В РУССКОМ ДЕРЕВЯННОМ ЗОДЧЕСТВЕ




Можно ли считать пропильную резьбу в деревянном зодчестве архитектурным стилем? Видимо, нет. Стиль в архитектуре (Википедия) — совокупность характерных черт и признаков, определённого времени и места, особенностей функциональной, конструктивной и художественной сторон зданий. В конструктивные особенности зданий пропильная резьба ничего нового не привнесла. Все это типовые деревянные дома: 4-х-стенки, 5-ти, 6-ти, дома с мезанином, доходные. Но по совокупности черт и признаков пропильная резьба беспрецедентна по художественным достоинствам. Пропильная резьба – это стиль декорав русском деревянном зодчестве. Напомним, архитектура (формула Витрувия, - Римский архитектор, 1-й век до Р.Х) – это польза + прочность + красота. Деревянный дом не отличается должной прочностью, но по красоте вполне соответствует формуле Витрувия

Пропильная резьба – это красота, то драгоценное, что определяет русский стиль в целом, - явление исторически обусловленное, имеющие в русской культуре корни, уходящие в глубину веков. Красота - это древняя традиция украшения предметов быта (глиняная посуда, резная деревянная, скамейки, полки), украшения орудий труда (прялки, рубеля, вальки и т.п.); красота - это традиция убранства горницы дома, традиция живописной росписи скамей, полок, русской печи. Красота - это узорочье крестьянской праздничной одежды, это искусство вышивки, плетения кружев, хохломская живопись, художественные ремесла. Красота – это, с появлением косящатых окон, традиция украшения рельефной (выямчатой) резьбой филенок ставней деревянной избы.

Русское узорочье – официальное название стиля храмового каменного зодчества в Москве XVI-XVIII веков, стиля белокаменной резьбы, тесанного фигурного кирпича, изразцового узорочья поливной керамики (см.словарь).

Красота - это русское барокко в каменном зодчестве (архитектура, характеризуемая итальянским термином бельведер, - ит. - прекрасный вид), и, в частности, - нарышкинское барокко (XVIII - начало XX в.). В истории отечественной архитектуры - это «стиль единения традиций древнерусской каменной архитектуры и русского деревянного зодчества, уникальный стиль воплощения в камне декора русской избы » (Интернет).

XVIII век - рождение искусства художественного чугунного литья. Литой чугун в декоре – этосочетание монументальности и тончайшей проработки архитектурных деталей, это прочность и одновременно, ажурность решеток садовой ограды, скамей, перил лестниц, изящества балконов.

Веком позже (XIX-й) – новое явление в декоративном искусстве, - художественная ковка железа, - стиль декора, преобразивший фасады зданий, стиль несравненных возможностей воплощения узора и по сложности, и по жанру, стиль декора изысканной красоты.

Несколько стерео-фото этой красоты мы не могли не предложить читателю, а именно – балконы, зонтики парадных крылец, решетки оград, парапеты, могильные кресты (Тв-17–20; ВВ-19а-б, -20,-21,-28-29, Бж-10).

Кружевные кованные орнаменты украшали не только столичные города, но и провинциальные. (Отрадно,- искусство художественной ковки активно возрождается). Орнаменты художественного чугунного литья и художественной ковки – один из источников узорочья пропильной резьбы.

Наконец, вторая половина XIX века - начало XX -го в истории русской архитектуры – ПЕРИОД СТИЛЯ ПРОПИЛЬНОЙ РЕЗЬБЫВ ДЕКОРЕ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА.

Начало XX-го века - ЗАВЕРШЕНИЕ эволюционного пути художественной традиции УЗОРОЧЬЯ в русском зодчестве, ЗАВЕРШЕНИЕ НА КУЛЬМИНАЦИОННОЙ ФАЗЕ.

Конец XX века– время умирающей красоты.

 

 

 

 


 

ФОТО 51. (Бж-10)

На наше счастье отдельные дома начала XX века сохранились до наших дней, радуя своей удивительной красотой. Радуя и огорчая: в большинстве судьба их печальна. Они не получают должной заботы ни от жильцов, ни от государства.

Бежецк, дом 59 на улице Большая (см.выше ФОТО 51.) (дом нотариуса В.И. Тугаринова). Построен в начале XX века и был украшением города. Дом-терем, богато декорированный пропильной резьбой, кованного железа зонтиком парадного azsвхода с кронштейнами и подзорами, кованной оградой балкона, кованными парапетами на двух башенках с левой и правой стороны по фасаду. В деревянном зодчестве Верхневолжья парапеты - редкость.

В последние годы дом сдавался в аренду под магазины; и ветшал. Сейчас признан аварийным. Всеми забытый, заброшенный, совсем не нужный городу в прошлом красавец дом ждет своего часа.

 

Иная судьба у дома 30 на Достоевского в Твери (см.ниже ФОТО 52.). В перестройку он оказался в собственности гос.учреждения. И это его спасло. Доходный дом начала XX века, для деревянных строений дом внушительных размеров с потолками более трех метров реставрирован, окрашен и сохранится теперь на долгие годы. К сожалению, выбор цветовой гаммы неудачен. Выкрашенные в темно-серый цвет очелья наличников и подзоры потеряли рельефность орнамента. Не в русском стиле и общий салатный (сайдинговый) цвет фасада. И однако, реставрация дома более чем вековой давности постройки, дома богато декорированного пропильной резьбой – это уникальный прецедент.

 

 

 


ФОТО 52. (2018 г.)

 

 

ФОТО 53.

 

В свое время новый стиль декора в русском зодчестве подобно взрыву охватил всю Россию, стиль праздника, стиль красоты неописуемой. Но, к сожалению, период пропиловки оказался недолгим. Стиль, появление которого было обусловлено активным экономическим развитием, пришел к закату опять же из-за экономических причин, - ухудшения материального положения народа.

И остаются лишь воспоминания, фотографии, и прекрасные слова краеведов, ценителей русского деревянного зодчества:

«Все эти деревянные кружева - не просто украшения, а «охранная грамота» от хворей, напастей, от бед неизвестных»

«Сохранение такой красотыта же категория, что почитание отеческих могил. Ведь эта резьба для нас теперь – просто краса неописуемая».

Виктор Васильевич Сычев, -

 

 

Слова, сказанные в 1992-году, актуальны и сейчас. В наших городах еще есть чудом сохранившиеся прекрасные дома с пропильной резьбой. В Твери это дома в Затьмачье на Софьи Перовской, Бебеля, Троицкой,- уникальные дома красоты неописуемой!

 

ВМЕСТО ЭПИЛОГА (Эпилог греч. - послесловие, судьба героев)

 

РЕТРОСТИЛЬ (РЕТРО лат.- «НАЗАД», «ОБРАЩЕННЫЙ К ПРОШЛОМУ»)

Стиль в искусстве, декоративном в том числе, обусловлен социальными условиями развитием общества, его материальным и духовным уровнем. Социальные условия в истории не могут быть повторимы, стили меняются. Но каждое стилистическое явление, будь то в декоративно-прикладном творчестве или это стиль декора в архитектуре, обогащает искусство новыми техническими средствами воплощения красоты. Стили меняются, но не забываются, интерес к ним сохраняется. Время от времени становится известным имя мастера, увлеченного, например, старинным ремеслом плетения кружев, имена искусных вышивальщиц, мастеров плетения из ивы, бересты, мастеров гончарного дела, резчиков по дереву и т.п.

Не пропадает интерес и к пропильной резьбе. Красота бессмертна. И закономерно, что в наше время на новых деревянных строениях встречаются украшенные пропиловкой причелины, наличники. А иногда неожиданно предстает перед нами вновь построенный богато декорированный пропильным узорочьем дом - образец ретростиля.

Пример в Твери - дом № 11 на ул. Лермонтова, дом Закураева Сергея Егоровича. По профессии Сергей Егорович шофер дальнобойщик, по призванию – мастер пропильного декора, столяр краснодеревщик.

ФОТО 54. Ул. Лермонтова – 11. Март, 2018 год.


В годы юности Сергея его родители, зная увлечение сына резьбой по дереву, подарили ему замечательное издание,- фотоальбом «Деревянная архитектура Томска» (М., 1975). Многие мотивы узоров своего дома Сергей Егорович заимствовал из альбома. Его дом – яркий пример ретростиля пропиловки в декоре деревянного зодчества. Дом – терем.

 

 

ФОТО 55. Ул Лермонтова – 11. Май, 2018 года.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Данилова Л.И. «Окно с затейливой резьбой» М., 1986 с. 197-204.

 

Архитектурный словарь терминов и определений. Составитель

В. Г. Власов, https://www.mstone.ru/article/eid667.php

 

АРАБЕСКА (итал. arabesco — арабский) — название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов.

БАЛЯСИНА - точеный столбик или резная доска – опора для перил ограждения балкона, лестниц, крыльца, галереи.

БЕЛЬВЕДЕР (итал.- прекрасный вид), - термин, определяющий архитектурный стиль барокко(XVII-XVIII век).

Другое значение бельведер - легкая надстройка над зданием, позволяющая обозревать окрестности.

ВАЛЬК'И (валёк),- деревянная пластина с ручкой для стирки белья. Белье полоскали и вальком выколачивали, буквально выбивали грязь из белья.

ВИСЯЧАЯ ГАЛЕРЕЯ (гульбище) – крытый балкон вдоль стены на консолях (см. консоли)

ВОЛ'ЮТА– завиток рельефной резьбы, позаимствованный вероятно из стиля барокко. Две симметрично (зеркально) расположенных волюты в центре не редко являлись основой декора сандрика (см ниже).

ГРЕБЕНЬ – резная доска на коньке кровли вдоль всей его длины.

ГРЕБЕШКИ — (гребешок петуха),- в архитектуре нарышкинского барокко ряд фигурных завитков, украшавших верх стены, верх наличника окна (сандрика).

ДЫМНИК - отверстие в стене курной избы для выхода дыма, либо специальный деревянный короб-дымоход в крыше.

Дымник в домах с печным отоплением «по белому» - навершие на печной трубе (предохраняющее от дождя и снега) из кровельного железа. В период стиля пропильной резьбы дымник украшался в техники просечки по металлу и был важным элементом декора.

ЗАМКОВЫЙ КАМЕНЬ – обтесанный трапециевидно верхний центральный камень, перераспределяющий всю нагрузку свода или арки. В архитектуре – венчающей в сандрике наличника элемент декора наподобие камня в центре свода.

КЛЕТЬ - многозначное понятие. Иногда – холодная изба (изба – это клеть с печью). Иногда клеть – это неотапливаемая часть дома. Иногда - цокольный этаж, этаж хозяйственного назначения. См. в словаре ниже подклет

КОНЁК – верхний стык скатов крыши.

В прошлые времена верх соломенной кровли придавливало (чтобы не раздувало ветром) выдолбленное с пазом бревно - охлопень (или шелом). С фасада охлопень нередко украшался изображением головы лошади, - «конек».

КОНС'ОЛИ – выступы бревен на срубе (выпуски, помочи). На консолях, например, сооружали открытые (висячие) галереи (гульбища) в деревянных храмах. Подобные галереи устраивались в высоких северных домах для удобства закрывания ставень.

Консоли – это подкосы, поддерживающие балконы, зонтики (козырьки от дождя) парадных входов. Кованные консоли, чугунные литые или деревянные пропильные имели большое значение в декоре зданий.

Консоли, выполняя чисто декоративную функцию, украшали карнизы крыш, очелья оконных наличников.

КОСЯЩАТОЕ – см. окно

 

КРОВЛЯ, виды: четырехскатные («колпаком» -типично южные дома), трехскатные (центральная Россия), двухскатные. В хозяйственных постройках – односкатные.

ПОЛУВАЛЬМОВАЯ КРОВЛЯ– со срезанным коньком с фасада и нависающая над светелкой.

КУТ, БАБИЙ КУТ - отгороженная перегородкой комната–кухня с русской печью.

ЛОБОВАЯ ДОСКА – закрывающая на фасаде дома переход от бревенчатого сруба к обшивке фронтона (чердака или мансарды). Обычно покрытая резьбой.

ЛОПАТКА – вертикальная облицовка углов сруба, а также выступов стены (врубов) в виде прямоугольной в сечении пилястры без базы и капители. Лопатки часто бывают филенчатыми, и украшенными накладной резьбой.

ЛУЧКОВАЯ ПЕРЕМЫЧКА – овальная форма верхней части окна, наличника окна или двери. (Название «лучковая», вероятно, от слова лук для стрельбы).

МЕЗОНИН – жилая надстройка над домом чаще симметричная по фасаду и в треть его площади. Дом с мезонином – типовое городское здание XVIII - XIX в.

ОКНО ВОЛОКОВОЕ – прямоугольное отверстие между двух бревен. Закрывалось (заволакивалось) задвижной доской.

ОКНО КОСЯЩАТОЕ - с косяками, с рамами, застекленное.

ОКНО ИТАЛЬЯНСКОЕ – (венецианское окно, палладиево окно, пятиколодное окно, серлиано, тройное окно) трехчастное окно с более широкой средней частью (обычно арочной, выше боковых прямоугольных - т. н. полуокон). В деревянном зодчестве - часто это окно светелки.

ОЧЕЛЬЕ (от чело — лоб, передняя часть), в деревянном зодчестве – фронтон (верхняя часть) наличника окна. Иногда очельем называют фронтон избы.

Очелье – лобная повязка (берестяная, лубяная, тканная, металлический обод) для поддержания волос. В традициях древних славян очелье украшалось символическими узорами и подвесками, имевшими сакральные значения оберегов.

ПИЛЯСТРА (полуколонна) – вертикальный выступ на стене, имеющий базу, ствол и капитель. Могут быть округлыми в сечении, или прямоугольным.

В фасаде деревянного дома пилястры прямоугольного сечения без базы и капители называют лопатками. Они– естественное оформление (защита) вертикальных выступов сруба, оформление углов его.

ПЛАХА (половняк) - расколотое с помощью клиньев бревно пополам вдоль для потолка и полов.

ПОДЗОР – резная доска под скатами кровель, на фронтонных поясах, на лавках

ПОДКЛЕТ - «изба на высоком подклете, или на подызыбице» (подклет обычно глухой сруб, т.е. без окон). Клетский тип храма, то есть деревянный и поднятый над уровнем земли на дополнительном срубе,- подклете. Подклет (подклеть) – нижний (цокольный) этаж хозяйственного назначения.

ПОЛИВНАЯ КЕРАМИКА, - полива – тонкое стекловидное покрытие на керамике, обычно зеленого цвета. Ее называли на Руси «муравой» (зеленая трава).

П'ОЛИЦА – край крыш, как козырек, с малым уклоном. Полицы иногда бывают необходимы, если стропилы не выступают за стену сруба. В деревянном храмовом зодчестве полицы служили украшением.

ПОЛУВАЛЬМОВАЯ КРОВЛЯ– со срезанным коньком с фасада и нависающая над светелкой

ПРИЧЕЛИНА – торцевая доска на крыше с изящными прорезками по нижней кромке. Причелина закрывает торцы (концы) обрешетки на крыше.

ПР'ЯСЛО — изгородь из длинных жердей протянутых между столбами, а также часть такой изгороди от столба до столба, а также жердь для изгороди. В русском оборонительном зодчестве - участок крепостной стены между двумя башнями.

 

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Пропильная резьба (пропиловка) - ажурная сквозная резьба. Инструменты, - ножовки с узким полотном, лучковая пила, коловорот. Для фанеры - лобзики.

Рельефная резьба, выемчатая, - вырезанный ножом или стамеской контур рисунка (рельеф) на поверхности доски (фон)

Барельеф – резьба, когда рельеф (рисунок) значительно выступает над фоном.

Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) —скульптурный рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма изображаемых частей.

Накладная резьба,- подвид пропильной. Фрагмент орнамента выполняется в технике пропильной резьбы, затем крепится (накладывался, прибивается вплотную) на гладкую поверхность доски, приобретая сходство с барельефом.

РУБ'ЕЛЬ (ребрак, пральник) - деревянная поперечно-рифленая пластина с ручкой для глажения (закруткой на скалку) белья.

САНДРИК – декоративная архитектурная деталь каменного домостроения в виде небольшого карниза (полицы), расположенного над проемом окна или двери на фасадах зданий (реже в интерьерах). Изначально сандрик служил для защиты окон и дверей от дождя. Обычно сандрики треугольные (двускатные). Бывают прямые, бывают овальные, полукруглые В деревянном зодчестве термин заимствован из барокко

СВЕТЕЛКА – светлая небольшая неотапливаемая комнатка в чердачном помещении с декорированным окном по фасаду.

Самой комнатки может не быть, но окно светелки (чердачное окно с функцией освещения чердака) - обязательная часть фронтона деревянного дома.

СРУБ - стена из бревен. Сруб в обло,он же в чашу,- (с остатком); Сруб в лапу - то есть в косой шип, без «остатка»

ТИМПАН -. Внутреннее поле фронтона. Треугольный или полуциркульный участок над окном или дверью, выделенный рельефом.

ФАРТУК – нижняя часть наличника окна, («Резной фартук» наличника, «фигурный фартук»).

ФИЛЕНКА - часть поля двери, лопатки (пилястры), обрамленная переплетом, по форме обычно прямоугольная. Филёнкой также называют обрамленный участок стены. Филенки парадных дверей часто декорировались рельефной и барельефной резьбой. То же – мебельные филенки.

ФРИЗ - ограниченная плоскость (на фронтоне, под карнизом, на сандрике или фартуке наличника окна, над парадной дверью и т.п.), декорированная резьбой.

ФРОНТОН — (фр. лоб, передняя сторона). Лицевая треугольная часть чердака дома с двухскатной кровлей. Фронтон – важнейшая часть украшения дома. Фронтон всегда украшен причелинами, подзорами, лобовой доской или карнизом, окном светелки.

Фронтоном называют полукруглое или треугольное архитектурное украшение вверху здания или над главным входом его.

Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий. (арх словарь)

ШЕЛОМ,- (шлем),- конек (верх кровли), - охлупень (бревно с пазом, закрывающее верхний стык тесовой кровли. Раньше – бревно с пазом на коньке соломенной крыши, придавливающее солому от раздувания ветром).

ХОРОМЫ– комплекс жилых строений, связанных сенями и переходами.

------------------------------------

------------

 

Вашкевич Николай Львович

Пропильная резьба в деревянном зодчестве (конец XIX – начало XX века)

Любительское фото, 70-е годы XX века. Тверь, Вышний Волочек, Дмитров, Бежецк

54 стр.

Тверской клуб краеведов

Тверское областное краеведческое общество

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: