Рассматриваемые вопросы:
Анкета для 1-го («послевоенного») поколения (далее анкета №1):
Вопрос №5: «Сколько поколений Вашего родового дерева Вы знаете?».
Таблица частот и график:
Статистики Сколько поколений Вашего родового дерева Вы знаете? | ||
N | Валидные | |
Пропущенные |
Сколько поколений Вашего родового дерева Вы знаете? | |||||
Частота | Процент | Валидный процент | Кумулятивный процент | ||
Валидные | Только своих родителей | 16,7 | 17,6 | 17,6 | |
Своих родителей, дедушек и бабушек | 61,1 | 64,7 | 82,4 | ||
Своих родителей, дедушек и бабушек, их родителей | 16,7 | 17,6 | 100,0 | ||
Итого | 94,4 | 100,0 | |||
Пропущенные | Системные пропущенные | 5,6 | |||
Итого | 100,0 |
Анкета для 2-го («среднего») поколения (далее анкета №2):
Вопрос №4: «Сколько поколений Вашего родового дерева Вы знаете?».
Таблица частот и график:
Статистики | ||
Сколько поколений Вашего родового дерева Вы знаете? | ||
N | Валидные | |
Пропущенные |
Сколько поколений Вашего родового дерева Вы знаете? | |||||
Частота | Процент | Валидный процент | Кумулятивный процент | ||
Валидные | Своих родителей, дедушек и бабушек | 61,1 | 61,1 | 61,1 | |
Своих родителей, дедушек и бабушек, их родителей | 33,3 | 33,3 | 94,4 | ||
Знаю историю более трех поколений моей семьи | 5,6 | 5,6 | 100,0 | ||
Итого | 100,0 | 100,0 |
Анкета для 3-го («молодого», 16-25 лет) поколения (далее анкета №3):
Вопрос №2: «Насколько хорошо Вы знаете свою родословную?».
Таблица частот и график:
Статистики | ||
Насколько хорошо Вы знаете свою родословную? | ||
N | Валидные | |
Пропущенные |
Насколько хорошо Вы знаете свою родословную? | |||||
Частота | Процент | Валидный процент | Кумулятивный процент | ||
Валидные | Своих родителей, дедушек и бабушек | 24,0 | 33,3 | 33,3 | |
Своих родителей, дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек | 48,0 | 66,7 | 100,0 | ||
Итого | 72,0 | 100,0 | |||
Пропущенные | Системные пропущенные | 28,0 | |||
Итого | 100,0 |
|
Большинство респондентов старшего и среднего поколений (61,1%) ответили, что знают своих родителей, дедушек и бабушек. А среди молодого поколения большинство респондентов знают не только своих родителей, дедушек и бабушек, но прадедушек и прабабушек (48%). Можно сделать вывод, что молодое поколение интересуется своей родословной [Приложение 1].
Следующая группа вопросов:
Анкета №1:
Вопрос №15: «Выделите наиболее важные на Ваш взгляд факторы победы в Великой Отечественной войне?».
Таблица частот и график:
Вопрос №15: «Выделите наиболее важные на Ваш взгляд факторы победы в Великой Отечественной войне?». | Ответы | Процент наблюдений | ||
N | Проценты | |||
Патриотизм советских людей | 27,3% | 66,7% | ||
Героизм советского народа на фронте и в тылу | 36,4% | 88,9% | ||
Военное искусство полководцев | 15,9% | 38,9% | ||
Партизанское движение | 15,9% | 38,9% | ||
Помощь союзников | 4,5% | 11,1% |
Анкета №2:
Вопрос №18: «Выделите наиболее важные на Ваш взгляд факторы победы в Великой Отечественной войне?».
Таблица частот и график:
Вопрос №18: «Выделите наиболее важные на Ваш взгляд факторы победы в Великой Отечественной войне?». | Ответы | Процент наблюдений | ||
N | Проценты | |||
Патриотизм советских людей | 18,2% | 47,1% | ||
Героизм советского народа на фронте и в тылу | 34,1% | 88,2% | ||
Военное искусство полководцев | 20,5% | 52,9% | ||
Партизанское движение | 20,5% | 52,9% | ||
Помощь союзников | 6,8% | 17,6% | ||
Всего | 100,0% | 258,8% |
|
Анкета №3:
Вопрос №15: «Благодаря чему, на Ваш взгляд, советский народ одержал победу в Великой Отечественной войне?».
Таблица частот и график:
Вопрос №15: «Благодаря чему, на Ваш взгляд, советский народ одержал победу в Великой Отечественной войне?». | Ответы | Процент наблюдений | ||
N | Проценты | |||
Патриотизм советских людей | 22,2% | 55,6% | ||
Героизм советского народа на фронте и в тылу | 40,0% | 100,0% | ||
Военное искусство полководцев | 8,9% | 22,2% | ||
Партизанское движение | 24,4% | 61,1% | ||
Помощь союзников (Франции, Англии, США) | 4,4% | 11,1% | ||
Всего | 100,0% | 250,0% |
Среди наиболее важных факторов победы в Великой Отечественной войне были отмечены следующие: героизм советского народа на фронте и в тылу (наиболее частый ответ среди всех трех поколений), патриотизм советских людей (для послевоенного поколения на втором месте по процентному соотношению, для 2-го и 3-го поколений — на третьем месте), военное искусство полководцев и партизанское движение (для послевоенного поколения на третьем месте в процентном соотношении, для среднего на втором). Для молодого поколения партизанское движение стоит на третьем месте, а военное искусство — на четвертом. Расхождение в оценке молодым поколением значимости партизанского движения и военного искусства полководцев предположительно можно объяснить тем, что два старших поколения из художественных и документальных фильмов, литературы и других источников тех лет лучше знали имена военачальников и их военные заслуги. В то время роль партизанского движения в масштабах Советского Союза выглядела несколько меньше, так как им была охвачена в основном Беларусь. Сейчас этот фактор стал более решающим в глазах молодого поколения в масштабах нашей страны — Республики Беларусь [Приложение 2].
|
Следующая группа вопросов:
(анализ и сравнение ответов 2-го и 3-го поколений).
Анкета №2:
Вопрос №13: «По Вашему мнению, Великая Отечественная война была в..?».
Таблица частот и график:
Статистики | ||
По Вашему мнению, Великая Отечественная война была в? | ||
N | Валидные | |
Пропущенные |
По Вашему мнению, Великая Отечественная война была в? | |||||
Частота | Процент | Валидный процент | Кумулятивный процент | ||
Валидные | Июнь 1941 – май 1945 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Анкета №3:
Вопрос №10: «По Вашему мнению, Великая Отечественная война была в..?».
Таблица частот и график:
Статистики | ||
По Вашему мнению, Великая Отечественная война была в? | ||
N | Валидные | |
Пропущенные |
По Вашему мнению, Великая Отечественная война была в? | |||||
Частота | Процент | Валидный процент | Кумулятивный процент | ||
Валидные | Июнь 1941 – май 1945 | 72,0 | 100,0 | 100,0 | |
Пропущенные | Системные пропущенные | 28,0 | |||
Итого | 100,0 |
Следующая группа вопросов:
(анализ и сравнение ответов 2-го и 3-го поколений).
Анкета №2:
Вопрос №14: «Как Вы считаете, какое количество человеческих жертв понес СССР за годы Великой Отечественной войны?».
Таблица частот и график:
Статистики | ||
Как Вы считаете, какое количество человеческих жертв понес СССР за годы Великой Отечественной войны? | ||
N | Валидные | |
Пропущенные |
Как Вы считаете, какое количество человеческих жертв понес СССР за годы Великой Отечественной войны? | |||||
Частота | Процент | Валидный процент | Кумулятивный процент | ||
Валидные | Около 5 миллионов человек | 5,6 | 5,9 | 5,9 | |
Около 27 миллионов человек | 72,2 | 76,5 | 82,4 | ||
Затрудняюсь ответить | 16,7 | 17,6 | 100,0 | ||
Итого | 94,4 | 100,0 | |||
Пропущенные | Системные пропущенные | 5,6 | |||
Итого | 100,0 |
Анкета №3:
Вопрос №11: «Как Вы считаете, какое количество человеческих жертв понес СССР за годы Великой Отечественной войны?».
Таблица частот и график:
Статистики | ||
Как Вы считаете, какое количество человеческих жертв понес СССР за годы Великой Отечественной войны? | ||
N | Валидные | |
Пропущенные |
Как Вы считаете, какое количество человеческих жертв понес СССР за годы Великой Отечественной войны? | |||||
Частота | Процент | Валидный процент | Кумулятивный процент | ||
Валидные | Около 5 миллионов человек | 4,0 | 5,9 | 5,9 | |
Около 27 миллионов человек | 60,0 | 88,2 | 94,1 | ||
Затрудняюсь ответить | 4,0 | 5,9 | 100,0 | ||
Итого | 68,0 | 100,0 | |||
Пропущенные | Системные пропущенные | 32,0 | |||
Итого | 100,0 |
Великая Отечественная война является настолько значимым событием в истории нашего народа, что каждый из респондентов 2-го и 3-го поколений знает, когда это происходило, на что и указывает стопроцентный результат (вопрос №13 в анкете №2 и №10 в анкете №3). И большинство респондентов (72% и 60% соответственно) знают, какие потери мы понесли в этой войне [Приложение 3].
Следующая группа вопросов:
(анализ и сравнение ответов 2-го и 3-го поколений).
Анкета №2:
Вопрос №15: «С помощью каких источников Вы получаете знания о Великой Отечественной войне?».
Таблица частот и график:
Вопрос №15: «С помощью каких источников Вы получаете знания о Великой Отечественной войне?». | Ответы | Процент наблюдений | ||
N | Проценты | |||
Художественная литература | 18,8% | 52,9% | ||
Музеи, воинские мемориалы, захоронения солдат | 18,8% | 52,9% | ||
Кинофильмы, театральные спектакли | 20,8% | 58,8% | ||
Семья, воспоминания и рассказы родственников | 6,3% | 17,6% | ||
Встречи с ветеранами | 12,5% | 35,3% | ||
Учебные заведения, учебная литература | 4,2% | 11,8% | ||
Телевизионные передачи | 16,7% | 47,1% | ||
Интернет | 2,1% | 5,9% | ||
Всего | 100,0% | 282,4% |
Анкета №3:
Вопрос №12: «С помощью каких источников Вы получаете знания о Великой Отечественной войне?».
Таблица частот и график:
Вопрос №12: «С помощью каких источников Вы получаете знания о Великой Отечественной войне?». | Ответы | Процент наблюдений | ||
N | Проценты | |||
Художественная литература | 16,1% | 50,0% | ||
Музеи, воинские мемориалы, захоронения солдат | 14,3% | 44,4% | ||
Кинофильмы, театральные спектакли | 21,4% | 66,7% | ||
Семья, воспоминания и рассказы родственников | 8,9% | 27,8% | ||
Встречи с ветеранами | 3,6% | 11,1% | ||
Уроки истории в школе, учебная литература | 19,6% | 61,1% | ||
Телевизионные передачи | 3,6% | 11,1% | ||
Интернет | 12,5% | 38,9% | ||
Всего | 100,0% | 311,1% |
Из ответов респондентов очевидно, что представители и 2-го и 3-го поколений используют все перечисленные источники знаний о Великой Отечественной войне. Но если 2-е поколение наиболее часто указывало кинофильмы, театральные спектакли, музеи, художественную литературу и телевизионные передачи, то 3-е поколение помимо перечисленных указало такие источники как уроки истории в школе, а также учебную литературу и интернет. Это свидетельствует о правильном направлении идеологической работы в школе по воспитанию патриотизма среди молодого поколения и о необходимости доступа к правдивым и достоверным документам о войне в интернете. На примере ответов также заметно, как поменялись приоритеты в выборе СМИ.
Стоит отметить, что если среди 2-го поколения встречи с ветеранами также выступали источником информации, то молодое поколение больше обращается к семье, воспоминаниям и рассказам родственников. Объективная причина этого в том, что ветеранов остались единицы. Но молодежь проявляет интерес к семейной памяти о войне [Приложение 4].
Следующая группа вопросов:
(анализ и сравнение ответов 2-го и 3-го поколений).
Анкета №2:
Вопрос №16: «Чем для Вас лично является Великая Отечественная война?».
Таблица частот и график:
Статистики | ||
Чем для Вас лично является Великая Отечественная война? | ||
N | Валидные | |
Пропущенные |
Чем для Вас лично является Великая Отечественная война? | |||||
Частота | Процент | Валидный процент | Кумулятивный процент | ||
Валидные | Это трагическое событие, которое унесло миллионы человеческих жизней | 50,0 | 50,0 | 50,0 | |
Героический подвиг советского народа | 22,2 | 22,2 | 72,2 | ||
Великая победа наших отцов и дедов | 27,8 | 27,8 | 100,0 | ||
Итого | 100,0 | 100,0 |
Анкета №3:
Вопрос №13: «Чем для Вас лично является Великая Отечественная война?».
Таблица частот и график:
Статистики | ||
Чем для Вас лично является Великая Отечественная война? | ||
N | Валидные | |
Пропущенные |
Чем для Вас лично является Великая Отечественная война? | |||||
Частота | Процент | Валидный процент | Кумулятивный процент | ||
Валидные | Это трагическое событие, которое унесло миллионы человеческих жизней | 36,0 | 50,0 | 50,0 | |
Героический подвиг советского народа | 28,0 | 38,9 | 88,9 | ||
Великая победа наших дедов и прадедов | 8,0 | 11,1 | 100,0 | ||
Итого | 72,0 | 100,0 | |||
Пропущенные | Системные пропущенные | 28,0 | |||
Итого | 100,0 |
В ответе на этот вопрос оба поколения высказали практически одинаковое мнение. Война затронула каждую семью в Беларуси, для всех респондентов, в первую очередь, это трагическое событие. Но при этом война оценивается как героический подвиг советского народа и великая победа наших дедов и прадедов [Приложение 5].
Следующая группа вопросов:
(анализ и сравнение ответов 2-го и 3-го поколений).
Анкета №2:
Вопрос №17: «Чем для Вас лично является праздник Победы?».
Таблица частот и график:
Статистики | ||
Чем для Вас лично является праздник Победы? | ||
N | Валидные | |
Пропущенные |
Чем для Вас лично является праздник Победы? | |||||
Частота | Процент | Валидный процент | Кумулятивный процент | ||
Валидные | Народный праздник для граждан нашей страны и других стран бывшего СССР | 11,1 | 11,1 | 11,1 | |
День памяти и скорби по всем погибшим | 66,7 | 66,7 | 77,8 | ||
Праздник ветеранов войны | 22,2 | 22,2 | 100,0 | ||
Итого | 100,0 | 100,0 |
Анкета №3:
Вопрос №14 «Чем для Вас лично является День Победы?».
Таблица частот и график:
Статистики | ||
Чем для Вас лично является День Победы? | ||
N | Валидные | |
Пропущенные |
Чем для Вас лично является День Победы? | |||||
Частота | Процент | Валидный процент | Кумулятивный процент | ||
Валидные | День памяти и скорби по всем погибшим | 72,0 | 100,0 | 100,0 | |
Пропущенные | Системные пропущенные | 28,0 | |||
Итого | 100,0 |
Единодушны оба поколения и в том, что День победы – это день памяти и скорби по всем погибшим. Но поскольку 2-е поколение еще застало в живых участников войны, этот день для многих является также праздником ветеранов войны и народным праздником для граждан нашей страны и других стран бывшего СССР [Приложение 6].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Великая Отечественная война оставила глубокий след в памяти белорусского народа. На протяжении всей истории наша страна не раз становилась ареной для страшных войн и Великая Отечественная не стала исключением. Именно Беларусь приняла первый вражеский удар на себя. Брестская крепость-герой, держала оборону больше месяца. Далеко не все европейские страны продержались так долго.
В годы той страшной войны Беларусь потеряла каждого четвертого жителя нашей страны, несмотря на это, полуразрушенная, залитая кровью, разграбленная страна не сдавалась. Оккупированная неприятелем, Беларусь стала крупнейшим, не только в СССР, но и в Европе, очагом партизанского движения, а также подпольной борьбы с фашистскими захватчиками. Даже после того, как немецкие войска продвинулись далеко вперед, подошли к Москве, сопротивление на территории нашей страны не только не угасло, но и наоборот возрастало. Совершались диверсии на железной дороге, народ сопротивлялся врагу.
Во многом и это также повлияло на столь жестокое обращение фашистов с населением, проживающем на территории полыхающей ненавистью к захватчику. На белорусской земле были разрушены и разграблены 209 из 270 городов. Немецкими властями было проведено свыше 140 карательных операций, направленных против местного населения. 5454 деревни были полностью или частично сожжены и уничтожены, в том числе и печально известная всем Хатынь, которая стала символом жесткой расправы над людьми. Судьбу Хатыни разделили еще сотни деревень нашей страны.
На территории нашей страны фашистами были созданы 260 лагерей смерти, в том числе и крупнейший на территории Беларуси и всего СССР лагерь смерти Малый Тростенец, созданный в окрестностях Минска, где уничтожались мирные жители, военнопленные, а также вывезенные из Польши, Германии, Австрии, Чехословакии граждане, которые по своей национальной принадлежности являлись евреями. По неполным данным в подобных лагерях на территории Беларуси были уничтожены 1,5 миллиона человек.
Все вышеперечисленное не могло не отпечататься в памяти народа, который перенес столь ужасную трагедию в своей истории. После окончания той страшной войны Беларуси предстояли впереди еще долгие годы восстановления от разрушительных потерь. Конечно, в ответах респондентов не отражаются приведенные ужасающие цифры, но каждая семья переживала весь ужас войны по-своему. У каждой семьи своя боль и переживания. И воспоминания о послевоенной жизни, несмотря на все трудности восстановления хозяйства, полны оптимизма, ведь они смогли пережить такую войну.
Наша страна свято чтит память о жертвах фашизма и героическом подвиге народа. На государственном уровне делается все возможное для сохранения памяти. Каждый год проводится множество мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне. На местах героических сражений и человеческих трагедий созданы мемориальные комплексы и установлены обелиски.
Память сохраняется и передается от старшего к младшему. Не теряется интерес к тем событиям и у молодого поколения, что и подтверждают результаты проведенного исследования. А, значит, есть надежда и уверенность в том, что подобной страшной трагедии больше не повторится!