У каждого поколения свой взгляд на прошлое. Люди разных поколений могут по разному воспринимать и оценивать те или иные события нашей общей истории. Это зависит, прежде всего, от того, что люди разных поколений рождаются, социализируются и проживают свою сознательную жизнь в разных временных рамках. Общественные события, происходящие до достижения представителями того или иного поколения сознательного возраста, формируют впоследствии их базовые ценности. Дети не оценивают события, они просто живут в тех или иных условиях, которые на уровне подсознания становятся их глубинными ценностями. Повзрослев, целые поколения людей живут и действуют под влиянием этих глубинных ценностей [15].
Слово "поколение" используется как единица измерения времени, и обычно составляет около 30 лет, в течение которых человек достигает зрелости, а также возраст, в котором, как правило, рождается первый ребенок. Как и следовало ожидать, люди из разных поколений, значительно отличаются по своему мышлению, взглядам, образу жизни и ценностям, а, следовательно, могут не сходится в понимании друг с другом по большинству вопросов. Из-за различия в возрасте, пожилые люди, как правило, придерживаются мнений, которые противоречат образу мышления молодого поколения. При этом могут возникать разногласия [12].
Противоречивость, неоднозначность оценок существует и в восприятии одного из самых трагических и одновременно героических периодов в истории нашей страны — Великой Отечественной войны. Для того что бы узнать эту грань в расхождение мнений у людей разных поколений и возрастов была проведена данная работа.
Для сбора данных была разработана отдельная анкета для каждого поколения, состоящая из трех частей: введения, паспортички и блока вопросов. Задача введения – кратко и в доступной форме объяснить респонденту цель и суть исследования. Информация из раздела паспортички позволяет идентифицировать пол, возраст, образования, социальный статус респондента. Блок вопросов является основной частью анкеты и главным источником получения от респондента необходимой информации для проведения исследования. Анкеты, предназначенные для разных поколений схожи между собой, но при этом имеют некоторые различия:
|
- анкета, предназначенная для 1-го («послевоенного») поколения состоит из 21 вопроса (16 открытых вопросов, 4 полузакрытых и 1 закрытого вопроса);
- анкета, предназначенная для 2-го («среднего») поколения состоит из 23 вопросов (13 открытых вопросов, 7 полузакрытых и 3 закрытых вопроса);
- анкета, предназначенная для 3-его («молодого») поколения (16-25 лет) состоит из 18 вопросов (8 открытых вопросов, 5 полузакрытых и 5 закрытых вопросов).
Следует отметить, что опрос трех поколений проводился в рамках одной семьи по одной линии, поколение за поколением, результаты которого отражают сохранение и передачу семейной памяти о Великой Отечественной войне. Всего было опрошено 18 семейств, по три поколения в каждом или 54 респондента в целом. Опрос проводился на территории Брестской области (Дрогичинский, Пружанский, Березовский, Жабинковский районы).
Анализ и обработка результатов опроса проводились следующим образом: весь список вопросов разделен на три подгруппы:
1-я подгруппа – вопросы, касающиеся памяти о событиях войны (анализируются и сравниваются между собой ответы всех трех поколений 18 опрошенных семейств);
|
2-я подгруппа – вопросы, касающиеся памяти о послевоенном периоде жизни (анализируются и сравниваются между собой ответы всех трех поколений 18 семейств);
3-я подгруппа – вопросы, отражающие уровень, источники знаний, уровень значимости событий ВОВ (анализируются и сравниваются в основном 2-е («среднее») и 3-е («молодое») поколения, в 1-ом («послевоенном») поколении берется в расчет только два вопроса (5-й и 15-й)).
Анализ анкет проводился с точки зрения положительных и отрицательных ответов. Под отрицательными ответами принимались: «не знаю», «затрудняюсь ответить» или же вовсе отсутствие какого-либо ответа. Все остальные ответы считались положительными, так как они указывают на владение респондентом информацией, даже если она была «отрицательной» или незначительной. Часть вопросов обрабатывалась в SPSS Statistics и Exel.
Память о событиях войны
Подавляющие большинство вопросов в анкетах касаются непосредственно памяти о войне, так как на этом и строится весь смысл данного исследования.
Анкета для 1-го («послевоенного») поколения (далее анкета №1):
Первый вопрос, касающийся непосредственно памяти о ВОВ, в данной анкете под №7: «Что Вы помните и знаете о военном прошлом Вашей семьи? Делились ли с Вами Ваши родные (родители, дедушки, бабушки, дяди, тети) своими воспоминаниями и историями из военного прошлого семьи?».
Положительных ответов – 66,7%;
Отрицательных ответов («не помню», «не знаю», «нет») – 33,3%.
|
Анкета для 2-го («среднего») поколения (далее анкета №2):
Первый вопрос, касающийся непосредственно памяти о ВОВ, в данной анкете под №6: «Что Вы знаете о военном прошлом Вашей семьи? Делились ли с Вами Ваши родные (родители, дедушки, бабушки, дяди, тети) своими воспоминаниями и историями из военного прошлого семьи? Что Вы запомнили?».
Положительных ответов – 88,9%;
Отрицательных ответов («не помню», «не знаю», «нет») – 11,1%.
Анкета для 3-го («молодого», 16-25 лет) поколения (далее анкета №3):
Первый вопрос, касающийся непосредственно памяти о ВОВ, в данной анкете под №3: «Что Вы знаете об истории Вашей семьи во время Великой Отечественной войны? Делились ли с Вами Ваши родные (родители, дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки, другие близкие родственники) своими воспоминаниями и историями из довоенного прошлого семьи? Что Вы запомнили?».
Положительных ответов – 72,2%;
Отрицательных ответов («не помню», «не знаю», «нет») – 27,8%.
Все три вопроса открытого типа, предназначенные для получения наиболее полной информации. Идентичны друг другу и раскрывают пути передачи информации между поколениями в одной семье.
Члены некоторых семей поделились наиболее интересными историями:
«Мой отец воевал. Дошел до Берлина и даже не был ранен. Мать в годы войны потеряла двоих братьев. Они погибли. Было тяжело».
Анулич (Марчук) Галина Григорьевна, 21.06.1955 г.
(респондент 1-го («послевоенного») поколения).
«О военном прошлом рассказывали мне дедушка и бабушка, немного родители. Запомнила, что дедушка Иосиф не успел попасть на фронт. В первые же дни войны его забрали немцы (т.к. была лошадь в хозяйстве) в немецкие обозы вывозить ворованное из страны, а иначе грозились расстрелять всю семью».
Бренько (Анулич) Елена Иосифовна, 07.07.1974 г.
(респондент 2-го («среднего») поколения).
«Немного. Дедушка рассказывал о том, как они жили во время войны на оккупированной территории. Он был маленьким и помнит, как меняли сыр на шоколад немецкие солдаты».
Бренько Екатерина Павловна, 13.08.1997 г.
(респондент 3-го («молодого», 16-25 лет) поколения).
«Дедушка, Андронович Тихон Матвеевич, сражался на фронте в годы Великой Отечественной войны. Он был ранен в ногу. Затем попал в госпиталь, а после этого вернулся на фронт. Было очень тяжело: люди голодали, недосыпали, постоянно чувствовали риск смерти».
Дудич (Бородынич) Антонина Николаевна, 18.08.1972 г.
(респондент 2-го («среднего») поколения).
«Отец, Евкович Михаил Михайлович, воевал в партизанах, потом был на фронте. Рассказывал о войне, как был ранен и остался без пальцев руки».
Евкович Владимир Михайлович, 26.07.1940 г.
(респондент 1-го («послевоенного») поколения).
«Старший брат отца, Николай Лучиц, был сначала в партизанском отряде, а потом с частями Красной армии дошел до Восточной Пруссии, в 1945 г. Пропал без вести. Папа рассказывал про встречу с немцами, как прятались».
Малайчук (Лучиц) Елена Вениаминовна, 16.07.1970 г.
(респондент 2-го («среднего») поколения).
«Отец, Могель Михаил Иванович, рассказывал о военном прошлом деда, Могеля Ивана Яковлевича. Двоюродная бабушка, Мацука (Лукъянович) Софья Ивановна, рассказывала о работе на немецком авиационном заводе и у немецкого бауэра, когда ее семнадцатилетней вывезли насильно в Германию».
Борейша (Могель) Татьяна Михайловна, 17.02.1974 г.
(респондент 2-го («среднего») поколения).
«Дедушка, Могель Михаил Иванович, рассказывал о военном прошлом прадеда, Могеля Ивана Яковлевича, о том, как он (прадед) служил в польской армии, после захвата Польши вернулся домой. В 43-44 гг. его забрали в Красную армию. Прадед практически дошел до Германии, получил ранение, когда строили переправу через реку Одер, был госпитализирован, больше он не воевал. Последние месяцы войны лежал в госпитале.
Знаю, что двоюродную бабушку моей мамы, Мацуку (Лукъянович) Софью Ивановну, немцы насильно вывезли в Германию, когда ей было всего 17 лет, где она работала на авиационном заводе».
Борейша Евгений Сергеевич, 14.03.1998 г.
(респондент 3-го («молодого», 16-25 лет) поколения).
«Мой дядя, Рябой Василий Георгиевич, служил на фронте, погиб в Польше. Брат моей бабушки, Соколовский Василий Николаевич, воевал на фронте, погиб в Германии, а Соколовская Софья Николаевна и Соколовский Иван Николаевич были угнаны в Германию на принудительные работы. Дедушка, Жолнерчик Василий Иванович, воевал на фронте, был на принудительных работах».
Мисиевич (Рябая) Наталья Сергеевна, 24.11.1978 г.
(респондент 2-го («среднего») поколения).
«Мой дедушка, Рябой Сергей Геогиевич, родился во время войны в 1943 году. Его старший брат, Рябой Василий Георгиевич, воевал на фронте, погиб в 1944 году на территории Польши. Семья у них была большая, поэтому годы войны для них были очень тяжелые.
Соколовский Иван Николаевич, Соколовская Софья Николаевна, брат и сестра, моей прабабушки были угнаны на принудительные работы в Германию, а их родной брат, Соколовский Василий Николаевич, воевал на фронте.
Мой прадедушка, Жолнерчик Василий Иванович, воевал на фронте».
Мисиевич Владислав Леонидович, 16.10.2001 г.
(респондент 3-го («молодого», 16-25 лет) поколения).
«Да, о военном прошлом рассказывала моя мама о дедушке с бабушкой. Дедушка родом из Самары. Воевал в Белоруссии, часто скрывались в лесах, где приходилось кормиться только ягодами. Тут же на Дрогичинщине встретил бабушку, которая еще бегала в лес помогать партизанам продуктами и одеждой. А в 1944 году они поженились».
Мисиевич (Соколовская) Зоя Ивановна, 24.10.1969 г.
(респондент 2-го («среднего») поколения).
«Когда мой дедушка был маленьким, то к ним в деревню приходили фашисты, они требовали, чтобы местные отдавали часть своего домашнего хозяйства (кур и т.д.). Однажды пришли фашисты, и моя прабабушка спрятала своих детей, там был мой дедушка, и, когда немцы зашли в дом, то они никого не тронули и один немец угостил моего дедушку шоколадкой.
Мой прадедушка участвовал в ВОВ и другой прадедушка, и прабабушка тоже. Прадедушка и прабабушка поженились в годы войны».
Мисиевич Вадим Генадьевич, 27.02.1998 г.
(респондент 3-го («молодого», 16-25 лет) поколения).
Следующая группа вопросов:
Анкета №1:
Следующий вопрос, касающийся непосредственно памяти о ВОВ, в анкете под №8: «Принимали ли Ваши родственники участие в Великой Отечественной войне?».
Положительных ответов – 94,4%;
Отрицательных ответов (нет ответа)– 5,6% (один человек).
Анкета №2:
Вопрос №7: «Принимали ли члены Вашей семьи (дедушки, бабушки, другие близкие родственники) участие в Великой Отечественной войне?».
Положительных ответов – 100%.
Анкета №3:
Вопрос №4: «Принимали ли Ваши дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки, другие близкие родственники участие в Великой Отечественной войне?».
Положительных ответов – 100%.
Вопросы полузакрытого типа, идентичны друг другу.
Практически 100% положительный ответ указывает на то, что война затронула каждую семью, и память об этом передается между поколениями.
Следующая группа вопросов:
Анкета №1:
Вопрос №9: «У кого из членов Вашей семьи были/есть государственные награды? Какие это награды? За что они были получены?».
Положительных ответов – 94,4%;
Отрицательных ответов (нет ответа) – 5,6%.
Анкета №2:
Вопрос №8: «Есть ли у них награды за участие в войне? Какие это награды? За что они были получены?».
Положительных ответов – 94,4%;
Отрицательных ответов («мне об этом ничего не известно») – 5,6%.
Анкета №3:
Вопрос №5: «Есть ли у них награды за участие в войне? Какие это награды? За что они были получены?».
Положительных ответов – 94,4%.
Отрицательных ответов – 5,6%.
Вопросы полузакрытого типа, идентичны друг другу.
Среди положительных ответов респондентов 1-го («послевоенного») поколения и 2-го («среднего») поколения в основном отмечалось наличие наград, но не указывались, какие именно это были награды. Лишь 27,8% указали конкретные награды, среди которых медали «За Отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За взятие Вислы», «За взятие Берлина», Орден Отечественной войны, Орден Мужества, Орден Красного знамени 1-й степени, Орден Славы. Респонденты 3-го («молодого», 16-25) поколения, в своем большинстве, отвечали следующим образом: «Да, есть, но я не разбираюсь в орденах и наградах». Только 16,7% перечислили конкретные награды.
Можно сделать вывод, что от поколения к поколению передаются сведения о получении членами семьи государственных наград. Но не всегда сохраняется информация о том, какие конкретно награды были получены, особенно среди 3-го («молодого», 16-25 лет) поколения.
Следующая группа вопросов:
Анкета №1:
Вопрос №10: «Есть ли среди членов Вашей семьи, среди близких родственников погибшие в годы войны либо пропавшие без вести? Знаете ли Вы, когда и как это произошло? Как в Вашей семье чтут их память?».
Положительных ответов («есть погибшие/пропавших без вести»; «нет погибших/пропавших без вести») – 94,4%;
Отрицательных ответов («не знаю») – 5,6%.
Анкета №2:
Вопрос №9: «Есть ли среди членов Вашей семьи, среди близких родственников погибшие в годы войны либо пропавшие без вести? Знаете ли Вы когда и как это произошло? Как в Вашей семье чтут их память?».
Положительных ответов («есть погибшие/пропавших без вести»; «нет погибших/пропавших без вести») – 77,8%;
Отрицательных ответов («не знаю») – 22,2%.
Анкета №3:
Вопрос №6: «Есть ли среди членов Вашей семьи, среди близких родственников погибшие в годы войны либо пропавшие без вести? Знаете ли Вы, когда и как это произошло? Как в Вашей семье чтут их память?».
Положительных ответов («есть погибшие/пропавших без вести»; «нет погибших/пропавших без вести») – 66,7%;
Отрицательных ответов («не знаю») – 33,3%.
Вопросы открытого типа, идентичны друг другу.
По процентному соотношению положительных и отрицательных ответов среди трех поколений, можно сделать вывод, что среди послевоенного поколения больше всего положительных ответов, так как эти сведения были в то время на слуху. Среди второго поколения больше отрицательных ответов на этот вопрос, так как их родители меньше делились этой информацией со своими детьми (по результатам ответов на вопрос №7 анкеты №1). Среди молодого поколения самый большой процент отрицательных ответов, так как их родители также не всегда делились этой информацией (по результатам ответов на вопрос №6 анкеты №2), поскольку и сами в полной мере не обладали ею.
Следующая группа вопросов:
Анкета №1:
Вопрос №11: «Что для членов Вашей семьи было самым страшным, самым тяжелым в годы войны? Какие эпизоды войны являются для Вашей семьи самыми памятными?».
Положительных ответов – 55,6%;
Отрицательных ответов («не знаю», односложные ответы, например «тяжело, трудно», без конкретных указаний того, что пришлось пережить семье) – 44,4%.
Анкета №2:
Вопрос №10: «Знаете ли Вы, что для Ваших родителей, дедушек, бабушек (с их слов) было самым страшным, самым тяжелым в годы войны?».
Положительных ответов – 83,3%;
Отрицательных ответов («не знаю», односложные ответы, например «тяжело, трудно», без конкретных указаний того, что пришлось пережить семье) – 16,7%.
Анкета №3:
Вопрос №7: «Знаете ли Вы, что для Ваших прадедушек, прабабушек, других близких родственников (с их слов) было самым страшным, самым тяжелым в годы войны? Что им больше всего запомнилось?».
Положительных ответов – 16,7%;
Отрицательных ответов («не знаю», односложные ответы, например «тяжело, трудно», без конкретных указаний того, что пришлось пережить семье) – 83,3%.
Вопросы открытого типа, идентичны друг другу.
Среди положительных ответов респондентов всех трех поколений самыми распространенными были: «голод, страх за жизнь своих близких, страх получить «похоронку», страх бомбардировок».
Примеры ответов некоторых респондентов:
«Страшно было, когда немцы были в деревне. Однажды отец привез из леса на телеге дрова, а немцы увидели и решили, что это партизаны, стали стрелять по дому из пушки, пробили дыру в стене».
Евкович Владимир Михайлович, 26.07.1940 г.
(респондент 1-го («послевоенного») поколения).
«Страх за детей, особенно во время прохождения военных. Однажды брат (1931) Николай подбежал к немецким мотоциклистам с палочкой в руке, изображающей пистолет, и навел на них, как будто стреляет. Немцы сказали «партизан», но, слава Богу, ничего ему не сделали и даже угостили его чем-то сладким. Тяжело было во время войны детей прокормить (у родителей росло 8 детей, перед войной умерло двое – Иван и Нина».
Пивень (Мисиевич) Нина Васильевна, 20.08.1941 г.
(респондент 1-го («послевоенного») поколения).
«Получение одновременно двух похоронок на сыновей было самым страшным. Тяжело было то, что тетя Софья Николаевна Соколовская, угнанная в Германию, после освобождения не вернулась домой, осталась жить в Польше, т. к. вышла замуж за поляка».
Рябая (Жолнерчик) Софья Васильевна, 16.10.1948 г.
(респондент 1-го («послевоенного») поколения).
«Мою двоюродную бабушку забрали в Германию».
Стельмашук Эльвира Викторовна, 01.04.1993 г.
(респондент 3-го («молодого», 16-25 лет) поколения).
«Голод. Для бабушки Мацуки С. И. самым тяжелым была тоска по семье, по родине, страх смерти» (была вывезена на работы в Германию).
Борейша (Могель) Татьяна Михайловна, 17.02.1974 г.
(респондент 2-го («среднего») поколения).
Следующая группа вопросов:
Анкета №1:
Вопрос №12: «Где встретили День Победы Ваши родители? Как его праздновали в Вашей семье?».
Положительных ответов – 72,2%;
Отрицательных ответов («не знаю») – 27,8%.
Анкета №2:
Вопрос № 11: «Знаете ли Вы, где Ваши дедушки, бабушки встретили День Победы?».
Положительных ответов – 38,9%;
Отрицательных ответов («не знаю») – 61,1%.
Анкета №3:
Вопрос №8: «Знаете ли Вы, где Ваши дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки, другие близкие родственники, участвовавшие в войне, встретили День Победы?».
Положительных ответов – 33,3%;
Отрицательных ответов («не знаю») – 66,7%.
Вопросы открытого типа, идентичны друг другу.
Среди положительных ответов большинство были следующие: «дома», «в кругу семьи», лишь единицы ответили, что «в Германии» или «на военной службе».
Процентное увеличение отрицательных ответов от поколения к поколению указывает на то, что 1-е поколение, в отличие от последующих, слышало рассказы об этом дне от непосредственных участников и не осознано сохранило эту информацию в своей памяти, но не всегда передавала ее своим детям и внукам.
Следующая группа вопросов:
Анкета №1:
Вопрос №13: «Рассказывали ли они Вам о своем военном прошлом? Что именно?».
Положительных ответов – 44,4%;
Отрицательных ответов («нет») – 55,6%.
Анкета №2:
Вопрос №12: «Рассказывали ли Вы об услышанном от своих родителей (дедушек, бабушек) об их жизни в годы войны своим детям (внукам)? Что именно?».
Положительных ответов – 66,7%;
Отрицательных ответов («нет») – 33,3%.
Анкета №3:
Вопрос №9: «Что Вы слышали от своих родителей, дедушек, бабушек о том, как жили их родители, их дедушки и бабушки в годы войны?». (Является последним вопросом в данной анкете, посвященным непосредственно памяти о войне).
Положительных ответов – 61,1%;
Отрицательных ответов («нет») – 38,9%.
Вопросы открытого типа, практически идентичны друг другу.
В ходе анализа по данному вопросу была выявлена тенденция, что непосредственные участники войны практически не рассказывали своим детям о пережитом в годы войны, но впоследствии делились этим со своими внуками, так как те интересовались. Такая же ситуация прослеживается и с послевоенным поколением (33,3% не делилось со своими детьми).
Интересными ответами были:
«Отец рассказывал, что был ранен, недалеко от него разорвался снаряд, его зацепило, с помощью товарищей удалось выбраться из-под земли.
И еще интересный случай: во время перестрелки пулей была сбита звездочка на головном уборе, однако его самого не затронула».
Стельмашук (Левкович) Нина Васильевна, 15.09.1949 г.
(респондент 1-го («послевоенного») поколения).
«Мама рассказывала, что приходилось нелегко, т.к. на руках был маленький ребенок.
Отец не очень любил вдаваться в подробности. Только когда играли медалями, спрашивали, тогда рассказывал. Вспомнить не могу».
Анулич (Марчук) Галина Григорьевна, 21.06.1955 г.
(респондент 1-го («послевоенного») поколения).
«Бабушка мамы (прабабушка) рассказывала о войне, о том, как жестко относились немцы к людям, как отнимали у них последние средства для существования, в том числе и еду. Были из немцев единицы исключений».
Хомюк Марина Владимировна, 27.05.2000 г.
(респондент 3-го («молодого», 16-25 лет) поколения).
«Рассказывала как немцы ходили по домам, обыскивали. Как прятались в лесу от танков. Как приходили партизаны».
Стельмашук (Мисиевич) Елена Николаевна, 18.05.1967 г.
(респондент 2-го («среднего») поколения).
«Рассказывала о том, что мой дедушка воевал на фронте, что там был ранен, после реабилитации в госпитале продолжил сражаться за нашу Отчизну стойко и мужественно, а вскоре одержал Победу над фашистскими захватчиками и вернулся домой. В военные годы очень не хватало еды, мед. препаратов, что также сильно отразилось на здоровье многих людей и впоследствии этого очень возросла летальность населения».
Дудич (Бородынич) Антонина Николаевна, 18.08.1972 г.
(респондент 2-го («среднего») поколения).
Следующая группа вопросов (касается только 1-го и 2-го поколений):
Анкета, предназначенная для 1-го («послевоенного») поколения:
Вопрос №16: «Как Вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить и укрепить память о Великой Отечественной войне в сознании современной молодежи? Какую роль должна играть семья в укреплении такой памяти?».
Положительных ответов – 77,8%.
Отрицательных ответов (нет ответа) – 22,2%.
Анкета, предназначенная для 2-го («среднего») поколения:
Вопрос №19: «Как Вы считаете, что необходимо делать, чтобы сохранить и укрепить память о Великой Отечественной войне в сознании современной молодежи? Какую роль должна играть семья в сохранении такой памяти?».
Положительных ответов – 77,8%.
Отрицательных ответов (нет ответа) – 22,2%.
Вопросы открытого типа, идентичны друг другу.
Среди положительных ответов респондентов 1-го и 2-го поколений самыми распространенными на данный вопрос являются следующие: «читать книги о войне, рассказывать детям и внукам, о событиях войны, посещать музеи, смотреть фильмы, включать в школьную программу мероприятия, связанные с событиями ВОВ».
Данная группа вопросов является логическим завершением опроса о военном периоде. Проанализировав процентное соотношение положительных и отрицательных ответов, можно сделать вывод, что подавляющее большинство респондентов 1-го и 2-го поколений не только сами сохраняют память о Великой Отечественной войне, но и считают необходимым транслировать эту память последующим поколениям.
Восприятие мирной жизни
Анкета для 1-го («послевоенного») поколения (далее анкета №1):
Вопрос №17: «Расскажите о наиболее ярких, значимых событиях, связанных с жизнью Вашей семьи, после окончания Великой Отечественной войны?».
Положительных ответов – 66,7%;
Отрицательных ответов («затрудняюсь ответить», «не знаю», «не помню», нет ответа) – 33,3%.
Вопрос №18: «Что именно Вы рассказывали о послевоенной жизни Вашей семьи своим детям, внукам? Что больше всего им запомнилось?».
Положительных ответов – 72,2%;
Отрицательных ответов – 27,8%.
Вопрос, дополняющий предыдущий. В анкетах для 2-го и 3-го поколений аналогичных вопросов нет.
Анкета для 2-го («среднего») поколения (далее анкета №2):
Вопрос №20: «Что Вы знаете о наиболее ярких, значимых событиях, связанных с жизнью Вашей семьи, с трудовой деятельностью Ваших дедушек, бабушек (родителей) после окончания Великой Отечественной войны?».
Положительных ответов – 77,8;
Отрицательных ответов («затрудняюсь ответить», «не знаю», «не помню», нет ответа) – 22,2%.
Анкета для 3-го («молодого», 16-25 лет) поколения (далее анкета №3):
Вопрос №16: «Что Вы знаете о наиболее ярких, значимых событиях, связанных с жизнью и трудовой деятельностью Ваших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, других близких родственников после окончания Великой Отечественной войны?».
Положительных ответов – 50%;
Отрицательных ответов («затрудняюсь ответить», «не знаю», «мне об этом ничего не известно», нет ответа) – 50%.
Вопросы открытого типа, идентичны друг другу.
Анализ данных вопросов показал, что сведениями о послевоенной жизни семьи владеет примерно одинаковое количество респондентов 1-го и 2-го поколений, так как 2-е поколение, будучи детьми, принимало непосредственное участие в значимых событиях жизни семьи в этот период. Среди представителей 3-его поколения лишь 50% знают о послевоенной жизни семьи. Это свидетельствует, что представители старших поколений в меньшей мере делились этими сведениями. И молодое поколение, видимо, также меньше интересовалось этим периодом жизни своей семьи, в отличие от военного периода.
Самыми распространенными ответами среди положительных были ответы об образовании колхозов, появлении сельскохозяйственной техники, о том, что, несмотря на тяжелый период жизни, у людей было стремление восстановить страну, оптимизм и надежда на лучшее будущие.
Наиболее интересные ответы респондентов:
«После окончания Великой Отечественной войны для моего отца одним из самых ярких событий послевоенной жизни стало рождение детей, которые не знали, что такое война.
Отец получил работу в колхозе, он обзавелся хозяйством и наслаждался спокойной мирной жизнью».
Бородынич (Андронович) Нина Тихоновна, 11,02.1948 г.
(респондент 1-го («послевоенного») поколения).
«В послевоенные годы необходимо было принимать меры, чтобы прокормить не только свою семью, но и выполнить план поставки государству зерна, мяса, картофеля, молока и т. д. Это было сделать непросто, т. к. земли были бедные на урожай, не хватало животных для обработки земли. Все это подтолкнуло к тому, что весной 1946 г. Появились первые трактора, грузовые машины, а после стали образовываться первые колхозы».
Дудич (Бородынич) Антонина Николаевна, 18.08.1972 г.
(респондент 2-го («среднего») поколения).
«Воспоминание отца о том, что он, являясь очень зажиточным крестьянином, первым пошел в колхоз».
Демидович (Рябая) Ангелина Ивановна, 10.01.1946 г.
(респондент 1-го («послевоенного») поколения).
«После войны люди очень много и тяжело работали. Но более радостное события: электрофикация, первые радиоточки, первые трактора и машины».
Пунько (Андронович) Галина Павловна, 01.11.1964 г.
(респондент 2-го («среднего») поколения).
«Отец несколько лет был председателем колхоза «30 лет БССР» с 1952 по 1959. Рассказывал о налаживании жизни в колхозе, о надежде на лучшее. Эта надежда была и в нашей семье. Любые новшества, например первые трактора, машины, были целыми событиями для односельчан и для каждой семьи».
Евкович Владимир Михайлович, 26.07.1940 г.
(респондент 1-го («послевоенного») поколения).
«После окончания войны у родителей появилось еще трое детей. Все живы и здоровы. И это было наверное главным. Полная семья».
Анулич (Марчук) Галина Григорьевна, 21.06.1995 г.
(респондент 1-го («послевоенного») поколения).
«Яркие воспоминания у родителей оставили годы учебы, годы службы на флоте, на военном корабле у отца, годы активного участия в жизни колхоза».
Борейша (Могель) Татьяна Михайловна, 17.02.1974 г.
(респондент 2-го («среднего») поколения).
«Из рассказов знаю, что в первое время после войны было довольно трудно, но при этом у всех вокруг чувствовался оптимизм, жизнерадостность и огромное желание, стремление возродить и восстановить страну после разрухи военных лет».
Борейша Евгений Сергеевич, 14.03.1998 г.
(респондент 3-го («молодого», 16-25 лет) поколения).
«Трудовая деятельность после войны была очень тяжелой. Пахали, сеяли вручную. Мужчин не хватало. Женщины выполняли всю работу по хозяйству сами. Сами косили траву, молотили вручную зерно, мололи муку».
Головчик (Навротская) Наталья Анатольевна, 04.09.1979 г.
(респондент 2-го («среднего») поколения).
«Трудовая деятельность моих прабабушек и прадедушек, а также бабушек и дедушек была связана с колхозом «30 лет БССР». Работать приходилось тяжело, часто преобладал ручной труд. Но люди находили время и для отдыха. Они ходили в клуб смотреть кино, собирались вечерами у кого-то в доме, пели, танцевали».
Мисиевич Владислав Леонидович, 16.10. 2001 г.
(респондент 3-го («молодого», 16-25 лет) поколения).
«После окончания Великой Отечественной войны моим дедушке, Коткову Петру Прокопьевичу, и бабушке, Котковой Марии Моисеевны, пришлось очень тяжело. Поженились они в 1944 г. А в 1945 г. у них родился первый сын, в 1947 г. – дочь, моя мама.
Они трудились не покладая рук, восстанавливали колхозы, сеяли зерно, чтобы получить хлеб, а так же воспитали достойных детей».
Мисиевич (Соколовская) Зоя Ивановна, 24.10.1969 г.
(респондент 2-го («среднего») поколения.
«После ВОВ было тяжело, восстанавливали колхозы, поднимали хозяйство. Прабабушка ходила за 30 км., чтобы купить детям хлеба. Ходили босиком. Голодные были. Работали в колхозе. Еды не было, ели только картофель».
Мисиевич Вадим Генадьевич, 27.02.1998 г.
(респондент 3-го («молодого») поколения).
Следующая группа вопросов:
Анкета №1:
Вопрос №19: «Что Вы больше всего помните о послевоенном советском периоде (1945 – 80-е годы XX века)? Как Вы оцениваете данный период нашей истории?».
Положительных ответов – 88,9%;
Отрицательных ответов («не помню», нет ответа) – 11,1%.
Анкета №2:
Вопрос № 21: «Что Вы знаете из рассказов Ваших дедушек, бабушек (родителей), других близких родственников о послевоенном советском периоде (1945 – 80-е годы XX века)? Как Вы оцениваете данный период нашей истории?».
Положительных ответов – 77,8%;
Отрицательных ответов («не помню», нет ответа) – 22,2%.
3-е поколение родилось после периода указанного в перечисленных выше вопросах. Нас интересовали сведения о восстановлении мирной жизни и ее восприятии непосредственными участниками тех событий.
Самые интересные примеры ответов:
«После войны было очень много работы. Так как многие населенные пункты были полностью разрушены, первое время жили в землянках. Люди усиленно стали строить дома, но строительных материалов не хватало. Еды тоже было очень мало, так как урожаи были очень бедные, не было чем обрабатывать земли. Каждый понимал, чтобы выжить, необходимо очень много трудиться. И даже в такое трудное время трудились с песнями».
Дудич (Бородынич) Антонина Николаевна, 18.08.1972 г.
(респондент 2-го («среднего») поколения).
«Было все спокойно, стабильно, можно было к концу 80-х накопить сбережений детям, верилось в хороший завтрашний день».
Евкович Владимир Михайлович, 26.07.1940 г.
(респондент 1-го («послевоенного») поколения).
«Сразу после войны жилось очень тяжело, но народ все отстроил, поднял страну из руин. Развитие промышленности, возрождение сельского хозяйства, культурной жизни Беларуси».
Чехович (Евкович) Светлана Владимировна, 26.01.1975 г.
(респондент 2-го («среднего») поколения).
«Из рассказов родственников знаю, что и в тяжелые послевоенные годы, и в годы относительного благополучия 70-х, 80-х у них была уверенность, что все самое страшное позади, впереди только счастливая жизнь. Не ра3 слышала, как годы последнего советского периода называли «коммунизмом» в самом лучшем смысле этого слова».
Борейша (Могель) Татьяна Михайловна, 17.02.1974 г.
(респондент 2-го («среднего») поколения).
«Служба в армии на острове Куба! С 1962 по 1966 гг.».
Мисиевич Николай Васильевич, 12.11.1941 г.
(респондент 1-го («послевоенного») поколения).
«Спокойное было с уверенностью в завтрашнем дне. Можно было учится, работать, и все знали, что найдется достойное место в жизни».
Рябая (Жолнерчик) Софья Васильевна, 16.10.1948 г.
(респондент 1-го («послевоенного») поколения).
«Жизнь людей после окончания ВОВ была очень тяжелой. Люди много и тяжело работали. Колхозники на трудоднях практически ничего не получали, хотя работали по 10-12 часов в сутки. Тяжело было с хлебом и едой, люди болели. Дети во всем помогали родителям. Но все жили с надеждой на будущее».
Мисиевич (Рябая) Наталья Сергеевна, 24.11.1978 г.
(респондент 2-го («среднего») поколения).
«Дедушка с бабушкой в послевоенный период жили тяжело у них было 5 детей. Они всегда тяжело трудились. Поднимали домашнее хозяйство, сажали, копали картошку, сеяли рожь. Ходили в колхоз, работали в животноводстве и на полях, чтобы заработать на хлеб и одежду. Дети им всегда помогали».
Мисиевич (Соколовская) Зоя Ивановна, 24.10.1969 г.
(респондент 2-го («среднего») поколения).
«Помню как первый раз в жизни увидела трактор (а жила я на хуторе), который пахал землю. Радость было ездить на нем.
Помню как женщины в ручную обламывали лен. Работали на колхозных полях.
А первый легковой автомобиль увидела в лесу, собирая чернику, для меня это было чудо!».
Стельмашук (Левкович) Нина Васильевна, 15.09.1949 г.
(респондент 1-го («послевоенного») поколения).
Следующая группа вопросов:
Анкета №1:
Вопрос №20: «С 1991 года Республика Беларусь стала суверенным государством. Какими достижениями нашей суверенной истории мы можем и должны гордиться?».
Положительных ответов – 83,3%;
Отрицательных ответов («затрудняюсь ответить» не ответа) – 16%.
Анкета №2:
Вопрос №22: «С 1991 года Республика Беларусь стала суверенным государством. Какими достижениями нашей суверенной истории мы можем и должны гордиться?».
Положительных ответов – 88,9%;
Отрицательных ответов – 11,1%.
Анкета №3:
Вопрос №17: «С 1991 года Республика Беларусь стала суверенным государством. Какими достижениями нашей суверенной истории мы можем и должны гордиться?».
Положительных ответов – 94,4%;
Отрицательных ответов – 5,6%.
Высокий процент положительных ответов отражает небезразличие респондентов к жизни нашей страны. А поскольку ВОВ затронула каждую семью, что подтверждается анализом анкет, наиболее распространенным ответом был «мирное небо над головой», а также другие: