очелье, и фартук наличника, и причелины карниза.

 

Все эти отверстия-груды – обереги, хранители усадьбы от засухи. Это пропильное узорочье – молитва, обращенная к богу Велесу (скотий бог, бог плодородия), молитва к богине Ладе (инкарнация Матери Земли).

(При таких оберегах усадьба дома без внимания Богов не останется)

Часто повторяющийся мотив узора в пропильной резьбе – это и висящие капли дождя, реально воспроизведенные, ожерельями украшающие причелины, подзоры, очелья и фартуки наличников

На фото справа, ФОТО 30,

один из красивых домов деревянного зодчества Твери, удивительным образом сохранившийся на пр. Калинина – 4а. В подзоре карниза фронтона вполне может угадываться весенняя капель.

 

В том же семантическом ряду – те же свисающие в пропильном узоре гирлянды витых фигур как некое подобие сосулек. Обычно они располагаются по сторонам очелья наличников, часто украшают фартук наличника, иногда они под коньком крыши.

На ФОТО 30 (справа) пропильные узоры подобные сосулькам украшают очелье двойного окна светелки.

«Длинные капельники (ледяные сосульки) — долгий лен»,- народная поговорка!

 

 

Иной мотив, но из той же серии, - геометрического профиля пропилы повторяющихся крестиков. Не является ли протоинтонацией этих крестиков СНЕЖИНКИ!?, крестиков, изображенных в разных вариантах, совершенно бессознательно избранных для декора искусным художником-пропиловщиком?... (Отметим, крестики с отверстиями,- снег с дождем!)

ФОТО 31.

Удивительным образом, крестики-снежинки украшают именно верхний, небесный ярус микрокосма, - карнизные подзоры и причелины! См. ВВ-3-а, 3-б, Тв-9, Дм-30.


На ФОТО 32 (слева), на подзоре сложный узор крестиков-снежинок, - «тяжелые снежные тучи», настоящий снегопад!

Типичное для Верхневолжья узорочье.

«Зима без снега – лето без хлеба».

«Снег на полях – зерно в закромах!».

Снежинки в пропильном декоре здесь даже на наличнике. Подобные звездочкам, вырезанными ножницами из бумаги и наклеенными на окна в новогодний праздник, снежинки опушают лучистым серебром и очелье, и фартук наличника. (см. Тв-4, то же Тв-10, Бебеля 22, 41)

 

Очередной мотив – ОБЛАКА.

«Этнография (возвращаемся к статье В. Сычева) дает нам устойчивое и широко распространенное изображение НЕБЕСНЫХ ХЛЯБЕЙ (облаков) верхнего неба на причелинах домовых кровель», - цитирует В. Сычев академика Б.А. Рыбакова (1908-2001, сов. археолог).

 

ФОТО 33 (Дм-13) - пример овального орнамента облачного поднебесья в подзорах и причелинах очелья наличника, в подзоре фронтона.

Тот же орнамент Тв-3, Дм-5, -10, -14

 

 

«Обычно «волны» (облаков) избяного «небосвода» идут в два-три ряда, как бы подчеркивая глубинность хлябей» (Фото слева)

 

ФОТО 34.

Тверь, Достоевского - 30

-

Те же облака (хляби) можно увидеть в орнаменте с овалом, выгнутым вверх.

 

 

ФОТО 35. (см.ВВ-12, ФОТО 50)

 

Узору с овалом-облаком совершенно закономерно сопутствуют круглые отверстия, - дождевые капли, (груды). Взглянем на любое фото с хлябями небесными. Облако ничего не значит, если не несет благодатного дождя!

Но «груда» в языке древних славян, пишет В. Сычев, развивая мысль Б.А. Рыбакова, «это не только капля, ГРУДА – ЭТО И ЖЕНСКАЯ ГРУДЬ».

 

 

ФОТО 38. Фото Фаустовой Э.Н.

 

 

«И то и другое,- продолжает В. Сычев, – основа жизни: капли вскармливают матушку-землю, женская грудь вскармливает человека. Потому наши пращуры нередко дождевые облака отождествляли именно с грудью кормилицы» («Тв. жизнь» №5).

В узорочье пропиловки «мы имеем дело не со случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь», о «передаче этой воды вниз на землю к пахарям, показанной посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными». («Тв.жизнь» №7)

Подобный протоинтонационный анализ языка пропильной резьбы весьма убедителен. Более того, выявление протоинтонаций и их расшифровка напоминает метод Зигмунда Фрейда в рамках его теории психоанализа. Эта тема вполне могла бы иметь место в нашей статье. Эротических мотивов для этого в узорах пропильной резьбы предостаточно.

 

 

Основа узорочья пропильной резьбы – это

РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ,

листья, цветы, пышные раскидистые ветви, бесконечные переплетения виноградной лозы.

 

 

Виноградный мотив (лоза) символизировал братство, доброжелательность и долговременную, верную любовь.

 

 

ФОТО 39. (Дм.-21, подзор)

 

Растительные узоры украшали и очелья, и фартуки, и боковые стойки наличников, и причелины, и подзоры. Растительный мотив – это благодарность, поклонение богине Матери Сырой Земле!

 

 

Проросший росток, раскрывающий первые листочки, или готовый распуститься бутон цветка, - это то, что раньше называли словом КРИН. Крин – это протоинтонация (Карл Юнг) - изначальный жизненно-важный смысловой знак и потому сакральный, обожествляемый. Крин (однокоренное криница, то есть родник) - символ пробуждения жизни. В давние времена он играл роль оберега. Вариантов этого мотива много.

 

 


ФОТО 40. Тверь. Ул. Дмитрия

Донского-28. Фартук наличника.

ФОТО 41. Тверь, ул. Комминтерна -19.


ФОТО 42. Дм-29. Растительный орнамент на подзоре карниза.

 

Но главным мотивом славянского узорочья всех жанров декоративного искусства, во все времена «было СОЛНЦЕ в своем неизменном и вечном пути по небосводу» (В. Сычев).

Хорс (др.-рус. Хърсъ) – имя Бога Солнца в древнерусской языческой мифологии. Другое его имя — Даждьбог от слова «дать», «давать», Бог дающий солнечный свет, тепло, Бог плодородия, Бог дающий жизнь. Даждьбог,- присловие христианского прошения или пожелания добра – «Даж Бог!», «Дай Бог!». «Хлебъ нашъ насущный даждь намъ днесь».

Один из ликов Солнца – Ярило. Это весеннее солнце, Бог весны и возрождающейся жизни. Именно его встречают с приходом Масленицы и провожают с приходом летнего праздника Купалы. Ему приписывалась роль божества, который возбуждает в людях любовь и отвечает за рождение, за начало жизни.

 

 

 

 


ФОТО 43. Солнце на фартуке, полуденное солнце.

(Тверь, ул. Бебеля, д. 54. Фото 2018 г.)

 

«В изображении древнейших мастеров солнце – крупные круглые отверстия». «Позднее идеограмма солнца стала и сложнее, и красивее. Наиболее устойчивым является круг с несколькими радиусами (лучами) – шестью и восемью или с крестом».

 

СОЛНЦЕ – это главная ось декора Студии-мастерской в Абрамцеве, см. выше ФОТО 5. Солнце на фасаде здания «сияет» не менее чем в шести вариантах изображения!.

Солнце – типичное украшение полотенец. Можно сказать, сколько полотенец в декоре фасада, - столько солнц! Изображение солнца на «полотенце» часто венчает фронтон, нередко обрамляет справа и слева верхний венец сруба, или концы причелин (ВВ-5, 3б, 1а). Изображение солнца – это накладные узорчатые розетки на лопатках, на филенках парадных дверей, на фронтонах очелей (Дм-26, -6. -20 б), и даже на фартуках наличников, см.фото выше.

Знак солнца в декоре – это и овал, - овальный верх оконной рамы (лучковая перемычка), овал очелья, полукруглые (полуциркульные) окна светелок. Семантика их – восходящее солнце, радость, рассвет, надежда! Овал – это и радуга, – солнце после дождя!, радостное многоцветие!

 

 


ФОТО 44.

Вышний Волочек, дом на Островской линии 13/15 (см. Пр-7) - прекрасный пример творческой плодотворной эклектики. Перечислим признаки отдельных стилей:

-типовой городской деревянный дом с мезонином периода XVIII–XIX века;

-классического греческого ордера пилястры с базой и капителью;

-полуциркульные (полукружные) фигурные барочного стиля сандрики (очелья) окон (это уже знак солнца);

-фризы сандриков декорированные (пока скромно, но) в стиле пропильной рубежа XIX-XXвв..

 

Но для нас главное, - в центре фасада полукружие обрамляющее окно мезонина.

 

Это не просто солнце, это его суточное движение по небосводу, дневной солнечный путь, философский знак оптимизма мировосприятия. (Заметим, - это контур подковы, в русских традициях - оберега дома).

 

 


Овальная ниша окна светелки не редкость в деревянном зодчестве. Пример – дом в Дмитрове на бывшей Старо-Московской:

 

ФОТО 45.

 

В семантическом словаре пропильной резьбы должно быть место фигуре креста вне круга. КРЕСТ часто встречается в орнаментике наличников (см. ниже,ФОТО 46; ФОТО 53,-Тверь, Достоевского-30). В Волочке фигуры креста на лопатке дома Красных печатников (ВВ-1 б.)

Семантика креста неоднозначна.

Крест не только знак солнца, читаем Фаустову Э.Н, «он применялся в значении микровселенского символа, отображающего космологически сферу небесную».

Число 4 сакральное. «Род (верховный бог) родил Сварога (бога поднебесья) и вдохнул в него свой могучий дух (читаем «Русские веды», с 9). Дал четыре ему головы, чтоб он мир осматривал во все стороны».

4-х ярусным «по версии академика Б.А. Рыбакова, было мироздание:

верхнее небо (хляби небесные):

среднее,- солнце, месяц, звезды;

ниже - мир земной и

4-й – подземный, подводный».

Крест – это 4времени года, 4 времени дня. Крест как бы расширял значимость солярного знака, распространял его на всё небесное и поднебесное пространство.

 

 

ФОТО 46.Дмитров.(Дм-19), кресты на очелье.

 

«Большое значение в резном украшении наличников имели ГРОМОВЫЕ ЗНАКИ, которые, как правило, сопровождали образы солнца, - читаем Фаустову Э.Н. Традиционный громовый знак – это шести (см.Дм-6, 20-б) или, реже, - восьмиугольная звезда, в большинстве случаев вписанная в круг.

 

 

ФОТО 47.

Дмитров, Рогачевская-25 (Дм-20-б)

 

 

В давние времена этот Громовой знак называли Перуновым знаком, и чаще всего он помещался на причелинах, декоративных досках и иногда в наличниках окон деревянных изб в качестве оберега от гнева Громовержца », - пожара, от иных бед.

Кто знает, может быть, 8-ми лучевое солнце под коньком студии-мастерской в Абрамцеве (см. ФОТО 5.) архитектор Виктор Гартман мыслил как Перунов знак? Не исключено, что и архитектор Василий Кенель число 8 связывал с Громовержцем, - восьмигранный павильон на художественной даче под В.Волочком (см. ФОТО 4.), восьмигранное окошко (светелка) на фронтоне парадного входа.

 

 

История узорочья в русской культуре – это глубокая древность. Ее семантика и символика во многом предположительна. Тем более весьма предположительно можно говорить о символике узорочья в пропильной резьбе, утвердившейся совсем недавно,- во второй половине 19 века. Совершенно естественно с течением времени прежние закодированные смыслы и образы «размываются». «Всем этим элементам украшения уже не придавалось такого значения, какое в них вкладывали предки - читаем Фаустову Э.М.. Однако мастера по традиции помещали (эти) знаки-обереги на положенных местах наличников окон. Возможно, просто их изображение воспринималось как красивая декоративная деталь».

«Пропильная резьба - это ворожба, чудесный поэтичный язык тысячелетий», - В. Сычев («Тверская жизнь» № 5)

 

Период пропильной резьбы в декоре деревянного зодчества – прекрасная страница в истории культуры нашего отечества, но страница закрытая. Стиль – явление обусловленное определенными социально-экономическими условиями. В истории они не могут быть повторимы.

ДОМ – ЭТО АРХЕТИП

АРХЕТИП (от греч. “архе” - “начало” и “типос” - “образ”) - одиниз первообразов, скрытых в глубинах нашего бессознательного. Архетипы - изначальные модели восприятия, мышления, переживания. Это своего рода первичные эмоциональные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний.

Теорию архетипов обосновал Карл Густав Юнг (1875—1961) — швейцарский психолог и философ, основатель аналитической психологии, последователь Зигмунда Фрейда

Дом – это жилище, вне которого существование человека невозможно. Дом – святое для человека,- сакральное. Дом – архетип.

 

В социологии есть теория, сформулированная американским психологом Стэнли Холлом. (1844-1924). - теория рекапитуляции (лат. recapitulatio - сжатое повторение). С.Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства (в процессе становления характера, во взаимодействии со сверстниками, в играх и т.п.) проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры.

В этом процессе рекапитуляции (сжатом повторении всей эволюции человека) дом как архетип (и все сопутствующее дому) занимает существенное место уже в раннем детстве. Свидетельством этого могут служить первые рисунки ребенка. Суметь нарисовать дом (пусть, с помощью мамы), украсить его крылечком со ступеньками, пририсовать заборчик, травку, елочку рядом с домом – большая радость для ребенка. Все это рисуется легко.- гребенчатым штампом! Радость – волнистой чертой подрисовать облака (хляби), дымок из трубы, Тем же способом,- волнистой чертой,- оживить речку с корабликом. Вокруг дома - цветы, цветы... И, конечно же, лучезарное солнце!

И удивительно, в рисунке ребенка обнаруживаются почти все мотивы пропильной резьбы, многие типы орнаментов и графические приемы их воплощения. Узорочье пропильной резьбы – это реализация всего того, что в незапамятные времена было заложено в подсознание человека

Но дом – это не только праздник. Дом – часть нашей жизни, жизни и с радостями, и страданием. «Не бывает «оторванных от жизни» архетипов» (Карл Юнг). Дом - это счастье иметь свой угол, но дом – это страх лишиться его, страх вынуждено покинуть его, страх оказаться погорельцем.

Вслушаемся в стихотворение Марины Ивановны Цветаевой «Дом» (1931 год). Только поэт может вскрыть всю смысловую глубину архетипа, запрятанную в наше подсознание. Вслушаемся в прекрасные метафоры, ассоциативные параллели. Дом у Цветаевой одушевлен, дом - часть жизни поэта, его зеркало, горькая судьба, горечь разлуки и радость встречи. Дом - родной человек, разделяющий все невзгоды. Дом – это и златокудрый бог света Аполлон, излучающий солнце золотыми стрелами.

Дом Цветаевых сохранился. Сейчас в нем музей (районный городок Александров Владимирской обл.,- «столица 101-го километра» по сталинским временам). Дом хотя и скромно, но декорирован (дом без наличников, без подзоров, причелин - безликое строение).


Из-под нахмуренных бровей

Дом - будто юности моей

День, будто молодость моя

Меня встречает: - Здравствуй, я!

Так самочувственно-знаком

Лоб, прячущийся под плащом

Плюща, срастающийся с ним,

Смущающийся быть большим.

Недаром я - грузи! вези! -

В непросыхающей грязи

Мне предоставленных трущоб

Фронтоном чувствовала лоб.

Аполлонический подъем

Музейного фронтона – лбом

Своим. От улицы вдали

Я за стихами кончу дни -

Как за ветвями бузины.

Глаза - без всякого тепла:

То зелень старого стекла,

Сто лет глядящегося в сад,

Пустующий - сто пятьдесят.

Стекла, дремучего, как сон,

Окна, единственный закон

Которого: гостей не ждать,

Прохожего не отражать.

Не сдавшиеся злобе дня

Глаза, оставшиеся - да! -

Зерцалами самих себя.

Из-под нахмуренных бровей -

О, зелень юности моей!

Та - риз моих, та - бус моих,

Та - глаз моих, та - слез моих...

Меж обступающих громад -

Дом - пережиток, дом - магнат,

Скрывающийся между лип.

Девический дагерротип

Души моей..


 

Дагерротип - название первых фотографий XIX века,

фотографий детства поэта.

 

Глубина цветаевского слова, эмоциональность, интонационная насыщенность непостижима. Во истину – «устами поэта движет Бог» (слова Михаила Ломоносова). «Все мои стихи, обращены к Богу,– поверх голов – к Богу! По крайней мере – к ангелам», - Марина Цветаева (История одного посвящения)

ДЕРЕВО– тоже для человека архетип. Дерево - жизненная необходимость: это и жилище, это и огонь-тепло, это и все сопутствующее человеку. Отсюда святое отношение к дереву, к лесу, обожествление его.

Дом и дерево, - для нас нераздельные понятия. И этот факт мастера декора не просто интуитивно осознавали, но и подчеркивали. Каким образом? – Мы не найдем практически ни одного дома с пропильной резьбой конца 19 – начала 20 в., измалеванного балаганным многоцветием масляных красок, подобного встречающимся в наше время дилетантски изукрашенным домикам в стиле гастрономической упаковки. Все без исключения дома с пропильной резьбой были однотонны, были либо побелены, либо пропитаны натуральной олифой, либо, в качестве укрепляющей грунтовки, - с добавлением в олифу охры или сурика, сохраняющего драгоценную фактуру дерева. Только в однотонности пропильная резьба на наличниках, причелинах, подзорах сохраняет свое неповторимую выразительность узора и благородство материала,- дерева!

Дерево(имея вв



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: