«Звучит триглиф, звучат колонны, свод,
И дивный храм как будто весь поёт», - Гете, Фауст
(Триглиф (греч) – орнамент в виде резных желобков)
Музыка и узорочье пропильной резьбы при всей кажущейся несовместимости – явление родственные. Искусство антропоцентрично. В нем все от человека.
Источник выразительности музыки – интонация речи.
Надо ли повторять истину, что «важно не то, что сказано, а как сказано», т.е. с какой интонацией. Слово «здравствуйте» может прозвучать как признание в любви, но может - и приговором. Все это неисчерпаемое интонационное богатство речи, зафиксированное нотными знаками, и есть музыка.
Но образно-эмоциональный строй музыки - не только интонации слова, но вся область мышечно-физиологических состояний человека, - так называемые «немые интонации». Каждая музыкальна фраза есть слепок жеста руки, пластики телодвижения, дыхания человека, сердцебиения.
Приглядимся к орнаментам декора фасада, и мы обнаружим, что все сказанное о «немых интонациях» в музыке справедливо и к узорочью пропильной резьбы. В каждой линии узора своя семантика (выразительный знак), жест руки, пластика нашего тела. В округлых линиях – доброта, красота женского лица, любовь; в орнаментах с геометрическими узорами – энергия движения, активность, пьянящий танец.
Геометрические узоры,- шашечки, ромбики, звездочки, насечки, бордюры, козырьки,- выполняют по большей части коммуникативную функцию, конструктивную. функцию обрамления, придания необходимой объемности, прочности всей конструкции, привносят контраст, подчеркивая тем самым семантику главенствующего орнамента.
По эмоционально-выразительным возможностям пропильная резьба в архитектуре не имеет себе равных.
|
Одно из основополагающих ее средств выразительности – это музыка ритмов. В пропильном декоре ритм выступает как главная конструктивная основа орнамента. Ритм в элементарном проявлении – это повторяющийся мотив узора. Ритм иного уровня, более сложного, – это повтор крупных архитектурных элементов фасада: не менее двух причелин, три-четыре окна, декорированные углы (лопатки) дома, подзоры.
Пропильная резьба - это яркий эффект полиритмии, - это соотношение двух, трех типов узоров в одном архитектурном элементе фасада. Например, причелина с округлым овальным узором, окантованная сверху полосой арабесок геометрических узоров, - шашечек, кубиков, ромбиков.
Полиритмию могут образовывать различие масштабов мотивов, соединенных в одном архитектурном фрагменте, например, крупный узор в наборе вертикально расположенных досочек в декоре фартука наличника и узор более тесного (меньшего по масштабам) повторяющегося мотива орнамента на горизонтальной обрамляющей верхней доске.
Подобное разнообразие узорочья - основа декора и причелин, и лобовых досок, и оконных наличников, основа стиля пропильного убранства дома. Пропильная резьба – это настоящая симфония ритмов, феерия ритма, не имеющее себе равных эмоциональное ощущение.
«Архитектура – застывшая музыка» Шекспир
ФОТО 48. В.Волочек. Когда-то этот сказочный дом стоял на
ул. Карла Маркса-40. (ВВ-10-в). (Общий вид дома см. ФОТО 19.)
Все эти ритмы (немые ритмы, беззвучные) вряд ли могут быть семантически привязаны к физиологическим ритмами человека, к ритму дыхания, шага, бега, ритмам сердцебиения. Зрительное восприятие их может дать лишь условное физиологическое определение как некий глубинный нервно-мышечный трепет, как некая особая вибрация, вполне реально физиологически ощущаемая нашим организмом при встрече с подлинным творением искусства, при восприятии красоты!, вибрация, сопровождающая глубокие эмоциональные переживания.
|
Искусство - «сфера молитвенных вибраций», - отец Иоанн. -
«Тело – транслятор божественных вибраций»
«Красота есть во всем, но не всем дано это увидеть»
японская мудрость.
Как научиться увидеть красоту?, эмоционально ее воспринимать, наслаждаться красотой?... Позволим себе сделать небольшой экскурс в область физиологии эмоционально восприятия, эмоционально в'идения пропильного узора.
Воспользуемся материалами брошюры «Гедонистическая функция музыки» («Эмоциональный мир музыки в высказываниях деятелей культуры») Тверь 2017. https://intoclassics.net/news/2015-09-27-39242).
И.М. Сеченов: «Эмоция – «суть не что иное, как результат большего, или меньшего, укорочения какой-нибудь группы мышц – акта, как всем известного, чисто механического»
К.С. Станиславский: «Пока существует физическое напряжение, не может быть речи о правильном, тонком чувствовании».
Вывод. Физиологическая основа (необходимое условие) эмоциональной реакции, эмоционального восприятия -это мышечное расслабление,- релаксация. Освободимся от ненужных мыслей, «прислушаемся» к мышечно-двигательному отклику нашего организма на это узорочье!, на ритмо-сплетения его мотивов, изящество линий рисунков..
|
ФОТО 49. Тверь, Троицкая – 12 (Красавец дом разрушен в 2018 г.)
Практическое знание релаксации – обязанность каждого человека, неотъемлемая часть культуры.
Релаксация – основа аутотренинга, основа самолечения.
Релаксация – основа медитации. Эмоциональное восприятие (Петрушин В.И.)есть «медитативное вчувствование», «молитвенное созерцание» (Кирнарская Д.К.).
Релаксация – основа эмоционально восприятия всех видов искусств и всей красоты окружающего мира. Зрение, слух, осязание – лишь проводники внешних сигналов к головному мозгу. Эмоция – суть сокращение или расслабление группы мышц, - мышечно-двигательный акт.
Расслабьтесь, и вы ощутите, как вместе с ритмом узорочья «будут трепетать и звучать все нервы и жилы нашего существа» (Жак Далькроз).
Когда весь наш организм расслаблен, «тогда приходят в действие какие-то свойства его подсознания. Перед нами как бы раскрываются небеса и мы слышим зов божественных голосов » (Л. Стоковский).
Н.В. Гоголь о музыке: «она вся – порыв; она вдруг, за одним разом, отрывает человека от земли, оглушает его громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир. Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет».
В. Набоков о литературе: «Читая «Холодный дом» [роман Дикенса], следует лишь расслабиться и довериться собственному позвоночнику – хотя чтение и головной процесс, но точка художественного наслаждения расположена между лопатками. Легкая дрожь пробегающая по спине, есть та кульминация чувств, которую дано пережить роду человеческому при встрече с чистым искусством и чистой наукой».
Слово в литературе, в поэзии должно вызывать трепет!
«Книгу надо читать созерцательно и медитативно, глубоко переживая вибрацию каждого слова» Василий Д. (Одесса). Тем более, - смотреть картину, декорированный дом,- смотреть, самозабвенно растворяясь, утопая в ритмах орнамента пропильной резьбы, в семантике мотивов узора!
Василий Кандинский о декоративном искусстве и о живописи (впечатления от интерьера русской избы на Вологодчине):
«Когда я, наконец, вошел в горницу, живопись обступила меня, и я вошел в неё (выделено ВН). С тех пор это чувство жило во мне бессознательно, хотя я и переживал его в московских церквах, и особенно в Успенском соборе и Василии Блаженном». «Несколько лет занимало меня искание средств для введения зрителя в картину так, чтобы он вращался»
Ниже, на ФОТО 50-а, - светелка, очелье карниза и подзор дома № 50 на ул. Благоева в Твери. Редкой красоты дом, уникальная светелка. Феерия ритма, праздник красоты! Вглядимся в узорочье дома, попытаемся освободиться от всех мыслей, расслабиться и прислушаться к себе! И мы ощутим, как «все нервы и жилы нашего существа (Далькроз) начнут трепетать и звучать» вместе с музыкой узоров пропильной резьбы!Мы ощутим ту божественную вибрацию, то блаженство, которое обозначено греческим словом гедонизм, мы испытаем величайшее наслаждение от искусства, ниспосланного нам свыше!
ФОТО 50-а. Светелка дома № 50 на ул. Благоева в Твери.
ФОТО 50-б. Очелье наличника и подзор дома № 50 на Благоева.
«Музыка есть «звучащее безмолвие»», о. Иоанн.
Истина и то, что БЕЗМОЛВИЕ ПРОПИЛЬНОЙ РЕЗЬБЫ– ЭТО БОЖЕСТВЕННАЯ МУЗЫКА!
--------------------------
СОБОРНОСТЬ.
Нравственно-эстетические традиции украшения жилищ (пропильной резьбой в частности) есть проявление присущего русскому человеку общинному типу жизни. Это то, что называют термином соборность.
Синонимом слова соборность является слово «мир ». Крестьянин осознавал себя членом общества не как индивид, а как член конкретной общины, конкретного «мира». «Мир» выполнял функции суда. «Мир» просили о заступничестве, к «миру» обращались с челобитной. «Мир» собирал подати (налоги) и выплачивал их государственным властям как дань. «Миром» мог быть город, улица, район города.
Соборность – это традиционные сходы селян, на которых решались хозяйственные вопросы, этические вопросы, вопросы устава. Соборность это свадебные (всем селом) обряды, похоронные, крестильные. Соборность это традиции помощи всей общины нуждающимся семьям в хозяйственных делах, в строительстве, в уборке урожая,- пахоте, севе, жатве (так называемая помочь или толока).
Соборность – это свод неписанных этических принципов совместной жизни, - это (опять же, не писанные) обязательства поддерживать порядок, ухоженность и красоту деревни (села, поселка, улицы) ведением своего хозяйства, своими надворными постройками и, конечно же, своим домом. Декорирование дома пропильной резьбой обернулось для русского мещанина этой драгоценной возможность внести свою лепту в украшение улицы, быть членом братства селян, считать свой дом частью общественной красоты.
И это при том, что украшение дома требовало от застройщика не малых материальных расходов. Наличники, подзоры, причелины и прочий декор составлял до четверти и более стоимости всей постройки дома.
Пропильная резьба в декоре деревянной мещанской архитектуры в истории русского зодчества – лишь крохотная страничка,- конец 19 – начало 20 – го века; но явление уникальное,- стиль воплощенной красоты, праздничный стиль, - ПРАЗДНИК КРАСОТЫ.Жить «Миром» (былая соборность) – это открытость и одновременно ответственность существования в сообществе:
«Вот я, вот мой дом,- моя доля красоты в красоте моей улице! Все смотрите!!!»
Увы, конец 20 го и наше время - этика глухого трехметрового забора, этика параноика, боящегося людей, быть обкраденным, примеченным. Все это плоды репрессивной политики прошлого в России и однобокой экономики настоящего. Былая соборность, «мир», стала областью преданий. Архитектурный стиль нашего дня – толстый кошелек преуспевающего сноба. Улица – иллюстрация ужасающего социального неравенства людей: богатое капитальное (от слова капитал, деньги) каменное двух-трехэтажное здание, глухие заборы и ворота, камеры видеонаблюдения, кованного железа решетки на окнах до третьего этажа. А рядом доживающий свой век ветхий дом, или жилье, слепленное на последние гроши. По соседству хрущевка (антиархитектура), - воплощение мечты советского труженика, мечты всей жизни иметь квартиру, пусть убогую, но отдельную.