Посвящения и наставления 11 глава




Когда я промолвил эти слова, ее лицо омрачилось. Я продолжил:

– Кроме того, мирянам неведом настоящий стыд. Они стесняются естественных вещей и в то же время бесстыдно потакают злым поступкам и лицемерию, которые действительно непристойны. Послушай же мою песню о стыде:

 

Почтение великим учителям!

Благословите этого нищего на постижение природы стыда.

 

Сестра Пета, охваченная стыдом,

Прислушайся на мгновение к моей песне!

 

Ты краснеешь из‑за неведения и предрассудков.

Тебя смущают совсем невинные вещи.

Но я, йогин, знаю, что по‑настоящему недостойно.

 

Постыдное обитает в мыслях, словах и делах.

Что порождает его, а что нет?

 

Мы рождены мужчинами и женщинами,

И различия между нами ни для кого не секрет.

Скромности и благопристойности нам здесь не занимать,

Но в таких простых людских вещах нет ничего зазорного.

Стыдно – когда невеста куплена за серебро.

Стыдно – когда у нее на руках дитя.

 

Жадность, ненависть и злые деяния,

Грабеж, мошенничество и обман,

Предательство друзей –

Все это плоды воинствующего невежества.

Эти поступки – настоящий позор,

Но мало кто перестает их совершать.

 

Все великие отшельники, отрекшись от мирской жизни,

Полностью посвящают себя Дхарме.

Когда практикуешь тайную Алмазную колесницу –

Высшую и глубочайшую из всех практик –

Напускной стыд не имеет смысла.

Пета, не создавай иллюзорных страданий,

Обрати ум к естественной чистоте!

 

Еще сильнее помрачнев, Пета протянула мне цампу и мясо, которые она получила в качестве подаяния.

– Что бы я ни говорила, ты меня не слушаешь, – вздохнула она. – Но я не предам тебя. Пока ешь это, а я постараюсь добыть еще.

Она собралась уходить. Я же гадал, как обратить ее ум к Дхарме.

– Даже если ты не хочешь практиковать, прошу тебя, побудь здесь со мной, не совершая негативных поступков. Оставайся до тех пор, пока не иссякнут запасы пищи.

Пета согласилась, и пока она оставалась со мной, я рассказал ей, что смог, о законе причины и следствия. Все это время моя сестра слушала Дхарму, и постепенно ее привязанность к мирскому стала ослабевать.

В ту пору умер наш дядя, а тетя искренне раскаялась в своих проступках. Разыскивая меня, она прибыла в Дрин, ведя яка, нагруженного запасами провизии. Она отыскала мою пещеру и поднялась к нам, захватив столько запасов, сколько смогла унести.

Пета стояла на уступе скалы и заметила ее появление издали. Узнав тетю, она воскликнула:

– Сколько зла причинила нам эта женщина! Лучше с ней не встречаться!

Пета оттащила бревно, служившее мостом через ущелье рядом с пещерой. Не успела она отойти, как на другой стороне появилась тетя.

– Племянница, – позвала она, – верни, пожалуйста, мост. Я пришла вас проведать.

– Именно поэтому я и убрала бревно, – нахмурилась Пета.

– Я понимаю твои чувства. О, брат и сестра, я искала вас! И у меня разрывается сердце от невыносимого чувства вины. Если ты, Пета, не хочешь меня пропустить, то хотя бы позови брата.

Я стоял на вершине скалы и все видел. Тетя простиралась и, не переставая, умоляла о встрече со мной. «Если не прощу ее, поступлю против Дхармы, – подумал я. – Но вначале нужно ее осудить».

Я сказал громко, чтобы она меня услышала:

– Я давно отверг все родственные связи, и особенно мне безразличны дядя и тетя. Вначале вы обрекли нас на нищету. После того как я ступил на духовный путь и пришел просить подаяние, вы безжалостно меня отвергли. Именно поэтому я не хочу тебя видеть. Моя песня расскажет тебе, почему. Слушай!

И я спел ей Песню стыда:

 

Почтенный, сочувствующий всем существам

Переводчик Марпа, я простираюсь у твоих ног,

Поддержи меня, беззащитного странника!

 

Помнишь ли ты, тетя, что наделала?

Если забыла, я спою тебе песню.

В обреченных землях Кья Нгаца

Мы – мать и дети – потеряли благородного отца.

Нас лишили богатства, оставив взамен нищету,

Нас разбросали, как бобы раскидывают палкой, –

Ты и дядя нас разлучили!

В тот день я отверг все родственные связи.

Однажды, скитаясь на краю земли,

Я затосковал по семье и решил вернуться домой,

Но мать уже умерла, а сестра исчезла.

Опечаленный и отчаявшийся,

Я всецело посвятил свою жизнь медитации.

 

Оголодав, я покинул пещеру в поисках подаяния,

Так я очутился в шатре моей тети.

Она узнала меня, бедного отшельника,

И ее охватил безудержный гнев.

Она натравила на меня собаку,

Она избила меня шестом от шатра

Так, будто молотила зерно.

Я упал в лужу с водой

И чуть не умер.

«Злобное чудовище, – кричала она, –

Ты – позор всей нашей семьи!»

Мое сердце разбилось от этих слов

И, пронзенное болью, бешено затрепетало.

Ошеломленный, задыхаясь, я не мог вымолвить ни слова.

Она хотела обмануть меня,

Чтобы завладеть домом и полем,

Хотя мне они были уже не нужны.

Поистине, в тело этой женщины вселился демон.

С того дня я отрекся от нашей с ней связи.

 

Когда я ступил на порог дома нашего дяди,

Он со злостью выкрикнул страшные слова:

«Этот человек – демон разрушения!» –

И созвал соседей, чтобы меня убить.

Он поносил меня самыми гадкими словами,

В мою сторону летели груды камней

И потоки стрел.

Мое сердце пронзила невыносимая боль.

Я был на волосок от смерти.

Поистине, у дяди сердце мясника.

С того дня я отрекся от нашей с ним связи.

 

Я бедный отшельник,

А мои друзья еще более жестоки, чем враги.

Когда я отправился медитировать в горы,

Лишь Дзесэ меня навестила –

Любящий не сможет предать.

Теплыми словами она усмирила мой ум

И исцелила раненое сердце.

Она накормила и напоила меня –

И тем самым, возможно, спасла мне жизнь.

Моя благодарность безмерна.

 

Однако из тех, кто не следует Дхарме,

Я никого не желаю видеть – даже Дзесэ.

Еще меньше оснований встречаться с тобою, тетя,

Ступай прочь, пока солнце еще высоко!

 

Такова была моя песня. Тетя, рыдая и простираясь, умоляла:

– Племянник, я понимаю твои чувства. Поэтому я прошу у тебя прощения, я искренне признаю свою вину. Простите меня, племянники! В глубине сердца я всегда вас любила, потому и отправилась на поиски. Пожалуйста, позвольте мне вас обнять! Если вы прогоните меня, я покончу с собой на ваших глазах!

Я не мог ей отказать. Но, едва я собрался перекинуть бревно над ущельем, как Пета назвала мне сотню причин, по которым нам не стоило видеться с тетей. Выслушав сестру, я отвечал:

– Обычно практикующий загрязняется, если пьет воду из той же долины, что и человек, разрушивший свои тайные обеты и духовные связи самайя. Однако моя тетя не относится к числу таких предателей. И, так как я следую Дхарме, я приму ее.

С этими словами я вернул бревно на прежнее место. Я принял тетю, как она того и хотела. Я рассказал ей о законе причины и следствия, и так ее ум обратился к Дхарме. Впоследствии она стала великой йогиней и достигла Освобождения посредством медитации.

Когда Мастер Миларепа дошел до этого места в своем рассказе, Репа Шива О, что означает Свет Покоя, взволнованно спросил его:

– Досточтимый, получая духовные наставления, ты испытывал великую преданность своему Учителю. Твое упорство в медитации так непостижимо велико, что в сравнении с ним наша практика – жалкое притворство. Она не приведет нас к Освобождению. Что же нам делать?

Мастер пояснил:

– Учитывая все страдания сансары и нижних миров, что меня ожидали, моя преданность и непоколебимость не выглядят столь уж великими. Все здравомыслящие люди, знающие о связи причины и следствия, способны на такое упорство. Те же, кто не доверяет Дхарме, мало что понимают и неспособны отвергнуть восемь мирских забот. Поэтому важно полагаться на закон кармы. Если же человек отрицает даже очевидные аспекты причинности, то ему будет намного сложнее понять пустоту всех вещей. И обширные объяснения, основанные на словах Будды и разумных умозаключениях, здесь не помогут. И наоборот, если кто‑то постиг пустотность, то он будет воспринимать взаимозависимость как нечто внутренне присущее самой пустоте. Более того, он сможет достичь еще большей преданности Учению. В основе всех духовных практик лежит убежденность в законе кармы. И поэтому очень важно всецело посвятить себя избавлению от негативных поступков и совершать добрые деяния.

Несмотря на то, что вначале я был неспособен постичь пустотность, я понимал, что за каждой причиной неумолимо последует результат. Поэтому, совершив много злодеяний, я знал, что не смогу избежать перерождений в нижних мирах. Мой страх был столь велик, что я был вынужден поднести свою жизнь Ламе и посвятить себя медитации.

Ты, так же как я, должен уйти в уединенные места и практиковать тайные методы, полагаясь на мои наставления. И я, старик, уверяю тебя, что ты достигнешь Освобождения.

Нгендзонг Репа по прозвищу Бодхи Раджа поднялся с места:

– Лама Ринпоче, мне кажется, что ты являешься воплощением Будды Держателя Алмаза и преодолеваешь все эти испытания ради блага чувствующих существ. Или же ты – великий Бодхисаттва, достигший состояния «невозвращения» и за множество кальп накопивший безмерную заслугу. Тебе присущи все качества истинного йогина, посвящающего всю свою жизнь практике Дхармы. Мы же, простые люди, не можем даже вообразить, насколько суровой была твоя жизнь в отшельничестве и сколь велика та преданность Ламе, благодаря которой ты смог практиковать в таких условиях. Если бы мы отважились медитировать таким образом, то наши тела не вынесли бы этого испытания. Значит, с самого начала ты был Буддой или Бодхисаттвой. И хотя у меня нет особых способностей для духовного развития, я знаю, что мы, обычные существа, освободимся из сансары лишь благодаря твоему облику и звучанию твоих слов. Мастер, прошу тебя, скажи нам, являешься ли ты воплощением Будды или Бодхисаттвы?

Учитель ответил:

– Я никогда об этом не слышал. Может быть, я перерождение существа из трех нижних миров, но если вы видите во мне Будду, то будете получать благословение Будды благодаря силе своей преданности. Несомненно, ваша убежденность в том, что раньше я был кем‑то великим, пробуждает ваше доверие. В то же самое время это может оказаться самой большой помехой вашей практике. Ведь это искажение истинной Дхармы. Ваша ошибка – в непризнании подлинной природы достижений великих йогинов. Дхарма настолько действенна, что даже такой великий злодей, как я, смог достичь состояния, близкого к Просветлению. Это стало возможным благодаря убежденности в законе кармы, последующему отречению от забот мирской жизни и особенно искренней приверженности медитации.

Если ты получил посвящение и тайные наставления, приводящие к спонтанному пробуждению, незамутненному двойственными концепциями, и если ты медитируешь под руководством просветленного ламы, то, вне всяких сомнений, достигнешь состояния Будды.

Если же ты совершаешь десять вредных поступков и пять самых негативных действий, то, вне всяких сомнений, переродишься в нижних сферах существования. Причина этому – пренебрежение законом причинности и малая преданность Дхарме.

Когда практикующий всем сердцем полагается на карму и всерьез хочет избежать страданий нижних миров, в нем пробуждается великая тяга к прозрению. Поэтому он может посвятить себя Ламе, медитации и удержанию глубочайшего проникающего видения. Продвигаться к цели с такой же настойчивостью, как я, может любой человек. Считать подобного практика перерождением Будды или Бодхисаттвы – это признак недоверия к быстрому пути. Откройтесь же великому закону причины и следствия. Вспоминайте о жизни просветленных учителей. Размышляйте о карме, страданиях сансары, истинной ценности человеческой жизни и незнании часа своей смерти. Посвятите себя практике Ваджраяны.

Я лишил себя пищи, одежды и отказался от признания. Я укрепил свой ум и, невзирая на трудности, выпавшие на долю моего тела, ушел медитировать в уединении гор. Тогда сами собой проявились благие плоды духовного развития. Следуйте этому примеру всем своим сердцем.

 

 

Так говорил Учитель. На этом заканчивается седьмая глава, в которой речь идет о том, как Мила следовал наставлениям Ламы, придерживаясь суровой аскезы, отрекся от собственной жизни и отправился в горное отшельничество.

 

Глава восьмая



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: