МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
Факультет истории, коммуникации и туризма
Кафедра социологии и специальных социологических дисциплин
Борейша Евгений Сергеевич
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
В СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ БЕЛОРУСОВ
Курсовая работа
студента III курса дневной формы обучения
специальность 1-23 01 05 Социология
Научный руководитель: кандидат социологических наук,
доцент Н.Л. Мысливец
Курсовая работа допущена к защите
__________________Н.Л. Мысливец
(подпись)
Курсовая работа защищена
«___» ____________2018 г.
Оценка__________________
Гродно, 2018
РЕЗЮМЕ
Борейша Евгений Сергеевич
Тема курсовой работы:
«Великая Отечественная война в семейной исторической памяти белорусов»
Работа состоит из теоретической главы и практической, содержит: 52 страницы, 16 источников используемой литературы.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, историческая память, семейная (семейно-родовая, фамильная) память, социокоды семейно-родовой памяти, поколение.
Цель курсовой работы – раскрыть особенности семейной исторической памяти белорусов о Великой Отечественной войне.
Объект курсовой работы – семейная историческая память белорусов о Великой Отечественной войне.
Предмет курсовой работы – особенности сохранения и передачи семейной исторической памяти белорусов о Великой Отечественной войне на примере жителей Брестской области.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: изучение литературы, теоретический анализ, опрос, обработка и анализ полученных данных, сравнение, обобщение.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В ИСЛЕДОВАНИЯХ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.……………………………………….................... 9
ГЛАВА 2 СЕМЕЙНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ БЕЛОРУСОВ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ……………………………………... 12
2.1. Память о событиях войны….........................................................................14
2.2. Восприятие мирной жизни…………………………………………………25
2.3. Уровень и источники знаний о Великой Отечественной войне. Оценка значимости событий Великой Отечественной войны………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...51
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….53
ВВЕДЕНИЕ
Современные исследования массового сознания все чаще сталкиваются с чрезвычайной дезинформированностью представителей младших поколений относительно действительной истории нашей страны, а не той, что предъявляется в учебниках. Осведомленности личностно-биографической, понятно, здесь быть не может. Это было... “давно”, и, скажем, политические репрессии сталинизма предстают немногим “ближе”, чем казнь и ссылки декабристов. Что касается старших поколений, то здесь сплошь и рядом имеем дело с вытеснением из сознания неприятных воспоминаний, а остатки “книжного” знания вполне мифологичны. Средним же поколениям – вроде бы не до исторической памяти. Жизнь - сегодняшним днем, для кого - выживание, для кого - завоевание нового жизненного пространства.
|
Из всех источников знания о прошлом решающим для большинства оказывается не жизненный опыт, и не учебник истории, а - массовая коммуникация, причем, как правило, не в лучших ее образцах. Мы не столько помним, сколько знаем то, что следует «помнить», что отмерено рынком или идеологией (последняя все более претендует на приоритет).
Обратимся к таким, пока не имеющим строго терминологического статуса, понятиям, как семейная и историческая память. Носителем исторической памяти может быть общество в целом, социальный институт (наука, искусство, школа, СМИ...), социальная группа, в определенном смысле и индивид - в меру своей осведомленности о прошлом мира, страны, края, “малой родины”. Носителем семейной памяти могут быть только семья и индивид. И эта память локальна, относится к ближним, в лучшем случае - к дальним родственникам, к более или менее широкому семейному кругу, а также к предкам.
Семейная память в значительной мере непосредственна, в отличие от исторической памяти, которая многократно опосредована - как всей совокупностью исторических источников и наслаивающихся друг на друга интерпретаций, так и, в особенности, актуальными общественными представлениями (“господствующими мыслями эпохи”, пользуясь выражением К. Маркса). Историческая память человека может включать в себя и семейную, как существенное олицетворение первой. Семейная память всегда пересекается, как-то переплетается с исторической, поскольку не существует истории семьи вне истории общества [1, с. 49].
|
В наиболее традиционных обществах наших дней у каждого семейства есть свой собственный дух, свои воспоминания, которые оно лишь одно чтит, и свои секреты, которые оно раскрывает только своим членам. Однако эти воспоминания, так же, впрочем, как и религиозные традиции античных семейств, представляют собой не только ряд индивидуальных образов прошлого. Это одновременно и образцы, примеры, своего рода поучения. В них выражается общая установка группы; они не просто воспроизводят ее историю, но и характеризуют ее природу, сильные и слабые стороны. Из различных элементов такого рода, запомненных в прошлом, семейная память создает рамку, которую она старается хранить в неприкосновенности и которая образует как бы каркас семейных традиций. Эта рамка состоит из датируемых фактов, из образов, длившихся лишь некоторое время, но поскольку в ней находятся и суждения, выносившиеся о них самим семейством и его окружением, то по своей природе она принадлежит к коллективным понятиям, которые не расположены ни в каком определенном месте и моменте, но словно возвышаются над течением времени [14, с. 190-191].
Семейно-родовая память связывает, согласует индивидуальный уровень и высшие слои социальной памяти. Анализ ее смыслов позволяет найти инструмент для понимания актуального настоящего членов общности. Она сглаживает разрыв между исторической памятью общности и памятью человека, выравнивая противоречия личностного и общественного нейтрально - родовым, основанным на родственных чувствах, наполняющих событийность прошлого и настоящего особым личностно-значимым смыслом. Совокупность и дифференциация этих смыслов наполняют содержанием коллективные переживания, являющиеся основой для исторической памяти.
Историческая память – проблемная зона социокультурной сферы. Всегда есть угроза, что недальновидные политики начнут что-то корректировать для «правильного» понимания исторических событий. Тогда внимание членов общности переключается на эти коррективы. Процессы осознания настоящего и формирования будущего тормозятся, прошлый опыт теряет устойчивость, последующие поколения не принимают его безусловно («на веру»): всегда сохраняется опасность того, что этот опыт или его часть будет подвергнута реформации. Если в настоящем у общности нет значительных достижений, то становится нормой регулярно переживать прошлые победы, отвергать адекватную рефлексию настоящего, отодвигая на второй план заботу о будущем. Однако в структуре памяти существуют стабилизирующие элементы, возвращающие любые манипуляции с памятью к своему основанию – истине, глубинным смыслам понимания населением событийности прошлого. Это социокоды семейно-родовой памяти, которые содержат социокультурные и смысловые начала общности, на них основаны ментальные и поведенческие особенности населения.
Социокод семейно-родовой социальной памяти – способ существования «социально-генетической» памяти, определяющий трансляцию социокультурных механизмов развития и закрепления социального опыта членов общности. Социокод есть устойчивое ядро семейно-родовой памяти, обеспечивающее стабилизацию дальнейших новообразований и смыслов социальной памяти общности, это первооснова сложных социальных программ трансляции и преемственности социального опыта предков.
В своих структурах семейно - родовая память сохраняет социально ценную информацию для будущих поколений. Все открытия будущего покоятся в глубинах прошлого, социальный опыт предков наполняется актуальным содержанием для выживания потомков [11, с. 69-70].
Таким образом, если более простым языком, то семейная память, она же родовая или фамильная – это, своего рода, совокупность накапливаемых и передаваемых из поколения в поколение духовных и материальных ценностей, в рамках одной семьи. Семейная память весьма многообразна и может проявляться в семейных библиотеках, отдельных книгах, письмах фотографиях или целых альбомах. Это могут быть документы, награды и прочие ценные вещи, которые бесценны для отдельно взятой семьи, и через призму которых отражается определенная эпоха, временной отрезок. Семейная память хранит жизненный опыт, который передается от старшего поколения к младшему, ставит определенные задачи отдельным членам семьи, всей семье, а иногда и не одному поколению, тем самым влияя на социальную память общества в целом.
Так сложилось, что для нашего народа особую значимость имеет сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны. Это событие оставило глубокий след в каждой, без исключения, белорусской семье.
Цель курсовой работы – раскрыть особенности семейной исторической памяти белорусов о Великой Отечественной войне.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить литературу по предмету исследования, уточнить понятия «семейная память» и «историческая память».
2) Провести опрос среди белорусских семейств, охватывая три поколения в каждом (послевоенное поколение (1-е), последующее поколение (2-е, «среднее») и молодое поколение (3-е, 16-25 лет)).
3) Выявить особенности семейной исторической памяти белорусов на примере трех поколений в рамках одной семьи, обработать и проанализировать полученные данные.
Объект курсовой работы – семейная историческая память белорусов о Великой Отечественной войне.
Предмет курсовой работы – особенности сохранения и передачи семейной исторической памяти белорусов о Великой Отечественной войне на примере жителей Брестской области.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: изучение литературы, теоретический анализ, опрос, обработка и анализ полученных данных, сравнение, обобщение.
Цель и задачи определяют структуру работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении рассматриваются актуальность темы, цели и задачи исследования, определяются его объект и предмет.
В первой главе рассматривается теоретическая часть.
Вторая глава посвящена практической части работы.
В заключении подводятся итоги по исследуемой теме. Затем размещается список использованных источников и приложение.
Основой для написания курсовой работы послужили научные статьи и монографические издания, данные полученные в ходе проведенного опроса, а также статьи из средств массовой информации и сети Интернет.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В ИСЛЕДОВАНИЯХ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Наиболее ярким историческим событием ХХ в. является Великая Отечественная война, историческая память о котором претерпела многие трансформации. Рубеж 1980–1990-х гг. явился крупным, международного значения поворотным пунктом динамики исторической памяти о войне. Вследствие распада «социалистической системы» и Советского Союза подверглись переоценкам все военные события столетия и особенно – Вторая мировая война. Этот процесс затронул все страны: и ведущие державы Запада, и бывшие страны «соцлагеря» в Восточной Европе, и новые государства, прежде входившие в состав СССР.
Процесс исторического осмысления Великой Отечественной войны нашел отражение в российских историографических работах.
Н. Павленко, А. Самсонов, В. Кулиш, М. Мельтюхов, А. Мерцалов, В. Золотарев, анализируя состояние исторических исследований в области Великой Отечественной войны, отметили ряд имевших место искажений исторической картины войны, наличие серьезных пробелов в ней.
По мнению некоторых исследователей во главе с Ю. Афанасьевым, исторический образ Великой Отечественной войны, существовавший в сознании советского общества, должен быть сохранен как одна из опор национального самосознания.
В научной литературе концептуально выделяются три уровня исторической памяти о Великой Отечественной войне. Данные уровни выделены исключительно в аналитических целях и имеют разную методологию исследования.
1. Культурная память – уровень памяти, который формируется властным дискурсом и представляет собой кодифицированный набор описаний, идей и образов прошлого. В современном обществе важнейшими институтами трансляции культурной памяти выступают институт образования (чаще всего непосредственно контролируемый государством) и средства массовой информации. Здесь целесообразно использовать метод анализа документов (публикаций в СМИ о войне и учебников истории ВОВ).
2. Социальная память – уровень исторической памяти, который формируется в результате инкорпорации и усвоения культурной памяти в массовом сознании, это обыденные представления о прошлом, зачастую фрагментарные и противоречивые. Этот уровень как раз и представлен социальными стереотипами о прошлом. Для выявления особенностей этого уровня памяти целесообразно использовать социологические опросы общественного мнения.
3. Коммуникативная память, связанная с индивидуальными биографиями либо семейными преданиями о Великой Отечественной войне. Данный уровень находится в поле исторической дисциплинарности, где активно используется методология устной истории [10, с. 212-215].
Активно в данном проблемном поле работают и белорусские ученые. Например, А. А. Ластовский считает, что белорусский образ войны отличается от советского и имеет свою специфику, которая начала складываться еще в СССР. Во-первых, подчеркивается огромное число жертв среди белорусского народа, который приобретает статус не только народа-героя, но и народа-мученика, чья победа в войне была оплачена трагической ценой. Во-вторых, подчеркивается значительная роль именно белорусского народа в победе над фашизмом, где особое место отводится массовому партизанскому движению (в советское время за Беларусью закрепляется неофициальное название «партизанской республики»).
Великая Отечественная война предстает в сознании белорусов событием одновременно трагическим, как некое страшное испытание, доказывающее право народа не только на существование, но и на всеобщее уважение, и вместе с тем героическим [9, с. 188-189].
Значимое место среди белорусских исследователей занимают публикации А. А. Ковалени [5]. Его заслугой является изучение Великой Отечественной войны как комплексной проблемы. К. И. Козак рассматривает социальный аспект увековечения памяти жертв Холокоста в Беларуси [7]. М. А. Журавков занимается разработкой аспектов военно-патриотического воспитания молодежи [4]. Различные аспекты организации и проведения поисковой работы стали предметом исследований В. В. Шумского [16].
На сегодняшний день в отечественной социологии существует определенное количество работ, в которых рассматриваются особенности формирования и различные аспекты исторической памяти учащейся и студенческой молодежи [8; 3; 6; 10; 2; 13].
В нашей работе рассматривается не только восприятие событий Великой Отечественной войны людьми, жившими в советский период, но и пути сохранения и передачи памяти о войне последующим поколениям. Подобное исследование было проведено в 2013 году Институтом социологии НАН Беларуси.