Глава 2. Рывки, произошедшие в отечественной культуре X - XI вв.




 

Значимость этого периода для отечественной культуры охарактеризована тем, что в это время происходит христианизация Руси.

Важнейшим мероприятием Киевского государства было крещение Руси в 988 г. связанное с необходимостью установления прочных связей с внешним миром.

Но эту дату нельзя назвать точкой отсчета, предпосылки к ней можно проследить за долго до самой этой даты в истории отечественной культуры. Такие выводы мы делаем по следующим основаниям:

обращение русских в христианство началось намного раньше. Равноапостольные Кирилл и Мефодий ещё в 861 г. окрестили на Юге Руси более 200 семейств. Так же хорошо известно, что христианство приняла княгиня Ольга около 955 г. По некоторым данным, 2/3 дружины Владимира уже до 988 были христиане. В самом Киеве еще до 988 г., уже существовала церковь св. Ильи;

нередко многие отождествляют появление письменности с принятием христианства, но это не так. Рыбаков Б.А. утверждает, что существовала языческая летопись, сведения о которых использовались в последующих сводах (летописях) христианской Руси;

вместе с принятием христианства Русь получила от Византии ее культурные традиции. Есть все основания говорить о византийском вкладе в нашу культуру. Этот вклад быстро обрусел, из чего следует вывод о том, что еще до 988 г. на Руси сложилась такая культура, самобытность которой достигла такого уровня, что еще одного идентичного слепка с византийской культуры не получилось;

обрусение не привело к торжеству примитива - наоборот, языческие традиции внесли весомую лепту в мировую культуру;

еще один аргумент в пользу вывода о высоком развитии отечественной культуры до христианского периода состоит в том, что языческие культурные традиции оказались очень живучи. По сути дела мы и сегодня двоеверцы. Об этом свидетельствует языческий характер двунадесятых праздников. Так же от язычества и многоглавые храмы Киевской Руси (Киевская София, Десятинная церковь) - звериный стиль в архитектуре, растительный рельеф в оформлении культовых сооружений и т.д. От язычества происходит вера в талисманы, обереги, приметы, вера в потусторонние силы, домовых, русалок и леших. Мощные языческие корни - это не слабость, а показатели силы, самобытности и оригинальности.

Так какое же значение имеет принятие христианства для отечественной культуры?

Во-первых, произошло приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям.

Во-вторых, православие до сих пор стоит на страже целостности и независимости Отечества. Так же Церковь принимает участие в формировании идеологической политики государства. К примеру деятельность первого идеолога петровских реформ Феофана Прокоповича (1681-1736 гг.). Он принимал решающее участие в разработке актов чрезвычайной важности. Б.И. Краснобаев пишет об этом так: "Многие "птенцы гнезда Петрова" не затруднялись рубить головы стрельцам. …Но выступить с ярким публицистическим словом … способны были не многие. Феофан - убежденный сторонник абсолютизма, реформ, противник костной старины, …, писатель - оказался сущей находкой”.

В-третьих, такие философы, как: н.А. Бердяев, Л.П. Красавин, В.И. Иванов, И.А. Ильин, С.Л. Франк, Е.Н. Трубецкой, П.И. Новгородцев и другие - все они русские философы рубежного времени - религиозные философы. Отечественная философия и христианство на Руси имеет один и тот же возраст

В-четвертых, имеет место позиция православие - иконопись. Мы считаем, что иконопись на Руси никогда не была еще одним разделом русского искусства. Изначально она была значительно большим, "умозрением в красках", душой отечественной культуры. Благодаря православию возникли такие личности, как: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий - их бесценными творениями Русь познала золотой век отечественной иконописи.

Периодизацию древнерусского искусства XI-XII можно определить таким образом:

. домонгольский период;

2. время древнерусского примитивизма (время татарских нашествий);

. период Феофана до Рублева;

. Новгородская школа XV в.;

. время Дионисия.

В-пятых, выделим такую связь между Русской Православной Церковью и просвящением.

Усовершенствование азбуки (Кириллицы) имело огромное значение для дальнейшего развития древнерусской культуры и просвещения.

Князь Владимир после Крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц (в основном дружинников) и учить их книгам и грамоте.

Галицкий князь Ярослав Осмомысл заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях.

И таких примеров огромное множество. Введение православия на Руси способствовало обучению детей и взрослых. Невозможно переоценить роль Московской духовной академии в истории отечественной культуры. В 1987 г. в Москве открылось высшее учебное заведение - Еллиногреческая академия. Ее основатели - Симеон Полоцкий и Сильвестр. Именно они составили "Привилей" - учредительную грамоту, написанную от имени царя.

Выходцы этой академии: Ф.П. Поликарпов-Орлов, К. Истомин, Л.Ф. Магницкий, М.В. Ломоносов первые профессора МГУ Н.Н. Поповский и А.А. Барсов и многие другие.

В-шестых, церковь имела не малое отношение к науке. Если обратиться к фактам, то можно усомниться в той грани, которую в былые годы провели между религией и наукой:

многие священнослужители были видными деятелями отечественной науки: Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Павел Флоренский и др.;

так же представители отечественной науки дооктябрьского периода, в большинстве своем, - верующие православные. То же можно и сказать о выдающихся ученных, продуктивно работающих и в советское время: И.П. Павлов, лауреат нобелевской премии, академик, физиолог; В.П. Филатов; А.Н. Туполев и другие.

В-седьмых, христианство имело для всех видов искусства поистине эпохальное, судьбоносное значение. Отражение его в литературе:

многие деятели церкви были талантливыми литераторами: митрополит Илларион, св. Иосиф Волоцкий, св. митрополит Дмитрий Ростовский;

житийная литература (агиография), заслуживает особого внимания, т.к. не могла появиться на Руси без православия. Нравственное, художественное и познавательное значение в этой литературе очень велико. Одни и авторов житий: инок Киево-Печерского монастыря Нестор, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет и другие;

отражение высокой духовности и идей православия, жизни русского духовенства в творчестве крупнейших представителей отечественной литературы.


Конец XIV - XV вв.

 

В Европе в конце XIV-начале XV вв.формируется раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Она породила таких гениев, как Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонаротти и т.д.

Ни Русь, ни Россия не знали Возрождения. Данный период - это период Русского Предвозрождения, или Проторенессанс. Он характеризован главным образом избавлением Руси от татаро-монгольского ига. Огромный вклад в исследование этого феномена внес Д.С. Лихачев.

В своих работах Д.С. Лихачев глубоко и убедительно обосновывал европейский статус русского искусства. Однако каждая европейская культура имеет свои особенности, свою историю. Лихачев отмечает, что "у каждой культуры и у каждого культурного народа есть своя миссия в истории, своя идея". Есть она и у русской культуры.

Предвозрожденческие тенденции в развитии русской культуры наметились во второй половине XIV в. - несколько позже, чем на Западе и в Византии. Предпосылкой этих тенденций явилась, прежде всего, культурная общность Руси с христианской Европой, хотя и ослабевшая, но не исчезнувшая во второй половине XIII и первой половине XIV в., а во второй половине XIV и в XV в. начавшая вновь быстро развиваться.

Прежде всего, остановимся на некоторых стилеформирующих признаках русского Предвозрождения.

Как известно, Возрождение "открыло человека". Оно открыло человека через утверждение самостоятельности его ума и мысли. Возрождение дало человеку право свободной, независимой от теологии мысли. Поэтому полное открытие человека было связано с секуляризацией.

Предвозрождение же предвосхитило открытие человека, и, прежде всего, в области его эмоциональной жизни. Индивидуальность человека в эпоху Предвозрождения была признана в сфере эмоций, а затем уже в сфере мысли. Предвозрожденческая эмоциональность перекликалась с иррационализмом и мистицизмом и не была связана с секуляризацией. Предвозрождение не являлось поэтому простым началом Возрождения.

Стилеформирующая особенность Предвозрождения - появление повышенной эмоциональности в искусстве, иррационализм, экспрессивность, динамизм, мистический индивидуализм. Предвозрождению на Руси в равной степени принадлежат такие различные творческие индивидуальности, как Феофан Грек и Андрей Рублев, экспрессивный стиль Русского Хронографа, Епифания Премудрого, Пахомия Логофета и сдержанная эмоциональность Повести о Петре и Февронии Муромских. В живописи и литературе усиливается стремление отразить индивидуальные образы персонажей, развивается интерес к темам материнства, к изображению страданий Христа и Богоматери, появляются элементы жанра, повествовательность, а в композицию вносится сильное движение.

Говоря о рационализме и мистицизме, Н.И. Конрад замечает: "И тот и другой - лишь различные пути к одному и тому же: к освобождению человеческого сознания от власти догм; к выходу в сферу полной духовной, а это значит и творческой, свободы, а именно это и было необходимо для движения вперед человеческой мысли, общественной жизни, культуры и науки”.

Для живописи и литературы имели значение по преимуществу стилеформирующие тенденции исихазма: не его утверждения, а характер этих утверждений, не концепции, а их стиль, тон, способ восприятия мира и так далее.

Вместе с тем следует иметь в виду, что исихазм не столько породил новые идеи, сколько возродил и акцентировал старые, введя их в новую структуру. Исихазм опирался на идеи, давно зревшие в скитническом монашестве, на Афоне, имевшиеся в святоотеческой литературе. Он опирался на традиции. Вот почему влияние исихазма на Руси сказалось не столько в появлении у нас сочинений самого Григория Паламы и его предшественника Григория Синаита, сколько в усиленном переводе и переписке рекомендованной исихастами старой теологической литературы.

Русское Предвозрождение - отдаленный аналог поздней готики. Подобно тому, как поздняя готика связана с идеологией нищенствующих орденов, и в первую очередь с францисканством, византийское и русское Предвозрождение связано с исихазмом. То же мистическое самоуглубление и мистический индивидуализм, то же стремление к уединенной молитве, то же внимание к слову, повышенная эмоциональность и т.д.

"Своя античность" - период домонгольского расцвета древнерусской культуры - при всей ее притягательности для Руси конца XIV-XV вв., не могла, однако, заменить собой настоящей античности - античности Греции и Рима, с их высокой культурой рабовладельческой формации. И дело здесь вовсе не в том, что одна из этих культур была значительно выше и развитее другой и создала больший расцвет личности и личной культуры, а в том, что идейное содержание домонгольской культуры Руси было в целом однородно русской культуре XIV-XV вв. Эта культура была проникнута теми же христианскими основами. Между тем, наибольшее оплодотворяющее значение имеет всегда культура чужая, культура иного характера, иного типа. Именно "другая" культура, встреча двух разных культур обладает наибольшими "генетическими способностями".

Предвозрождение на Руси не принесло с собой Возрождения. Следующая за Предвозрождением ступень не смогла развиться. Причин тому было много. Одна из них заключалась в том, что для этого недостаточно было собственных культурных сил. "Своя античность" не могла заменить собой настоящей античности, основанной на расцвете культуры рабовладельческого общества. Падение Византии оборвало ту культурную общность, которая была так необходима для развития культуры. Будь Византия жива и во второй половине XV в., она возможно, развила бы в себе элементы Возрождения. Русь, однажды уже поравнявшись на Византию, должна была в дальнейшем равняться и на Возрождение.

Сыграло свою роль и падение городов-коммун - Новгорода и Пскова. Духовные силы народа поглощались трудным развитием централизованного государства. Союз церкви и государства укрепил церковь, способствовал подчинению церкви государству и усиливал церковь государственной помощью против еретиков и свободомыслящих. Процесс секуляризации, с самого начала недостаточно активный из-за отсутствия своей языческой античности, был подавлен и выразился только в огосударствлении церкви, отнюдь не способствовавшем открытию человека в сфере мысли. В XVI в., начинается полоса застоя (обмирщения) с некоторыми, впрочем, посторонними вкраплениями ренессансных мотивов и других заимствований в архитектуре, изобразительном искусстве и общественной мысли.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: