ПРОПИЛЬНАЯ РЕЗЬБА
В ДЕРЕВЯННОМ ЗОДЧЕСТВЕ
(конец XIX – начало XX века)
Умирающая красота
Любительское фото
Тверь, Вышний Волочек, Дмитров, Бежецк
70-е годы XX века
Тверь 2018
ПРЕДИСЛОВИЕ
Пропильная резьба (сквозная резьба, пропиловка) - основное средство декорирования (украшения) в русском мещанском домостроении рубежа XIX – XX века. К величайшему сожалению столетний период пропильной резьбы в истории русского деревянного зодчества оказался проблемным в оценке его значения в национальной архитектуре, - от полного отрицания его художественных достоинств до восторженного приветствия как явления мирового уровня. «Краса неописуемая!» - слова краеведа из г. Бологое Сычева В.В., автора статьи «Зашифрованная ворожба» («Тверская жизнь», 1992, № 4,5,6). Памяти бологовских краеведов исследователей деревянного зодчества, Виктора Васильевича Сычева (1947-1994) и Николая Ивановича Дубравицкого (1902-1974), основателя Бологовского краеведческого музея, посвящен наш очерк.
В исходном варианте нашего материала центром внимания было СТЕРЕО ФОТО, -любительские черно-белые снимки далеких 70-х годов как некий исторический документ, свидетельство необыкновенной красоты деревянного зодчества Верхневолжья. Для сканирования из многих фото мы отобрали лучшие. Пропильное узорочье Твери у нас иллюстрируют 9 стереопар, Вышнего Волочка - 12, Дмитрова - 13, Бежецка - 5. В приложении мы дополнительно поместили еще 9 стерео снимков.
В тексте очерка в ссылках на стерео фото мы используем сокращения соответственно перечисленным городам – Тв, ВВ, Дм, Бж, Пр (приложение). Фото материал предваряло развернутое предисловие (очерк) с пояснением элементов декора, теистических истоках пропильного узорочья, психологии восприятия его. Сканированные стерео пары вместе со стереоскопами (очками для просмотра стерео снимков) и фото-негативами мы предоставили краеведческим музеям указанных выше городов. Два экземпляра очерка в комплекте со стерео фото и стереоскопами - в отдел краеведения и в зал искусств Областной библиотеки им. А.М. Горького.
|
Все желающие могут посетить упомянутые музеи, чтобы увидеть красоту пропиловки в реальном 3d воспроизведении. Стерео изображение – наилучший вариант фотосъемки архитектурных сооружений. Традиционное «плоское» фото (то есть снимок фотоаппарата с одним объективом, - «одноглазое» видение натуры) не способно передать уникальное свойство объемности пропильной резьбы, ее завораживающую воздушность, ни с чем не сравнимую ажурность.
Основой данной публикации, которую Вы, уважаемый читатель, держите в руках. является лишь текст очерка. Небольшой его объем (54 страницы) дал нам возможность тиражировать его и предоставить в публичные библиотеки Твери и области.
Очерк иллюстрируют 56 фото пропильной резьбы, размещенных крупным планом на бумаге формата А-4, обеспечивающих наглядное, представление о красоте пропильного узорочья.
Наш очерк мы адресуем широкому кругу читателей, - и школьникам, и всем, кто не равнодушен к русскому деревянному зодчеству.
Оригинальность нашего очерка в том, что мы предлагаем читателю в'идение пропильной резьбы в эстетическом ракурсе. А потому в очерке мы уделяем внимание и элементам пропиловки в декоре дома, и стилистическим особенностям пропильной резьбы в украшении дома, и проблемам психологии восприятия узорочья.
|
Содержание очерка:
Резьба по дереву – искусство красоты -................................... – 4
Дом – сказка, дом – праздник -................................................... – 10
Истоки пропильного узорочья. Теистическая символика -..... – 20
Дом – это архетип -.................................................................... – 38
Музыка пропильной резьбы -....................................................... – 40
Соборность (мой дом – часть красоты нашей улицы) -.......... – 45
Пропильная резьба – стиль декора в русском
деревянном зодчестве...... – 46
Словарь терминов -...................................................................... – 51
Автор выражает глубокую благодарность Нине Константиновне Дроздецкой за неоценимую помощь в работе над материалом очерка, Вашкевич Ульяне Николаевне за компьютерную обработку фото снимков, а так же председателю Тверского клуба краеведов Галочкину Владимиру Александровичу за помощь в редактировании материала, корректировании и его публикации.
----------------------------------
------------
«И в искусстве, и в жизни всё прекрасное принадлежит тому, кто способен видеть и чувствовать»
Евгений Леонов, (1926-1994) Н.а. СССР)
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ–
ЭТО ИСКУССТВО КРАСОТЫ
Рельефная резьба, барельефная, пропильная (о ней ниже), – одно из средств декоративного искусства (декор – фр. красота). Потребность в красоте, вероятно, генетически заложена в человеке. Рельефной резьбой (наиболее простой, доступной) с давних времен украшались деревянные миски, ложки, ковши, братины; украшались скамейки, полки. Резьбой изукрашивали ткацкие станки, прялки, коромысла, даже обыкновенные вальки (ими колотили белье при стирке), рубеля (гладильные доски), дуги (атрибут русской конной упряжи). Украшали, «чтобы все доставляло людям радость и удовольствие»,- читаем очерк Даниловой Людмилы Ивановны «Окно с затейливой резьбой» (М., 1986 с. 129).
|
Красота – это и давняя традиция декора рельефной (выямчатой) резьбой фасада деревянной избы,- причелин, подзоров, филенок оконных ставней (см.словарь):
Но! (при всей доступностирельефной резьбы в быту) в украшении деревянного дома она использовалась ограниченно. Причина – проблема с пиломатериалами, с тесом (досками). Продольные пилы для производства доски станут доступными лишь в XIX-м веке. А до этого долгое время основным инструментом оставался топор. Топором было сподручно срубить сруб, расколоть бревно вдоль на две плахи для полов и потолка. Но вытесать тесину из бревна, обтесывая его с двух сторон, нелегко. Можно сказать, доска была на вес золота.
ФОТО 1.
Музей деревянного зодчества в Суздале
Не каждый застройщик имел возможность декорировать дом, тем более - иметь дом с тесовой кровлей. Представленные в музеях деревянного зодчества дома срублены не ранее второй половины XIX века. А до этого деревня и село, как в стихотворении Михаила Лермонтова, оставались под соломенными крышами и с домами весьма скромного убранства:
С отрадой, многим не знакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
«Родина» (1841 г.)
РЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА(выямчатая) - наиболее простая в освоении. Контур рисунка (рельеф) вырезается ножом с заостренным концом или специальными стамесками на поверхности доски. Рельефная - прямая предшественница ПРОПИЛЬНОЙ РЕЗЬБЫ.
Пропильную резьбу (пропиловка!) называют сквозной резьбой, ажурной. В быту - это шкатулки, рамочки, полочки из фанеры с узорочьем, выполненным лобзиком. Тот же принцип в деревянном зодчестве, те же сквозные пропилы по линии узора, нанесенного по трафарету но не на фанеру, а на доску. Инструмент не лобзик, - ножовки с узкими полотнами, лучковые пилы, коловорот, трафареты пропильных орнаментов.
Справа (ФОТО 2. Дм-25) фронтон дома с пропильной резьбой.
Завораживающее узорочье!.
Сравнима ли пропиловка с ее выразительными возможностями с иной техникой резьбы?!
В отличие от рельефной,время рождения пропильной резьбы вполне конкретное, - это середина XIX века,период в России, кода было освоено промышленное производство ручных продольных пил. Это решило проблему с пиломатериалами и обеспечило широкую доступность пропильной резьбы для строителей
ФОТО 2.
Бревно закреплялось скобами на высоком 2-х метровом помосте и вручную распиливалось вдоль на несколько досок двумя работниками («в четыре руки»,- один сверху, другой снизу.). В частном строительстве ручная распиловка сохранялась до середины прошлого (XX-го) века.
Пилорамы на энергии водяного колеса (пильные мельницы) строились в России уже в начале XVIII века. Но их было мало и спрос на пиломатериалы они не могли удовлетворить. Промышленное производство пиломатериалов появится вместе с освоением паровых машин, - в XIX веке.
В учебниках пропильной резьбе отказано место в ряду классических средств декора. Между тем рождение ее - знаменательное событие в художественной жизни России, рубеж в истории русской архитектуры. Середина XIX века - это начало эпохи, как ее называли, великолепных резных наличников (Л.Данилова).В истории деревянного зодчества - это настоящий взрыв!, - русский РЕНЕСАНС узорочья.
За короткое время стиль ажурного декорирования фасадов деревянных домов завоевал практически всю Россию,- от западных границ до Приморья, от Беломорья до Астрахани. Стиль в равной степени господствующий и на селе, и в уездных, и в губернских городах, и в столичных. Это необычный не знающий аналоговПРАЗДНИЧНЫЙ СТИЛЬ в отечественной архитектуре деревянного зодчества, РУССКИЙ СТИЛЬ.
Заказы на дома с узорочьем были не только от горожан, но и от владельцев крупных культурных центров страны.
ФОТО 3.
В 1870-м году в Бежецке была построена железная дорога, - важнейшее событие в истории города. Бежецк встречал своих гостей красивым вокзалом, построенным в русском стиле (см. выше,- ФОТО 3. Бж-8). Здание украшали прорезные наличники, кронштейны карнизов, редкие в деревянном зодчестве на коньках крыш светелок шпили с подкосами пропильной резьбы
В пропильной резьбе исполнены фрагменты декора самых оригинальных (неповторимых) авторских строений деревянного зодчества начала XX века, например, в Твери дом Мартина в Затверечье, в Дмитрове – дом Милютиной на Загорской, дом Олсуфьева (Кропоткина) и др.. Пропильные узоры, пусть даже скромно используемые, становились печатью принадлежности этих образцовых по архитектуре домов к русскому стилю.
Для обустройства «Академической дачи» (Вышневолоцкий уезд, озеро Мстино) московский предприниматель, известный коллекционер и меценат В.А. Кокорев приглашает архитектора В.А. Кенеля, и на свои средства строит в русском стиле жилой корпус и павильон,- двух уровневое восьмигранное в плане строение с фасадами, украшенными богатейшей пропильной и накладной резьбой:
ФОТО 4. Академическая дача, Павильон. (Вышневолоцкий
район, озеро Мстино)
В 1873-м году Савва Иванович Мамонтов, промышленник и меценат, в то время владелец усадьбы Абрамцево в Подмосковье (одного из центров художественной жизни в стране), приглашает известного в России архитектора В.А. Гартмана, чтобы по его проекту строить (только в русском стиле!) студию мастерскую для художников.
ФОТО 5. Абрамцево. В.А. Гартман. Студия- мастерская. Пр-4
Советская Россия - иное время, иная идеология.
Горожане, имевшие свой дом (мещане, разночинцы) по существу - владельцы недвижимостью. Это несовместимо с коммунистическими идеалами. Все они - асоциальная классовая прослойка.
Уже на второй год сов власти, в 1918-м. последовали декреты (их было не менее двух), направленные на решение «квартирного вопроса» (словами Булгакова),-«декреты национализации жилого фона». Частные дома с излишками жил. площади перепланировались под коммунальные и сдавались нуждающимся.
Частное строительство разрешалось в поселениях с населением не более 10 тыс. человек.
«Архитектура (формула Витрувия,- римский архитектор, I в. до Р.Х.) - это польза, прочность, красота». Красота – источник наслаждения, удовольствия, то есть все то, что соответствует греческому слову гедонизм. Но гедонизм в нашей стране в период торжества марксизма-ленинизма считался понятием предосудительным, упадническо-буржуазным, и был несовместим с искусством социализма. Важнейшей в искусстве была провозглашена общественно-преобразующая функция (идеологическое сито, отбрасывающее великие творения и ломающее судьбы людей искусства). Пропильное узорочье – «краса неописуемая » - было объявлено эклектикой в значении термина как нечто слепо подражательное, обезличенное, антихудожественное. И не удивительно, что в справочниках с аннотациями городских строений деревянному зодчеству не уделялось должного внимания. А если была необходимость, то упоминание сопровождалось уничижительным ярлыком – эклектика, монотонная резьба, и т.п.
«Монотонной резьбе», сбору образцов орнамента в рукописях Запада и Востока, изучению протоинтонационной природы узорочья посвятил более тридцати творческих лет музыкальный и художественный критик, этнограф и публицист В.В. Стасов (1824-1906), - «Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени», СПб 1884. К исследованию этой проблемы Стасов привлек ряд ученых историков, археологов, художников и архитекторов, в частности А.П. Васнецова, И.П. Ропета, А.М. Павлинова и др.
Не долог век деревянного дома, тем более – узорочья пропильной резьбы. Всё требует ухода, материальных затрат. В наш XX-й век лихолетья послереволюционной разрухи, послевоенной, перестроечной, это было проблемой. Губительной была (и остается) государственная политика по сохранению культурного наследия страны, по поддержке индивидуального строительства.
В годы послевоенной разрухи индивидуальное строительство в стране возродилось (без этого не могло быть). Но и опять, вскоре с компанией индустриализации возведения жилья (50-е годы, - пяти этажные панельные дома серии 1-464 и др., т.н. «хрущевки») оно фактически было вновь запрещено.
Дома постройки начала прошло века, тем более XIX-го, ветшали, часто перестраивались, попросту (и не попросту) горели, безжалостно сносились для строительства на их месте новых зданий. Эпоха прорезных наличников, эпоха узорочья ушла в прошлое. Но с ходом времени пропильная резьба все более заявляет о себе как об уникальном явлении в истории отечественной культуры.
«Сохранение такой красоты – та же категория, что почитание отеческих могил. Ведь эта резьба для нас теперь – просто краса неописуемая»
. Виктор Васильевич Сычев
ДОМ – СКАЗКА, ДОМ - ПРАЗДНИК
Основные элементы пропильной резьбы в декоре дома.
Удивительно образные названия в декоре дома:
вид спереди – лицо (фр. фасад);
верхняя часть лица – лоб (фр. фронтон).
Это настраивает на продолжение поисков ассоциативных параллелей в пропильном узорочье.
Доминанта фасада – окна, богато декорированные наличниками. Ажурная резьба украшает весь периметр наличника. В основе орнамента растительные мотивы, но свободно сочетающиеся с элементами геометрического орнамента, арабесками (см. словарь).
Симметрия в наличнике обязательна.
ФОТО 6.
Тверь, ул. Циммервальдская (Тв-10)
Окно – это глаза дома, глаза, говорящие обо всем! Посмотреть в глаза – значит заглянуть в душу. Окно – глаза, оконные наличники – их сказочно-фантастический макияж. Окно без наличника, - безжизненные глаза, безликий дом. Разрез глаз, ресницы, брови, сам взгляд - все передает эмоциональное состояние человека. И окно, - прямолинейное или лучковая перемычка (овальный верх), тип оконного переплета, обрамление его наличником – все имеет прямое отношение к индивидуальной красоте дома.
Окно (другой ассоциативный уровень) может восприниматься само по себе как лицо, женское лицо. Наличники – его убранство. Наличники в своем декоре неповторимы. Верхнюю часть наличника называют очелье (лобная повязка, или металлический обод, для поддержания волос, см. словарь). Иногда – кокошник (праздничный головной убор).
ДОМ УКРАШЕННЫЙ РЕЗЬБОЙ – ЭТО СКАЗКА!
Очелье – самая красивая часть наличника. Иногда лишь одно очелье украшает окно, будучи верхом простого рамочного наличника (см. ниже ФОТО 7. В.Волочек, квартал № 9). В очелье, обычно, представлено все богатство техники пропильной резьбы
в декоре дома.
Если окно - лицо, то очелье - женская прическа. Многообразны прически,- гладкие, пышные, кудри, богатые укладки. Столь же неповторимы и очелья наличников в деревянном зодчестве. Полотенца по их краям - девичьи косы с кистями и с вплетенным узорочьем. Дополнение к прическе, - украшенные серьгами уши (пропильные узоры по бокам в верхней части наличника так и называются, - уши).
Отличительное свойство пропильной резьбы – эффект просвета, воздушности.
Этим уникальным свойством пропильная резьба может быть сравнима с техникой ришелье в женском рукоделии.
Этот вид вышивки доступен многим, и был очень популярен в России по времени близком бытованию пропильной резьбы.
На ткань наносятся контуры рисунка (узора), которые обшиваются обметочным швом. После этого промежутки ткани в рисунке вырезаются ножницами по линиям контура, что создает своеобразное кружево просветов. Убранство дома в праздничные дни, например, в дни Великой Пасхи, невозможно было представить без белоснежных полотняных вышитых ришелье подзоров, накидок, занавесок.
Свойство просвета,повторим, - особое ощущение воздушности, пленера, - отличительное, не знающее аналогов качество пропильной резьбы, ее стилистическая особенность.
«Избы все в кружевах, как в полушалках», - К. Паустовский (полушалок – праздничный цветастый платок.)
Пропильная резьба – это,можно сказать,МУЖСКОЕ РУКОДЕЛИЕ, - некий огрубленный вариант женского вышивания.
Пропильная резьба может украшать практически все детали фасада дома. Перечислим еще раз особо важные его части.
Пропильной резьбой непременно украшаются причелины (доска, прикрывающая торцы слег крыши, обрешетки) (см. выше фото 1,2,4,5,6 и др.).
Важная деталь фасада дома – подзоры, - ажурная горизонтально расположенная доска, отделяющая карниз крыши от тесовой обшивки фронтона, карниз крыши от боковых стен. Подзоры могут украшать балкончики, очелья наличников, лобовую доску (см. ниже).
Подзоры, как и причелины, обычно бывают многослойными. На доску с крупным узором накладываются одна, две с более мелкими рисунками. Но прикрепляются они не вплотную, а с воздушным зазором, образуют два, три и более пространственных уровня, тем самым создавая объемность всей композиции, стереоэффект.
Верхнюю грань двухскатной крыши (так называемы конек) нередко украшала ажурная коньковая доска (см. выше Абрамцево,- ФОТО 5.). Позднее ее стали заменять просечным железом (см. ВВ-2).
Ранее во времена соломенных крыш конек накрывали (придавливали) шеломом, - бревном с большим пазом, чтобы ветром не раздувало солому. Шелом с фасада украшался головой лошади. Отсюда и название «конек».
Позднее появилось выражение «полотенце под шеломом», то есть под самым коньком. Оно было с ажурным изображением солнца, тотема наших предков–язычников, солнца, наделенного мистической животворящей силой.
На фасаде капитальная стена дома обычно отделена от тесовой обшивки фронтона козырьком карниза с подзором. Но иногда - горизонтальной так называемой лобовой доской. Лобовая доска, как и оконные наличники, причелины, доминирует в декоре фасада. На фото мы видим сложную композицию элементов декора, составленную набором узорчатых вертикальных досочек и обрамляющих их сверху горизонтальных подзоров. ФОТО 8. Дмитров, Кропоткинская ул.
Такая композиция декора характерна и для наличников (очелий и фартуков).
Одно из типовых деревянных строений – дом с мезонином. Мезонин – жилая капитальная отапливаемая надстройка обычно в центре по общему фасаду (реже – сбоку). Мезонин (как некое подобие бельведера,- башенки с видом на окрестности (см. словарь)),- часто имел выход на балкон, декорированный кованным железом (см. ниже ФОТО 9.) или деревянными резными балясинами (см. ниже ФОТО 10.) (см. Бж-3, ВВ-3а, 14, и др.):
В.Волочек, ул. Кр. Печатников - 22 Дмитров, ул. Подлипецкая,
балкон-терраса
Большое значение в декоре фасаде дома имело окно светелки, - архитектурное оформление чердачного окна. Светелка – маленькая неотапливаемая комнатка на чердаке («В низенькой светелке огонек горит,// Молодая пряха за окном сидит...»). На ФОТО 11 (см. ниже) - Дмитров, дом Караулова. Редкий случай, - светелка одноэтажного дома оборудована выходом на маленький балкончик с резными балясинками, - крошечный бельведер:
ФОТО 11. (Дм-13) ФОТО 12. Тверь, Троицкая -20.
Светелки в доме могло не быть, но окно светелки, выполняющее необходимую функцию освещения чердака, практически, было всегда.
Окно светелки всегда украшалась в стиле всего фасада дома и являлось важной его частью. Оно могло быть самых различных типов: одинарное, двойное, тройное.
В нашем примере (ФОТО 12.) светелка своей красотой вообще умаляет декор фасада (подобное см. ФОТО 50.). Светелку украшает специально выдвинутый над ней карниз крыши с богатым узорочьем причелин, полотенец, с резными кронштейнами. А очелье тройного итальянского окна светелки просто сказочное!
На доме с двускатной кровлей светелка всегда в центре фронтона, (см. выше ФОТО 12. Тв-3). На трех скатных крышах (со скатом к фасаду) светелка встраивалась непосредственно в крышу, имела вертикальные стенки и была в одной плоскости с фасадом (см. Дм-8, 9).
В некоторых регионах подобный дом с трехскатной крышей и светёлкой по центру фасада является типовым и считается безусловно русским по стилю. (Вологда. https://ss69100.livejournal.com/2469927.html)
Светелка могла быть треугольной по фасаду в соответствии со сложной конфигурацией крыши (см. Дм-5, -19а).
Стереоэффект всего пропильного декора дома значительно увеличивают декоративные кронштейны (подкосы). Они часто являются конструктивной частью очелий наличников. Расположенные перпендикулярно к плоскости они как бы поддерживают их козырек. Эти резные подкосы бывают в паре, иногда по три совершенно одинаковых, и даже четыре, придавая объемность очелью. См. ФОТО 13. (ВВ. -5,-11,-1а).
ФОТО 13 (ВВ-5). ФОТО 14 (ВВ-12).
Типичное место кронштейнов - карнизы крыш. Поддержка крыши – их изначальная функция, но в наших случаях – чисто декоративная,- ФОТО 14. (Тв-9; Дм-8, 9, Пр-1а. Ниже, - ФОТО 50,- подкосы в форме головы коня)
Пропильная резьба при всех ее уникальных выразительных возможностях создавать эффект воздушности, объемности, отнюдь не заменяет рельефную резьбу. Она сохраняла свое значение, техника ее совершенствовалась.
Рельефной резьбой традиционно украшались филенки ставней, калиток, ворот. Яркий пример – лучезарное солнце в рельефной резьбе на фронтоне калитки дома, когда-то украшавшего улицу Красных печатников в Волочке (ВВ-1 б)
ФОТО 15.
Другой пример, -дом-красавец в Суздале (мы поместили его стерео фото в приложении, Пр-2). Большая часть наличников дома, а также филенки лопаток декорированы резьбой но уже не рельефной (плоскостной выямчатой), иной резьбой, -. барельефной. Дом редкой красоты. Беспримерное богатство декора. Величайшее мастерство резчиков!
Русское деревянное зодчеств рубежа XIX-XX вв с его стилистикой праздничности, красоты, не могло не заимствовать некоторые элементы лепных украшений стиля русского барокко, - волюты (подобие завитков морских раковин, симметрично расположенных и венчающих сандрики),всевозможные дыньки, замковые камни (см.словарь), гребешки, розетки. Изготовление этих архитектурных деталей требовало не просто пропильной или барельефной резьбы, но скульптурной техники резьбы.Примеров подобного декора много (см. выше ФОТО 2.); (см. Тв-13, 16, Дм-8, 25).
Один из примеров – дом в Бежецке. (Предположительно он находился на Кашинской улице.Снимок сделан в 1983-м году. Уже тогда дом был очень ветхим):
ФОТО 16. Бежецк. Наличник дома
с декором в стиле барокко (Бж-2а)
Еще один тип резьбы в технике декора деревянного зодчества – подвид пропильной – так называемая
НАКЛАДНАЯ РЕЗЬБА. Фрагмент орнамента выполнялся в технике прорезной резьбы, затем крепился (прибивается вплотную) на готовый фон (гладкую поверхность доски). По существу пропильная резьба оказывалась барельефом. Но работать с ней несравненно проще. В некоторых областях России она главенствует в декоре. Типичное место накладной резьбы – лопатки (Лопатка – это обшитые доской углы сруба а также вертикальные выступы стены – врубы. Прямоугольные лопатки подобны пилястрам но без базы и капители).
Накладной резьбой часто украшались филенки подкарнизных фризов, фризы очелий наличников, иногда - фартуков и др.
Подобная техника украшения теряла свои уникальные свойства просвета и объема. Но накладная резьба прекрасно сочеталась с прорезной, дополняя ее и обогащая декор. См. Дм-27, -21, -24, Бж-2а, ВВ.-1б и др.
ФОТО 17, 18. Лопатки с накладной резьбой. (Дм-24,-28).
Встречались дома, когда накладной резьбой декорировался весь фасад дома. Уникальный в этом роде дом с мезонином, некогда украшавший улицу Карла Маркса в Вышнем Волочке
ФОТО 19. ВВ-10-а. Вышний Волочок, ул. Карла Маркса, дом № 40
Весьма важная архитектурная часть фасада дома – парадный вход. Двери парадного входа, филенки и горизонтальные части переплета нередко декорировались барельефной резьбой и имели, как и окна, богато украшенные наличники.
Парадное крыльцо в городских домах обычно защищал от дождя зонтик (козырек, крыша), украшенный пропильными подзорами в стиле декора фасада дома. См. ниже ФОТО 20.
ФОТО 20. Тверь, Бебеля - 41 ФОТО 21. Троицкая-12
Парадное крыльцо в домах состоятельных домовладельцев украшалось кованным железом. Кронштейны, подзоры, ограда ступенек и вся конструкция козырька оживляли фасад дома неповторимой красоты воздушными узорами. См ФОТО 21, (см. ВВ-19 б, 20).
Составной частью, органичным дополнением декора фасада дома были весьма приметные архитектурные детали дома, - дымники (навершия на печных трубах на крыше) и дождевые воронки водосточных труб.
Техника их декорирования - просечка по металлу (кровельному железу). Просечку и пропильную резьбу объединяла сравнительная доступность техники ремесла. И в том, и другом случае – это работа с трафаретами.
ДЫМНИК– самая высокая точка здания и потому функционально значимая. Семантически однозначно он воспринимался некоей короной, кокошником, - праздничным головным убором. См.ниже ФОТО 23 (ВВ-2б).
Формы дымников многообразны (но в пределах дозволенного обязательной функцией защиты дымохода от дождя и снега). Они могут напоминать двускатные крыши, редко, шатровые. Наиболее типичны двойные двускатные дымники (как бы «мансардные» с крестообразным коньком), образующие четыре (на разные стороны) дымовые выходы-окна. Мастера-кровельщики украшали края их разного рода просечными каемками, окантовками, обечайками, рюшечками (пользуемся терминологией швейного дела), шпилями (см. ВВ-22, 24, 25, 27; Бж-7, 2б).
В той же технике украшались ДОЖДЕВЫЕ ВОРОНКИ на водосточных трубах: Окантовка этих воронок, профили их рисунков, узоров многообразны и подчас уникальны. Фантазия мастеров просечной техники удивительна!
ФОТО 22, 23.
Есть примеры украшения даже самих водосточных труб техникой чеканки резьбовыми рельефами, наклепкой растительных (цветочных) розеток и т.п. (см. Дм-34, 35; Бж-2б,-4б,-6; ВВ-23, 24, 25),
На крышах с кровельным железом, можно было встретить (как вариант коньковой доски)коньковую металлическую (кровельного железа) полосу с просечным орнаментом (см.ВВ-2).
При всей доступности освоения техники пропильной резьбы украшение дома не являлось самодеятельностью застройщика и не фантазией самоучек. Декорирование фасада - ДЕЛО ТВОРЧЕСКОЕ. – работа бригады (артели) мастеров по заранее обдуманным эскизам, обдуманному проекту, задуманной композиции всех деталей фасада в их единстве. Индивидуальность фасада (ЛИЦА!) каждого дома обязательна.
Строительство дома – это СВЯТОЕ ДЕЛО!, ВЫСОКОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО!, НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО!
«Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия».
Виссарион Белинский (1811-1848, русский лит. критик)
--------------------------------
-----------