АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ 4 век (через Климента, епископа и гражданина Римского 1-2 век)




«Если приходит воин, то пусть учится не обижать, не клеветать, но довольствоваться даваемым жалованьем; если повинуется, да будет принят, а если прекословит, да будет отринут».

Й век

Лактанций: « Носить оружие христианам не дозволено, ибо их оружие только истина »

Евсевий Кесарийский: водрузив на военные штандарты образ Креста, немеркнущий и спасительный, как знак «защиты римской Империи и царства вселенной», император одержал сразу две победы, над врагами и демонами.

Афанасий Александрийского (ок. 298-373):

«К разным случаям жизни имеем разный подход, в зависимости от конкретных обстоятельств, например: не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и достойно похвалы. Великих почестей сподобляются воины доблестные в бою, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом, одно и то же, смотря по времени, и по обстоятельствам, не позволительно, а в других благих обстоятельствах допускается и позволяется».

Амвросий Медиоланский (340-397), уже возносит молитвы о том, чтобы это «правое дело» увенчалось успехом:

«Через нашу собственную кровь и наши муки ныне мы избавлены от смертей исповедников, от наказаний священников и от обвинений в высокомерном бесчестии... Не военные орлы, не полет птиц, предваряют авангард нашей армии, но Твое Имя, Господи Иисусе, и почитание. Это уже не земля неверных, но земля исповедников. Италия, Италия, часто соблазнялась, но никогда не отпадала. Италия, которую ваше величество всегда защищало, и сейчас снова спасло от варваров. Не единого колебания в умах о нашем императоре, но только крепкая вера. Покажи ныне (Господи) явный знак Твоего Величества, чтобы тот кто верует что Ты есть истинный Господь Воинств, и Водитель небесной армии, кто верует что Ты есть настоящая Сила и Мудрость Божия... пусть он (император) получить поддержку Великою Твоею Силою и заслужит победу за свою веру».

свт. Василий Великий. Правило 13

«Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющия нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Тайн».

 

Й век

Устанавливается обычай всеобщего причащения Святых Христовых Таин накануне сражения, то он встречается уже в VI веке, несмотря на то, что всего двести лет отделяет его от 128 письма святителя Василия Великого. Как видим, всего за два века духовная практика поменялась кардинально.

***

В конце VI века для уверения в благополучном исходе сражения нужно было заботиться о том, чтобы прежде, чем отворятся двери лагеря, и армия начнет наступление, священники не преставая возносили свои молитвы. Духовенство, генерал и офицеры все вместе должны в течение определенного времени повторять «Кирие элейсон», а затем, в надежде на божественное благоволение, покидая лагерь, восклицать три раза «nobiscum Deus» (с нами Бог!).

 

Й век

Император Никифор II Фока в 965 году составляет военный трактат «Praecepta Militaria», в котором излагает стратегию византийской армии. Это один из самых интересных документов, рассказывающий в мельчайших подробностях о военном искусстве конца IX века. Никифор описывает различные варианты ведения военных кампаний, особенности построения боевых рядов и даже размышляет о деятельности разведки и шпионов. Помимо прочего в завершение трактата находим целую главу, посвященную религиозным церемониям и обрядам. По сути, трактат лишь уточняет те инструкции по духовной подготовке воинов, которые находим в сочинениях Льва VI. Тем не менее, многое в «Praecepta Militaria» настолько интересно, что достойно отдельного цитирования:

«Когда враг приближается, необходимо определить, когда и каким образом будет протекать сражение. Как только план составлен, главнокомандующий армии должен собрать вместе всех полководцев, офицеров и все подразделения согласно их порядку, побуждая их, или даже приказывая, совершить обряд очищения от грехов. Они должны на протяжении трех дней перед битвой поститься, воздерживаться от мяса, и употреблять пищу только один раз вечером. Каждый из них должен изгнать из сердца всякую злобу на ближнего, а также воспоминания об оскорблениях и распрях. Кроме того, они должны покаяться пред Богом в иных своих грехах, не возвращаться к прежним ошибкам, но пребывать в раскаянии таким образом, чтобы быть приятными Богу. Когда все это будет завершено, в самый канун битвы, священники должны совершить бескровную Жертву и, по завершении Литургии, вся армия должна причаститься Святых и Непорочных Таин. Таким образом, получив уверение и ободрение своей веры в Бога, солдаты маршируют с отвагой против врага ».

***

Во время боевого похода армия должна была молиться два раза в день: «На восходе солнца, прежде чем приниматься за какое-либо упражнение, и тем же вечером, до ужина, воспевая "трисвятое" и учиненные псалмы». Эта цитата из знаменитой «Тактики» императора Льва VI Философа (866–912) прекрасно свидетельствует о новых порядках в армейском быту.

Никифор Уранос (980–1010), который также был ктитором Великой Лавры и другом святого Афанасия Афонского, будучи генералом императора Василия Болгаробойцы, дает нам более детальное описание армейского молитвенного правила в своей «Praecepta militaria»:

«Накануне битвы на поле, где собрана вся армия, главнокомандующий отдает приказ полководцам, младшим офицерам и всему воинству внимательно слушать то, что читают армейские священники. Во время же славословия, будь то Вечерня или Утреня, когда читают ектенью, вся армия с почтением и со страхом Божиим должна хором произносить "Кирие Элейсон" до сотни раз, и никто не должен заниматься чем-либо иным в час молитвы».

По-видимому, такие семинарские порядки в армии были предшественниками армейских порядков в классических семинариях. И тут, и там главной целью было единодушие в духовных упражнениях, которое могло бы гарантировать должный результат: дисциплину и победу. Тех, кто уклонялся от общей обязательной молитвы, описанной Никифором, ждало серьезное наказание. Виновного подвергали бичеванию и понижали в звании. Эти наказания, приведенные византийскими историками, красочно свидетельствуют обо всей серьезности дела. Византийцы твердо верили, что победа может быть достигнута только при тотальном единодушии в религиозной церемонии. Поражение же может стать результатом святотатства, нерадения или ереси. Поэтому уклонение от религиозного мероприятия строго каралось. Удивительная метаморфоза. В доконстантиновскую эпоху практически все воины мученики были убиты именно по этой причине. Отказавшись поклониться языческим богам, приносящим победу, христиане приговаривались к смерти. Своим частным непочтением они могли навлечь гнев богов на все войска, что могло отразиться на ходе сражения. Теперь, уже в христианской армии, вводились дисциплинарные нормы, заставляющие всех без исключения молиться «дружными рядами». Палочная дисциплина в вопросе, где крайнее значение имеет личное расположение сердца, была не лучшим средством для христианской проповеди в армии. Но заметим: византийское духовенство никогда не было инициатором этих новшеств. Инициатива полностью исходила от власти светской.

***

Путь от поиска талисмана гарантировавшего победу к поиску победного пути (жребий!) и как итог - «Тактика» императора Льва VI Философа (866-912) предписывает содержать при армии… астролога(!). Конец этим экспериментам и сомнительным ритуалам был положен лишь в XV веке правилами Номоканона.

________________

 

Как видим, позиция Церкви по данной теме эволюционировала на протяжении длительного времени: от пожизненного отлучения в III веке до частичного отлучения в IV веке; от признания необходимости христианской армии для защиты веры до празднования победы божественной литургией в присутствии иерархов и всего христолюбивого воинства.

Наряду с прогрессивными «миссионерами-милитаристами», которые пытались привести армейское служение к какому-то положительному христианскому знаменателю, существовал лагерь христианских пацифистов, противящихся самой идеи о необходимости военной защиты христианской Империи или Церкви.

И такая нерешительность более поздних церковных авторов объяснима. Сложно себе представить отлучение от причастия христианских воинов в эпоху, когда роль армии в защите Отечества была чрезмерна важной. Например, перед лицом языческой Персии или исламского Халифата.

Военная угроза заставила христианскую Византию корректировать свой ригоризм. Однако вынужденная икономия никогда не переходила границ благоразумия и церковного предания. Необходимость защиты и прославление защитников так и не вылились в богословие джихада. Воинское служение в золотой век христианской Патристики все-таки получило церковное благословение, но духовными очами христиане продолжали видеть трагедию в любом факте пролития крови. Христианская мысль скользила над причинами и правдами войн, всегда видя не «правых и виноватых», а прежде всего братоубийство. Поэтому наряду с благословением штандартов и оружия, панегириков и даже литургий по случаю побед, отрезвляющим призывом звучал голос о покаянии, так как у войны, по словам Василия Великого, не может быть «чистых рук».

***



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: