Глава 1. Доминантные черты отечественной культуры




Курсовая работа

На тему:

"Развитие рывками как одна из доминантных черт отечественной культуры"

 

Выполнил: студентка 3 курса

специальность: культурология

Сакулина К.И.

Проверил: Аронов А.А.

 

 

Москва 2013


Оглавление

Введение

Глава 1. Доминантные черты отечественной культуры

Глава 2. Рывки, произошедшие в отечественной культуре X - XI вв.

Конец XIV - XV вв.

Конец XVIII - первая половина XIX вв.

Конец XIX - начало XX вв.

"Оттепель" в культурной жизни общества

Заключение

Список используемой литературы


Введение

 

Актуальность темы курсового исследования обусловлена уникальностью отечественной культуры. В отличие от прочих мировых культур, она никогда не развивалась постепенно. Каждый из периодов развития русской истории важен, так как прослеживая этапы становления государственности, можно заметить несколько рывков, влияние которых на культуру невозможно переоценить.

Насущной для современного российскогообществазадачейявляетсясохранениеиразвитие отечественной культуры, ее самобытности,сцельюповышениянравственногоуровняграждан, историко-культурнойкомпетентности. Осуществление этой цели является архиважной в условиях современного обмирщения культуры и утери знаний о собственной истории. Главной проблемой для повышения культурного уровня общества в современной России, является необходимость освящение вопросов, связанных со становлением отечественной культуры, как одного целого, и в то же время, многогранного феномена.

Данное исследование призвано внести определенный вклад в раскрытие содержания каждого из рывков развития отечественной культуры и их значения. В качестве наиболее целесообразного направления исследования нами был избран историко-культурологический процесс развития рывками отечественной культуры, в осуществлении которого мы ориентировались на труды российского искусствоведа М.В. Алпатова.

Алпатов, характеризуя принципиальные черты русской культуры, писал о том, что она постоянно развивалась резкими толчками, рывками вперед. Обстоятельное знакомство с историей отечественной культуры убеждает в том, что развитие рывками действительно составляет одну из характерных черт не только отечественного искусства, но и отечественной культуры в целом.

Четко прослеживается и протяженность каждого рывка во времени:

. Х-XI вв. - Христианизация Руси;

2. конец XIV-XV вв. - пробуждение Руси от татаро-монгольского ига, Русское Предвозрождение;

. конец XVIII - первую половину XIX века - время Пушкина и золотой век русской литературы;

. рубеж XIX-XX вв. - Серебряный век отечественной культуры.

Так же, некоторые исследователи выделяют такое явление, как Хрущевская "оттепель", и ставят его на ряду с четырьмя рывками отдельно, как пятый рывок.

Степень научной изученности проблемы:

Отечественная культура представляет довольно изученную проблему в широком понимании, но как феномен и уникальное явление рассматривали ее не многие ученые. Историко-культурологическая область исследования представлена трудами искусствоведов, ученых-культурологов, историков и теоретиков культуры, литераторов, обращавшихся к тематике прямо или опосредованно в общем контексте развития русской культуры в разные временные периоды. Назовем труды: Алпатова М.В., Ключевского В.О., Карамзина Н.М., Баталова А.Л., Лихачева Д.С., Аронова А.А., Милюкова П.Н., Субботина Н.И., Кошман Л.В., Шулигина В.С., Березовой Л. Г.

отечественная культура русь литература

Историко-культурологический базис курсового исследования представлен положениями профессора А.А. Аронова, согласно которым "наша культура развивалась рывками (= толчками)", что является одной из доминантных черт русской культуры.

Так же за основу взяты научные исследования М.В. Алпатова, В.О. Ключевского, Д.С. Лихачева.

Основные работы, на которых основано данное исследования:

Алпатов М.В., "Немеркнущее наследие"; Аронов А.А. "История русской культуры: Узловые вопросы (IX - XX века)"; Аронов А.А. "Русское Предвозрождение"; Аронов А.А. "Золотой век русского меценатства"; Лихачев Д.С. "Предвозрождение в истории мировой культуры" и другие.

Объект исследования: отечественная культура как уникальное явление в процессе историко-культурного развития с Х до начала XX века.

Предмет исследования: развитие рывками как одна из доминантных черт отечественной культуры.

Цель исследования: осуществить историко-культурологический анализ феномена развития рывками отечественной культуры.

Задачи исследования:

обозначить и изучить каждый рывок в развитии отечественной культуры;

раскрыть сущность каждого отдельно взятого рывка;

выявить тенденции, характеризующие значимость каждого этапа;

исследовать образцы личностной деятельности персоналий каждого рывка, для того, что бы на конкретных примерах охарактеризовать этапы развития.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных материалов, содержащего 25 наименований.

В первой главе приведен перечень доминантных черт отечественной культуры и разъяснения, почему именно эти черты мы берем за основу в данном исследовании.

Вторая глава посвящена подробному анализу одной из характерных черт русской культуры - развитию рывками, где рассмотрен каждый отдельно взятый рывок.


Глава 1. Доминантные черты отечественной культуры

 

Данная тема имеет место, т.к. ее целью является раскрытие неповторимого лица отечественной культуры.

Первая черта - неразрывная связь отечественной культуры с христианством. Православие настолько гармонично вписалось в нашу культуру, что сейчас Россию невозможно представить без православных храмов, церквей и монастырей. Так же невозможно представить нашу культуру без Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека, Симона Ушакова, Сергия Радонежского, протопопа Аввакума, старообрядческих купеческих династий, которые были не только представителями духовности нашей культуры, но и щедрыми меценатами, о чем, к примеру, свидетельствует чета Морозовых.

Другая характерная черта заключается в том, что на ряду с православием отечественная культура состоит в органичной связи с язычеством. Примером тому служат обрядовая сторона многих двунадесятых праздников, вера в приметы, потусторонние силы (русалок, домовых, леших и проч.). Этот вывод мы делаем так же на основании того, что Русь языческая нашла свое отражение в творчестве многих выдающихся деятелей - И.Ф. Стравинского, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.С. Пушкина, М.А. Врубеля и др.

Важной чертой является милосердный характер русской культуры.В.О. Ключевский писал:

"Нам, частным лицам, открыта только благотворительность в собственном смысле, а она может руководиться лишь нравственным побуждением, чувством сострадания к страдающему. Лишь бы помочь ему остаться живым и здоровым, а если он дурно воспользуется нашей помощью, это его вина, которую, по миновании нужды, позаботятся исправить подлежащие власти и влияния. Так понимали у нас частную благотворительность в старину; так, без сомнения, понимаем ее и мы, унаследовав путем исторического воспитания добрые понятия и навыки старины. ”

Действительно, милосердие было свойственно многим русским людям, вне зависимости от их слоя общества и класса. Масштабные благотворительные дела осуществляла как высшая аристократия в России, так и купеческие династии. В конце XIX-начале XX вв. есть все основания говорить о "золотом веке" русского меценатства. Морозовым, Хлудовым, Мамонтовым, Бахрушиным, Третьяковым и другим династиям Россия обязана за реальность золотого века.

Особо нужно отметить открытый для других культур и гуманный характер отечественной культуры.

Еще одной из черт является "полярность" отечественной культуры, по утверждению культуроведа М.В. Алпатова. Взаимоисключающие явления в культуре которые существовали в одно и то же время можно усмотреть на протяжении всей нашей истории. Так например полярности, сосуществующие в одном человеке - Иване Грозном: патологическом убийце и маньяке, и в то же время образованнейшем человеке, композиторе и писателе.

В другом случае под полярностями мы понимаем явления общественной жизни. Иллюстрацией этого случая можно рассматривать противостояние нестяжателей и иосифлян в истории Русской Православной Церкви, западников и славянофилов - в общественно-политической жизни России 30-40-х гг. XX века.

Особо оговорим такую черту отечественной культуры, как народность. В доказательство нашему тезису, выделим четыре основополагающих аргументов:

многие выдающиеся деятели культуры - выходцы из народа (Ломоносов М.В., Шаляпин Ф.И., А.М. Горький и другие);

именно Россия породила такое уникальное явление, как крепостная интеллигенция (Молчанов П.С., Погодин М.П., Шевченко Т.Г., Гурилев А.Л., Ковалева-Жемчугова П.И. и прочие);

в творчестве великих деятелей русской культуры можно заметить обращение их к народу, его творчеству, из которого они почерпнули вдохновение для своих собственных произведений (Пушкин А.С., Мусоргский М.П., Васнецов В.М., Билибин И.Я. и т.д.);

только в России имеется такое огромное количество родников народного творчества: Хохлома, Филимоново (Тульская область), Павловский Посад, Гусь-Хрустальный, Конаково, Гжель, Великий Устюг - еще не вся перечень тех мест, аналога которым нет ни в одной другой стране мира.

Суммируя эти размышления, так же подчеркнем особую роль деревни и крестьянской общины, в сохранении и развитии исконно русских культурных традиций.

Тема данной работы - развитие рывками отечественной культуры - так же является одной из важных характерных черт этой культуры. Вывод о том, что культура Отечества развивалась рывками не случаен: прослеживая в динамике путь, пройденный отечественной культурой, мы убеждаемся в том, что она развивалась резкими толчками, и в этом, несомненно, мы можем уследить значимость этого феномена. Так же прослеживается и протяженность каждого периода: время первого - Х-XI вв., время второго - конец XIV-XV вв., третьего конец XVIII-первая половина XIX вв., четвертого (пока последнего) - конец XIX-начало XX вв. (серебряный век нашей художественной культуры).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: