В результате изучения дисциплины «Стратегическое управление» специалист должен знать: теоретические основы принятия стратегических управленческих решений, моделирование; применение систем поддержки принятия управленческих решений и технологий управления. В процессе изучения дисциплины студенты должны научиться: квалифицированно формулировать миссию, стратегические цели и задачи организации; осуществлять диагностику и анализ проблемных ситуаций; формировать и анализировать стратегический набор, стратегические альтернативы, выбирать критерии, оценивать и выбирать альтернативный вариант решения; применять системы поддержки принятия решений с учетом их области эффективности; применять практические навыки разработки и принятия стратегических управленческих решений и технологий стратегического управления и принятия управленческих решений в конкретных условиях; разрабатывать и/или организовывать разработку вариантов стратегических управленческих решений в реальных условиях; творчески принимать стратегические планы, программы и проекты и осуществлять контроль за их реализацией.
Виды и формы контроля
Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания данной дисциплины включает следующие виды:
Текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебным материалом. Текущий контроль осуществляется путем опроса на семинарских занятиях, заслушивания и оценкой докладов, а также при проверке индивидуальных заданий в контрольной работе.
В течение семестра, в соответствии с рабочим учебным планом, выполняется курсовая работа и одна контрольная работа. Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результат является основанием для выставления оценок текущего контроля. Студенты, не выполнившие в полном объеме работы, предусмотренные учебным планом, не допускаются кафедрой к сдаче зачёта.
|
Итоговый контроль по курсу - для контроля усвоения знаний по данной дисциплине учебным планом предусмотрен зачёт/экзамен. Зачет/экзамен проводится по представленным вопросам в устной форме.
Промежуточный контроль - проводится с целью установления остаточных знаний по дисциплине при самоаттестации.
Виды активных методов и форм обучения
Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам или группам. Во время чтения лекций используются графические материалы, схемы и т.д.
При изучении теоретического материала используется традиционная методика чтения лекций и самостоятельное изучение заданных тем по учебным пособиям, учебникам и т.д. На практических занятиях по дисциплине применяется традиционная методика преподавания, а также методы индивидуализированного обучения с использованием контрольных и тестовых заданий, игрового проектирования.
Самостоятельная работа. Самостоятельная работа необходима для углубленного изучения теоретической части дисциплины и полноценной подготовки к текущим занятиям. Самостоятельная работа заключается в подготовке докладов, выполнении курсовой работы, итоговой контрольной работы, подготовке к опросам на семинарских занятиях.
Раздел 2. Содержание дисциплины
2.1.Тематический план учебной дисциплины «Стратегическое управление»
|
Содержание дисциплины | Количество часов | |||
Лекции | Семинары | Самосто-ятельная | Всего | |
1. Введение; Новая парадигма мышления и управления. | ||||
2. Процесс стратегического управления в концепции регулярного управления. | ||||
3. Процесс стратегического планирования. | ||||
4. Анализ внутренней и внешней среды организации. | ||||
5. Анализ стратегической ситуации. | ||||
6. Формирование портфеля стратегий. | ||||
7. «Сильные» и «слабые» сигналы в стратегическом менеджменте. | ||||
8. Матричные инструменты анализа в стратегическом менеджменте. | ||||
9. Методы доводки стратегии. Реализация стратегии. | ||||
10. Процесс стратегического управления в концепции управления изменениями: основные понятия, модели и методы. | ||||
11. Методология «мягких» систем. | ||||
12. Системная технология вмешательства. | ||||
13. Организационное развитие. | ||||
14. Российская практика стратегического планирования и управления. | ||||
Итого по дисциплине: |
Программа дисциплины
Тема 1. Введение; Новая парадигма мышления и управления. Соотношение части и целого. Включенный в систему наблюдатель и внешний по отношению к системе наблюдатель. Мифологическая парадигма. Механистическая парадигма. «Новая» парадигма: основные принципы. Организация как живая система. Операционально замкнутые системы. Самоорганизующиеся системы. Два принципа самоорганизации. Собственное поведение системы. Экологичность процессов управления и принятия решений. Целеполагание и живые системы. Самосохраняющиеся системы. Примеры живых систем.
|
Тема 2. Процесс стратегического управления в концепции регулярного управления. Предмет, содержание, цели, задачи дисциплины. Объект и предмет стратегического управления (СУ). Основные понятия теории стратегического менеджмента: стратегический набор, стратегическая миссия, стратегическая концепция, стратегия, стратегическая цель, стратегические задачи. Этапы процесса СУ. Продукты СУ. Архитектоника организации. Качество персонала организации. Профиль организации. Потенциал организации. Способность организации. Стратегическая позиция.
Тема 3. Процесс стратегического планирования. Понятие стратегического планирования (СП). Уровни стратегии в организации. Виды стратегий. Процесс планирования стратегии. Этапы процесса стратегического планирования. Стратегический набор. Стратегия как набор правил для принятия решений. Методы принятия решений в процессе СП. Система поддержки принятия решений в СП.
Тема 4. Анализ внутренней и внешней среды организации. Анализ внутренней среды организации. Управленческое обследование. Анализ внешней среды организации. Карта системы «организация - внешняя среда». Доминанты. Ключевые факторы успеха. Стратегическая зона. SWOT - анализ.
Тема 5. Анализ стратегической ситуации. Этапы оценки стратегической ситуации. Стратегический разрыв. Факторы, влияющие на выбор стратегии. Стратегические альтернативы. Стратегическая сегментация. Группы стратегического влияния. Концепция базовой стратегии. Виды базовой стратегии.
Тема 6. Формирование портфеля стратегий. Глобальные, корпоративные, функциональные стратегии. Интегральный алгоритм формирования портфеля стратегий. Концепция «семи детерминант портфеля стратегий». Стратегия диверсификации: связанная и несвязанная.
Тема 7. «Сильные» и «слабые» сигналы в стратегическом менеджменте. Понятие «сильного» и «слабого» сигнала. Методы определения слабых сигналов. Основные понятия, идеи и методы качественного анализа решения системы обыкновенных дифференциальных уравнений. Примеры. Основные понятия теории катастроф. «Мягкие» и «жесткие» математические модели. Примеры.
Тема 8. Матричные инструменты анализа в стратегическом менеджменте. Матричные инструменты анализа для диверсифицированной организации. Матрицы данных типа «объект-признак» и «объект-объект». Матрица БКГ. Матрица GE. Матрица Хоуфера. Матрица стратегического соответствия.
Тема 9. Методы доводки стратегии. Реализация стратегии. Алгоритмы работы со «слабыми» и «сильными» сигналами. Принципы управления спросом и предложением. Матричные аналитические инструменты. Принципы финансовой оценки стратегических планов. Принципы функционально-стоимостного анализа. Принципы построения нейро-сетевых моделей. Реализация стратегии. Уровни стратегических изменений в организации. Система стратегического управления. Критерий внедренности системы стратегического управления.
Тема 10. Процесс стратегического управления в концепции управления изменениями: основные понятия, модели и методы. Управление изменением. Факторы и виды изменения. Диагностика потребности изменений. Модель Надлера-Ташмена. Уровни изменения. Диаграмма «анализ поля сил». Сопротивление изменениям. Способы преодоления сопротивления. Этапы осуществления изменений. Оценка изменения. Модель изменения. Принятие решений в процессе управлении изменениями. «Жесткие» и «мягкие» ситуации, их характеристики. Понятие сложности. Ограниченные и неограниченные изменения. Пространство для выбора метода изменений.
Тема 11. Методология «мягких» систем. Методология «мягких» систем. Принцип «фундаментальной дополнительности». Классификация проблемных ситуаций. Системы «человеческой деятельности». Толковательный круг. Принятие решений в методологии «мягких» систем и собственное поведение системы.
Тема 12. Системная технология вмешательства. Системная технология вмешательства: идея, используемые техники, участники и организаторы процесса. Область эффективности системной технологии вмешательства. Местоположение в пространстве для выбора метода изменения проблемной ситуации, для которой эффективна системная технология вмешательства. Фазы системной технологии вмешательства. Общая модель системной технологии вмешательства. Примеры применения системной технологии вмешательства в практике государственного управления и принятия решений.
Тема 13. Организационное развитие. Организационное развитие. Область эффективности организационного развития. Стиль управления изменениями в технологии организационного развития. Схема процесса организационного развития. Принятие управленческих решений в процессе организационного развития. Принципы управляющего организационными изменениями. Примеры применения организационного развития в практике государственного управления.
Тема 14. Российская практика стратегического планирования и управления. Стратегическая концепция России. Деловая стратегия России. Методология «планирование-программирование-бюджетирование». Стратегическое программно-целевое управление. Опыт стратегического управления в российских корпорациях (на примере деятельности корпораций «ТВЭЛ» и «АЛРОСА» по разработке и реализации стратегий).
Планы проведения объемных семинарских занятий
Тема 2. Семинар 1. Процесс стратегического управления в концепции регулярного управления
1. Понятие стратегического планирования (СП).
Виды стратегий.
3. Этапы процесса планирования стратегии.