Методические рекомендации для преподавателей




Конспекты лекций.

Лекция №1. Архитектоника и периодизация отечественной культуры.

 

 

Лекция №2. Отечественная культура древнейшего периода (культура древнегреческих полисов Северного Причерноморья и юга России, культура скифов, сарматов).

 

1. Трипольская культура

2. Киммерийская культура

3. Скифа – сарматская культура

 

1Трипольская культура

Во время неолита возникает известная трипольская земледельческая культура(в названии с Триполье под Киевом, где был впервые откопан древний поселок такого типа). Начало этой культуры исследователи обычно ограничивают промежуток приблизительно 4-2 тыс. до.н.э и территория которая обнимает земли, нынешняя правобережная Украина, Румынии Молдова и Польша. Вряд ли это были славная, как ко кто утверждает сегодня. Но трипольцы бесспорно фундаментально повлияли на характер культуры будущих славян-украинцев. Даже если взглянуть на изделия здешних племён последующих поколений – культур бронзового века – "ямников", "катакомбников", "срубников", мы увидим, что на их посуде присутствуют трипольские символы. Они чётко проявляются и в керамике железного века (скифо-греческий период) – на серых вазах Черняховской культуры. Тот же орнамент, те же, дожившие до Киевской Руси, сельскохозяйственные технологии, те же, связанные со сбором урожая, обряды. Даже сейчас в Украине можно встретить обмазанные глиной, раскрашенные яркими красками "трипольские" мазанки, а украинские узоры на рушниках и рубашках имеют прямые прототипы в трипольских керамических росписях – сто восемьдесят поколений между украинцами и трипольцами связаны тысячью нитей традиций, общих ценностей, верований, и тысячью паутинок ментальности.

Поселки трипольцев состояли из большего количество домов из дерева, обмазанного глиной расположенных вокруг центрального здания, возможно, культового назначение. Судя по их вместимости, в каждом должна была проживать семья из 20 -30 лиц. У трипольцев очевидно, существовал родоплеменной строй.

Основными занятиями были скотоводство и земледелие. Уже тогда в домах существовали такие привычние для крестьянина-украинца вещи, как печь и амбар. Здесь откопали земледельческие орудия, каменные зернотерки, глиняная посуда с зерном пшеницы, проса, ячменя. Трипольцы занимались животноводством: в поселки были найдены кости коров, свиней, коз. Очевидно, из кожи животных шили обувь и одежду. Умели трипольцы в малых маштабах использовать медь, о чем свидетельствуют медные крючки для рыболовства и наконечники к оружию. Достаточного высокого уровня у них достигло гончарное искусство, сохранилисьь даже остатки гончарных печей. Посуда трипольцев окрашена орнаментов из волковых линий и завитков, которые исполняли могическую роль оберега (возможно это связано с образом змеи) и солнечными символами. Среди черепков найдена выполнена в виде черного силуэта фигура четырех рукого божества. Возможно здесь прослеживаетса определенная связь с культурой др Греции, именно так там изображали аполлона с солнцем.

По видимому у трипольцев господствовал матриархат: об этом свидетельствует многочисленные женские статуэтки с характерным внимание, прежде всего, признаком женского пола, руки и лица сглажены. В каждом трипольском доме стоял ткацкий станок, иногда даже два. Трипольские хозяйки были большими мастерицами в изготовлении рубах, платьев, свиток. Они украшали свои изделия цветным орнаментом с оригинальным, неповторимым узором. Сверху платья трипольские модницы надевали бусы из медных, каменных, стеклянных (да-да, уже в то время – стеклянных!) бусинок, морских и речных ракушек. Они так же знали толк в украшениях из золота и серебра. Искусство трипольца свидетельствует также достаточно сложных религиозных предстовлений в частности, о культе богине матери. Трипольцы знали религиозные культы: в их жилье существовали жертвенники и статуэтки женских божеств, сохранился также огромный сосуд для ретуального жигание каких то массивных тел.Также у них были и другие символы, быка – символа обработки земли и богатства, змеи – символа изворотливости, голубя – символа неба. Сакральные представления трипольцев воплощены не только в глиняных статуэтках, но и в узорах на керамике – повсеместно встречаются изображения солнца, спирали, креста, круга, волн, "всевидящего ока Судьбы". Все это дает дает возможность говорит о развитой духовной жизней и сформированы эстетические вкусы.

Трипольская культура погибла под давление индо-европейских народов которые пришли с востока и имели прирученных коней. Но также есть еще один факт почему трипольцы изчесли с своих территорий. У трипольцев был миф если они долго находились на одном месте то злые духи находили их и забирали плодородие земле поэтому им приходилось переходить с места на место. Но на самом деле трипольцы не знали об удобрение земли и поэтому она теряла свою плодородность.

 

 

2Киммерийцы.

Киммерийцы – первые создатели кочевой культуры, обитавшие на территории современной Украины, с 9 по первую половину 7 века до н.э. Они были первым народом сумевшие приспособится к естественным условием восточное европейской степи. В первые они упоминаются в «Одиссеи» Гомера а также и «истории» Геродота. Так как они были кочевым народом то основным их занятием было кочевое скотоводство. В основном они разводили коней. Они были воиственным народом, и главными вооруженными силами была конная пехота, вооруженная луками, кинжалами, мечем.

Киммерийцы отличались от трипольцев высоким искусством производством бронзы и керамики, цветной инкрустацией. В период киммерийской культуры на Украине начинает использовать железа, которое вытесняет бронзу благодаря своим техническим качествам. Хоть киммерийцы были кочевым народом но на своих территориях после себя оставили укрепленные городище и некрополи. В культуре киммерийцев господствует притяжение к практическим ценностям, например, их искусства имеет прикладной характер: геометрическим орнаментом они украшали посуду, вырезали украшение для конского оружие. Над захоронением знатных покойников устанавливали достаточно условные статуи. К сожалению, за киммерийцев мы знаем мало так как из-за своего кочевого образа жизни они не оставили долговременных поселений. В основном они известны по захоронением. В своем общественном развитии киммерийцы переживали процесс выделения военной знати - вождей, которых Геродот называл царями. Они часто созывали собрание воинов, советы старейшин, союзные племенные советы. Однако создать полноценную государство им так и не удалось. Во второй половине 7 века до н.э киммерийцев из Причерноморье вытеснили скифские племена.

3 Скифы.

После трипольцев и киммерийцев территорию Украины заселенно было народом, что его древнегреческий историк Геродот называл скифами(территория которую он описывает и некоторые характерные признаки ее например-, «перо которое заполняет воздух», то есть снег, полностью отвечают климатическим условиям Украины). Тяжело сказать, то ли были чисто иранские племена, или все же, хотя бы от части славяне. Дело в том что Геродот разделяет всех скифов, на скифов-пахарей, скифов-царей(кочевники которые собирали из пахарей дань. Возможно, что как раз пахари оставляли славянский элемент это симбиоза. Однако достаточно отметить что название наибольших рек Украины имеет созвучное – дн -, что в языках иранских племен значила (вода): Днепр, Донец, Днестр, Дунай, Дон. Это свидетельствует о распространение здесь когда то скифо-иранского этноса. Возможно и то что за век, особенно с усилением и распространением славянства, часть скифов-пахарей постепенно растворилось в славянской стихии.

Если скифы тот народ который упоминался в библии Ашкеназ, то он был уже тогда могучим: перед ним дрожали египтяне и интересовались греки. Стоит, вспомнит и о родственников скифов воинственных сарматах. Геродот наводит версию, будто они родились от браков скифов с амазонками (женщинами воинами греческих мифов. Скифы и сарматы сделали огромный вклад в развитие мировой культуры, благодаря их близости к античной цивилизации. В письменных источников оставило очень много сведений о духовной жизни этих народов. Особенно интересным перед нами является - скифы.

Мифология скифов и сарматов огромное место занимала война. В то же время эти народы имели достаточно развитым пантеоном богов, а греки даже отождествляли своих богов со скифами. У скифов, пантеон возглавляли женское божество Табити, мужское божество Папай и Али, его гиена. Бог моря звался Тагимосадом, бог солнца Гойтусир, богиня любви и плодовитости Аргенпасу и другие.

Погребальный культ этих народов имеет космическую символику: над могилами знати насыпали огромные курганы, в которых прятались и многочисленные жертвы людей и животных, принесенных в угоду покойнику. Случается здесь и человекообразная скульптура.

Для скифов охотно творили греческие художники, их северные соседи ценили художественные изделия из золота. В тех произведениях отразилось не только греческое мастерство, исполнители учитывали вкус заказчиков. Здесь отображалось жизнь скифов- обед, приручение коня и тому подобное. В художественной манере прослеживается черты «звериного стиля». Как все иранцы скифы любили изображать зверей. Примером такой росписи может быть искренне украшено изображениями и узорами роскошное золотая пектораль, разновидность нашейного украшение которое найдено в скифском кургане и достаточно много других дел того рода.

Свою культуру скифы достаточно ревностно. Геродот описывает интересную фигуру скифа-мудреца Анахарсиса, которого убили за стремление привить своему племени греческие обычаи. Позже на территории скифии появляются уже известное нам племя готы, которые достигли из Прибалтики через нынешние украинские земли и на какой-то период захватили Крым. Они появляются уже на Римской территории. Готы имели большое влияние на славян особенно же в отрасли военной организации. Есть версии, что именно готом принадлежат достопримечательности так называемой Черняховской культуры. Раскопки этих достопримечательностей свидетельствуют об умение людей, которые когда то здесь проживали. Обрабатывать метал, умели они и писать, сочетание греческого - латинского алфавита.

В эпоху большого перенаселение народов земля нынешней Украины испытала нашествие разнообразных кочевников, (Гунны, Аварцы, Угры, Булгары.). Местные жители оттеснялись в леса, а поскольку земледелие в условиях жизни посреди вековечных и густых лесов было затруднительно, то достаточно много племен возвращались к старым более примитивных форм ведение хозяйства: рыболовства, охота, пчеловодства и тому подобное.

 

 

Лекция №3. Культура восточных славян языческого периода (V - X вв.).

 

Источниками из изучения славянской культуры дохристианских времен можно назвать археологические, лингвистические, антропологические данные, сведения иностранных авторов-путешественников.

Славянские культуры на большой территории от Карпат к Дунаю, Лесостепной Украине, Припяти очень близки между собой. За местом первых находок эти культуры называются празько – корчацькими и датируется 1 ст. н.э. Одна из наиболее исследованных достопримечательностей этого периода – захоронения возле села Корчак под Житомиром. На сегодня на территории Центральной и Юга восточной Европы ученым известно свыше 500 достопримечательностей этой культуры.

К славянским культурам относят зарубинецкую(3 ст. до н.э.), черняховскую(2-4ст.н.э) и пшеворскую(1-3ст.н.э).

Многовековое проживание на южных границах давнеславянского мира племен скифов – сарматок отразилось не только на антропологическом типе праукраинцев, но ина формирование культуры древних славян

Очень важно, что Среднее Приднепровье почти на протяжении всего археологического периода истории, то есть к периоду Киевской Руси, было густо населенной территорией. Наилучше это подтверждают раскопки в районе Киева, где найдены монеты Августа(27г.до н.э. – 14г. н.э.) и Антония Пия (131-136 г. н.э.). С тех времен на территории Киева постоянно проживало местное славянское население.

Археологические материалы на территории самого раннего расселение славян, дают возможность сделать вывод, что праукраинцы расселялись вдоль малых и больших рек, в лесных чащах и в степи на новых землях, которые были для них привычным ландшафтом.

Типичное славянское жилье на этой территории – полуземлянка, с деревянными стенами, которые обмазывали глиной.

Существовали и наземные здания – полу квадратной формы однокамерные помещения, в одном из углов которого располагалось отопительное устройство – печь, а в других- простая мебель и полати (своеобразный дощатый топчан) где стояли стол, лавы, полка для посуды. Подобное жилье долгое время существовало в украинском селе, а одиночные образцы его можно было еще увидеть в 90- х гг. 20 ст. на Западном и Центральном Полесье.

Строительный материал, из которого украинцы возводили жилищные и хозяйственные здания, зависел в значительной мере от местных природных ресурсов – дерево (Карпатах и на Полесье), из глины и соломы (лесостепь), из кирпича – сировка или из естественного камня (степные районы).

Дома, хозяйственные ямы (где сохранялись продукты), хлев – составляли двор. Несколько групп дворов - поселения, в котором жил род. Часть украинских поселений имели укрепление – городища с высокими земляными валами глубокими рвами.

Кроме поселений возникают города, которые были административными и торговыми центрами целой большой округи. В каждом племени объединены были такие центры: у полян – Киев, Вышгород, у северян – Чернигов, Новгород – Северский, Любеч, у древлян – Туров, Малин, Искоростень, у дулибов – Буск, Волынь, у белых хорватов – Белз, Июнь. Среди этих городов в то время 8ст. уже были значительные: Киев имел улицы, площади, дворцы князей, ремесленные мастерские.

Археологические исследования обнаружили дома зажиточных слоев населения “хоромы”, что имели два и больше этажа. Анализ летописных данных о дворцах княгини Ольги, а также открытиях монументального здания в центре Киева, что намного старше десятиной церкви, объясняет, что культура Киевской Руси ещё до официальной христианизации находилась на высоком уровне развития.

Археологические источники дают возможность представить главные занятия населения, в частности земледелие, которое давало не только продукты питания, но которое создавало возможности для обмена и торговли. Ещё племена зарубинецкой культуры выращивали просо, пшеницу, ячмень. Знали славяне и овес, коноплю, лен, мак, капусту, репу. Разводили домашний скот, были коровы овцы, кони, свиньи и конечно же куры. Славянские племена знали хорошо разнообразные ремесла: гончарное, железорабочие, ювелирное и т.д. Самой распространенной ремесленной продукцией была глиняная посуда. Наивысшего подъема керамическое производство достигло у племен черняховской культуры – гончарные печи открыто на поселении Лукаврубливецкая, Баноте, Леписовка и др. На керамических вазах 4ст. черняховской культуры из сел Леписовка и Ромашка отображена календарная символика. Плоские широкие венчики лепесовских ваз разделены на 12 секторов – месяцев, каждый из которых имеет свою орнаментальную символику земледельческого содержания. Эти сосуды предназначались для новогодних гаданий и заклинаний.

Славяне владели ювелирным мастерством. В поселении возле с.Бернашивка на Виннице в 1990г. открыто помещение ювелирной мастерской. Обнаружено 64 каменные литейные формы для изготовления ювелирных изделий. Это единственная мастерская на территории Юго-Восточной и Центральной Европы, где найдена каменная литейная форма для изготовления пальцевых фибул – чрезвычайно характерных для славянского мира середины 5 тыс н.э.

Для религиозных представлений праукраинцев является характерным поклонение силы природы и культ предков. Для давнего жителя украинских земель вся природа была населена массой разных божеств: полевики, лесовики, водяные, русалки, нимфы. Растения представляли как живые существа, которые могут разговаривать между собой, переходить с места на место. Культ рода наполнял всю жизнь человека того времени. На каждом шагу чувствовалось присутствие предков, в частности, во время рождения, свадьбы, смерти. С культом предков связано поклонение богу Рода и роженицам (ответственным за человеческие доли.

Кроме Рода и рожениц (поклонение которым имело семейный характер) известны и другие боги славянского пантеона. В первую очередь это Даждьбог – бог солнца, урожая, достатка. Культ Перуна – бога грозы и войны, который в христианской версии, приобрел подобие пророка Ильи- громовержца, до этого времени сохранился на Гуцульщине. Давние астральные культы нашли свой отзвук в поклонении богу – огню небесному – Сварогу, богу огня – земному Сварожигу. Во власти Велеса – урожай и плодовитость скота. Богиня быта – Мокоша, покровительница всего живого, часто изображавшаяся похожей на дерево. Среди других богов были Лада – богиня весны и др.

Религиозно – мифическая традиция поддерживалась профессиональными профессиями Жрецами-волхвами. Археологи находят языческие жертвенники (калище), где, очевидно, происходили ритуальные действия. Такие калища найдены в селе Лепесовка (Хмельниччина), с.Ромашки (Киевская обл.). Наиболее интересной достопримечательностью культовой скульптуры языческих времен является “Збруцкий идол”, найденный в 1848г. возле с.Гусятин на реке Збруч. Как засвидетельствовали археологические исследования, Збруцкий идол стоял в центре святилища на каменном пьедестале, который имел около 8м в диаметре. Каменная скульптура имеет вид столба с 4 ликами языческого бога Святовида, покрытыми одной шапкой. Разные сцены на Збруцком идоле отображают представление восточных славян не только о земном шаре, но и о небесном и потустороннем.

В праукраинцев существовали также ритуалы, которые носили календарно-обрядовый характер. Часть из них заимствованная христианством, дошла до наших дней. В первую очередь это Коляда, свято которое связано с одним из главных праздников наших предков - дня зимнего солнцестояние, которое в их воображении знаменовало поворот “на весну”, победу света и жизни над зимним мраком и омертвением в природе.

Приход весны встречает Масленая – давний карнавальный праздник с переодеванием, фарсовыми похоронами кукол женского божества(Марены), весельем.

С летним солнцестоянием связано свято Купала, архаичные черты которого сохранились наилучше. В день Купала в древности приносилась человеческая жертва – в воде топили девушку, которая, собственно и называлась Купала. На летний период приходилось свято Перуна (христианский двойник святой Илья).

Осенью было свято Рода и рожаниць, а также женский праздник связанный с мокошей.

Культовые действия сопровождали человека всю жизнь от рождения до смерти. Большинство этих культовых действий выполнялись по традициям, они, осуществлялись под руководством не специально назначенных лиц, а самими исполнителями. Если бы не это обстоятельство, то все старинные верования и ритуалы не дошли до наших дней.

Важным элементом древнерусской духовной культуры является музыка. На Русь большого распространения приобрели обрядовые песни, танцы, скоморохи, игры, гуслярские распевы. Во время археологических раскопок находят музыкальные инструменты: гудки, гусли, свирели, ложки, рожки. В Киеве во время раскопок обнаружены костяные кастаньеты. До наших дней дошли исторические эпосы, былины и легенды. Много сюжетов происходят от давних мифологических верований и представлений (о переселение душ людей у животных, превращение человека в дерево птицу). Одним из основных сюжетов есть борьба сил зла(олицетворяется в змее) с силами света и огня(в народных легендах Кузнец или два Кузнеца). Длительная борьба заканчивается поражением змеи, которую впрягают в плуг и вынуждают пахать борозду. Известны былины, которые рассказывают о богатырях Илья Муромец, Дунай, Микулу Селяниковича и др. Они сохранились в народной культуре до наших дней.

Украинская культура имеет давние корни и отмечается поступательным непрерывным развитием. Много её отраслей – прикладное искусство, деревянная архитектура, народное творчество – имеет глубокие тысячелетние традиции. Фундаментировалась на культурных достижениях первобытных культур, украинская культура обогащалась достоянием соседних народов и племен: скифов, сарматов, греков(через греческие колонии), готов, создав свою уникальную, неповторимую материальную и духовную культуру.

 

Лекция №4. Культура Киевской Руси IX-XII вв. Принятие христианства и его влияние на развитие духовной культуры Древней Руси.

План

1. Становление Киевской Руси.

2. Социально-бытовая культура, традиции народной культуры

3. Литературно-художественная деятельность

4. Монгольское завоевание и разрушение культуры Киевской Руси

5. Галицко -Волынское княжество.

 

Становление Киевской Руси.

Киевская Русь — древнеукраинское государство с центром в Киеве —. образовавшийся в IX — X ст. Существует легенда, что г. Киев закладывали три брата — Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбидь— на высоком берегу Днепра. В честь старшего брата город назвали Киевом. Потомки Кия были первыми князьями Киевского государства.

В течение многих веков восточные славяне вели борьбу с кочевникам объединяясь в союзы. Киевская Русь стала окончательно большой, объединив такого рода, колыбелью будущей Украины.

Киевская Русь развивалась бурно, стремясь к расширению своих границ, но эти границы часто были шатки и ненадежные. Государство было влиятельным, но не имела ни твердого международного статуса, ни сильной власти.

Князья отдельных племен подчинялись власти киевского князя, однако произвол феодалов не угасал. Например, последний языческий князь Киева, воинственный Святослав, оставил трем сыновьям большое, но шаткое в политическом отношении государство, которое впоследствии стало разрушаться междоусобицами. Однако Киевская Русь успешно воевала и с кочевыми народами Причерноморья (печенеги, половцы), и с могучей Византией. Историкам известны соглашения которые заключались между Византией и киевскими князьями: византийцы стремились защитить свою страну от набегов воинственных русичей. Опасность русичей представляли достаточно большую. Князь Олег, например, в знак победы над греками прибил свой щит на ворота Царьграда (так на Руси называли Константинополь). Общественная жизнь в Киевской Руси. В Киевском государстве: законодателем, и исполнителем законов, и верховным судьей было одно лицо — князь. Роль князя Киевской Руси была значительнее и сложнее, чем роль князя местного. Он распоряжался казной государства, был вождем войска и проводил внешнюю политику. Князь советовался с боярами, которые формировали думу, находившуюся в столице, городе, в котором находился стол (стол) — престол князя. Князь также назначал управителей на разные участки.

В давние времена князья объезжали с женой и войском города и села своего княжества, задерживаясь иногда в том или другом пункте месяцами, и находясь на содержании общества (полюддя). Собирали дань: кожами, воском, медом. Не

следует, однако, думать, что это было какое-то грабительское поведение на собственную пользу: собранная дань поступала в казначейство. Конечно, здесь бывали и проявления произвола, и случаи бунта. Князья все решали вече (собрания), которое потеряло значимость в княжескую эпоху. Но когда по какой-либо причине князя на престоле не было (через внезапную смерть, гибель на войне и др.), вече собиралось в столице, — речь шла о престоле киевского обладателя, решали, кого приглашать на княжество.

Иногда из воли общины звали «чужого» князя, в противовес «легитимному», скажем, непопулярному сыну покойника. Порой князья и сами собирали вече, чтобы посоветоваться с гражданами. На глаза князь и народ заключали так называемый ряд, то есть договаривались о характере будущего правления на определенных условиях.

Крещение Киевской Руси

Язычество в эпоху Киевской Руси все больше воспринималось как анахронизм (пережиток эпохи). Среди варягов и местных жителей были люди, которые исповедовали христианство. Жили в Киеве и других городах такие единобожники, как еврейские и мусульманские купцы. Немало русичей во времена позднего язычества болезненно чувствовало изолированность от мирового содружества, необходимость изменений в религии, духовной и общественной жизни вообще.

Христианство же до конца первого тысячелетия нашей эры стало мировой религией, которую исповедовали Византия и Западная Европа, что окружали Киевскую Русь. Интерес к этой религии рос. Известно, что в языческой Руси были замучены некоторые сторонники новой религии (например, варяги Федор и Иоанн). Христианство постепенно добывало авторитет, становилось признаком цивилизованности.

Приблизительно в 988-989 гг. Владимир приступил к крещению Руси. В Киеве снесли идолов Перуна и других языческих богов, разрушили их и построили христианские храмы. Новая религия была принята достаточно мирно. В летопись; вспоминаются лишь некоторые случаи противодействия ей.

В стране начинают строить многочисленные монастыри. Первым центром новой религии становится Киево-Печерский монастырь, основанный Антонием и Феодосием.

Владимир Креститель отменил смертное наказание. Общество поняло необходимость жить по гуманному закону. На славянской почве насаждалась новая, высокая духовность, новая мера мира и человека, ощущения святости и ценности жизни.

Ярослав Мудрый, во второй половине XI ст., составил первый свод законов Киевского государства — «Русская правда» (слово «правда» в Древней Руси мало еще значение — устав, закон). Это были законы относительно разделения наследства, наказания воров, убийц и так далее. В «Русской правде» обозначились и социальные расхождения: для знати и для простых крестьян наказания были разными, «Церковные люди» — священники, их семьи и в целом те, которые жили при монастырях и церквях, подлежали суду епископа. «Русская правда», как и немало других книг, дошла до нас благодаря монастырям, в которых часто хранились большие библиотеки.

Наука и образование. Первые школы в Киевской Руси появляются благодаря инициативе князей. Например, князь Владимир Креститель открыл школы для детей «лучших людей» при Десятинной церкви. В Новгороде было создано школу, в которой учились дети новгородских правительственных чиновников и священнических, При Софийском соборе Ярослав Мудрый открыл нечто вроде вуза, в котором учились такие личности, как первый митрополит из русичей Илларион и дети самого Ярослава, а также дети иностранных деятелей Европы. В заведении изучали языки, историю, географию, риторику, богословие.

Впоследствии по стране распространились просветительские школы при церквях для широкой общественности. При епархиях появились школы для подготовки будущих клириков. Особенную роль сыграли монастыри (в первую очередь — Киево-Печерская лавра, которая была мощным культурным центром, где готовили будущих клириков, художников, книжников и даже врачей). Известно также о существовании в Киеве школы для девушек

В Киевской Руси уже функционировали специализированные школы, в которых учили занятию: живописью, пению, художественной резьбе, обработке металла и тому подобное.

На западноукраинских землях стали изучать латынь, которая была языком международной культуры на Западе. Среди знати вводилась индивидуальные занятия для детей, латынь рядом с греческим, польским или немецким языками были в программах учебы.

В XI — XII ст. на Руси уже появляются свои ученые-натуралисты. Известно, еще киевский монах Агапит профессионально занимался медициной. Он исцелял кожные болезни, воспаления, широко используя при этом отвары из трав и корешков.

Развитие науки в этом времени было затруднено. Достаточно сказать, что лишь с принятием христианства в государстве окончательно и навсегда утвердилась письменность. До христианизации наука, и словесное творчество имели фольклорный характер. Неясные и часто недостоверные версии о существовании письменности основываются или на отождествлении славянской письменности используемых варягами рун, или на фальсификациях, или на возможных фактах проникновения на Русь элементов южнославянской христианской книжности. Отсюда и возможность появления отдельных достопримечательностей такого типу как у христиан до Владимирской Руси.

Как материал для письма использовали пергамент. Однако он был дорогим и преимущественно предназначался для книг церковного характера. Бумаге для бытового письма еще было недостаточно. Характерно, что на севере — в Новгородской земле — писали грамоты на бересте, березовой коре. Тексты на этих грамотах выжимали с помощью специального инструмента. В давние времена береста была самым распространенным материалом для письма, ведь они значительно дешевле пергамента и бумаги. Поэтому обычно на ней писали небогатые люди — простые горожане и крестьяне, конспектирую всяческие хозяйственные вопросы. Сохранился также наивный детский рисунок, сделанный неуверенными линиями: мальчик Онфим нарисовал себя на коне, с копьем в руке, которым он бьет врага.

В духовной культуре Киевской Руси большую роль продолжало играть устное народное творчество: былины, песни, сказки, загадки, легенды, в которых отметилась народная память о событиях давности. Немало из них позже стали письменными произведениями. Например, так попали в «Повесть временных лет» легенда строительства Киева тремя братьями, давние переводы об Олеге, Игоря и Ольги о Володимерове крещения и др.

Князь Владимир после принятия христианства учредил школы, в них учили чтению и письму. Духовная жизнь Киевской Руси была достаточно активной: здесь кипела религиозная полемика, обсуждались концепции иудеев и мусульман, отличия между западным и восточным церковным обрядом.

Славянскую письменность изобрели в IX в. Св. Кирилл и Мефодий, византийские монахи (возможно, полуславяне), которые получили от римского папы разрешение использовать славянский язык в церковной книжности и богослужении.

Литературно-художественная деятельность. За князя Ярослава книжно-письменное дело и образованность выросло. Известно, что сам Ярослав проводил ночи за чтением, имел огромную библиотеку. Илларион написал проповедь «Слово о Законе и Благодати», которая сохранилась до наших времен.

Известны и другие выдающиеся книжники Киевской Руси, образованность которых захватывала современников, а порою вызывала и зависть. Это — Климент Смолятич и Кирило Туровский (XII ст.).

«Повесть временных лет» была написана самым известным из отечественных литописцев— Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, который жил во второй половине XI, — в начале XII ст. Она получила название по первым словам повесть временных лет. В повести, кроме собственно летописи — описания событий год годом — Нестор связывает историю славян с мировой историей, описывает их быт обряды, обычаи, верование и тому подобное. Например, из Повести мы узнаем о существование в 945 г. в Киеве каменного дворца князя Святослава, стены которого были украшены фресками, мозаикой, инкрустациями из мрамора.

Появляется новый для славян жанр литературы — жития святых: в которых рассказывается о жизни церковных и государственных деятелей, объявленных церковью святыми; здесь фигурировали как персонажи мировой церковной истории (Алексий, Иоанн Золотоустий и др.), так и герои давней киевской жизни (мученики-князья Борис и Глеб, убитые своим братом Святополком Окаянным в борьбе за власть, основатели Киево-Печерского монастыря Антоний и Феодосий Печерский и др.). В жизнях воссозданы исторические события тех времен, религиозно-моральные эстетические взгляды общества. Настоящим шедевром киевской литературы является «Слово о полку игореве»; созданный в XII в. неизвестным автором, в котором описывается неудачный поход русских князей против половцев во главе с князем Игорем Святославовичем. Автор «Слова» широко использовал устное народное творчество, изобразил опасность княжеских раздоров, горячо призывая всех вместе встать «за землю Русскую».

С христианизацией Киевской Руси начинается и становление настоящей архитектуры. От начала славянское село и город имели вид полуземлянок: использовали для строительства по большей части дерево и глину. Каменных зданий в дохристианские времена не было. Местные строители научились у греческих мастеров принципов каменного строительства, стали изготовлять крепкий кирпич, который широко использовался в Византии.

При князе Владимире Крестителя в Киеве была построена величественная Десятинная церковь. Такое название она получила потому, что была создана на десятую долю княжеского дохода, отданную на церковные потребности согласно ране христианским нормам.

Не обходилось и без курьезов, порою досадных. Например, греки, которые строили Десятинную церковь, привычны к каменной почве, не догадались подвести под здание каменный фундамент; первый вариант сооружения завалился.

Количество монастырей и храмов начинает расти. Во времена княжества Ярослава Мудрого Киев уже был одним из наибольших городов Европы, хорошо известный за пределами Киевской Руси. Крупнейшим памятником архитектуры Киева явился многокупольный Софийский собор (начат в 1037 г.— окончен в конце XI в.), сооруженный князем Ярославом как главный храм. Церкви на Руси имели не только культовое, но и общественное назначение. Это усиливало то внимание, которое уделялось их строительству. От византийских сооружений собор отличается планировкой и конструкциями, но прежде всего тем, что имеет тринадцать куполов. В процессе строительства произошло постепенное расширение первоначального плана, имевшего форму греческого креста. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный (вытянутое помещение) крестовокупольный храм, с тринадцатью главами, из которых пять средних были более крупными, а центральная, осевая, самой большой. С севера, юга и запада собор окружался открытыми одноэтажными галереями на аркадах. С восточной стороны каждый из пяти нефов завершался полукруглой в плане апсидой (выступ здания, полукруглый). В результате многочисленных перестроек возникло девять нефов с десятью апсидами и тринадцатью характерными куполами. Подобным образом построен и пятикупольный Софийский собор в Новгороде (1054 г.). Спустя несколько десятилетий наружные галереи были надстроены вторым этажом. Кроме того, возник еще один ряд одноэтажных галерей, появились башни, заключавшие лестницы для подъема на хоры (открытая галерея, балкон в верхней части большого зала для помещения хора, оркестра). Значительно позже — в XVII —XVIII веках надстроили и наружный ряд галерей, возникли прямоугольные контрфорсы, основная кладка скрылась под слоем штукатурки, на северной и южной сторонах возвели новые купола, были произведены и другие существенные изменения в архитектурном облике храма. Немецкий хроник Адам Бременский писал о нем с увлечением, создавая легенду о большой столице Руси, в которой вроде бы функционируют четыреста храмов. Немало достопримечательностей давней киевской архитектуры было разрушено большевиками уже в нашем столетии (Успенский собор Киево-Печерской лавры и др.); некоторые из них, как, например, Михайловский монастырь, сегодня возобновлены. Появляется прекрасная христианская архитектура в Чернигове, Овруче, Владимире и др.

Изобразительное искусство также возобновляется. Русичи учились иконописному искусству у византийских мастеров (мы уже вспоминали о мозаиках и фресках в киевских соборах). Следует отметить, что сочетание мозаики и фрески в стенах одного и того же архитектурного сооружения является оригинальным местным художественным приемом, который не использован нигде больше. Прекрасным образцом



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: