Китайское и Русское купечество




ВXVIII веке большое значение приобретает купечество, которое держало в своём ведении часть внутренней и внешней торговли. Купцы организовали свою деятельность в пограничных сухопутных пунктах. Некоторые сами ездили за границу для продажи и покупки товаров. Теперь с купечеством нельзя было не считаться, потому как оно становилось достаточно мощной социальной силой. Для улучшения положения купцов были проведены некоторые мероприятия, как например отмена внутренних таможен в 1753 году, учреждение купеческого банка, который давал возможность брать ссуду под товары; разрешение уплачивать пошлины в Кяхте векселями. Благодаря этим мерам в Кяхту стали приезжать новые, заинтересованные купцы.(Силин, 1947, с 71)

Купцы пополнялись за счет ремесленников, потому как некоторые из них, имея стабильный, хороший доход бросали ремесло и начинали заниматься торговлей.

Русские купцы делились на 3 гильдии: 3 гильдия - купцы с капиталом 1000 рублей, 2 гильдия - от 1000 до 10.000 рублей, 1- купцы с капиталом свыше 10.000 рублей. С купцов взимался гильдийский взнос, который составлял 1% от заявленной суммы. В 1794 году цифры капиталов гильдий были повышены, так теперь 3 гильдия - 2-8 тыс.рублей, 2гильдия 6-16 тыс.рублей, 1гильдия 16-50 тыс. рублей. Позднее торговля фактически будет в руках купцов первой гильдии, то есть крупных предпринимателей, что сведет торговлю более мелких купцов на нет.

Китайские купцы делились на 2 типа: 1 тип - те, кто занимался крупной торговлей и состоял в компаниях, 2 тип - мелкие купцы, торговавшие сами, преимущественно домашними обиходными товарами. Такие купцы чаще всего имели дело с монголами и русскими, которые не занимались серьезной торговлей. Разделение внутри компаний также существовало: первая группа купцов отправлялась торговать в Кяхту с русскими, вторая же в это время ездила пополнять запасы свежими товарами. Затем, когда первая группа распродавала свои товары, а вторая приезжала с новыми, они менялись местами. Такая организация компаний обеспечивала беспрерывный, стабильный торг, что хорошо отражалось на прибыли.

Китайские купцы относились к сословию «минь»(民). По словам И. Бичурина, купцом в Китае мог стать каждый, кто постоянно занимался предпринимательством. Неслучайно к торговым слоям государства причислялись фабриканты, художники и ремесленники (И. Бичурин, 1842 С.55 цит по [Попову, с 1]). Крестьяне занимались обработкой земли и рыбной ловлей, а горожане и жители больших слобод - исключительно ремеслом. В этой связи, все китайские города представляли собой облик гостиного двора, где сельскими и городскими жителями осуществлялась взаимная торговля (И.Бичурин, 1842 С.122, цит по [Попову, с 1]). Китайцы во время торговли с русскими всячески стремились обеспечить себе превосходство. «Не отличаясь особым развитием товарищеских чувств», китайские торговцы являлись людьми практичными, расчетливыми, трудолюбивыми и благоразумными (Нессельроде, 1827 Л.3; Авдеева-Полевая, 1999 С.50; Богоявленский, 1906 С. 213 цит по [Попову, с1]).

Китайцы прекрасно понимали, что для хороших результатов им необходимо действовать сообща: Для того, чтобы сохранить лидирующие позиции в кяхтинской торговле, «китайцы, охраняя добрый порядок и имея не отменное согласие», действовали торговыми компаниями, которые на своем языке называли «фузами» (Миллер, 1747 Л. 29об; Чулков, 1785 С.85 цит по [Попову, с1]). Руководили фузами старшина, комитет, секретарь. Члены фузы каждый год сдавали взнос, на который и существовала компания. Взносы шли на авансы, заключение сделок, судебные тяжбы, внутренние дела фузы (например, похороны). Решениям администрации должны были подчиняться все члены торговой компании. Проводились заседания, на которых решались вопросы, связанные с определенной отраслью торговли, устанавливались цены на товары. Китайские купцы под страхом наказаний, вплоть до изгнания из торговой организации, подчинялись внутренним законам фузы.

Служащие в таких торговых компаниях получали процент от дохода, поэтому все были заинтересованы в успешном ведении дела. Получается, что китайские служащие не были вольнонаемными, как в России, а были пайщиками (лицо, имеющее право стать участником проекта), и ощущали себя необходимыми в процессе торговли. Наверное, это тоже играло свою роль в китайском порядке и аккуратности.

Китайцы исправно вели торговые книги, которые служили основой для всех расчетов. Китайские купцы старались не быть должниками, поэтому не использовали векселя в качестве оплаты. Если же торговля велась в кредит, а о срок оплаты договора не оговаривался, то китайцы по традиции оплачивали товары перед праздниками весны (новый год), лета (5 день 5 месяца), осени (15 день 8 месяца), зимы (зимнее солнцестояние).

При торговле с Россией китайцы пользовались расписками, правда делали они это крайне не охотно, так как расписка носила в себе характер недоверия к купцу. «Китаец смотрел на дело так, что если ему верят, так пусть вполне верят, а то иначе он не будет заключать сделки» (Богоявленский, 1906 С. 214 цит по [Попову, с 2]). Китайцы ценили честность в торговле, хотя сами были не прочь прибегнуть к обману. Однако, честность русских купцов они высоко ценили: «достоверно известно…, что китайцы поставляют за правило уважать русских предпочтительно перед всеми прочими европейцами, торгующими в Кантоне» (Мартос, 1827 С.270 цит по [Попову, с 2 ]).

Китайцы отличались скрытностью в поведении с русскими, так как были уверены, что для осуществления своих планов, следует держать их при себе. По мнению П. С. Палласа, «…в этом они превосходили русских, которые, напротив не наблюдают ни согласия, ни порядка, ни молчаливости» (Паллас, 1788 С.179-180 цит по [Попову, с 3]). Во время торга китайский старшина следил за процессом, запрещая продавать недавно привезенные товары, так как следовало сначала продать старые товары. Он решал какой товар и сколько следует покупать. Кроме того, по объему китайских товаров предлагалось к продаже меньше, чем русских.

Если русские привозили немного ценного и нужного товара, то китайцы покупали всю партию, ссылаясь на то, что он очень нужен в Китае. Однако, когда в следующий раз этот же товар поступал в большем количестве, китайцы утверждали, что необходимости в нем больше нет. Такая политика заставляла русских сбрасывать цены. Кроме того, китайцы, если их не устраивала высокая цена на товар, могли тянуть с покупкой несколько месяцев, опять же выигрывая в экономическом плане.

Большинство Российских торговцев приезжали из различных районов Сибири, однако были и заезжие из Западных регионов: Москва, Нижний Новгород, Суздаль, Казань. Купцы чаще всего нанимали агента-приказчика, который отправлялся в Кяхту торговать.

В таможенных книгах к 1740 году значилось 66 крупных купеческих фамилий, торговавших не только с Китаем, но и в Сибири. Кампаний, как таковых в России не существовало, хотя, конечно, некоторые купцы предпочитали объединяться в небольшие группы, но когда начиналась торговля, как правило, компании распадались. Российские торговые компании были намного менее прочны, чем китайские. В 1740 году была создана Камчатская компания, которая разрабатывала новые места добычи кожи и пушнины на Востоке. Но когда компания торговала с китайцами, кооперации в назначении цен и объемов торговли не было. В компании назначался компаньон, который определял цену и объемы продаж. Устанавливались положения кяхтинской торговли, однако их соблюдение не считалось обязательным, поэтому многие купцы его не соблюдали. Чтобы регламентировать Кяхтинскую торговлю русское правительство издало «Высочайше утвержденные правила, по которым кяхтинской таможне и купечеству при производстве с китайцами торгов поступать долженствует», которые просуществовали до 1852 года и были близки к китайским.

Но как отмечает Клиффорд Фоуст, русские были совершенно не организованны, не скооперированы и не имели общей цели - получение большей прибыли. Китайцы таковыми не являлись и поэтому выигрывали во время торгов. Кроме того, русские могли доносить правительству на своих соотечественников. (Clifford M. Foust, 1969 p 197), Но такое поведение русских можно оправдать тем, что в Азии требовались другие методы ведения торговли, которые были неприемлемы для Европы.

Несмотря на возникавшие трудности, объемы продаж ежегодно увеличивались. Большим спросом пользовалась ввозимая из России пушнина, кожа, кожевенные изделия, сукно, лён. Меньшим спросом пользовались изделия из металла. Основными китайскими товарами были: хлопчатобумажная ткань, шёлк, ревень, чай, табак.

По различным причинам караванная торговля была крайне не прибыльной, поэтому основную роль в кяхтинской торговле играли купцы. Несмотря на различия китайских и русских торговцев, а также способов их торговли, следует отметить, что сделки заключались успешно.

 


Заключение

Таким образом, расширение русско-китайских отношений в XVIII веке, «покорение Сибири», расширение границ Российского государства на Восток ускорило процессы становление дипломатических и торговых отношений между двумя государствами. Большой вклад в развитие политических и экономических связей между Китаем и Россией внесли русские деятели и посланники. Итогом их работы явилось заключение Буринского договора и, в последствии, Кяхтинского трактата, которые закрепляли границы государств, устанавливали дипломатические и торговые отношения. Однако, купцы периодически нарушали пункты Кяхтинского трактата, что влекло за собой приостановку торговли. Несмотря на различия китайских и русских торговцев, а также способов их торговли, следует отметить, что сделки заключались успешно.

Становление торговых отношений между Россией и Китаем не обходилось без проблем. Частная и государственная торговля конкурировали друг с другом, что снижало доход от продаж. Для увеличения доходов государства, была введена монополия на некоторые виды товаров.

Благодаря частным купцам, торговля переместилась в пограничный пункт - город Кяхта, где успешно развивалась в XVIII веке, что способствовало его развитию и переселению в пограничный город купцов и ремесленников.

Учитывая большой товарооборот, проходивший через Кяхту, была организована, а в дальнейшем реформирована Кяхтинская таможня. Впоследствии Кяхтинская таможня стала главным таможенным пунктом в Сибири.

Большим спросом пользовалась ввозимая из России пушнина, кожа, кожевенные изделия, сукно, лён. Меньшим спросом пользовались изделия из металла. Основными китайскими товарами были: хлопчатобумажная ткань, шёлк, ревень, чай, табак.

В ходе работы я постаралась осветить и изучить некоторые вопросы: предпосылки образования кяхтинской торговли; трудности, в организации и становлении торгового процесса; объемы торговли различными товарами, суммы товарооборотов; предметы торговли и их стоимость.

Хочется заметить, что Кяхтинская торговля была одной из основ для развития современных торговых отношений между Россией и Китаем, потенциал которых велик.

 


Список использованной литературы

 

1. Foust, 1969 - Clifford M. Foust Muscovite and Mandarin: Russia's Trade with China and Its Setting, 1727-1805.The University of North Carolina Press Chapel Hill, 1969

. Muping Bao, 2006 - Muping Bao Trade centres (maimaicheng) in mongolia, and their function in sino-russian trade networks. - International Journal of Asian Studies №2, 2006.

3. Корсак,1857 - А.Корсак Историко-статистическое обозрение торговых сношений России с Китаем. Казань, 1857.

.Силин,1947 - Е.П. Силин Кяхта в XVIII веке. Из истории русско-китайской торговли. Иркутское областное издательство, 1947.

. Попов - Попов Р. И Китайское купечество конца XVIII - первой половины XIX веков глазами русских современников. Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Ярославль, Россия

.Шкунов, 2008 - В.Н. ШкуновК вопросу о российско-китайской торговле в 30-40 годы XIX века.

. Старцев - А.В. Старцев Русские предприниматели в Монголии: социальный облик и общественно культурная деятельность. - Востоковедные исследования на Алтае. Вып. IV. Сборник научных статей, 2004

. Ретунских - Н.А. Ретунских Состояние русско-ойратской торговли накануне гибели Джунгарского ханства. Алтайский государственный университет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: