Конец XVIII - первая половина XIX вв.




 

Данный рывок можно охарактеризовать такими явлениями, как:

Крепостная интеллигенция в России;

Александр Сергеевич Пушкин;

"Золотой век" русской литературы, вопреки годам царствования императора Николая I ("апогей самодержавия");

Подробно опишем каждое явление.

Крепостная интеллигенция в России - сам термин впервые появился в статье Е. Летковой "Крепостная интеллигенция". Исследователи проблемы приходят к выводу, что крепостная интеллигенция в России существовала примерно в таком диапазоне: с середины XVIII - до середины XIX вв., когда крепостная интеллигенция фактически сливается с разночинской.

Крепостная интеллигенция внесла значительный вклад в развитие различных областей культуры: в архитектуре - А.Н. Воронихин, академик и профессор архитектуры И.С. Семенов (крепостной А.А. Аракчеева, получивший свободу в 40-х гг. XIX в.), И.И. Свиязев - преподаватель Горного института и старший архитектор на постройке храма Христа Спасителя в Москве (40-е гг. XIX в.); в живописи - Ф.С. Рокотов, М. Шибанов, Е.Д. Камеженков (после освобождения - академик петербургской Академии художеств), И.П. Аргунов (умер крепостным), Н.И. Аргунов, В.А. Тропинин (академик петербургской Академии художеств), О.А. Кипренский, Г.В. Сорока (освобожден по реформе 1861 г.), Т.Г. Шевченко, П.М. Шмельков. Крупными представителями русской музыкальной культуры XVIII-начала XIX вв. были крепостные: композитор М.А. Матинский, композитор и скрипач И.Е. Хандошкин, композитор и руководитель хоровой капеллы Шереметевых С.А. Дегтярев, композитор А.Л. Гурилев, хормейстер Г.Я. Ломакин. В области литературы, кроме Т.Г. Шевченко, были известны И.С. Сибиряков, И.И. Варакин, С.Н. Олейничук, Ф.Н. Слепушкин, Е.И. Алипанов. Особенно значительна роль крепостной интеллигенции в развитии русской театральной культуры XVIII-XIX вв. Крупнейшими актёрами крепостной сцены были П.И. Ковалева (по сцене Жемчугова), Т.В. Шлыкова (по сцене Гранатова), С.Ф. Мочалов (отец великого трагического актёра), М.С. Щепкин, получивший свободу после 17 лет сценической деятельности. В конце XVIII-начале XIX вв. работало свыше 170 крепостных театров (Шереметевых - в Москве, С.С. Каменского - в Орле, П.И. Есипова - в Казани и др.).

Александр Сергеевич Пушкин и отечественная культура.

А.И. Герцен писал: "Россия ответила на вызов Петра колоссальным явлением Пушкина". В самом деле, петровские реформы, поставили отечественную культуру в тяжелейшее положение. Понадобился солнечный гений Пушкина, чтобы можно было твердо сказать: русская культура жива. Более того - отечественная культура благодаря Александру Сергеевичу поднялась на еще большую высоту, восстановив тем самым свою самобытность и неповторимость.

В творчестве Пушкина нашли отражения черты русской культуры, такие как: "полярности", истинная народность, органическая связь с православием и в то же время с язычеством, способность творчески усваивать достижения других культур и т.д. Все сказанное мы можем подтвердить конкретными фактами, связанными с личностью поэта и его творчеством.

Огромный творческий диапазон. Словарь поэта более 21 тыс. слов, Пушкин - поэт, прозаик, драматург, историк, педагог, переводчик философ, художник и т.д.;

Протяженность творческой активности. Поэтический дар открылся у Пушкина уже в 9 лет, и он постоянно, до трагической гибели, проявлял высокую творческую активность. Смерть Пушкина была "смертью на взлете";

Обилие сверхталантливых произведений. Приведем цитату Твардовского: "Наследие Пушкина труднообозримо - это не одинокая горная вершина, но мощная горная цепь со многими вершинами и бесчисленными оторгами”.

Высокий и высочайший уровень творчества. В творчестве Пушкина фактически не было неудач и провалов - это подтвердил суд многих поколений;

Творчество Пушкино не устарело вплоть до современности;

Шедевры Пушкина покоряют чувством меры и чувством гармонии. Высоко ценя гармонию, Пушкин вкладывает в уста Моцарта знаменитые слова:

"Когда бы все так чувствовали силу гармонии…

Нас мало избранных…

Единого прекрасного жрецов…”

Сам Пушкин говорил: "Точность и краткость - вот первые достоинства прозы… Прелесть… нагой простоты так еще для нас не понятна…”.

Пушкин - гений: он ломает стереотипы, таинственно неисчерпаем и всегда знакомый и незнакомый. Произведения великого гения - Александра Сергеевича Пушкина, казалось бы, такие знакомые, каждый раз открывают читателю новые грани своей полноты языка, содержания и смысла. каждый раз мы открываем для себя заново и самого Пушкина;

Творчество Пушкина неоднократно было переложено на музыку. А.М. Горький отметил, что "музыка пользуется лишь наиболее гениальными произведениями искусства слова”. Почти все крупные произведения Пушкина нашли вторую жизнь в опере и творчестве русских композиторов. Приведем лишь некоторые примеры:

П.И. Чайковский "Пиковая дама", "Евгений Онегин"; С.В. Рахманинов "Скупой Рыцарь", "Алеко"; Н.А. Римский Корсаков "Моцарт и Сальери", "Сказка о царе Салтане", "Сказка о золотом Петушке"; А. С, Даргомыжский "Русалка", "Каменный гость"; М.И. Глинка "Руслан и Людмила" и т.д.

На стихи поэта написано множество романсов:

А.С. Даргомыжский: "Я вас любил", "Юноша и дева", "Вертоград", "Ночной зефир"; М.И. Глинка: "Адель", "Я здесь, Инезьлья", "Роза", "В крови горит огонь желанья", "Признанье", "К Мери"; С.В. Рахманинов "Не пой, красавица, при мне";

Масштабы читательской аудитории. В своем творчестве, Пушкин обращался и к взрослым и к детям, людям разных национальностей, культур и профессий: он был понятен и близок. Его аудитория поистине необозрима;

Творчество Пушкина многомерно, многоголосно и полифонично. " Он перепробовал все лады, все аккорды своего века” - так писал о Пушкине художественный критик Аполлон Григорьев. Не случайно театр одного актера зародился, вырос и живет на Пушкине. Такие известные представителя этого жанра, как: В. Закушняк, В. Яхонтов, В. Лановой, М. Казаков, Д. Журавлев - ни кто из них не прошел мимо творчества Пушкина.

Поразительность фантазии поэта. Этот факт подтверждают его бессмертные "Сказки", но и не только они - уже упоминавшийся нами театр одного актера, так же свидетельствует об этом.

Все, сказанное нами о национальном гении - Александре Сергеевиче Пушкине, - делает понятным и объяснимым его огромное воздействие на отечественную культуру.

"Апогей самодержавия" - так мы назовем годы царствования Николая I (1825-1855). При нем создалась продуманная система государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны.

Николаевское время - это и подлинный "золотой век" русской литературы, это время Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тютчева, Батюшкова. В это время создается "кагорта славы" - начало творческой деятельности Тургенева, Достоевского, Толстого. Связь между "апогеем самодержавия" и "золотым веком", можно объяснить так: золотой век русской литературы состоялся вопреки "апогею самодержавия".

Мы можем поразиться силе отечественной культуры, ее потенциалу, тому, что она смогла сохранить свою самобытность даже в такие трудные годы, как период конца XVIII-начала XIX вв. и последующих. Первый же день царствования Николая был ознаменован трагическими событиями на Сенатской площади в Петербурге, где произошло восстание нескольких воинских частей под предводительством членов тайного общества, позднее известного как "декабристы". Мы назовем это событие "Николаевской ночью". Она и задала настрой этого правителя, в отношении писательской и творческой интеллигенции, и затянулась на долгие годы. В подтверждении наших утверждений, приведем такие примеры:

К.Ф. Рылеев - повешен;

А.И. Полежаев - замучен солдатчиной;

В.К. Кюхельбекер - поэт, декабрист. Одиночное заключение в крепостях, позже - ссылка в Сибирь;

А.И. Герцен - русский революционер, писатель, философ. В 1834 г. арестован, 6 лет провел в ссылке, с 1847 г. - в эмиграции;

В.Г. Белинский - критик, педагог, революционный демократ. В 1832 году исключен из МГУ за деятельность "Литературного общества II-го нумера";

А.А. Дельвиг - поэт, "убит обществом" (оценка Герцена);

Ф.М. Достоевский - арест в 1849 г., на каторге с 1850 по 1854 гг., прошел через гражданскую казнь;

М.Е. Салтыков-Щедрин - сослан в Вятку за повесть "Запутанное дело";

В.Ф. Раевский - князь, поэт. Арестован за четыре года до восстания на Сенатской площади, побывал во многих крепостях, приговаривался к смертной казни (приговор отменили).

Такое же недоброжелательное отношение было у власть предержащих к философам и историкам того времени. Назовем П.Я. Чаадаева, В.Г. Белинского, Т.Н. Грановского и проч.

Объективно нет оснований говорить об апогее отечественной культуры в 1825-1855 гг. Именно в эти годы в тяжелейшем состоянии оказались отечественная наука, образование и другие составляющие целостного культурного процесса. "Золотой век" русской литературы состоялся вопреки апогею самодержавия. Выдающиеся достижения золотого века навсегда будут связываться воедино с трагическими судьбами русских литераторов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: