Значение и задачи учета процесса реализации.




 

С развитием рыночных отношений усиливается внимание многих их участников (предпринимателей, бухгалтеров, экономистов, юристов и других пользователей) к бухгалтерской информации как одному из важнейших инструментов этих отношений, все актуальнее становится проблема усовершенствования бухгалтерского учета и как научной дисциплины, и как практической деятельности. Вступление РФ в рыночные отношения связано с попаданием наших предприятий в зону хозяйственной неопределенности и повышенного риска. Политика государства по переходу к рынку формирует новые условия ведения хозяйства как на уровне самого предприятия, так и на уровне его подразделений. Общей и наиболее характерной чертой этих условий является предоставление коллективам экономической свободы, то есть возможностей осуществлять хозяйственную деятельность в меру своих способностей. Получив право на самостоятельное заключение сделок на внутреннем и внешнем рынке, большинство предприятий впервые стало перед проблемой оценки финансового состояния и надежности потенциальных партнеров. В этих условиях резко возросло значение бухгалтерского учета процесса реализации и финансовых результатов деятельности предприятия. Как известно, при выборе предприятия-партнера обязательно учитывается его финансовое состояние, показателями которого наряду с другими может служить и применяемый вариант учета реализованной продукции. Например, если оценка финансового положения предприятия дается на основе показателей ликвидности, то при расчете соответствующих показателей (промежуточного коэффициента покрытия и коэффициента текущей ликвидности) учитывается и величина дебиторской задолженности, размер которой (при прочих равных условиях) зависит от варианта учета реализации продукции. Дальнейшее «выживание» предприятия напрямую связано с его доходностью, с его способностью поддерживать свою платежеспособность. Финансовый результат - важнейший итоговый показатель хозяйственной деятельности предприятия. В нем находят отражение рациональное использование всех имеющихся у предприятия ресурсов, уровень организации производства, укрепление режима экономии, мобилизации внутрихозяйственных резервов, состояние бухгалтерского учета на предприятии.

Бухгалтерские регистры учета процесса реализации и финансовых результатов деятельности предприятия за отчетный период служат показателем достигнутого предприятием коммерческого эффекта и являются критерием выбора оптимальных направлений и методов предпринимательской деятельности предприятия в будущем.

Основными задачами учета реализации являются следующие:

n контроль за выполнением плана реализации продукции по ее видам, количеству, качеству и направлениям реализации;

n правильное и своевременное составление всех первичных документов, отражающих процесс реализации;

n контроль за соответствующим применением реализационных цен;

n контроль за состоянием расчетов с заготовительными организациями и прочими покупателями и заказчиками и за своевременное поступление причитающейся выручки в хозяйство;

n выявление финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг на сторону, основных средств и прочих активов.

Все эти задачи решаются путем организации правильного документооборота, рационального построения аналитического и синтетического учета процесса реализации благодаря применению прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета.

Действующее законодательство представляет сельскохозяйственным товаропроизводителям широкий выбор форм и способов реализации.

Для ОПХ «Минское» в недавнем прошлом основной формой реализации являлись закупки заготовительными организациями по договорам с предприятием. При этой форме реализации сельскохозяйственной продукции всю работу по заключению договоров организуют государственные заказчики. Они осуществляют свою деятельность на основании соответствующих лицензий. На них же возложено определение конкретных поставщиков и покупателей продукции, сырья и продовольствия, согласование с покупателем ассортимента, объемов и сроков поставок продукции в соответствии с доведенными до них заданиями на предстоящий период [ ].

Также в договоре предусматриваются санкции за ненадлежащее исполнение условий договора. Четкое исполнение предприятием своих обязательств по заключенным договорам имеет важное значение прежде всего для самого предприятия, повышает его авторитет, содействует его устойчивости в работе в условиях рынка.

В соответствии с заключенным договором бухгалтерия выписывает и передает на склад готовой продукции для исполнения приказ-накладную на отгрузку (отправку) продукции потребителям. Если продукция отпускается со склада непосредственно представителю покупателя, то заведующий складом требует у него доверенность на получение груза, а представитель покупателя дает в приказе-накладной расписку о фактически полученном грузе.

Однако, как правило, продукция отправляется покупателю без участия его представителя автомобильным транспортом. В этом случае транспортная организация оформляет провозные документы, которые экспедитор передает в бухгалтерию для отметки об исполнении договора-поставки и выписки счета-фактуры. Счет-фактура выписывается в двух экземплярах. Первый вручается плательщику не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг), а второй хранится в ОПХ «Минское» в журнале учета выдаваемых счетов-фактур.

Если продукцию вывозит представитель покупателя, то в счете-фактуре указывают дату и номер машины, на которой вывезена продукция. При отправке продукции покупателю транспортными организациями в счете отмечают: вид транспорта, количество мест, вес, номер и дату транспортного документа. Затем вносят сведения об отправляемых ценностях: наименование продукции и тары, отдельными порциями - налоговые платежи с покупателя.

Транспортный тариф, оплаченный поставщиком и подлежащий возмещению покупателем, в счете-фактуре должен быть показан отдельной строкой, однако в ОПХ «Минское» этого не делается. При заключении договора главный экономист ОПХ «Минское» составляет расчет стоимости услуг на перевозку скота и калькуляцию на транспортировку молока на гормолокозавод. При перевозке скота в этом расчете содержатся следующие виды затрат: перевозка (расстояние) в оба конца, время стоянки под погрузкой и разгрузкой, время нахождения в пути, стоимость 1 часа работы, стоимость 1 км пробега и весь пробег, итого, плановое накопление (25%), всего расходов.

Расчет на транспортировку молока включает в себя следующие статьи затрат: заработная плата с начислениями, топливо, текущий ремонт, амортизация, спецодежда, услуги, накладные расходы (9% от общих затрат), плановые накопления (25%). Такие расчеты в ОПХ «Минское» составляются в двух экземплярах: один остается в хозяйстве, второй - отправляется покупателям продукции и на его основании производятся расчеты за оказанные услуги по транспортировке.

При установлении ответственности предприятия за продажу некачественной продукции следует руководствоваться соответствующими статьями Гражданского кодекса РФ.

На практике нарушение условий договора чаще наблюдалось со стороны заказчиков. Заготовительные организации не спешили рассчитываться по своим обязательствам. В этом случае заказчики выплачивают хозяйству штрафы и пени за каждый день просрочки. Однако, иски в суд на покупателей, не оплативших продукцию совсем, ОПХ не подавало ни разу. Причину этого главный экономист хозяйства объяснить отказалась. Таким образом, стоимость товаров, не оплаченных в срок покупателями ОПХ «Минское» по итогам отчетного года относит на убытки предприятия. В последнее время хозяйство почти полностью перешло на бартерный расчет и взаимозачеты. Расчеты идут в основном не в денежной, а в натуральной форме.

У ОПХ «Минское» тесные взаимоотношения с ООО «Космол» (дочернее предприятие Костромского гормолокозавода), с АО «Костромахлеб». Давно налаженные экономические взаимоотношения у хозяйства с мясокомбинатом и Племживобъединением. Однако, ОПХ ищет новые каналы сбыта, хоть и в незначительном размере, но реализуются семена зерновых и картофеля сельскохозяйственным предприятиям Белоруссии, а также Московской, Ивановской, Ростовской Областям.

Мясо в большинстве случаев реализуют через ларек, находящийся на территории хозяйства, через торговую сеть. Это дает хозяйству возможность получить наличные деньги, а также избежать неплатежей со стороны покупателей. Реализация молока идет в ООО «Космол», АО «Костромахлеб» и около 20% молока реализуют через торговую сеть. Среди покупателей молока и мяса также следует отметить КГПУ и Минскую сельскую администрацию. Кроме реализации сельскохозяйственной продукции ОПХ выполняет работы и оказывает услуги на сторону. К ним относят перевозки груза транспортом хозяйства, выполнение ремонтных работ, услуги ЖКХ, услуги столовой и швейного цеха и т.д.

Бухгалтерский учет в предприятии ведется по журнально-ордерной форме, в т.ч. учет процесса реализации. Журнал-ордер по этому счету ведется по кредиту, также в ОПХ «Минское» применяется Главная книга, которая является обобщающим синтетическим регистром, используемым для составления отчетного баланса.

В хозяйстве поэтапно внедряется автоматизация бухгалтерского учета на компьютере PS -486. Была приобретена программа «Инфин», «Макси-бухгалтерия». В настоящее время освоен модуль «Зарплата» - с помощью этой программы значительно облегчился пересчет тарифных ставок заработной платы и т.д. С помощью компьютера ведется заполнение Главной книги. Данные в компьютер заносятся на основании подшивок первичных документов по каждому счету. После внесения данных делаются распечатки оборотных ведомостей по каждому счету, журналы-ордера и оборотный баланс за месяц.

На автоматизированный учет хозяйство перешло лишь частично и поэтому ведомости, журналы-ордера и Главная книга дублируются вручную, т.е. составляются параллельно с персональным компьютером. С 1998 года в ОПХ «Минское» поэтапно внедряется автоматизированный учет процесса реализации продукции, работ, услуг.

 

3.2. Первичный учет процесса реализации продукции, работ и услуг.

Для документального оформления операций по реализации продукции предусмотрены соответствующие первичные документы. На каждую партию зерна, отправляемую на заготовительные пункты, в ОПХ «Минское» выписывают предусмотренную нормативными документами товарно-транспортную накладную на отправку-приемку сельскохозяйственной продукции (форма №1 с-х/зерно). При реализации зерна с сортовых посевов к товарно-транспортной накладной прилагают сортовые удостоверения (форма № 213).

На каждую партию молока, отправляемого на приемные пункты, на молокозавод, в магазины, детские учреждения и т.п. в ОПХ «Минское» выписывают товарно-транспортную накладную на отправку молока и молочных продуктов (форма №1-сх (молсырье)). При отправке животных на приемные пункты мясокомбината в хозяйстве выписывают товарно-транспортную накладную (форма №1-сх (животные)), к которой прилагают ветеринарное свидетельство.

Поскольку в ОПХ «Минское» товарно-материальные ценности считаются реализованными не в момент оплаты, а по мере сдачи, отпуска или отгрузки заготовительным и другим организациям, то товарно-транспортные накладные служат основанием для списания отправленной продукции в реализацию. При отправке продукции разным организациям (кроме заготовительных) ОПХ «Минское» выписывает счета-фактуры. С 1 января 1997 года в ОПХ применяются новые формы счетов-фактур, которые в отличие от старых форм являются более полными в части отражения сумм налога на добавленную стоимость.

Продукты на общественное питание в столовую ОПХ отпускают по накладным (внутрихозяйственного назначения) (форма № 87) и лимитно-заборным картам (форма № 117). Отпуск продукции для реализации ее рабочим хозяйства через ларек оформляют также накладными. Систематически продавец продукции составляет в двух экземплярах «Отчет о продаже сельскохозяйственной продукции» на бланке произвольной формы, в которой отражается как движение продукции, отпущенной через ларек для реализации, так и движение денежной выручки.

При реализации продукции отдельным работникам хозяйства и разным лицам со складов за наличный расчет используют накладные формы №87 и приходный кассовый ордер (типовая форма №КО-1), хотя согласно письма Минфина РФ от 26.04.95г. № 16-00-30-35 для этих целей необходимо использовать квитанцию (типовая форма серия АБ № 155184) (приложения №1), которая является бланком строгой отчетности. Квитанцию должны выписывать в 3 экземплярах. Первый экземпляр квитанции служит приходным кассовым ордером, второй отчетным документом материально-ответственного лица, третий экземпляр отдают заказчику (покупателю).

Отпуск продукции работникам ОПХ в счет оплаты труда оформляют ведомостями, в которых получающие натуральную оплату расписываются в ее получении. Ведомости подписывают руководитель предприятия и главный бухгалтер. На выполненные на сторону работы и услуги ОПХ «Минское» выписывает счета-фактуры. Все заготовительные организации на принятую продукцию выписывают приемные квитанции. В них указывают, какая продукция была принята, в каком количестве и причитающаяся за нее плата. При приеме продукции в счет выполнения заключенных договоров проставляют физическую и зачетную массу. В договоре оговаривается (при реализации молока) как будет проходить продажа: с учетом жирности или без. Если продажа будет проходить без учета жирности, то по очень выгодной для ОПХ цене, если с учетом жирности - то при реализации молока покупателям делают пересчет на жирность.

В зависимости от вида реализуемой продукции в ОПХ «Минское» применяют следующие приемные квитанции: на закупку скота, птицы и кроликов у колхозов, совхозов и других государственных хозяйств (форма № ПК-1), молока и молочных продуктов (№ ПК -3).

Также в ОПХ «Минское» поступает отвес-накладная (форма № П-22-мясо). Каждая из перечисленных форм включает в себя соответствующие реквизиты, отражающие особые характеристики по измерению качества, массы и другие необходимые параметры того или иного вида продукции. Если документы по отправке продукции (товарно-материальные накладные и др.) являются основанием для списания продукции с остатков и отнесения на реализацию, то приемные квитанции являются основанием для начисления выручки за реализованную продукцию. Все первичные документы, поступающие в бухгалтерию, в дальнейшем после проверки группируют и регистрируют в соответствующих регистрах.

В целом первичный учет реализации в ОПХ «Минское» организован в соответствии с требованиями нормативных документов. Все документы заполняются полно и качественно, своевременно поступают в бухгалтерию из производственных подразделений.

Основным недостатком первичного учета процесса реализации в ОПХ «Минское» является то, что часть документов заполняется на бланках произвольной формы, за частую не соответствующих типовым формам документации. Применение произвольных форм документов обусловлено нехваткой денежных средств на приобретение документов типовой формы. Бланки произвольной формы применяются при оформлении ведомостей на выдачу натуроплаты рабочим, на оформление расхождения в зачетной и натуральной массе молока при сдаче его в ООО «Космол» составляется акт сверки. В этом документе отражается расхождение в весе сдаваемого и принимаемого в заготовительные организации молока, дата сдачи молока, наименование заготовителя. Такие данные, как жирность, сортность молока в этом документе не фигурируют. Бланки произвольной формы не содержат информации об отправленной или реализованной продукции в полном объеме, так как они разработаны бухгалтерами хозяйства и содержат минимальный перечень реквизитов, необходимых для дальнейшего учета продукции.

В дальнейшей работе хозяйства такое несоблюдение правил ведения первичной документации может привести к серьезным нарушениям в учете. Поэтому главному бухгалтеру хозяйства необходимо обратить особое внимание на устранение вышеперечисленных недостатков.

 

3.3. Синтетический и аналитический учет процесса



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: