Ограничение права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства




В нашей стране признается и гарантируется право и свободы человека и гражданина в согласии общепризнанными принципами и нормами международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17, часть 1, Конституции Российской Федерации). В согласии со статьей 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации все, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе протоколом № 4 к Европейской конвенции прав человека (статья 2).

Возможности выбора местапроживания, свобода в сфере передвижения и жительства является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека. Российская Федерация, как социальное государство, должна проводить политику, обеспечивающую такое развитие.

Нормативное содержание названного права включает: 1) свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации; 2) свободу выбора места пребывания; 3) свободу выбора места жительства. Оспариваемые нормативные акты непосредственно затрагивают право на выбор места жительства. Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает либо, являясь его собственником, либо по договору найма, аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

У каждого человека есть данное ему с рождения право свободного выбора места жительства. Это право неприкосновенно, также как и другие права и свободы. Это право является неотчуждаемым и не может быть отнято у человека (статья 17, часть 2 Конституции Российской Федерации; статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации). Вместе с тем это право не имеет абсолютный характер и рассматривается правовым регулированием с учетом того, что его осуществление данного права может привести к определенного рода нарушению прав и свобод других лиц, что недопускается в силу статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Исходя их этого, процессы в сфере реализацииданного права могут сопровождаться введением обоснованного ограничения в соответствии с весомыми основаниями и установленным порядком, который установлен статьями 55 (часть 3) и 56 Конституции Российской Федерации. Правовые режимы ограничений прав на выбор места жительства могут быть введены только органами федерального законодательства в той мере, в какой это важнодля обеспечения защиты основ конституционныхустоев страны, нравственности, здоровья, прав и определенных законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации). Те же самые правила применяются касательно части третьей статьи 12 Международного пакта о гражданском и политическом праве права на свободное передвижение и свободу выбора места жительства не должны являтьсяпредметомкаких-либо посягательств или ограничений, кроме тех, которые предусматриваются органами законодательства и предназначаются для охраны государственногоустоя, для поддержания общественного порядка, здоровья или уровня и нравственного нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами.

Следовательно, общим требованием Конституции Российской Федерации и международно-правовых норм является положение о том, что ограничения права на свободный выбор места жительства могут быть установлены только законом.

Конституция Российской Федерации выделяет это особенное требование с указанием на то, что так или иначе все права и конституционные свободы каждого человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Соответственно положение части второй статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которому такие ограничения допускаются только на основании закона, не подлежит расширительному толкованию: в данном случае понятием "закон" охватываются исключительно федеральные законы, но не законы субъектов Российской Федерации, поскольку иначе названной норме придавался бы неконституционный смысл[35].

Без сомнения есть несколько определенных ограничений, которые так или иначеограничивают некоторые права и свободы граждан на гарантированные им режимы передвижения, выбор места пребывания и жительства в процессе осуществления этих прав связаны с необходимостью поиска равновесия между общественными и частными интересами и зависят от ряда социально-экономических факторов.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года осуществляют процесс регулирования в данной сфере общественных отношений с цельюпредоставления рядаопределенных условий для реализации гражданином нашей страны его прав и свобод, а также для исполнения им обязанностей перед остальными гражданами, государственными органами и общественностью.

В законодательстве содержится определенный список оснований, которые могут стать препятствием для предоставления гражданину полной свободы в сфере передвижения. Поэтому в законе прописан ряд мер, которые применяются к гражданину во время постановления его на регистрационный учет. Кроме того в законодательстве прописаны меры, которые применяются относительно граждан, которые не прошли вовремя регистрационный учет.

Право и свобода на выбор места жительства – это основное правило самоопределения личности. Органы власти имеют право только поставить гражданина на регистрационный учет, который больше является актом заверения свободной воли гражданина. Именно поэтому регистрационный учет просто не может служить причиной для ограничения прав граждан и выступать в качестве разрешительного процесса.

В нашей стране в каждом регионе есть ряд установленных нормативных актов, которые определяют сумму сбора, уплатив которую человек будет иметь право на заполнение последующих документов для регистрации. Но не противоречат ли данные нормативные акты Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 года, а также правилам регистрации и снятия с регистрационного учета? Несомненно. Таким образом, вся процедура регистрации меняет свой характер и принимает форму разрешительного правового режима[36].

Данные нормы так или иначе представляют препятствия для реализации каких-либо основных прав и свобод граждан, признанных и гарантированных Конституцией Российской Федерации, в частности права избирать место жительства.

Осуществление всех прав человека, особенно права на свободный выбор места жительства не должно зависеть от уплаты каких-то сборов, даже если эти сборы – это налоги, которые установлены к выплате. Законодательство Российской Федерации не подразумевает какого-либо фискального режима в отношении оформления необходимых документов для регистрации

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: