Когда я промолвил эти слова, ее лицо омрачилось. Я продолжил:
– Кроме того, мирянам неведом настоящий стыд. Они стесняются естественных вещей и в то же время бесстыдно потакают злым поступкам и лицемерию, которые действительно непристойны. Послушай же мою песню о стыде:
Почтение великим учителям!
Благословите этого нищего на постижение природы стыда.
Сестра Пета, охваченная стыдом,
Прислушайся на мгновение к моей песне!
Ты краснеешь из‑за неведения и предрассудков.
Тебя смущают совсем невинные вещи.
Но я, йогин, знаю, что по‑настоящему недостойно.
Постыдное обитает в мыслях, словах и делах.
Что порождает его, а что нет?
Мы рождены мужчинами и женщинами,
И различия между нами ни для кого не секрет.
Скромности и благопристойности нам здесь не занимать,
Но в таких простых людских вещах нет ничего зазорного.
Стыдно – когда невеста куплена за серебро.
Стыдно – когда у нее на руках дитя.
Жадность, ненависть и злые деяния,
Грабеж, мошенничество и обман,
Предательство друзей –
Все это плоды воинствующего невежества.
Эти поступки – настоящий позор,
Но мало кто перестает их совершать.
Все великие отшельники, отрекшись от мирской жизни,
Полностью посвящают себя Дхарме.
Когда практикуешь тайную Алмазную колесницу –
Высшую и глубочайшую из всех практик –
Напускной стыд не имеет смысла.
Пета, не создавай иллюзорных страданий,
Обрати ум к естественной чистоте!
Еще сильнее помрачнев, Пета протянула мне цампу и мясо, которые она получила в качестве подаяния.
– Что бы я ни говорила, ты меня не слушаешь, – вздохнула она. – Но я не предам тебя. Пока ешь это, а я постараюсь добыть еще.
|
Она собралась уходить. Я же гадал, как обратить ее ум к Дхарме.
– Даже если ты не хочешь практиковать, прошу тебя, побудь здесь со мной, не совершая негативных поступков. Оставайся до тех пор, пока не иссякнут запасы пищи.
Пета согласилась, и пока она оставалась со мной, я рассказал ей, что смог, о законе причины и следствия. Все это время моя сестра слушала Дхарму, и постепенно ее привязанность к мирскому стала ослабевать.
В ту пору умер наш дядя, а тетя искренне раскаялась в своих проступках. Разыскивая меня, она прибыла в Дрин, ведя яка, нагруженного запасами провизии. Она отыскала мою пещеру и поднялась к нам, захватив столько запасов, сколько смогла унести.
Пета стояла на уступе скалы и заметила ее появление издали. Узнав тетю, она воскликнула:
– Сколько зла причинила нам эта женщина! Лучше с ней не встречаться!
Пета оттащила бревно, служившее мостом через ущелье рядом с пещерой. Не успела она отойти, как на другой стороне появилась тетя.
– Племянница, – позвала она, – верни, пожалуйста, мост. Я пришла вас проведать.
– Именно поэтому я и убрала бревно, – нахмурилась Пета.
– Я понимаю твои чувства. О, брат и сестра, я искала вас! И у меня разрывается сердце от невыносимого чувства вины. Если ты, Пета, не хочешь меня пропустить, то хотя бы позови брата.
Я стоял на вершине скалы и все видел. Тетя простиралась и, не переставая, умоляла о встрече со мной. «Если не прощу ее, поступлю против Дхармы, – подумал я. – Но вначале нужно ее осудить».
Я сказал громко, чтобы она меня услышала:
– Я давно отверг все родственные связи, и особенно мне безразличны дядя и тетя. Вначале вы обрекли нас на нищету. После того как я ступил на духовный путь и пришел просить подаяние, вы безжалостно меня отвергли. Именно поэтому я не хочу тебя видеть. Моя песня расскажет тебе, почему. Слушай!
|
И я спел ей Песню стыда:
Почтенный, сочувствующий всем существам
Переводчик Марпа, я простираюсь у твоих ног,
Поддержи меня, беззащитного странника!
Помнишь ли ты, тетя, что наделала?
Если забыла, я спою тебе песню.
В обреченных землях Кья Нгаца
Мы – мать и дети – потеряли благородного отца.
Нас лишили богатства, оставив взамен нищету,
Нас разбросали, как бобы раскидывают палкой, –
Ты и дядя нас разлучили!
В тот день я отверг все родственные связи.
Однажды, скитаясь на краю земли,
Я затосковал по семье и решил вернуться домой,
Но мать уже умерла, а сестра исчезла.
Опечаленный и отчаявшийся,
Я всецело посвятил свою жизнь медитации.
Оголодав, я покинул пещеру в поисках подаяния,
Так я очутился в шатре моей тети.
Она узнала меня, бедного отшельника,
И ее охватил безудержный гнев.
Она натравила на меня собаку,
Она избила меня шестом от шатра
Так, будто молотила зерно.
Я упал в лужу с водой
И чуть не умер.
«Злобное чудовище, – кричала она, –
Ты – позор всей нашей семьи!»
Мое сердце разбилось от этих слов
И, пронзенное болью, бешено затрепетало.
Ошеломленный, задыхаясь, я не мог вымолвить ни слова.
Она хотела обмануть меня,
Чтобы завладеть домом и полем,
Хотя мне они были уже не нужны.
Поистине, в тело этой женщины вселился демон.
С того дня я отрекся от нашей с ней связи.
Когда я ступил на порог дома нашего дяди,
|
Он со злостью выкрикнул страшные слова:
«Этот человек – демон разрушения!» –
И созвал соседей, чтобы меня убить.
Он поносил меня самыми гадкими словами,
В мою сторону летели груды камней
И потоки стрел.
Мое сердце пронзила невыносимая боль.
Я был на волосок от смерти.
Поистине, у дяди сердце мясника.
С того дня я отрекся от нашей с ним связи.
Я бедный отшельник,
А мои друзья еще более жестоки, чем враги.
Когда я отправился медитировать в горы,
Лишь Дзесэ меня навестила –
Любящий не сможет предать.
Теплыми словами она усмирила мой ум
И исцелила раненое сердце.
Она накормила и напоила меня –
И тем самым, возможно, спасла мне жизнь.
Моя благодарность безмерна.
Однако из тех, кто не следует Дхарме,
Я никого не желаю видеть – даже Дзесэ.
Еще меньше оснований встречаться с тобою, тетя,
Ступай прочь, пока солнце еще высоко!
Такова была моя песня. Тетя, рыдая и простираясь, умоляла:
– Племянник, я понимаю твои чувства. Поэтому я прошу у тебя прощения, я искренне признаю свою вину. Простите меня, племянники! В глубине сердца я всегда вас любила, потому и отправилась на поиски. Пожалуйста, позвольте мне вас обнять! Если вы прогоните меня, я покончу с собой на ваших глазах!
Я не мог ей отказать. Но, едва я собрался перекинуть бревно над ущельем, как Пета назвала мне сотню причин, по которым нам не стоило видеться с тетей. Выслушав сестру, я отвечал:
– Обычно практикующий загрязняется, если пьет воду из той же долины, что и человек, разрушивший свои тайные обеты и духовные связи самайя. Однако моя тетя не относится к числу таких предателей. И, так как я следую Дхарме, я приму ее.
С этими словами я вернул бревно на прежнее место. Я принял тетю, как она того и хотела. Я рассказал ей о законе причины и следствия, и так ее ум обратился к Дхарме. Впоследствии она стала великой йогиней и достигла Освобождения посредством медитации.
Когда Мастер Миларепа дошел до этого места в своем рассказе, Репа Шива О, что означает Свет Покоя, взволнованно спросил его:
– Досточтимый, получая духовные наставления, ты испытывал великую преданность своему Учителю. Твое упорство в медитации так непостижимо велико, что в сравнении с ним наша практика – жалкое притворство. Она не приведет нас к Освобождению. Что же нам делать?
Мастер пояснил:
– Учитывая все страдания сансары и нижних миров, что меня ожидали, моя преданность и непоколебимость не выглядят столь уж великими. Все здравомыслящие люди, знающие о связи причины и следствия, способны на такое упорство. Те же, кто не доверяет Дхарме, мало что понимают и неспособны отвергнуть восемь мирских забот. Поэтому важно полагаться на закон кармы. Если же человек отрицает даже очевидные аспекты причинности, то ему будет намного сложнее понять пустоту всех вещей. И обширные объяснения, основанные на словах Будды и разумных умозаключениях, здесь не помогут. И наоборот, если кто‑то постиг пустотность, то он будет воспринимать взаимозависимость как нечто внутренне присущее самой пустоте. Более того, он сможет достичь еще большей преданности Учению. В основе всех духовных практик лежит убежденность в законе кармы. И поэтому очень важно всецело посвятить себя избавлению от негативных поступков и совершать добрые деяния.
Несмотря на то, что вначале я был неспособен постичь пустотность, я понимал, что за каждой причиной неумолимо последует результат. Поэтому, совершив много злодеяний, я знал, что не смогу избежать перерождений в нижних мирах. Мой страх был столь велик, что я был вынужден поднести свою жизнь Ламе и посвятить себя медитации.
Ты, так же как я, должен уйти в уединенные места и практиковать тайные методы, полагаясь на мои наставления. И я, старик, уверяю тебя, что ты достигнешь Освобождения.
Нгендзонг Репа по прозвищу Бодхи Раджа поднялся с места:
– Лама Ринпоче, мне кажется, что ты являешься воплощением Будды Держателя Алмаза и преодолеваешь все эти испытания ради блага чувствующих существ. Или же ты – великий Бодхисаттва, достигший состояния «невозвращения» и за множество кальп накопивший безмерную заслугу. Тебе присущи все качества истинного йогина, посвящающего всю свою жизнь практике Дхармы. Мы же, простые люди, не можем даже вообразить, насколько суровой была твоя жизнь в отшельничестве и сколь велика та преданность Ламе, благодаря которой ты смог практиковать в таких условиях. Если бы мы отважились медитировать таким образом, то наши тела не вынесли бы этого испытания. Значит, с самого начала ты был Буддой или Бодхисаттвой. И хотя у меня нет особых способностей для духовного развития, я знаю, что мы, обычные существа, освободимся из сансары лишь благодаря твоему облику и звучанию твоих слов. Мастер, прошу тебя, скажи нам, являешься ли ты воплощением Будды или Бодхисаттвы?
Учитель ответил:
– Я никогда об этом не слышал. Может быть, я перерождение существа из трех нижних миров, но если вы видите во мне Будду, то будете получать благословение Будды благодаря силе своей преданности. Несомненно, ваша убежденность в том, что раньше я был кем‑то великим, пробуждает ваше доверие. В то же самое время это может оказаться самой большой помехой вашей практике. Ведь это искажение истинной Дхармы. Ваша ошибка – в непризнании подлинной природы достижений великих йогинов. Дхарма настолько действенна, что даже такой великий злодей, как я, смог достичь состояния, близкого к Просветлению. Это стало возможным благодаря убежденности в законе кармы, последующему отречению от забот мирской жизни и особенно искренней приверженности медитации.
Если ты получил посвящение и тайные наставления, приводящие к спонтанному пробуждению, незамутненному двойственными концепциями, и если ты медитируешь под руководством просветленного ламы, то, вне всяких сомнений, достигнешь состояния Будды.
Если же ты совершаешь десять вредных поступков и пять самых негативных действий, то, вне всяких сомнений, переродишься в нижних сферах существования. Причина этому – пренебрежение законом причинности и малая преданность Дхарме.
Когда практикующий всем сердцем полагается на карму и всерьез хочет избежать страданий нижних миров, в нем пробуждается великая тяга к прозрению. Поэтому он может посвятить себя Ламе, медитации и удержанию глубочайшего проникающего видения. Продвигаться к цели с такой же настойчивостью, как я, может любой человек. Считать подобного практика перерождением Будды или Бодхисаттвы – это признак недоверия к быстрому пути. Откройтесь же великому закону причины и следствия. Вспоминайте о жизни просветленных учителей. Размышляйте о карме, страданиях сансары, истинной ценности человеческой жизни и незнании часа своей смерти. Посвятите себя практике Ваджраяны.
Я лишил себя пищи, одежды и отказался от признания. Я укрепил свой ум и, невзирая на трудности, выпавшие на долю моего тела, ушел медитировать в уединении гор. Тогда сами собой проявились благие плоды духовного развития. Следуйте этому примеру всем своим сердцем.
Так говорил Учитель. На этом заканчивается седьмая глава, в которой речь идет о том, как Мила следовал наставлениям Ламы, придерживаясь суровой аскезы, отрекся от собственной жизни и отправился в горное отшельничество.
Глава восьмая