Конец XIX - начало XX вв.




 

Термин "Серебряный век" одним из первых использовал писатель и философ В.В. Розанов для характеристики послепушкинского периода в истории русской литературы.

"В России в начале века был настоящий культурный ренессанс”, - писал философ Н.А. Бердяев.

По отношению к культуре рубежа XIX-XX веков этот термин использовали в то время философы Н.А. Бердяев и Г.П. Федотов, художники Л.С. Бакст, М.А. Врубель и К.А. Сомов. Критик Сергей Маковский, уже будучи в эмиграции, написал книгу воспоминаний "На Парнасе Серебряного века", которая стала одним из самых значительных произведений об этом интересном и загадочном времени. Название данного периода своеобразно отражает и преемственность русской культуры. Если творчество русских писателей, поэтов, художников предшествующей эпохи, к которой относятся такие имена, как А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский и многие другие, именуют "золотым веком" русской культуры, то краткий период на рубеже XIX-XX веков по аналогии окрестили "Серебряным". В это название вложен и еще один, более потаенный смысл. Золотой век русской культуры - время бурного расцвета и уверенного роста духовности в России, время сильных мужчин и хрупких барышень, время торжества мужского начала в общественной жизни страны. Серебряный век ознаменован появлением целой плеяды ярких, талантливых деятельниц культуры. Достаточно назвать имена Анны Ахматовой, Зинаиды Гиппиус, Елены Гуро, Анны Павловой, Марины Цветаевой. Таким образом, можно говорить о торжестве прекрасного женского начала в культуре, которое нашло свое отражение и в творчестве А. Блока, поэзия которого символично воплощает идею вечной женственности.

Серебряный век русской культуры охватывает период немногим более четверти века, и краткость его вовсе не умаляет значимости, которая с течением времени только возрастает. Она заключается в том, что русская культура - пусть не вся, а только часть ее, первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, безрелигиозность и бездуховность. Западный мир пришел к пониманию этого намного позже.

Двадцать пять с лишним лет рубежного времени, периода Серебряного века, были в высшей степени знаменательными для отечественной и мировой культуры.

Состояние культуры в конце XIX-начале XX вв. надо объективно оценить как расцвет.

Не менее закономерен и другой вывод: "культурный ренессанс" в России не мог не состояться, он был обусловлен рядом предпосылок и причин. Назовем только главные из них.

1. Прежде всего, это буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века, которые ускорили капиталистическую модернизацию страны. Остановить проводимые реформы не смогли ни контрреформы 80-90-х годов позапрошлого века, ни тайная оппозиция начатым преобразованиям;

2. Экономический подъем в России в 1890-х годов и в период 1909-1913 годов, ставший одним из многих позитивных следствий реформ 1860-1870 годов, прямо и косвенно способствовал материальному обеспечению различных культурных программ, интенсивному развитию образования, науки и других сфер культуры;

3. Развитие отечественной науки было отмечено выдающимися достижениями, появлением ученых, открывших новые области научного знания, возглавивших авторитетные в мировой науке научные школы, оставивших после себя фундаментальные труды, достойных учеников и продолжателей;

4. Духовное пробуждение российского общества, освобождение духовной культуры от гнета социального утилитаризма, чему в немалой степени способствовало творчество Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;

5. Качественно новый этап в развитии русской религиозно-философской мысли, подготовленный подвижнической жизнью и деятельностью В.С. Соловьева, утвержденный и развитый далее П.А. Флоренским, С.Н. Булгаковым, Н.А. Бердяевым, Г.П. Федотовым и др.;

6. Отечественная интеллигенция все более становилась нравственным барометром российского общества, напряженно и мучительно искала, ощущая дыхание предгрозового времени, выхода для человека, искусства, общества России. Отсюда рубежное время закономерно становится временем расцвета поэзии и философии, религиозных исканий, формирования русского авангарда;

7. Расцвет отечественной культуры в рубежное время многим обязан деятельности выдающихся пропагандистов культуры России (В.В. Стасову, Т.И. Филиппову, П.М. Третьякову, М.П. Беляеву, А.А. Бахрушину, В.В. Андрееву, А.Г. и Н.Г. Рубинштейнам, С.П. Дягилеву и др.);

8. Культурный "ренессанс" рубежного времени стал возможен благодаря активному заинтересованному участию русской буржуазии и купечества в развитии отечественной культуры. Есть все основания называть этот период времени расцветом русского меценатства, причем меценатства созидательного, когда развивались становящиеся приоритетными отрасли отечественной науки, формировались художественно-эстетические центры, открывались уникальные галереи и музеи, получали заслуженное признание у отечественной интеллигенции театры, которым было суждено осуществить глобальную реформу всего театрального искусства. Иллюстрацией тому только в Москве могут служить Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, частная опера С.И. Зимина, Московский кустарный музей, Московский художественный театр, Музей изящных искусств, Филологический и Археологический институты, Морозовские клиники, Алексеевская и Солдатенковская больницы, приюты и дома бесплатных квартир;

9. Обновлению и расцвету отечественной культуры в рубежное время во многом способствовало возрождение в новых исторических условиях "русской античности" - культурных традиций Древней Руси, ее великого культурного наследия. Подлинными очагами возрождения русской культуры стали подмосковное Абрамцево (при Аксаковых и Мамонтовых) и Талашкино (при М.К. Тенишевой).

Деятели Серебряного века впервые выразили серьезное беспокойство по поводу того, что складывающееся соотношение между цивилизацией и культурой приобретает опасный характер, что сохранение и возрождение духовности является настоятельной необходимостью. Кроме того, Серебряный век внес в сокровищницу и национальную, и мировую великолепные творения деятелей русской культуры и искусства, дал науке, культуре, а также русскому языку, новый толчок к развитию. Опираясь на достижения деятелей культуры прежних эпох, мастера Серебряного века обогатили русскую и мировую культуру причудливым синтезом старого и нового, выработав новые приемы и методы творческой самореализации. Вся история XX века доказала неоспоримую истину: любые попытки социальных, экономических, политических преобразований без переворота в сознании, без изменения духовного типа общества несостоятельны.

 

"Оттепель" в культурной жизни общества

 

Наряду с периодизацией рывков М.В. Алпатова, некоторые исследователи (А.А. Аронов) отдельно выделяют пятый рывок, ознаменованный событиями, произошедшими во время правления Н.С. Хрущева.

Рассмотрим этот этап в развитии отечественной культуры.

-1964 годы вошли в историю, как времена хрущевской "оттепели". В эти годы начались процессы либерализации во внутренней и внешней политике. Осуществлялись преобразования в экономической и политической областях. Шло духовное очищение и возрождение общества. Весной 1953 г. секретариат ЦК возглавил Н.С. Хрущев. Он провозгласил новый курс на демократизацию общества. В этом же году был арестован Берия.

На XX съезде КПСС (февраль 1956 г.) Хрущев развенчал культ личности И.В. Сталина докладом "О культе личности и его последствиях". Занавес пал, но еще не окончательно. Так же, как и прежде, оставалось еще много запретов, но даже при всем этом, отечественная культура уже никогда не могла стать прежней. И. Эренбург написал роман "Оттепель", который станет нарицательным, своеобразным символом духовного раскрепощения людей.

Условия для развития культуры были таковы:

доклад Хрущева "О культе личности и его последствиях" на XX съезде КПСС;

в марте 1953 г. была проведена реформа системы руководства культурой;

взросла роль творческих союзов;

в годы "оттепели" читательская аудитория вновь получила доступ к произведениям авторов, чтение которых в былые годы каралось репрессивными мерами;

Международный фестиваль молодежи и студентов так же несомненно способствовал укреплению культурных контактов СССР с другими странами.

Приметы "оттепели" мы можем проследить в таких явлениях, как:

СССР начал укреплять отношения с капиталистическими странами;

в октябре 1957 г. именно в СССР состоится первый запуск человека в космос, и этим космонавтом станет Юрий Алексеевич Гагарин;

"Оттепель" сказалась и на развитии науки. Передовые позиции Советский Союз занимал в фундаментальных исследованиях, особенно в области математики, физики, освоения космоса. Международное признание достижений советских ученых нашло отражение в присуждении Нобелевских премий: по химии - Н. Семенову; по физике - П. Черенкову, И. Франку, И. Тамму, Л. Ландау, Н. Басову. В области литературы - Б.Л. Пастернаку, А.И. Солженицыну.

"Оттепель" в феномене отечественного кино проявилась в том, что теперь вместо "потемкинских деревень" и од Сталину, на экранах открыто осуждали режим ("Чистое небо", "Тишина"), прежнюю систему ценностей ("Уроки жизни", "Дело Румянцева", "Карнавальная ночь"), правдиво и объективно раскрывали человеческие характеры в годы водовороте гражданской войны ("Сорок первый", "Коммунист", трилогия "Хождение по мукам"), обращались к классике мировой литературы ("Дон Кихот", "Гамлет") и т.д.

Знаменательным время "оттепели" оказалось и для отечественной литературы. Возникли новые журналы "Юность", "Молодая гвардия", "Наш современник", "Москва".

Одним из ведущих направлений отечественной литературы 2-ой половины XX века становится "деревенская" проза, представленная именами Ф.А. Абрамова, В.И. Белова, В.П. Астафьева. Близкие по духу "деревенщикам", входят в отечественную культуру писатели: В.М. Шукшин (сборник "Сельские жители"), А.В. Вампилов (рассказы "Веселая Танька", "Зиминский анекдот"), В.А. Солоухин (сборники "Дождь в степи", "Журавлиха", "Имеющий в руках цветы").

На начало "оттепели" падает расцвет гражданской и лирической поэзии: Н. Добронравов, Р. Рождественский, Н. Доризо, А. Эшпай, Ю. Друнина и др. Стихи Е. Долматовского переложенные на музыку, становятся бессмертными песнями, которые будет петь вся страна:

"Школьные годы"

"Если бы парни"

"Комсомольцы-добровольцы"

"Вот так и живем, не ждем тишины"

"Венок Дуная" и т.д.

Так же произошли серьезные перемены в театральной жизни страны. В 1957 г. в Москве был открыт театр "Современник". Так же Московский театр драмы и комедии на Таганке был открыт в 1964 году.

Жанр бардовской песни - веяние, созданное "оттепелью".Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Визбор - барды, о которых не забыли и по сей день.

Но в эти времена так же была разносная критика и границы дозволенного. Бурно вначале заявившая о себе хрущевская "оттепель" быстро сдала свои позиции.

Но в этот период произошло главное - так жить, чувствовать и мыслить, как это было до "оттепели", теперь уже нельзя.


Заключение

 

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что отечественная культура является уникальным феноменом. На примере данной работы мы выяснили, что в отличие от прочих мировых культур, она никогда не развивалась постепенно, что каждый из периодов развития русской истории важен. Мы проследили этапы становления государственности, выделили пять основных рывков: Х-XI века (христианизация Руси); конец XIV-XV века (пробуждение Руси от татаро-монгольского ига, Русское Предвозрождение); конец XVIII - первую половину XIX века (время Пушкина и "золотой век" русской литературы); рубеж XIX-XX веков (Серебряный век отечественной культуры), влияние которых на культуру невозможно переоценить.

Мы подробно раскрыли содержание каждого из рывков развития отечественной культуры и их значения. В качестве наиболее целесообразного направления исследования, мы руководствовались М.В. Алпатова, Д.С. Лихачева, А.А. Аронова.

Мы осуществили историко-культурологический анализ феномена развития рывками отечественной культуры.

Так же были обозначены и изучены все рывки в развитии отечественной культуры:

Раскрыта сущность каждого отдельно взятого рывка;

Выявлены тенденции, характеризующие значимость каждого этапа;

Исследованы образцы личностной деятельности персоналий каждого рывка, и на конкретных примерах охарактеризованы этапы развития.

Так же в заключении следует сказать о том, что объект исследования (отечественная культура как уникальное явление в процессе историко-культурного развития с Х до начала XX века) и предмет исследования (развитие рывками как одна из доминантных черт отечественной культуры) были постностью проанализированы с помощью историко-культурологического базиса курсового исследования представленного положениями профессора А.А. Аронова, согласно которым "наша культура развивалась рывками (= толчками)", что является одной из доминантных черт русской культуры.


Список используемой литературы

1. Алпатов М.В., Немеркнущее наследие. - М., 1990.

2. Аронов А.А., Вклад России в мировую культуру - Энциклопедический биографический словарь. - М.: ИПО Профиздат, 2002.

. Аронов А.А., Доминантные черты отечественной культуры. // - М., 2009. С.4-10.

. Аронов А.А., Золотой век русского меценатства. - М.: МГУКИ, 1995.

. Аронов А.А., Информационно-содержательные аспекты диагностики состояния культуры. - М.: Информационные технологии XXI века, 2001. С.64-66.

. Аронов А.А., История русской культуры: Узловые вопросы

(IX - XX века). - М., 2008.

. Аронов А.А., Мир культуры: связующие нити целого. // Мир культуры - культура мира: материалы международной

научно-практической конференции, посвященной 75-летию университета. - М., 2005. - С.18-20.

. Аронов А.А., Мировая художественная культура. Россия конец XIX - XX век. - М.: Издательский центр, 1998.

9. Аронов А.А., "Оттепель" в истории отечественной культуры. - М.: Экон-Информ, 2008.

. Аронов А. А.; науч. ред. Н.В. Короткова, В.С. Слепокуров, Н.Н. Ярошенко, Приобщение к "русской античности" как одна из предпосылок и тенденций культурного ренессанса в России. // М.: Ученые записки. Вып.29, 2007. - С.21-36.

. Аронов А.А., Русское Предвозрождение. - М.: Экон-Информ, 2009.

. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

. Ключевский В.О., Исторические портреты. - М., 2008.

. Конрад Н.И., Запад и Восток. - М.: Наука, 1966.

. Кошман Л.В., История русской культуры IX - XX вв. - М.: Дрофа, 2003.

. Краснобаев Б.И., Очерки истории русской культуры XVIII века. - М.: Просвещение, 1987.

. Крейд В., Воспоминания о Серебряном веке. - М., 1993. - С.6, 7, 9.

. Лихачев Д.С., Крещение Руси и государство Русь. // Новый мир, №6, 1988. - С.249-258.

. Лихачев Д.С., Прошлое - будущему. - Л.: Наука, 1985.

. Лихачев Д.С., Развитие русской литературы Х - XVII вв. Эпохи и стили. - Л.: Наука, 1973.

. Любимов Л.Д., Искусство Древней Руси. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1996.

. Рыбаков Б.А., Второе крещение // Как была крещена Русь. - М., 1988.

. Сакулин П.Н., Крепостная интеллигенция // Великая реформа. т.3. - М., 1911.

. Твардовский А.Т., Пушкин // Статьи и заметки о русской литературе. - М.: Советский писатель, 1961.

. Трубецкой Е.Н., Умозрение в красках, Этюды русской иконописи. - М.: Вира-М, 2009.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: