Свято-Юрьев мужской монастырь (Великий Новгород)
Неделя В а ий (Пальмовых ветвей)
Вход Господень в Иерусалим
Апреля в 2019 году
Тропарь праздника
Уверяя [всех] в общем воскресении, Ты, Христе Боже, перед Своими страданиями воскресил из мёртвых Лазаря. Поэтому и мы, как еврейские дети, носящие в руках символы победы [пальмовые ветви], восклицаем Тебе, Победителю смерти: «Осанна в небесах! Благословен Идущий во Имя Господне!»
Иной тропарь
Будучи погребены с Тобою в Крещении, Христе Боже наш, мы через Твоё воскресение удостоились бессмертной жизни и, воспевая, восклицаем: «Осанна в небесах! Благословен Идущий во Имя Господне!»
Кондак праздника
На небесах восседая на престоле, по земле шествуя на молодом осле, Ты, Христе Боже, принял хвалу от ангелов и прославление от детей, восклицавших Тебе: «Благословен Ты, идущий призвать к Себе Адама!»
Апостольское чтение на Литургии
(Послание ап. Павла к Филиппийцам 4: 4–9. – Зачало 247)
[Радость в Господе]
Братья, радуйтесь в Господе всегда; и снова скажу: радуйтесь!
Доброжелательность ваша да будет известна всем людям. Господь близко.
Не заботьтесь ни о чем, но во всём – в молитве и прошении с благодарением – открывайте просьбы ваши к Богу. И мир Божий, превосходящий всякий ум, будет охранять сердца ваши и мысли ваши во Христе (=Мессии) Иисусе.
В остальном, братья мои, обо всём, что истинно, что почтенно, что праведно, что чисто, что дружественно, что благозвучно, – если только это добродетельно и похвально, – об этом размышляйте.
Всё то, чему вы научились, что переняли, и услышали, и увидели во мне, – то исполняйте; и Бог мира будет с вами.
Евангельское чтение на Литургии
(Евангелие от Иоанна 12:1–18. – Зачало 41)
[Вечеря в Вифании. Вход Господень в Иерусалим]
За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила. Лазарь же был одним из возлежащих с Ним. Тогда Мария, взяв фунт мира из нарда чистого, многоценного, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, которому предстояло предать Его, сказал: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор и, имея денежный ящик, брал то, что туда опускали.
Сказал тогда Иисус: «Оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда».
Узнало тогда много народа из иудеев, что Он там, и пришли не только ради Иисуса, но чтобы и Лазаря увидеть, которого Он воскресил из мёртвых. Первосвященники же решили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
На другой день много народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали:
Осанна! Благословен грядущий во имя Господне
и Царь Израилев! (Псалом 117:25–26)
Иисус же, найдя осленка, сел на него, как написано:
Не бойся, дочь Сиона!
Вот, Царь твой грядет,
сидя на молодом осле. (Захария 9:9)
Ученики Его сначала не поняли этого; но когда был прославлен Иисус, тогда они вспомнили, что так было о Нём написано, и это сделали Ему. Итак, свидетельствовал народ, который был с Ним, когда Он вызвал Лазаря из гробницы и воскресил его из мёртвых. Потому и вышел Ему навстречу народ, ибо услышали, что Он сотворил это знамение.
кто поведет осла под патриархом?
"Вербное Воскресенье" – так обычно называют в народе праздник Входа Господня в Иерусалим. Православные христиане спешат в храмы с пучками пушистых верб. Нас охватывает радостное предчувствие: через неделю – Пасха! Но при чём здесь вербы, о которых ничего не знали евангельские герои? Каков вообще исторический смысл праздника? Обратимся к евангельской истории.
Ранняя весна 30 года от Рождества Христова (разумеется, люди ещё не знают, что уже живут в Новой эре!). В Иерусалим прибыл военный губернатор – префект Иудеи Понтий Пилат, чтобы наблюдать за своими мятежными подданными. Скоро еврейская Пасха, и за шесть дней до неё Христос направляется к городским воротам, словно бы желая воссесть на принадлежащий Ему царский престол; при этом Он впервые позволяет называть себя Царём. Это – последняя попытка обратить людей от политических заблуждений, указав истинный характер Своего Царства "не от мира сего". Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий осел, символизирующий мир. А люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат осанна! ("спасай нас!"). Они ждут, что Он явит божественную силу, ненавистные римские оккупанты будут уничтожены – и придёт вечное Мессианское Царство. Но Христос не будет истреблять римские легионы или даже «мирным путем» изменять политическое устройство мира. Это бессмысленно, если нет обновления нравственного. Подобные попытки оборачиваются ещё б о льшей бедой.
Пройдет четыре дня, и неверные ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив связанного Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая Мессию восторженными криками, будет в озлоблении вопить: "Распни, распни Его!" Он обманет её надежды...
Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках. Христиане Востока – с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей Севера они поневоле заменяются вербами – первыми зеленеющими деревьями. Они освящаются в канун праздника, на Всенощном бдении, после чтения Евангелия. В народе